Введение

Дети и видеоигры – у многих родителей в наше время от этого сочетания волосы встают дыбом. Что он там делает с приставкой? Почему его тянет туда, словно магнитом? Может ли у ребенка развиться зависимость? Сколько времени можно уделять играм? Нужно ли пресечь это увлечение на корню или можно пустить ребенка в свободное плавание и верить, что все хорошо кончится? Такие вопросы мучают почти каждого родителя ребенка-геймера.

Для молодых мам и пап это не такая серьезная проблема, ведь многие из них сами выросли на компьютерных играх. Однако игры из их детства отличались от тех, что так нравятся современным детям: сейчас кинематографичные кадры быстро сменяют друг друга, в них то и дело стреляют из очень реалистичного оружия, а наличие насилия, кажется, так или иначе является преимуществом.

Игры полны неизвестного, за что их часто и недолюбливают. Они открывают мир, в котором таится много опасностей. В СМИ часто пишут: «Из-за всех этих видеоигр дети почти не выходят на улицу, у них портится осанка, ухудшается концентрация внимания». А при совсем плохом развитии событий «их приходится лечить от зависимости».

Некоторые родители сами открывают для себя мир видеоигр и с большим удовольствием играют в FIFA и Overwatch. У других все с точностью до наоборот: чем больше ребенку нравятся видеоигры, тем сильнее родители недовольны. В любом случае большинство из них с горечью наблюдают за тем, как их ребенок – часто это случается в совсем раннем возрасте – становится все больше одержим экранами, и играми в особенности.

Во многих случаях это приводит членов семьи к стрессу. Кто-то засекает время, отведенное для игр, кто-то придумывает строгие правила или запреты: несмотря на все старания, и родители, и дети часто остаются недовольны решением, а построить конструктивный диалог не выходит.

Как же направить развитие такой ситуации в правильное русло? Да еще и так, чтобы ребенок оставался доволен, не делая при этом видеоигры центром своей – и вашей – жизни?

С точки зрения ребенка

После завершения своего цикла лекций о видеоиграх бывший киберспортсмен и автор книги Кун Схобберс часто имеет дело с родителями, которые борются с увлечением своих детей. Сам он не понаслышке знает, какой неприятной может оказаться такая ситуация – в первую очередь ему понятна точка зрения ребенка, ведь Кун и сам с ранних лет был геймером. В 15 лет он вступил в профессиональную команду, а через пару лет занял третье место на Чемпионате мира по гоночной игре Trackmania в Париже.

Родители не сразу приняли его увлечение. Когда Кун был ребенком, у видеоигр не было такого количества поклонников. Многие, наоборот, относились к ним неодобрительно.

«Многие наши друзья считали Куна неудачником, который дни и ночи проводит за компьютером, ест только чипсы и пьет только энергетики», – говорит его мама. Ей и самой не очень нравилось, что ее талантливый и спортивный сын часами сидит перед экраном. Казалось, будто до него невозможно достучаться. «Я боялась, что он станет зависимым от игр и ничего не добьется в жизни».

Она пыталась ограничить увлечение сына, устанавливая правила, но это все чаще приводило к ссорам. Кун видел в маме строгого полицейского и все сильнее отдалялся от нее, углубляясь в игры – там он мог забыть о стрессе и разочарованиях.

Похожее происходит во многих семьях. Родители пытаются установить ограничения, но их попытки только к ухудшают отношения с ребенком. Кун и его мама смогли заключить действительно эффективные договоренности, попробовав по-другому подойти к ситуации и в итоге улучшив взаимоотношения.

С точки зрения родителя

Дейрдре Энтховен – соавтор книги – изучала психологию в университете, а сейчас, работая журналисткой, пишет статьи о психологии. У нее трое детей (дочкам 14 и 16 лет, а сыну – 11), и все они тоже увлекаются видеоиграми – особенно младший. Долгое время она относилась к хобби детей скептически и была недовольна тем, как много времени они уделяли экранам. Как журналистка, в СМИ и литературе она часто сталкивалась с негативными материалами о гейминге. Это, разумеется, тоже влияло на ее точку зрения.

Опыт Дейрдре показателен для современных родителей. Она тоже видела, как ее дети (и в особенности сын) были будто зачарованы приставкой. Ей тоже казалось, что их не интересовало ничего, кроме игр, что игры ограничивали развитие детей.

Как и мать Куна, она переживала: об осанке детей, о недостаточно подвижном образе жизни, редких выходах на улицу, наспех выполненной домашней работе. Ее волновали стрельба, насилие и грубые, мягко говоря, выражения во всех этих играх, «убивающих творческие способности». В их семье игры часто становились причиной недовольства и конфликтов.

Диаграмма здоровой игры

Кун успел пообщаться с огромным количеством родителей и воспитателей и знает, насколько непростой ситуация может быть с их точки зрения. Основываясь на своем опыте, он придумал «Диаграмму здоровой игры». Нужно отдать должное его маме, ведь ее правила тоже послужили основой для создания Диаграммы. Родители устанавливали правила, не обсуждая их с сыном, и поэтому добиться хороших результатов не получалось – скорее они приводили к обоюдному чувству непонимания и недовольства. Это, в свою очередь, становилось причиной множества конфликтов. Но сами по себе эти правила имели смысл. Именно с их помощью Кун научился посвящать играм умеренное количество времени и не перебарщивать. Установив подобные правила в ходе совместного с ребенком обсуждения, вы увеличите вероятность того, что их действительно будут соблюдать.

Рекомендации по сбалансированному питанию представлены в «Диаграмме здорового питания». «Диаграмма здоровой игры», в свою очередь, предоставляет собой рекомендации по сбалансированному геймингу. Чрезмерное увлечение видеоиграми может иметь негативные последствия, особенно для физического и психического здоровья. Для этого геймеру необходимо высыпаться, заниматься учебой, быть достаточно физически активным и поддерживать нормальную социальную жизнь.

«Диаграмма здоровой игры» содержит в себе пять компонентов: Сон, Учеба, Спорт, Общение и Игра. Если они находятся в равновесии, видеоигры не станут определяющим фактором в жизни ребенка, у него не разовьется игровая зависимость, и он будет разносторонне развиваться.

Родителям не стоит недооценивать компонент «Игра». Кун знает по собственному опыту – игра, может, и не является жизненной необходимостью, но доставляет удовольствие и удовлетворение, повышает уверенность в себе. В дальнейшем все это может быть полезно вашему ребенку.

Это доказали и различные исследования, в которых в течение последних десятилетий изучалось влияние видеоигр на детей – просто эти последствия получали меньше внимания в СМИ.

Множество нюансов

Для Дейрдре встреча с Куном стала поворотным событием. Посудите сами: перед ней оказался всемирно известный профессиональный киберспортсмен, который занимался спортом, успел получить медицинское образование и прекрасно умел общаться с людьми. В общем, человек, совсем не похожий на клишированный образ фаната видеоигр.

Подход Куна к детям и видеоиграм и его «Диаграмма здоровой игры» изменили отношение Дейрдре к геймингу. Она начала изучать научные работы, благодаря чему ее представление о ребенке-геймере стало обрастать все новыми и новыми нюансами. Ведь, в конце концов, не все результаты исследований вызывали беспокойство – среди них определенно были и воодушевляющие, даже вдохновляющие. Дети могут многому научиться с помощью видеоигр. Дейрдре начала спокойнее относиться к увлечению своих детей. Тем более, это благоприятно влияло на атмосферу дома.

Вопросы, ответы, правила игры и словарик

В этой книге Кун и Дейрдре объединили свои силы и ответили на пятьдесят вопросов, затронув в них многие темы, с которыми сталкиваются взрослые, занимающиеся воспитанием детей-геймеров.

В первой части книги речь пойдет о том, что представляет из себя гейминг на сегодняшний день и что может быть с ним связано. Во второй части мы поближе познакомимся с тем, как видеоигры могут положительно и отрицательно повлиять на ребенка. В третьей части вы, родители, узнаете больше о том, как вы можете правильно и конструктивно поддержать своего ребенка. Основой для этих советов станет «Диаграмма здоровой игры», придуманная Куном. Наконец, четвертая часть – для настоящих ценителей: в ней мы рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть, если ребенок захотел стать профессиональным геймером.

Часть ответов в этой книге обоснована множеством научных работ, а другая – является личным опытом и знаниями Куна и Дейрдре. Когда сами не могли найти однозначного ответа, они обращались за помощью к экспертам в самых разных сферах.

В конце каждого из ответов вы найдете несколько так называемых «Правил Игры». Это дополнительные советы Куна, используя которые, вы сможете оказать ребенку плодотворную поддержку.

Эту книгу можно начать читать с самого начала и систематически подойти к изучению каждого из вопросов. Можно, конечно же, и ознакомиться с вопросами по отдельности, в произвольном порядке, начав с того, что интересует вас больше всего. Если же в книге вам встретятся непонятные термины, вызывающие вопросы, или если при разговоре с вашим ребенком об играх вы не понимаете половины слов, которые он произносит, стоит заглянуть в толковый словарик в конце книги. В нем вы найдете множество понятий из мира видеоигр. С его помощью вам, возможно, станет проще начать без негатива обсуждать гейминг с ребенком.

Эта книга – кладезь бесценной информации для любого человека, который хоть как-то связан с видеоиграми: от профессионалов и детей, которые мечтают стать киберспортсменами в будущем, до любителей. Но прежде всего она для вас – родители детей-геймеров.

Загрузка...