Спорим, ни одна мама не просыпается с мыслью: «Что бы мне такого сегодня сказать ребёнку, чтобы он вырос неуверенным в себе?»
Мы, родители, стремимся выпустить в жизнь подготовленных детей, которые будут чувствовать себя уверенными, независимыми от чужого мнения! Убеждена, что вы хотите, чтобы они:
✔ могли любить и доверять;
✔ могли заявлять о своих потребностях, желаниях и не зависеть от оценок близких, знакомых;
✔ не переживали из-за слов случайных прохожих;
✔ стремились совершать поступки не ради одобрения окружающих, а исходя из внутренней потребности и гармонии с внешним миром;
✔ смогли создать семью и жить счастливо.
Но вот факты говорят нам, что продажа антидепрессантов в России за 2013–2018 годы выросла в 2 раза, объём продаж достиг 4 млрд рублей против 2,1 млрд в 2013 году (источник rbc.ru). По данным ВОЗ, каждый год 800 000 человек погибают в результате самоубийства – второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15–29 лет.
Как так получается? Давайте попробуем разобраться.
80% родителей считают, что детей нужно хвалить! Ваши соседи, друзья, коллеги – все они стараются идти в ногу со временем и помогают детям чувствовать себя уверенными в современном мире. Возможно, кто-то видит в своём ребёнке того, кто сможет создать империю, поставить рекорд, подняться на неприступную вершину. Для этого будущему покорителю вершин не нужно обладать бесстрашием, амбициями или безрассудством. Для успеха нужна здоровая самооценка и правильная мотивация.
И родители стараются! Хвалят!
«Ты молодец!»
«Ты самый лучший!»
«Ты такой умный!»
«Ты лучше всех!»
Да вы и сами можете продолжить этот список.
Только никто не задумывается о последствиях этих слов. Мало кто знает, что для здоровой самооценки и мотивации эти фразы словно конь троянский – красиво, но опасно.
Так мы собственными руками навешиваем ярлыки на детей, даже не задумываясь, что в реальности им для уверенности в себе нужно совсем другое. И иногда лучше вообще промолчать, чем говорить: «Ты умный».
Моя личная история с похвалой начиналась именно со слов «Ты умный». Мы с мужем не собирались внушать сыну страх перед неудачами и состояние беспомощности. Мне как маме хотелось воспитать в нём отвагу и желание браться за любые трудные задачи, всегда подниматься на ступеньку выше, выходя из зоны комфорта.
И вот такая идиллическая версия детства выродилась в нечто другое, больше похожее на гонку за мотивацией «что ему ещё такого сказать, чтобы он захотел». И я оглянуться не успела, как своей любовью и заботой взяла собственного ребёнка в плен. Нахваливая и показывая свою безграничную любовь, я породила в себе множество ожиданий, и ни одно из них не оправдалось.
Всё произошло с точностью до наоборот. Мой сын стал бояться совершить ошибку, стал отказываться от сложных задач, быстро сдавался, не стремился узнать что-то новое.
Кто-то ещё заметил такие симптомы у своих детей? Добро пожаловать в мир перехваленных детей!
Долго не могла понять и задавала себе вопрос: «Почему любви, веры и похвалы недостаточно?» Оглянитесь вокруг: все родители любят своих детей. Но сколько среди этих детей сегодня ничего не хотят? Сколько детей вокруг страдают зависимостью от мнения окружающих и низкой самооценкой? Быть родителем в постоянно меняющемся мире очень сложно. Одной любви детям мало для того, чтобы вырасти свободными и уверенными в себе. Нужна осознанность родителей, понимание, что у детей есть потребности, без удовлетворения которых невозможно движение вверх. Самое время признать, что родителями не рождаются, а становятся. И не всегда родители справляются, но одно понимание этого уже говорит о том, что родитель осознаёт свою ответственность за ребёнка и готов обратиться за помощью.
Я подумать не могла, что мои слова для сына обладают особым смыслом, чем-то вроде заклинаний из «Гарри Поттера». Ещё большим удивлением было осознание, что своими руками я отбираю у ребёнка мотивацию и стремление к свободе, загоняю его в рамки «молодец» и заставляю зависеть от себя. «Мама, скажи, а я молодец?» Ведь я хотела противоположного! И многие из вас согласятся, что ребёнка нужно хвалить, и тогда он вырастет уверенным в себе! Говорить, что он самый лучший, и этого достаточно! Быть может, вы замечали, как хвалите ребёнка за рисунок и называете его художником, а он стремится рисовать всё меньше и меньше?
Дело в том, что дети нашу похвалу воспринимают совсем иначе. Для них слово «художник» – это ярлык, который они должны оправдывать теперь каждым рисунком. «А что, если я нарисую что-то не очень красиво? Тогда все узнают, что я не художник», и вот она, утекающая мотивация: «Лучше я не стану рисовать этого льва, а вдруг не смогу?»
Миссия похвалы заключается в том, чтобы ребёнок вырос и научился себя хвалить самостоятельно, мог посмотреть неприятностям в лицо и поддержать себя, ставил перед собой цели и достигал их, понимал, что справится, если не будет сдаваться.
Но что мы слышим от детей? «Мама, а я молодец?»
Эта фраза показывает, что своей оценочной похвалой мы строим дорогу с односторонним движением, где ребёнок всегда будет ждать оценки своих действий извне.
Но как тогда построить дорогу с двусторонним движением? Как ребёнку научиться самому хвалить себя?
Поиску ответа я посвятила несколько лет.
Как ни странно, но последние исследования показывают, что всё чаще родителей интересуют лишь темы повседневного ухода за ребёнком: как приучить к горшку, как отучить от соски – все те мелочи, которые помогут им в случае успешного выполнения миссии почувствовать себя хорошим родителем сейчас, сегодня.
Мы, мамы, пытаемся подстраховать себя большим багажом теоретических знаний и маленьким опытом душевного спокойствия, которые помогают почувствовать себя компетентными и хорошими родителями. А что с тревогой? Несмотря на все наши «костылики», наша тревога только растёт.
Каждая новая книга – ключ к потайной комнате спокойствия и семейной гармонии, но на практике всё превращается в квест, когда миссия «возьми и просто сделай» проваливается каждый раз. Но ничего, есть же ещё другие авторы и книги, они помогут точно.
Что происходит на самом деле?
Ваша тревога и чувство неуверенности в родительских компетенциях начинают расти. Слово «должен», как красная лампочка в голове, не покидает и служит морально-этическим ориентиром, определяющим, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Не нашла ответ – плохая мама, нашла ответ – хорошая мама.
А ведь это навязанное извне «должен» не что иное, как дань моде. Не так давно, в эпоху Ренессанса, было модно восхищаться полными женщинами, а сегодня модели изводят себя изнурительными диетами ради красоты. Теперь модно постоянно тревожиться за детей и искать всевозможные пути преодоления этой тревоги. Если мама перестанет тревожиться, мировая экономика рухнет. В книге вы найдёте упражнения, которые помогут сделать уровень тревоги адекватным и поставить точку в понимании «кто кому должен».
Саблезубые тигры уже давно не нападают, а вот привычка тревожиться по этому поводу ещё живёт в голове. Так устроена женщина. Вспоминая историю, мы знаем, что женщина была хранительницей очага, тогда как мужчина – основным кормильцем. Да, но 80% питания добывала женщина путём сбора ягод и растительности и обмена ими благодаря внешним связям с соседними пещерами.
Собирательство всегда помогало семье выжить. Продолжая собирать информацию, женщина каждый гигабайт обрабатывает и конвертирует в семейную систему, постоянно развивая и меняя её. Современная женщина одевается в леопардовый окрас по своему желанию и сидит у костра, наслаждаясь языками пламени.
В книге, которую вы держите, собраны упражнения, которые помогут вашей семье развить свой эмоциональный капитал. Разговаривая каждый день с собственным ребёнком, мы редко задумываемся, что именно мы гипнотизируем его на успех или поражение в будущем. Наша власть безгранична. Наши слова остаются с детьми на всю жизнь.
Думаю, вы сами помните несколько фраз из детства, которые вам говорили родители: «Взрослый редко испытывает чувство, которое не тронуло его душу ещё в детстве» (Сигрид Унсет). Фразы родителей и есть путеводная звезда в мире самоопределения: «кто я», «какой я». И именно мама закладывает самооценку ребёнка. И понятие «какой я» появляется раньше, чем понятие «кто я». Своим общением, поддержкой и похвалой мы помогаем детям построить мост, по которому они будут бежать к нам через 30 лет. И будут ли они спотыкаться о торчащие кирпичи критики и постоянных советов или нет, сегодня зависит от нас.
Понимая, как хвалить без оценки и ярлыков, каждый родитель открывает ребёнку двери во взрослый мир. Да, именно открывает, а не оставляет лишь одну щель из оценки и вечного слова «молодец», через которую не пролезет свободная личность.
Упражнения в книге помогут вам выработать привычку хвалить иначе, ведь слово «молодец» будет бороться до последнего, стараясь оставить всё как есть. Начав хвалить иначе, вы сможете показать детям, что слышите их, поддерживаете, сопереживаете и готовы помочь. И именно так родитель становится другом на всю жизнь, меняя свою экспертную позицию «я знаю, что тебе нужно сделать» на «я рядом, я тебя слышу, ты справишься».
Кто не мечтает дружить со своими детьми всю жизнь? Больше всего ребёнок желает слышать от родителей, что его поняли и следовали за ним. Да, детей важно воспитывать и говорить им, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но самое важное для детей – понимание, что родители принимают их чувства и позволяют им быть. Согласитесь, что в одном «молодец» едва ли может разместиться та настоящая поддержка, на которую вы готовы.
И когда вы услышите от ребёнка, как он сам себя хвалит, вы поймёте, что стали обладать меньшей властью, ведь ребёнок не нуждается более в вашей оценке. Но, отдавая власть, мы освобождаем место для авторитета. Это значит, что вы – тот самый человек, с которого хочется брать пример, а не делать ему назло. Человек, который слушает и слышит.
23 февраля 1629 года в Англии Джон Дин был приговорён к смертной казни через повешение за поджог двух амбаров с зерном. Согласно документам, ему не было и восьми лет. Это первый документально подтверждённый случай казни ребёнка. Англия всегда славилась разнообразием смертных казней, но смертные приговоры детям не приводили в исполнение. Чаще всего судьи решали помиловать детей. В этом абсурдном и не поддающемся современной логике наказании мы видим неопровержимый факт – в те далёкие годы восьмилетние дети уже могли отвечать за свои поступки перед законом. То есть перед родителями они научились отвечать ещё раньше. Современные дети в большинстве своём не могут отвечать даже за выполнение домашнего задания.
Сегодня человечество бросило все силы на индустриальную революцию, оставив детей в современной колыбели жизни, которая играет один и тот же ритм: будь хорошим, учись на отлично, не спорь со старшими, не повторяй моих ошибок, и тогда ты молодец! Как так получилось?
Среди всех обитателей земли люди дольше всех оберегают своё потомство. Существует гипотеза, что, рожая таких слабых во всех смыслах детей, у которых мозг развит лишь на 30%, женщины расплачиваются за возможность ходить на двух ногах. Именно сужение таза ограничило размер головы, которая может пройти сквозь родовые пути. Узкий таз помог женщине в процессе эволюции встать на две ноги и убегать при необходимости. Хотя на сегодняшний день уже существует и альтернативное мнение.
Антрополог из Род-Айлендского университета Холли Дансуорт (Holly Dunsworth) считает, что женщина рожает именно через 9 месяцев потому, что её организм не выдержит более длительной нагрузки из-за повышенного метаболизма на последних сроках беременности, когда женский организм похож на ядерный реактор, который трудится на пределе своих возможностей. По мнению антрополога, более длительное вынашивание попросту не позволило бы женщине восстановиться. Удивительно, что детей рожали и до появления земледелия, которое помогло женщине поддержать свой организм на последних сроках необходимыми витаминами и калориями.
Так или иначе, но на свет появляется ребёнок, который полностью и целиком зависит от матери. Отличие нас от зверей ещё и в том, что свои навыки воспитания звери перенимают и передают посредством подражания. И меняются они лишь в процессе эволюции, одна привычка – тысячелетиями. Легко даже не заметить, что раньше было иначе.
А вот люди… У нас всё иначе – мы меняем свои воспитательные привычки согласно моде. И если раньше худые женщины считались слабыми, неспособными выносить здорового ребёнка, то сегодня смертельная худоба вызывает восторг и восхищение у мужчин и зависть у женщин, поскольку не каждая женщина способна довести себя до болезненного истощения. Конечно, то, что худоба болезненна сама по себе, никем не воспринимается всерьёз, и то, что худая женщина становится в биологическом смысле непригодной к зачатию, – тоже лишь горькое послевкусие страстно выпитой залпом чаши подражания.
Так и детей воспитывает сегодня поколение, которое в информационном потоке абсолютно разных подходов, начиная доктором Споком с его дикими, но популярными на тот момент методами воспитания и заканчивая современными известными психологами, вынуждено черпать истину чашами или собирать правду по крупицам.
Россия отличается от других стран не только масштабами. Ребёнок, рождённый в России, подсознательно несёт в себе часть ответственности за сохранность её границ и своих личных. И каждый раз, когда мы видим общение мамы с ребёнком, в котором чувство вины передаётся уже не одно поколение, важно помнить, что эмоционально-психологический контур нашей страны давно выхолощен не одной войной и не одним миллионом смертей. И то, как мама общается с ребёнком в песочнице, – следствие долгого процесса, в котором смешалось огромное количество национального горя и общечеловеческой скорби.
По официальным данным ТАСС, количество погибших в СССР только за Вторую мировую войну составило около 27 млн человек. А ведь это не единственная война на территории России. В каждой семье кто-то погиб.
Было ли у выживших женщин право скорбеть? Нет. Огромное количество культурного горя и травмы стали неотъемлемой частью воспитания сегодня, где ценность живого ребёнка гораздо выше, чем когда-либо, ведь наши мамы и бабушки не понаслышке знают, что такое «потерять».
Но нужно было жить дальше, нужна была идея, и уже очень скоро истина, возведённая в идеал, превратилась в абсурд.
Культура нарциссизма к нам пришла из далёких, более развитых стран Америки и Европы. После Второй мировой войны национальный дух Америки был пропитан чувством превосходства и уверенности в себе. В Европе в это время общество двигалось в сторону индивидуальности. Наше общество после Второй мировой войны, потеряв большую часть мужского населения, пошло в другом направлении. Когда страна отстраивалась заново, в основном женскими руками, как никогда был важен коллективный дух. Вместе мы сможем всё! Индивидуальность вытекала из коллективного представления: «Сталинские орлицы», «Я есть то, что обо мне подумали другие». Женщины-героини! Каждая отдала часть себя на восстановление страны. Не имея часто рядом мужчины, женщина вынуждена была заменять ребёнку и отца и мать, наказывая его и обнимая, что вселяло в ребёнка тревогу. Он не может расслабиться на 100%, его в любой момент может пожалеть или наказать один и тот же человек. Перепись населения в 1959 году показала, что на 1000 женщин приходился 641 мужчина. Убыль мужчин призывного возраста во время Второй мировой войны составила 44%. Это самая большая цифра среди всех стран, участвовавших в войне. Половина! Давайте на секунду предположим, что завтра половина мужчин, которых вы знаете, исчезнет навсегда. Думаю, даже секунда для такой фантазии болезненна.
В каждой семье новорождённый мальчик считался «золотым», что очень мешало становлению его как личности и самостоятельного мужчины. Матриархальное общество помогало расти, но не помогало взрослеть. Каждый мужчина зависит от мамы, но для многих эта зависимость стала разрушительно продолжительной.
Давление взглядов и оценки со стороны на одиноко воспитывающих женщин оказывается таким сильным, что выдержать его самостоятельно и преобразить в созидательную энергию просто нет возможности, словно положить кирпич на яйцо и ждать, что оно почувствует себя под мамой-курицей.
Чтобы избежать ошибок и поражений в воспитании, нередко мамы брали на себя всё. Глядя на маму с позиции ребёнка, снизу вверх, можно без труда обнаружить сильную, смелую, решительную женщину, она очень похожа на «Родину-мать» – скульптуру под Волгоградом, но без меча. Ребёнку нужно каким-то образом превзойти свою мать, но как, когда на неё смотреть иногда страшно? Чтобы стать самостоятельным и верить в себя, ребёнку нужны ошибки и собственный опыт преодоления трудностей, но для успешной мамы слово «трудности» звучит слишком опасно, ведь на кону её репутация как мамы и оценка друзей.
Успешное родительство помогает чувствовать себя хорошим, понимать, что ты справилась в очередной раз. Вот только успешность как критерий оценки себя – очередной ярлык и к чувству самоуважения не имеет никакого отношения.
За год женщины видят до 60 000 идеальных фигур и лиц, которые смотрят на них с билбордов. Индустрия красоты делает миллиарды на чувстве неуверенности женщин. Инстаграм давно превратился в Хвастограм. Все исследования в области влияния социальных сетей приходят к одному выводу – люди, активно пользующиеся социальными сетями, чаще других испытывают депрессию и чувство неудовлетворённости собой. Сегодня наши друзья – малознакомые друзья! – решают за нас, какое будет у нас настроение. Количество лайков под фото определяет наше чувство уверенности. Раньше был важен вкус сочного бургера, сегодня важен его внешний вид и качество фотографии, которую необходимо выложить в социальную сеть. Внутренняя неудовлетворённость подталкивает на поиск одобрения в виде лайков. С того момента, когда люди самостоятельно решали для себя – я хороший, прошла целая эпоха. С появлением лайков определение «я хороший» зависло в состоянии вопроса: «Я хороший?» И люди, нажимающие на сердечки, каждый раз вершат чьи-то судьбы. «Средненьких» людей практически не осталось: какой смысл быть средненьким, если это не модно?
Когда на тебя с экранов смотрят миллионы успешных людей, хочется узнать их секрет, чтобы подражать. Хочется найти заветную таблетку и совершить прыжок на их сторону, покидая свой берег «неудачника».
Сегодня успешные люди везде получают знаки одобрения. И те, кто их возвёл на пьедестал, про себя же думают: «Он крутой, а я нет». Ярлык «неудачник» прилипает к тебе моментально – то, что ты не успешен сегодня так, как они, означает только одно: ты неудачник. Никто не делится своими поражениями и конфликтами с партнёром в сетях. Никто не выставляет свои мешки под глазами на всеобщее обозрение. Все счастливо улыбаются тебе с экрана телефона, и только ты грустишь – ещё есть куда расти и куда худеть.
Общество перед женщиной ставит невыполнимые задачи: будь хорошей женой, хорошей мамой и не забудь построить карьеру.
Для современного мужа хорошая жена – та, у которой фигура и внешний вид соответствуют глянцевому образу. Пока ребёнок маленький, для него самая лучшая мама – та, что рядом. Она всегда готова прийти на помощь и показать, как сильно она любит и дорожит проведённым вместе с ним временем. И здесь начинается внутренний торг, в котором всегда проигрывает женщина. Куда бы она ни отправилась – в спортзал или к манежу, она у кого-то «отрежет» это время.
Почему выбранная дорога уводит, а не приводит к счастью? Над неудовлетворённостью женщин и мужчин сегодня трудятся миллионы СМИ. Ваша жизнь не будет иметь смысла без тех критериев успешности, которые благополучно транслируются из каждого телевизора.
Вредные и противоречивые послания СМИ
✔ Имей личную жизнь и позволь мужчине принимать за тебя решения.
✔ Будь хорошей домохозяйкой и работай на себя.
✔ Отвечай за свою сексуальность и подчиняйся удовольствию мужчины.
✔ Будь самодостаточной на работе и покорной дома.
✔ Будь взрослым, ответственным и зрелым, но оставайся молодым, не теряя детской свежести.
✔ Будь мужчиной, но умей проявлять нежность.
✔ Будь женщиной, но проявляй мужские качества на работе.
✔ Будь успешной, думай о семье, занимайся саморазвитием, ещё будь щедрой, не забывай об альтруизме.
✔ Будь спонтанным, но умей проявлять самоконтроль и самообладание.
✔ Будь мобильным, меняйся, развивайся, не забывай делать долгосрочные вложения.
✔ Не пренебрегай сиюминутными наслаждениями, живи настоящим, но строй планы на будущее.
Так общество формирует чувство тревоги. Да, у нас есть в меню супчики и кефир, которые мы считаем полезными для наших детей не потому, что дети слабые, а потому что нам важно убедиться, что наше пребывание рядом с детьми несёт максимальную пользу, освобождая нас, матерей, от внутренней тревоги. Мы должны воспитать детей счастливыми! И сегодня для многих детей этот девиз обернулся приговором.
Ребёнок родился, теперь все силы брошены на его воспитание.
Шапка потеплее, слов побольше, чтобы он точно понимал, что его любят!
Мы знаем, что ребёнка нужно хвалить. Расти ему будет сложно, когда вокруг уже столько успешных людей. И действительно, кажется, что если больше похвалишь, то ребёнок будто станет крепче, сильнее. Будто слово «молодец» – заклинание, помогающее расправить плечи и отрастить крылья.
На самом деле наше чувство тревоги подталкивает к постоянному восхвалению, иначе есть риск вырастить «полуовоща», который так и не поймёт, как он крут в действительности.
Если убрать чувство тревоги, вы вообще перестанете нахваливать детей. И что тогда произойдёт? Ведь сейчас есть ощущение, что без ваших фраз ребёнок совсем не поймёт, какой он.
На самом деле, когда мы убираем чувство тревоги, приходит расслабление, появляется уверенность, которая проявляется во всём: во взгляде, в улыбке, в диалоге с ребёнком. Ведь вам не говорят каждый день, что вы женщина, вы и так это знаете. Наоборот, если вам каждый день начнут напоминать о том, что вы женщина, на десятый день вы начнёте сомневаться в этом или подозревать, что с вами что-то не так.
Похвала нужна ребёнку, чтобы вырасти уверенным в себе и научиться хвалить себя самостоятельно. Дети формируют свою самооценку из самооценки родителей. И сколько бы вы ни говорили, что он самый лучший ребёнок, ощущать себя он будет именно так, как ощущают себя мама и папа. Дети бессознательно считывают и запоминают поведение родителей. Сложно вырастить общительного и весёлого мальчика, если папа очень зажат и большинство времени проводит один.
Упражнение подойдёт для всех, у кого есть дети любого возраста.
Возьмите лист бумаги.
Представьте, что пишете вашему другу из далёкой страны, который никогда не видел вашего ребёнка. Ему интересно каждое слово о вашем ребёнке.
Опишите максимально подробно всё, что вы знаете о своём ребёнке. Со всех вам известных сторон, как хороших, так и плохих: как устроено его тело, как он заводит дружбу с другими, считаете ли вы его умным, как он реагирует на шутки и критику.
• Как ваш ребёнок ведёт себя с другими детьми?
• Что ему нравится делать больше всего?
• Что его веселит, а что удивляет?
• Легко ли его разозлить?
• Что способно вывести его из себя?
• Как он справляется с раздражением?
• Что у него получается делать лучше всего?
• Как ребёнок удовлетворяет свои потребности во внимании, любви, безопасности?
• Что в вашем ребёнке (черты, привычки, действия) труднее всего принять?
• В чём ваш сын или дочь похожи на вас?
• Чем вы отличаетесь?
• Что ваш ребёнок любит?
• Какие виды спорта нравятся?
• Он больше склонен к порядку или хаосу?
Обратитесь к тем, кто хорошо знает вашего ребёнка, и спросите у них, что они думают о нём. Какой он для них? Тоже запишите эту информацию.
После своего опроса и записей опишите подробно, каким видите своего ребёнка через 20–30 лет.
• Какой он?
• Как выглядит?
• Во что одет?
• Какие предпочтения в еде?
• Он любит путешествовать?
• Он общительный?
• С кем живёт?
• Где работает?
• Он счастлив?
• Хватает ли ему денег?
• Он занимается любимым делом?
• Сколько у него детей?
• Много ли у него друзей?
То, каким вы нарисовали ребёнка через 20–30 лет, определяет вектор вашего общения. Если вы увидели успешное будущее, оно таким и будет, потому как вы общаетесь с ребёнком в основном без тревоги и страхов за него, давая ему больше самостоятельности, что поможет ему в будущем.
Если ваше описание через 20–30 лет выглядит печально – повод задуматься, потому как бессознательно на ребёнка вы будете переносить свои страхи и тревогу, как бы вы ни старались ему этого не показывать. Будущее детей закладывается общением со взрослыми, и, если сегодня вам страшно за него, это шанс пересмотреть свои отношения с внешним миром и ребёнком, отделить зёрна от плевел и построить отношения, в которых ребёнок увидит вашу любовь без мусора ожиданий и страхов за него.
Эта книга призвана стать союзником вам в этом нелёгком деле. А я как автор буду идти рядом с вами с белым флагом, который поможет понять детям, что вы пришли с миром. Давайте разберёмся в ухабах и кочках этой интересной дороги?
Позитивный вариант
Когда вы столкнётесь с поражением ребёнка в будущем, этот вариант удержит вас от критики. Если вы знаете, что это не последняя игра, в которой он может проиграть, вы верите в ребёнка и знаете, что у него ещё множество поводов стать победителем, возможно, вы скажете: «Понимаю, ты расстроен, но думаю, у тебя ещё всё впереди, закажем пиццу?»
Негативный вариант
Вариант будущего, который вы нарисовали, выглядит мрачным и вселяет лёгкий холодок. Вы точно не этого хотели для ребёнка. Но то, что вы написали, будет накладывать отпечаток на всё ваше общение уже сейчас. Если он проиграет одну игру, вы будете очень огорчены и постараетесь своими замечаниями помочь ему не совершать таких ошибок в будущем: «Ты очень медленно двигался по полю, если бы ты меня слушал и занимался больше, сегодня было бы всё иначе». Ведь ставки высоки, на кону его успешность, и один проигрыш всё больше толкает его к мрачному сценарию. Вам, родителю, нужно приложить максимум усилий и внимания, чтобы ребёнка от этого мрачного сценария уберечь.
В чём разница?
В позитивном варианте родитель расслаблен, он знает, что ребёнок добьётся всего сам, и родителю не страшно.
В негативном родителю страшно. Именно страхи бессознательно программируют детей на тот образ, которого родители боятся больше всего.
Ого! Заявочка!
Получается, мы проецируем на детей свои страхи? Да, так и есть.
Помните страхи ваших родителей? А может, они потом ещё сказали: «Ну вот, как в воду глядел»? А быть может, вы помните, что делали что-то назло родителям, хоть и понимали, что стоит остановиться? Да, да… и этому есть свои причины. Разберёмся?
Данное упражнение поможет вам разобраться с копилкой ваших страхов и понять, что мешает сегодня общаться так, как вы хотели, а не как вышло в итоге.
• Выпишите свои 10 самых сильных страхов относительно ваших детей.
• Возле каждого страха поставьте число от 0 до 10 по степени выраженности страха, где 10 – очень страшно.
• Выберите самый интенсивный страх. Пример: мой ребёнок не научится давать сдачи.
• Опишите, что произойдёт самого худшего с вашим ребёнком, если страх осуществится. Пример: его будут постоянно все обижать.
• Что произойдёт самого лучшего, если страх осуществится. Пример: станет очень умным, чтобы доказать всем обидчикам, как они ошибались на его счёт .
• Как вы думаете, каким будет реальный исход? Пример: он научится давать отпор благодаря тренировкам по карате.
• Оцените степень вашего страха ещё раз.
Стараться изменить ребёнка – всё равно что пытаться изменить форму тени на стене, не трогая того, кто её отбрасывает.
Уверена, что многие слышали о необходимости развивать у себя и детей здоровую самооценку. Самая заманчивая выгода здоровой самооценки заключается в том, что дети в будущем не находятся в зоне риска по заболеванию депрессией. Вырастая, они создают семьи с идентичным уровнем самооценки. Те, у кого самооценка низкая, создадут отношения с таким же партнером. Бессознательно дети, не желая повторять судьбу родителей, в подавляющем большинстве наступают на те же грабли. Осознавая тот факт, что им некомфортно находиться с людьми, которые их подавляют, они выбирают партнёров себе по образу родителей бессознательно. Другие отношения их просто не заводят. И даже если у такого партнера появится тот, кто не будет его подавлять, ему станет скучно и неуютно, и бессознательно он скорее разрушит эти отношения, так как не сможет себя чувствовать «как дома».
Иначе говоря, партнёров детям выбирают родители, формируя у них здоровую или низкую самооценку. Можно сколько угодно изучать по инструкции машину, но рано или поздно нам придётся засучить рукава, залезть под капот и испачкать руки.
Ребёнок. Из чего он состоит и где его кнопки, включающие счастье и благополучное будущее? Знакомьтесь с первой, самой важной кнопкой!
Привязанность как основа самооценки выглядит словно корень, от которого тянется вверх здоровая самооценка и расстилается по земле низкая самооценка. Что означает привязанность? Привязанность – чувство близости к кому-то из близких, основанное на симпатии. Похвала и самооценка очень тесно переплетены друг с другом. Но именно привязанность даёт основу для стабильной здоровой самооценки.
Признаюсь сразу, что не просто так мы уделяем огромное внимание внутреннему состоянию мамы в отношениях с ребёнком. У Шандора Ференци есть такое выражение: «Страх перед не контролирующим себя взрослым превращает ребёнка в психиатра». Работать, конечно, над одной похвалой – это всё равно что посадить цветущую розу в клумбу с сорняками. Осознав, что растёт в вашем саду кроме цветов, вам будет гораздо легче использовать правильную похвалу спонтанно, на произвольном языке, получая от этого удовольствие, обладая полным контролем над происходящим.
Как вы поняли, мы исключаем по максимуму ситуацию, где один раз похвалила, а второй – не удержалась и покритиковала.
Если мы вспомним сказку про трёх поросят, то мы с вами строим как раз «домик из кирпичей», который не рухнет после завершения нашей работы.
Отношения с родителями дают ребёнку ответы на экзистенциальные вопросы, которые он задаст себе в недалёком будущем:
✔ Есть ли в этой жизни место для меня?
✔ Будут ли обо мне заботиться?
✔ Вправе ли я иметь свои потребности?
Все ответы, которые получает ребёнок от внешнего мира, формируют его самооценку.
Что самое важное для ребёнка: самооценка или безопасная привязанность?
Для формирования здоровой самооценки ребёнку нужна безопасная привязанность, важна и самооценка, и привязанность.
Безопасная привязанность – основа эмоциональной зрелости ребёнка, основа его уверенности в себе.
Самооценка – как масло, которое намазывается на хлеб безопасной привязанности.
Как возникает безопасная привязанность?
Когда ребёнок верит, что мама:
✔ будет рядом, когда он плачет;
✔ будет готова удовлетворить его потребности и не устанет от этого;
✔ будет дарить любовь охотно и постоянно, без перерывов и отказов.
Эта любовь будет настроена на ребёнка, не будучи навязчивой или требовательной.
«– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– Надо запастись терпением, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. <…> Но с каждым днём садись немного ближе…»
Цитата показывает, как, запасаясь терпением, мы способны сотворить чудеса.
Можно записывать ребёнка на множество секций дополнительного образования, которые помогут ему отрастить плечи Атланта и вынести на себе все тяжести современного мира, устоять и не сломаться. Но то, что родители считают свободой и успешностью, достигается не с помощью секций, а благодаря внутренней уверенности в себе, умению контролировать свои действия, здоровой самооценке и самодисциплине. Да, секции помогают поддерживать здоровую самооценку, но не формируют её.
Именно благодаря здоровой самооценке и упорству дети верят в себя, ставят цели и достигают их, не сдаются, когда сложно, и не боятся проявлять свою любовь. Самая важная фраза, которую знают эти дети, звучит так: «Я могу, значит, я хороший». Это эмоционально здоровые дети, которые проживают качественно другую жизнь в отличие от детей с низкой самооценкой.
Никаких специальных заклинаний – дети формируют свою самооценку, глядя на своих родителей. Если родители себя любят и принимают, ребёнок вырастет таким же. Каждый взгляд, жест, улыбка или слёзы по капле формируют уверенность ребёнка в себе и своих силах. Но как это определить? Используйте мини-подсказку ниже.
У вашего ребёнка здоровая самооценка, если:
1. Ребёнок хорошо относится к своим успехам.
2. Несёт ответственность за свои действия.
3. Терпимо относится к проигрышу и разочарованию.
4. Приступает к решению сложных задач без страха.
5. Занимает активную позицию в обществе.
6. Проявляет широкий спектр чувств и не подавляет их.
7. Обладает устойчивостью к критическим замечаниям.
Дети с низкой самооценкой:
1. Избегают сложных задач.
2. Легко поддаются влиянию и оказываются сбитыми с толку.
3. Всегда находятся настороже и быстро разочаровываются.
4. Не знают, что они чувствуют.
5. Обвиняют других в своих переживаниях.
6. Эмоционально неустойчивы.
7. Тяжело находят общий язык с другими.
Сегодня чаще встречаются варианты, в которых родители страдают внутренней неуверенностью и тревогой и, понимая, какой это тяжёлый груз, стараются всеми силами уберечь детей от своей участи. В возрасте от года до пяти лет дети слышат слова «нет», «нельзя», «лучше не делай этого» примерно 20 000 раз. Такие ограничивающие фразы позже формируют внутренний диалог ребёнка. А ещё позже эти фразы превратятся в ограничивающие убеждения по типу «лучше не надо», «не стоит пробовать». Для изменения негативного убеждения на позитивное потребуется 20 000 позитивных высказываний «давай», «у тебя получится», «попробуй». Внутренняя тревога родителей о том, что может случиться что-то плохое, вешает на ребёнка поводок, который непрерывно дёргают. Пытаясь уберечь его таким образом для будущей жизни, саму жизнь родители превращают для него из океана в маленькую лужу, но и в неё можно войти только со спасательным кругом.
Возьмите лист бумаги и ручку.
Сосредоточьтесь и выпишите все фразы, которые вы использовали в последнее время, уберегая ребёнка от опасности. Максимально детально.
Пример
• напомнила об уроках 4 раза;
• 3 раза просила смотреть под ноги;
• напомнила о лужах, в которых можно промочить штаны.
Прочитайте то, что получилось, и оцените степень реальной угрозы по шкале от 0 до 10, где 10 – очень опасная ситуация.
Оценив каждую ситуацию и свою реакцию в ней, вы увидите, что реально в большинстве случаев в родителях говорит тревога, и к ребёнку она не имеет никакого отношения.
Определите для себя ситуации, в которых вы готовы промолчать и дать детям самостоятельно справиться. Запишите эти ситуации.
Пример
Промолчу, когда придётся напомнить об уроках, это его ответственность, моя ответственность – организовать пространство и предоставить возможность.
Промолчу, когда захочу напомнить о том, как важно смотреть под ноги, упадёт один раз – запомнит, сейчас научиться проще, в 12 лет падать больнее.
Промолчу, когда промочит штаны, домой пойдём раньше, если замёрзнет.
Именно уделяя достаточное время своей самооценке, родители помогают ребёнку не поворачиваться к миру боком с постоянной оглядкой на маму. Уверенная в себе мама отпускает ребёнка, а уверенный в себе ребёнок двумя глазами смотрит вперёд, не оглядываясь на маму, и смотрит под ноги, а там чего только нет – и приключения, и ответственность, и самостоятельность.
Нам очень хочется, чтобы у детей сформировался свой вкус к жизни и они имели возможность развиваться. В разных странах мамы по-разному задают вектор роста. В книге «Родители без границ» Кристины Гросс-Ло есть подробное сравнительное описание подходов в воспитании детей со всего мира. В каждой стране акцент на воспитании ставится согласно культурным предпочтениям.
На Западе полагают, что детям важно помогать верить в себя, в свои силы, и основным моментом в воспитании ребёнка становится акцент на его самооценке. Европейские мамы постоянно хвалят детей и не сдерживаются в проявлении любви. Для них важно обсуждать с детьми всё, и их эмоции в том числе.
Для тайваньских родителей больше важны духовные ценности, а также мораль. Основной акцент в воспитании тайваньских детей ставится на нравственности. Родители много общаются с ребёнком и рассказывают истории из своей жизни, как они справлялись со сложными ситуациями, и не дают постоянных советов ребёнку, о чём мы с вами ещё поговорим в дальнейшем, так как для нашей страны советы занимают особое место в жизни детей.
В Америке дети уверены в том, что скромничать не стоит, и родители всегда поддерживают их достижения обильной похвалой, чего не скажешь про Японию. Слово «суперский», которое знает практически каждый американец, оказалось неизвестным японским детям – такого слова в японском языке нет. Дети в Японии отличаются скромностью, их невозможно заставить похвалить себя. Они не выставляют свои достижения и успехи напоказ и вовсе не зациклены на постоянной похвале в свой адрес.
В Швеции есть такое понятие: «лагом» – достаточно. Для шведов очень важно привить детям с рождения некое внутреннее спокойствие и размеренность, которые помогут понять, что важно поступать по совести и беречь окружающий мир. Для них самовосприятие основано на понимании своей обыкновенности, тогда как в Америке – на исключительности. Быть круче всех означает необходимость в какой-то момент прыгнуть выше головы, чтобы подтвердить свой статус. «Лагом» и прыгнуть выше головы – разные полюса.
В Германии родители уверены, что их дети не умрут, если услышат «нет» или конструктивную критику в свой адрес. В детях достаточно уверенности, чтобы справиться со своим состоянием. Тогда как в Америке учителя считают, что исправление красной ручкой нанесёт ребёнку травму. Но статистика такова, что наиболее уверенного в себе американца обойдёт наименее уверенный в себе сингапурец по результатам математического теста.
В Америке 30-летние усилия, потраченные на поднятие самооценки детей, привели к повальной депрессии среди подростков. Лоуренс Стейнберг в своей книге «Переходный возраст» утверждает, что в настоящее время почти треть студентов, поступивших на очное двухгодичное обучение в колледже, бросает учебу после первого года. Примерно то же самое происходит с 20% студентов, поступивших на четырехлетние программы обучения в колледже.
Существует программа Upward Bound на государственном уровне, которая помогает оплачивать малообеспеченным американцам образование, но, по статистике, около 30% детей не поступают никуда после окончания школы. Они и так собой довольны, а если и недовольны, то менять что-то уж точно не хочется, ведь для этого придётся изрядно потрудиться. Осознание собственной исключительности не мотивирует детей достигать больших целей и результатов. Для них преодоление трудностей выглядит вообще нелепо. Упорство и самодисциплина? Вы о чём? Всё и так должно легко получаться, ведь я крут. Реальность быстро опрокидывает этих детей, и депрессия как разочарование в своих ожиданиях – некий итог или даже цена за свою исключительность в детстве.
А вот в Японии самооценка ребёнка построена на преодолении препятствий, с которыми он справляется с детства. Самодисциплина, к которой дети привыкают с малых лет, помогает становиться самостоятельными и уверенными в своих силах. Для японских детей честный труд и преодоление испытаний – необходимые условия для развития гармоничной личности.
Возможно, вы задумались: «А как у меня с этим делом?»
Давайте искать ответы вместе? Рассмотрим с вами необходимость воспитания здоровой самооценки ребёнка путем похвалы, которая поможет ему считать себя способным ставить цели и достигать их. Остановимся на моментах самостоятельности и упорства, которые являются основой того пути, к которому стремятся родители для своих детей. Сама по себе здоровая самооценка не сулит удачу на всю жизнь, но здоровая самооценка в тандеме с самостоятельностью и упорством поможет горы свернуть. И слово «молодец» как рудимент исчезнет из ежедневного употребления, оставив место для здорового и приятного общения со своими детьми.
Процесс воспитания, в котором родители – участники и регуляторы процесса, похож на две дороги. Одна дорога с правильным общением, которая формирует здоровую самооценку. Другая дорога с ярлыками, критикой, вечными наказаниями, которые формируют неуверенность и низкую самооценку.
Когда ребёнок начинает сам воспринимать себя отдельно (эмоционально и физически) от мамы в возрасте трёх лет, ему важно научиться двум вещам:
1. Узнать свои чувства и потребности.
2. Научиться выражать себя в отношениях с другими.
Здесь сразу можно почувствовать огромную власть родителей, потому что именно мы, взрослые, способны делать что угодно, чтобы укрепить или обрушить его самооценку.
А это зависит от того:
✔ признаем ли мы его чувства и потребности;
✔ как мы отреагируем на его слова и действия.
Иначе говоря, самооценка – это система переживаний и ощущений ребёнка, некий компот из чувств, которые формируют его поведение.
Бесспорно, нами движет благая цель – мы хотим вооружить своих детей, чтобы они были способны принимать важные решения, защитить самих себя и других, при необходимости умели говорить «нет» и отстаивать свои границы, чтобы они не упускали возможности, которые предлагает им жизнь, и могли сказать ей «да».
Мы мечтаем, чтобы дети выросли со здоровой самооценкой, чтобы они обладали здравым смыслом и выстраивали гармоничные и плодотворные отношения, чтобы мы были за них спокойны и не переживали, когда они, повзрослев, создадут свои семьи.
Говоря простым языком, мы хотим выпустить из гнезда своих птенцов уверенными в своих чувствах, в эффективности собственных действий и свободными. Мы хотим, чтобы они доверяли другим людям и обладали мужеством говорить о своих потребностях, могли принимать в расчёт потребности других. Мы хотим, чтобы они знали, что уязвимость и беспомощность – это часть жизни, которую наравне со всем прочим можно разделить с другими людьми, а не оставаться в одиночестве.
Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание. Спутники здоровой самооценки – рассудительность, способность реалистично смотреть на жизнь, развитая интуиция, творчество, независимость, гибкость, возможность руководить изменениями, готовность признавать и менять ошибки, готовность работать в команде и поступать по совести.
Низкая самооценка приводит к недальновидным поступкам ради получения удовольствия «здесь и сейчас», неумению видеть реальный мир, страху перед новым и неизведанным, оборонительному и уступчивому поведению, чрезмерному самоконтролю и иногда к пассивной агрессии в сторону тех, кто слабее, к страху перед чужими людьми. Для таких детей мир больше напоминает зону боевых действий.
Самые разрушительные связи во взрослой жизни возникают между теми, кто придерживается о себе низкого мнения, – союз двух бездн. В такой семье невозможно воспитать эмоционально здорового ребёнка.
Здоровая самооценка – один из важнейших индикаторов счастья в личной жизни!
Люди с низкой самооценкой рассматривают других людей как источник одобрения или неодобрения. Вот почему они не могут принимать людей просто, они видят в людях то, что те могут или не могут для них сделать. Они постоянно находятся в ожидании оценки или похвалы. Людей с низкой самооценкой невозможно полюбить. Любовь к такому человеку идёт вразрез с его самооценкой и встречается с явным недоверием, а иногда и с подозрением. «Возлюби себя, прежде чем любить других» – вторая заповедь, данная Моисею Богом, и это не простые слова. Вирджиния Сатир, основатель семейной психотерапии, в своих работах часто упоминает о том, что основная причина разводов – это низкая самооценка партнёров.
Есть такая шутка: «Никогда не вступать в клуб, который согласится видеть вас своим членом». Для людей с низкой самооценкой это означает, что если вы меня любите, то вы точно недостаточно хороши для меня. Вот если вы меня отвергнете, значит, вы и есть тот желанный объект привязанности, внимания которого я так жажду.
Сегодня мы как развивающиеся родители осознали, что нужно детям для гармоничной самооценки:
✔ Чтобы наши поступки и действия диктовались исходя из потребностей ребёнка.
✔ Важно понимать, что мы сильнее и разумнее ребёнка.
✔ Важно никогда не забывать о теплоте и доброте, которые окружают наших детей.
✔ Нам важно научиться радоваться достижениям детей и принимать их ошибки.
✔ Наша обязанность – осознавать, что наше личное развитие служит примером для детей.
✔ Помнить, что детям нужны рядом счастливые родители.
И самое время сейчас вспомнить о внутреннем состоянии мамы. Когда мама понимает, сколько всего она может сделать для ребёнка. Вопрос только, в каком мама состоянии. Предлагаю протестировать себя.
Возьмите ручку и лист бумаги. Старайтесь при ответе на вопросы быть честными сами с собой. Если вы находите утверждение правдивым, отвечайте «Да». Если знаете, что вопрос «не про вас», отвечайте «Нет». За каждый утвердительный ответ насчитывается по баллу.
1. Обычно я чувствую беспокойство в незнакомой ситуации, когда мне непонятно, чего от меня ждут окружающие.
2. Мне тяжело даётся переживание критики в свой адрес.
3. Часто боюсь показаться глупой.
4. Несправедливость по отношению ко мне кажется мне заслуженной.
5. Я отношусь к себе и окружающим очень критично.
6. У меня бывают периоды, когда я на нуле, они чаще, чем хотелось бы.
7. Большую часть времени мне неспокойно.
8. Я обычно преувеличиваю свои неудачи и не замечаю успехи.
9. Я боюсь доверять людям, не знаю, когда и кому доверять.
10. Я часто веду себя не так, как хотела бы.
11. Не верю в свою привлекательность.
12. Я часто пребываю в замешательстве.
13. Мне кажется, многие относятся ко мне критически и не упустят момента посоветовать.
14. Я боюсь допустить ошибку.
15. Много жалею о том, что могла сделать и не делаю.
16. Не люблю ошибаться, мне проще отказаться от поступка.
17. Защищаюсь от критики.
18. Не верю, что способна достичь многого, если захочу.
19. Часто принимаю решения под давлением страха.
20. Мне кажется, что скоро может произойти что-то плохое.
21. Секс для меня – не то, чего я хотела бы, но мне сложно об этом говорить открыто.
22. Могу много молчать в разговоре.
23. Волнение часто мешает вести спонтанный диалог.
24. Сомнения меня одолевают слишком часто.
25. Могу соглашаться с мнением, чтобы только не поругаться.
26. Многие считают меня ранимой.
27. Часто веду себя как ребёнок.
28. Со мной явно что-то не так.
29. Мне сложно понять, чего от меня хотят другие.
30. Мне больно сравнивать себя с другими.
31. Часто гружу себя внутренней критикой.
32. Мне кажется, многие настроены против меня.
33. После разговора мне важно отрепетировать его ещё раз и понять, могла ли я ответить иначе.
34. Веду себя уступчиво в плане своих желаний и потребностей.
35. Ощущение, что меня не за что уважать.
36. Не люблю спорить и защищать свою точку зрения.
37. Могу подстроиться под чужую точку зрения, даже если не разделяю её.
38. Мне проще промолчать, чем показать свою некомпетентность.
39. Не знаю, чего хочу в будущем.
40. Со мной спорить не нужно, я и так уступлю.
41. Нет уверенности в том, что я испытываю.
42. В детстве мне часто доставалось от родителей в виде критики и замечаний.
43. Моя жизнь пропитана сомнениями и трудностями, которых нет у большинства людей.
44. Родители меня любили не так, как я хотела, часто не чувствовала себя любимой.
45. Мне важно соблюдать внешние стандарты и стремиться к идеалу.
46. В одиночестве мне невыносимо и скучно.
47. Мне сложно засыпать с полной головой сценариев, которые так и не реализуются никогда.
48. Меня легко довести до раздражения.
49. Я часто могу краснеть от ерунды.
50. Больше прислушиваюсь к другим, когда принимаю решение.
Если вы набрали:
0–7 баллов
Примите наши поздравления. Ваш уровень самооценки здоровый! Вы самостоятельная личность, и ваши решения не зависят от окружающих. Вас мало задевают критические придирки. Вы трезво оцениваете собственные способности. Для вас не составит труда дарить любовь не в ущерб себе! Вы, не смущаясь, принимаете комплименты. Способны заводить дружеские отношения и поддерживать их на равных, не проваливаясь в позицию жертвы. Вашим детям повезло, вы способны справляться с их негативными эмоциями, и они поступят так же со своими детьми.
8–15 баллов
Средняя самооценка.
Это не низкий уровень самооценки, но порой вас всё же могут посещать мучительные сомнения. Например, вы часто задаёте себе вопросы: «Как я выгляжу?», «А со мной всё в порядке?», «А что обо мне думают?»
16–25 баллов
Низкая самооценка. Это говорит о том, что с детства на вас висят не очень хорошие ярлыки, которые подтачивают вас изнутри каждый день. Ваши дети рискуют последовать вашему примеру, потому как самооценку мы передаём бессознательно. Скорее всего, вы зависите от оценки окружающих и болезненно переживаете критику.
26–50 баллов сигналят вам:
«Уровень самооценки ниже плинтуса!»
Требуется обращение к психологу и работа над своим эмоциональным состоянием. Организм в истощённом состоянии может начать прятать проблемы в теле. Не дожидайтесь психосоматических заболеваний и обратитесь за помощью. Детям рядом нужна спокойная мама. К сожалению, низкая самооценка не позволяет общаться с детьми полноценно.
Давайте на примере разберём, как низкая самооценка мешает проживать качественно другую жизнь.
Представьте, что вы попали на вечеринку, где много незнакомых людей. Это место, где вы можете завести новые знакомства, связи и хорошо провести время. Но с низкой самооценкой у вас будто кандалы на ногах. Каждый шаг даётся с большим трудом, и в голове только мысли: «Достаточно ли хорошо я выгляжу?», «А что подумает обо мне…?», «А что, если я что-то не так скажу?»
Этот поток мыслей не утихнет, пока все не разъедутся. Тогда, выдохнув с облегчением, в своём красивом наряде вы отправитесь домой, словно лайнер, который выехал на взлётную полосу, но так и не взлетел, а отправился обратно в ангар.
Какими бы ни были результаты вашего теста, важно понимать, что не всё потеряно. Самооценку можно менять. Приведу фразу Гельмута Фигдора: «Наш долг не только перед самими собою, но и прежде всего перед нашими детьми – это позаботиться о том, чтобы у них были родители, которые умеют радоваться жизни». С самооценкой не рождаются, она формируется в процессе внутренней работы над собой.
Если вы сейчас обнаружили низкую самооценку у себя, это означает, что, скорее всего, ваш ребёнок тоже страдает низкой самооценкой. Возможно, именно сейчас самое время обратить внимание на себя, а точнее, заботу о себе. Для многих родителей сегодня распространён принцип убывающей заботы о себе, где родители всячески вкладываются в детей, полностью забывая о себе.
Парадокс заключается в том, что, когда дети видят рядом счастливых родителей, им не остаётся ничего иного, как подражать им. Вы спросите: «Почему?» Здесь самое время поговорить о зеркальных нейронах. Вы замечали, что мы часто радуемся или грустим, когда радуются или грустят люди рядом с нами? Или нам стыдно за глупость, которую сделал другой человек? За это отвечают особые клетки нашего мозга – зеркальные нейроны, открытые лишь в конце ХХ века группой итальянских учёных во главе с Джакомо Риццолатти. Зеркальные нейроны – это особые клетки нашего мозга, которые возбуждаются, когда мы наблюдаем за действиями других людей. Поэтому, когда дети наблюдают за счастливыми родителями, у них просто нет шанса стать несчастными.
Но к сожалению, многие родители выросли в советское время, когда заботиться о себе было просто не принято. Забота о себе для многих из нас – это что-то, что недополучит наш ребёнок. Это словно тот кусочек хлеба в голодные времена, который был всего один, и мама отдавала его сами понимаете кому.
Времена поменялись, но жертвенность осталась. К сожалению, с трибун после Второй мировой войны так и не прозвучал лозунг: «Подняли страну, а теперь давайте поднимать всем „сталинским орлицам“ самооценку».
Забота о себе – это первое, с чего может начинаться день современной женщины.
Давайте с другой точки зрения посмотрим на заботу женщины о себе. Исходя из современных реалий. Я предлагаю посмотреть на заботу о себе как на инвестицию. Инвестицию в семью. Ведь работать над благосостоянием семьи – дело, привычное для многих женщин. Оно начинается с заботы о себе. Никто не пытается читать газету одними очками, не используя глаза, так и строительство эмоционально здоровой семьи невозможно без здоровой самооценки родителей.
В настоящий момент в моей практике нет ни одного клиента, кто бы мог рассказать, какие у него замечательные родители со здоровой самооценкой, как они рады своему детству и хотели бы так же воспитать своих детей.
То, что дети делают каждый день, формирует их самооценку. Теперь давайте вместе подсчитаем, сколько раз в день дети слышат одобрение в свой адрес и сколько замечаний? Самое время помочь им поверить в свои силы и поддержать их маленькие начинания. Что бы ни пробовал делать ребёнок самостоятельно, всё это заслуживает одобрения, а не порицания. Сея порицание, мы культивируем чувство вины и постоянную необходимость себя исправлять.
Предлагаю составить список дел, в которых ребёнок может попробовать свои силы и почувствовать свою личную успешность.
Создаём ситуацию успеха для ребёнка. Лучшая ситуация для успеха – та, в которой ты справился с задачей и не сдался!
Это могут быть разные ситуации с одним лишь условием: они должны быть точно ему по силам. И тогда ребёнок сам увидит результат своего труда.
Итак, вперёд!
Предложите ребёнку выступить помощником и советчиком в том занятии, которое у него не очень получается.
Рассмотрим несколько примеров:
1. Ребёнок не очень хорошо играет в шахматы с папой. Мама может играть вместо ребёнка, а ребёнок будет советовать маме, как делать ход.
2. Ребёнок плохо читает. Предложите ему поиграть в школу, где учениками будут игрушки, одна из которых умеет читать хорошо, а другая – плохо. Ребёнок будет плохо читать за отстающих учеников и хорошо – за отличников. Разумеется, если ребёнок читает за отличника, ему нужно подготовиться и прочитать текст 3 раза. Если он читает за отстающего, ему можно и не готовиться.
3. Помогите ребёнку составить свой сценарий игры, где вы слушаете его и не критикуете, лишь иногда проявляя инициативу, формируя равноправие играющих сторон.
4. Поиграйте в игру «Добрый, добрый слон» или любое животное, которое выберет сам ребёнок. Это необычное животное, которое всё могло. У этого животного не было вообще никаких преград. К нему обращались за советом со всего мира, и ребёнок от лица животного даёт игрушкам советы, как поступать. А родители слушают очень внимательно и понимают, что ребёнок говорит изнутри о том, что у него есть. Если много агрессии, а не доброты – повод задуматься, откуда она идёт, и поработать с этим чувством. Сама игра нацелена на развитие веры ребёнка в себя.
Важно!
Ребёнок формирует своё мнение о себе на основе успешных ситуаций, в которых он справился и у него получилось, там, где он сам себя похвалил и понял, что это его заслуга!
Похвалил себя сам! Ведь именно этой целью озадачены родители, награждая детей ярлыками «молодец» и т.д., а ведь могли пару фраз себе подарить? Кем становятся молодцы в будущем на самом деле? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе?
Рано или поздно птица сядет на вашу голову, но совьёт ли она гнездо, зависит от вас.
Мы знаем, сколько людей больны ВИЧ, мы знаем, сколько умирает от туберкулёза и сердечно-сосудистых заболеваний каждый год. Но сколько в мире «молодцов»? Сколько людей готовы костьми лечь, чтобы угодить всем и каждому и услышать заветное «молодец»?
Откуда в нашей культуре мода на оценку и так много неуверенных в себе людей?
Молодец – молодой человек, сильный, крепкий, храбрый. Молодец – от слова «молодой».
В поэзии и произведениях отечественных авторов «молодец» используется как похвала молодым парням, проявившим смелость, отвагу. Сегодня уже данное слово применяется ко всем, кого хвалят. И к мальчикам, и к девочкам. Прямого отношения к ребёнку, особенно к девочкам, слово «молодец» не имеет.
Но почему именно «молодец» летит со всех сторон?
Так легче тем, кто хвалит, – одно слово на всех. Всегда наготове. И мозг включать не придётся.
В Древней Греции был миф о разбойнике Прокрусте (в переводе с греческого «растягивающий»), который подстерегал путников у дороги в Афины. Он пропускал людей с одним условием – если им придётся впору его ложе. Если гостю оно было велико, Прокруст вытягивал гостя до тех пор, пока тот не умирал. Если же ложе было мало, он обрубал ноги, естественно, тот тоже умирал. Так мы каждый день подгоняем нашего ребёнка под некий стандарт «молодец», а что молодец, где молодец – никто не понял.
Одна моя клиентка из Норвегии поделилась своим опытом и рассказала, что в Норвегии детей хвалят словом «молодец» (bra gjort на норвежском), но всегда разворачивают свою похвалу описательно: «Молодец, что смог сам надеть штаны». Думаю, для ребёнка знать, за что его хвалят, крайне важно, особенно когда он ещё не уверен в том, какая он личность.
Похвала «молодец» означает, что тот, кто хвалит, увидел твои старания и поддержал их.
Но между «молодец» и стараниями ребёнка для себя – огромная пропасть. Есть одна прямая связь – старания ради слова «молодец». И все «молодцы» потухают, когда слово «молодец» их уже «не заводит» и нужно прикладывать больше усилий. Так происходит естественный отбор детей, которые были чем-либо увлечены, но не захотели продолжать дальше и потеряли интерес к данному виду занятий. Для кого-то получится найти другую «морковку», «медаль» или «кубок», а для кого-то слово «молодец» не будет иметь никакого значения. Просто обладая внутренней уверенностью и верой в себя, ребёнок будет ставить цели и достигать их, преодолевая трудности. Но таких детей сегодня очень мало, уж очень приучены они с детства к похвале.
Мы знаем, что детей нужно хвалить! И мы хвалим, обильно, много, безмерно. Но почему родителям так важно похвалить? Что они упустят, промолчав?
Как мама троих детей, своих дров наломала я уже вагон и маленькую тележку. Сегодня мне этими дровами хочется разжечь костёр и подсветить вашу дорогу.
«Мама и папа тебя очень любят!» – мы говорили это с мужем каждый день нашему первому ребёнку Артёму.
«Ты такой умный!» Всё шло по сценарию – развивающий клуб в 10 месяцев. А когда Артёму исполнилось пять лет и пора было начинать готовиться к школе, как и всем тревожным родителям, он еле-еле начал читать самостоятельно, без желания! Задачи более сложного уровня вызывали у него сопротивление и нежелание.
Как так?!
«Ты же умный», – повторяла я как заведённая.
«Мама, а я молодец?» – уточнял ребёнок.
«Конечно молодец!»
Ему же это говорили так часто, что на лбу можно увидеть это слово.
Но на меня смотрел ребёнок, который боялся решать сложные задачи и не верил, что он молодец!
И если вы посмотрите вокруг, то без труда обнаружите тысячи детей, которые ничего не хотят, боятся ставить цели и бросать себе вызов, но их родители очень любят, и каждый из них был молодцом раз двести.
«Существует такой штамп: в большинстве своём штампы неверны, и, подобно большинству штампов, этот штамп неверен тоже» (Стивен Фрай «Автобиография»).
Так для чего же на самом деле нам нужны ярлыки?
Да так просто легче!
В шкафу нужны полки, чтобы был порядок, а голове нужны ярлыки, чтобы классифицировать вещи и хранить информацию на разных «полках». Сказал «молодец» и успокоился. Ярлык освобождает нас от лишних затрат на анализ и от лишней когнитивной деятельности.
Сейчас вспомните время, когда чувствовали себя достаточно хорошо, когда ваша уверенность и достоинство были на высоте. Вы можете обратить внимание, что тогда и сейчас вы обладали абсолютно идентичной ценностью, и она неизменна. Это как солнце, которое есть внутри, и вы не можете помешать ему светить. Вы можете только сами оставаться в тени, позволяя вашему внутреннему критику нагонять облака и тучи сомнений или прятать вас в пещере депрессии.
Проблема заключается в том, что мы, люди, часто любим пользоваться разными критериями. Вы считаете себя сейчас уверенным или нет? Обладаете ли вы, исходя из этого, внутренней ценностью? Или нет? Если на самом деле говорить о человеческой ценности, то решение может находиться за пределами культурно обусловленных критериев. Мы измеряем свою ценность, также пользуясь ярлыками. Тот факт, что человеческая ценность – понятие очень относительное и при тщательном анализе его реальная основа кажется очень ненадёжной, – это ещё один глобальный ярлык, который поражает вашу самооценку.
Все критерии субъективны и меняются от культуры к культуре.
Самый первый ярлык, который усваивают дети, можно проиллюстрировать строчками из известного стихотворения Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо». Следующий шаг. Как только мир разделился на хорошие и плохие поступки, морально-этическая норма повесила на нас ещё два ярлыка: «должен» и «не должен». Если я хороший, то должен поступать хорошо! Если я поступаю плохо, значит, я плохой!
В дальнейшем использование ярлыков помогает детям учиться контролировать себя и своё взаимодействие с окружающим миром. И дети, которые тянутся к дурной компании во дворе, внутренне ощущают себя плохими. Как дети учатся считать себя плохими, о критике и её последствиях мы поговорим в дальнейшем.
Во взрослой жизни люди используют ярлыки, освобождая себя от лишней работы обдумывания и анализа. Можно сказать, что человек, который использует ярлыки в отношении других, находится на инфантильной стадии развития. «Ну ты прям как ребёнок» – этот ярлык вы точно слышали не один и не два раза, может, даже в свой адрес. Где-то вы угадали. Но назвав такого человека ребёнком, мы вешаем на него ярлык, который освобождает всех нас от необходимости понимания, что на самом деле произошло с этим человеком, почему он стал таким. А с ним точно что-то произошло.
«Вот девушка со светлыми волосами – блондинка, скорее всего, водить не умеет», а перед вами может сидеть человек, чей опыт вождения и мастерство будут лучше вашего, но ярлык вы уже повесили, и он уже всё объяснил вам. Ярлык, словно очки с мутным фильтром, не даёт смотреть на человека и видеть его чётко и со всех сторон неповторимой личности.
Так и дети, проявляя себя в каждом поступке, нуждаются в нас, чтобы мы разглядели в них все изгибы и впадины их уникальной и беспредельно ценной личности. Ваш язык – ваше оружие, которое каждый день, в каждой фразе формирует самооценку ребёнка. Но может и убивать.
Давайте попробуем вместе разобраться, что такое ярлыки и как они выглядят. Что можно считать ярлыками?
В основном ярлыками можно считать все образы, которые вешают на детей в виде существительных или прилагательных.
Самые распространённые ярлыки
«Красивая»
«Умный»
«Самый лучший»
«Умница»
«Молодец»
«Чемпион»
«Герой»
«Супермен»
«Куколка»
«Настоящий художник»
И дальше можете добавить свои варианты.
Самое большое количество ярлыков и кличек достаётся детям. Как только они рождаются, сразу превращаются в «лапочек», «солнышек», «зайчиков». И те нежность и любовь, с которыми эти слова произнесены, впитываются ребёнком. Родители думают, что ребёнок почувствует себя обделённым, если не назвать его ласковым словом. Да и мама, которая не скажет всех этих нежных слов, словно напишет, но так и не отправит письмо в небесную канцелярию, чтобы там точно знали, кто этот ребёнок.
И действительно, оставить ребёнка без ласки и нежности недопустимо. Давайте искать выход нашей любви и нежности таким образом, чтобы на входе к ребёнку они таковыми и остались.
Если задуматься о том, почему мы используем животных в описании своей нежности к детям, можно удивиться, когда обнаружится, что вы не любите зайчиков настолько, чтобы называть так ребёнка. Возможно, ваш муж ещё и охотник, и тогда казус налицо. Может, любите котиков? Особенно «мамин котик», но как только в квартире появляется второй ребёнок, на это прозвище могут отозваться сразу несколько человек. Тогда придётся разделить прозвища? Ты – «котик», а ты – «котёнок». Выглядит неубедительно. Может, «котик», потому что милый, как котик, такой мягкий и пушистый?
Попробуем провести эксперимент.
Закройте глаза и обратитесь к себе ласково: «Мне хорошо рядом с тобой». Попробуйте несколько разных голосов. Обратитесь к себе, может быть, голосом партнёра или мамы. Как вам? Приятно? Думаю, это риторический вопрос. Конечно, нежность в свой адрес – дело для многих непривычное, но очень приятное.
Теперь закройте глаза и назовите себя кошкой, используйте разные голоса и темп речи. Ну как? Заметили разницу?
Не всякая кошка знает, что с ней хорошо рядом, но тот, с кем хорошо, может быть кем захочет, и кошкой при необходимости.
Основная причина токсичности ярлыков заключается в том, что дети не слышат от вас правды. Даже маленькие дети привыкают ко всему, что говорит мама. Как думаете, что думает ребёнок, когда начинает понимать, что он «зайчик»? «Наверное, у меня длинные уши и я очень волосатый». Именно до 7 лет ребёнок становится личностью, обретает самооценку, и всё это происходит в тесном контакте с родителями. Понимая, что у него несколько «имен» или ласковых прозвищ, делать это сложно.
Понимание «какой я» появляется быстрее, чем осознание «кто я». И самое важное и полезное, что может вынести ребёнок из общения с мамой, – осознание, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Ребёнку позволяют плакать, радоваться, грустить. Его поддерживают, успокаивают, обнимают и говорят, как сильно любят. Именно в этой непоколебимости или эмоциональной устойчивости рождается ещё одна эмоциональная устойчивость в виде реакций ребёнка. Безопасная привязанность и любовь родителей делают своё дело. У Вирджинии Сатир, основательницы семейной психотерапии, есть выражение: «Ребёнку для выживания нужно 4 объятия в день, для того чтобы чувствовать себя хорошо – 8, а для того, чтобы он рос и развивался как личность, – 12».
Нам может казаться, что мы обделяем детей, если не назовём их лишний раз ласковым ярлычком. Но на самом деле наш тёплый взгляд, улыбка, объятия, наша походка – всё это выдаёт наше отношение к ребёнку. Обнимая, мы передаем ему частичку своего тепла из самого сердца. Именно это телесное тепло лечит. И если до этого имел место конфликт или мелкая ссора, то именно объятия помогают появиться «свету сквозь трещины».
Ласка в виде ярлыков может часто служить спасательным кругом после мелкого конфликта. Тревожным родителям очень тяжело даются стабильные эмоционально-тёплые отношения с детьми. Нет-нет да и срываются они на крик или критику. И именно ласка, часто – обильная ласка, помогает загладить «вину». Сама ласка превращается в игру: «Скажу 5 раз „мой котёнок“, и ты увидишь, как сильно я тебя люблю».
К настоящей любви данное поведение не имеет никакого отношения. Данная ласка позволяет нарушать границы ребёнка «при необходимости» и потом «ласкать», компенсируя нанесённый эмоциональный ущерб. Когда родитель любит и знает, что ребёнок это чувствует, он спокоен. Но так уж повелось у тревожных родителей. Для них любовь сама по себе вещь очень хрупкая. Она постоянно будто подвешена в воздухе. А ласка будто дарит ещё один шанс воссоединиться и не потерять ребёнка. Шанс на близость, который ранит с каждым разом сильнее. Сближаясь, тревожные родители дарят всю свою любовь, всё свое внимание. И если ребёнок начинает капризничать, для родителя это личный провал. «Как так?! Я тут над тобой трясусь, а ты вот так ведёшь себя?!» Родители будто в свою детскую травму отвержения окунаются. Истерики для них знак: «Я тебя не люблю», а это всегда очень больно, даже если этому голосу лет тридцать.
«Солнышко», «зайка», «милый», «дорогой»… Предложите свои варианты. Их множество, у каждого найдётся несколько десятков.
Когда вы обращаетесь к мужу «зайка», что это означает?
Думаю, здесь сложно дать развёрнутый ответ, так как мало кто из нас задумывается, что, называя партнёра ярлыками, мы постоянно выкидываем его из настоящей роли в роль, которая нам удобна, – нашего родителя или ребёнка. Вам действительно нужен рядом «зайка»? А как так получилось? А как он донесёт медведя вам на ужин с охоты?
Все «зайки» когда-то были «котиками» у своих мам и с молоком мамы впитали информацию: если меня называют «котик», значит, я мамин любимый сын.
Вы можете подумать, что ничего подобного, ведь под «котиком» вы подразумеваете просто ласковое обращение, но взрослые девочки могут нежность проявлять более экологичным способом. Чувствуя себя котиком, мужчина бессознательно оказывается в позиции ребёнка, и часто бывает, что после свадьбы мужчина может взбунтоваться против старых прозвищ: «Мы теперь взрослые люди, у нас скоро будут дети, давай по имени».
Попробуйте представить, что вас назвали «кошечкой», «любимкой» – как вам? Нравится, чувствуете себя самой любимой девочкой на свете? Вот только к женщине эти ярлыки не имеют никакого отношения. Если ваш партнёр решил жениться на девочке, то и жить ему придётся с девочкой. И когда девочка примет решение расти и развиваться, партнёр мягко укажет на место в колыбели и даст соску в виде очередной порции ярлычков. Таким людям в роли «девочки» становится очень сложно наслаждаться ролью материнства, вплоть до депрессии, им не нравится своё тело, свой живот, потому как роль женщины идёт после девочки.
К сожалению, мужчины едва ли виновны в том, что используют тайное оружие в виде ярлыков, равно как невиновны и женщины. Просто так легче. Ярлык – всегда путь наименьшего сопротивления. Когда кошка показывает когти, уже нет понимания, что сейчас взрослая женщина в лице моей жены устала и нуждается в моей поддержке. За «кошечкой» следует следующий ярлык – «она взбесилась».
Но брак – это всегда выбор двоих, и, определённо, оба партнёра решают, что им так удобно. И девочкам удобно быть «девочками», а не жёнами, а мальчикам, которые часто растут без отца, удобно быть «папами». Как дела обстоят у «девочек» с материнством?
К материнству они бессознательно не готовы, хотя могут очень хотеть детей. Внутри огромный страх и тревога родить ребёнка. Как правило, у таких «девочек» есть некое внутреннее отвержение своего образа мамы. Живот, кормление грудью – всё это по-взрослому, и маленьким девочкам это может не нравиться.
И сейчас, оглядываясь по сторонам, вы можете обнаружить массу примеров браков по типу «папа-дочка». Такие пары живут вместе не один год, и они действительно счастливы! Но как только мы возвращаемся к идее данной книги, мы вспоминаем, что хотим вырастить свободных, независимых детей, уверенных в себе. Когда ребёнок понимает, что мама без него пропадёт, это сразу лишает его внутренней свободы.
Почему мама пропадёт? Куда?
Отказываясь от независимости, мамы-девочки часто посвящают себя детям, всех себя без остатка. Школа – самая лучшая, отвезу, конечно! Занятия – самые нужные, подожду, конечно! Самостоятельность ребёнка вроде и есть, но она как тень – едва отсвечивает от большой фигуры родителя, который везде. Без него никак!
Общество также способно вешать ярлыки на наших детей.
В совместном исследовании профессора Сайте Белок и Сьюзан Левин изучали механизмы обучения детей. Они обнаружили яркий пример того, как ярлыки и наши предупреждения мешают им в жизни. В книге «Тридцать миллионов слов» Даны Саскинд описан эксперимент. В исследовании участвовали 17 женщин – учителей первого и второго классов и их ученики. В начале учебного года учителей оценили по критерию неприязни к математике. Затем у 22 мальчиков и 25 девочек проверили базовый уровень знаний по математике, и он оказался совершенно не связан со степенью «математической неприязни» учителей.
В конце года отношение к математике, которое в начале года демонстрировали педагоги, появилось у обучаемых ими школьниц. Девочки в классах с учителями, которых не радовала эта дисциплина, показали результаты хуже. Учителя при упоминании об отличниках по математике представляли мальчика, а девочку представляли, если речь шла о сильных в чтении учениках. И дело не только в том, что учителя начальной школы передавали ученицам собственную неуверенность в математике – девочки, усвоив негативные гендерные стереотипы, действительно получали значительно худшие отметки по математике, чем мальчики.
С другой стороны, ученицы в классах тех учителей, которые не боялись математики, обычно не демонстрировали гендерных стереотипов в этой дисциплине и получали такие же высокие оценки, как и мальчики.
Мы, наши родители, наши бабушки и прабабушки, росли на стыке нескольких эмоциональных и психологических травм: войны, репрессии, голод, перестройка, кризисы. И забота о детях так тесно переплелась с идеей выживания, что отлепить от себя ребёнка иногда означало бросить его. Перестать уговаривать учиться – это значит начать бунтовать вместе с ним. Позволить самому принимать решения – значит перестать быть авторитетом для него.
Начать обращать внимание на ярлыки – это уже путь к личности. Перестать использовать ярлыки в общении в семье – это подписанный пакт о ненападении на границы каждого члена семьи. Осознанная свобода каждого в семье делает жизнь более комфортной для всех.
Возьмите лист бумаги и ручку.
Разбейте лист на 2 колонки.
Сосредоточьтесь и подумайте, какие ярлыки вам знакомы. Вспомните своё детство, вспомните, чего вы хотели от своих родителей. Чего вам не хватило в вашем общении? Помните, как вы учились в школе? Может, что-то получалось, а может, и не всё? Что было важно вам про себя знать тогда?
1. Выпишите ярлыки, которыми вас называли все люди, не только родные в детстве, в левую колонку листа. Перечитав все ярлыки, вспомните чувства, которые вызвали у вас эти фразы, и запишите их справа напротив каждого ярлыка.