Фонд всеобщей ответственности под эгидой Его Святейшества Далай-ламы (Тензина Гьяцо) имеет счастье, а также удостоен благословения и чести представить это краткое вступление к, выражаясь словами самого Его Святейшества, его идеям, учениям и посланиям нашему раздробленному и измученному проблемами миру.
Тензин Гьяцо, рожденный в крестьянской семье, называет себя «простым буддийским монахом». Миллионы людей по всему миру почитают его за глубокие прозрения относительно человеческой сущности, причин, в силу которых мы претерпеваем страдания, и путей, следуя которым мы все сможем обрести счастье. Эти прозрения – результат его многолетней личной практики и опыта в области некоторых из самых сложных и совершенных духовных техник и методов, когда-либо существовавших в истории человечества.
Для буддистов всего мира он представляет собой олицетворение их веры и высочайших человеческих устремлений; для них он бодхисаттва, то есть тот, кто сознательно выбирает рождение в образе человека – с неизбежными для него страданиями от старости, болезней и смерти, – чтобы учить человечество и служить ему. Для более чем шести миллионов тибетцев он является символом надежды на будущее Тибета, где – несмотря на непрекращающийся геноцид со стороны Китая – они будут свободны и смогут возродить прежнюю цивилизацию на основе союза древности и современности, тем самым претворяя ви́дение Далай-ламы в реальность. Следуя принципам буддийских учений, он не прекращает прилагать усилия по демократизации жизни тибетцев в изгнании. Ему часто приходится объяснять, что вопрос Тибета – это вопрос не о будущем Далай-ламы, а о правах и свободах всех тибетцев как в самом Тибете, так и за его пределами. В настоящее время, в изгнании, существуют избранный автономный парламент, премьер-министр и органы судебной власти. Хотя Далай-лама неоднократно просил разрешения сложить полномочия мирского лидера борьбы за дело Тибета, выдающийся мировой престиж и преданность народа Его Святейшеству означает, что в центре этого начинания остается именно он. Для миллионов людей во всем мире он просто «Его Святейшество», знакомый многим благодаря своим постоянным улыбкам и призывам к состраданию, альтруизму и миру.
Как и все великие учителя, Далай-лама воплощает в себе то, чему учит, и практикует то, что проповедует. В свои восемьдесят с лишним лет он следует заведенному распорядку занятий духовной практикой, которые начинаются каждый день в 4 часа утра и продолжаются в течение нескольких часов. Он до сих пор получает наставления и посвящения от других лам. В его жизни не было какого-то одного проблеска, единичного озарения, которое он назвал бы всеохватывающим просветлением. Хотя его последователи почитают и прославляют его как живое воплощение Будды, он себя таковым не называет. Подобно Будде, он «обыкновенный» человек, подобный любому из нас. Продвигаясь благодаря практике по ступеням духовного пути, мы все способны обрести счастье и избежать страданий.
Его Святейшество с почтением относится к многообразию мира, признавая уникальность каждого человека, живущего на нашей планете. Он уважает индивидуальные потребности каждого человека, его культурно-этнические особенности и убеждения. Далай-лама приглашает нас учиться на основе его прозрений и опыта – что мы можем и должны делать применительно ко всем традициям, – но также советует нам вырабатывать собственные векторы образования и личностного роста. Далай-лама призывает к предельно тщательной проверке любого учителя или учения, предостерегая нас от беспечности и неосмотрительности при выборе тех, кому мы доверяемся, и не поощряет дилетантов в сфере духовных знаний. На духовном пути нет возможности срезать угол и нет курсов, позволяющих достичь счастья и просветления за выходные, за неделю или за другой краткий период. Сам путь – уже цель, а вступаем мы на него в нескончаемом настоящем.
Эклектичное, открытое для всех мировоззрение Далай-ламы побудило его выстроить связи с миром вокруг. Эти связи выходят за рамки его желания обеспечить права тибетцев и его статуса как одного из великих духовных мастеров нашего времени. В соответствии со своей философией сопричастности он протягивает руку широкому кругу людей и групп, ведя подлинный диалог с представителями других религиозных конфессий, а также участвуя в активном обмене мнениями с учеными, политиками, педагогами, бизнесменами и активистами. Все это делается с тем, чтобы вместе мы смогли перейти от синкретичного восхищения «единством в многообразии» к более глубокому пониманию того, как мы можем жить вместе – в гармонии и мире с собой, друг с другом, с Землей и со Вселенной. Данная книга приглашает вас начать это странствие вместе с одним из величайших духовных и религиозных наставников всех времен.