Перед глазами бесчисленное количество ягод крупной, красной, можно сказать, красиво-праздничной черешни с ярко-зелёными листочками среди плодов. Я стою на лестнице у дерева и объедаюсь, объедаюсь… Нет это невозможно столько съесть этой вкуснятины! Не-воз-мож-но!
А почему невозможно? Вон какая ещё красивая гроздь сочных нектарных ягод рядом! Вот её – и всё! Сок от раздавленных зубами плодов потёк куда-то внутрь. Где только он находит там ещё место!? По-моему, уже под горло этого сока. На это невозможно смотреть! Это издевательство просто смотреть! Так, ещё горсточку! Сок брызнул на майку, живот – всё!
Мелитопольская черешня.
Мама попросила поехать с ней в колхоз собирать черешню: девять ящиков колхозу, десятый домой на еду и на заготовки. Вот стараюсь, собираю! По-моему, уже этой черешни домой не уволочь! Пойду, полежу под деревом.
Красота! Пчёлки, облака и. черешня! Лучик солнца пробился сквозь ягоды и листочки и попал прямо в глаза. Я прищурился, зевнул, отодвинул голову. Мысли стали заплетаться, ветерок приятно обдувал лицо.
Вот вырасту, напишу книжку про мой замечательный город!
Перед глазами поплыли сцены с битвами скифов, сарматов, русские полки Владимира Мономаха, поднимающие на штыки половецких всадников в стороне от Каменной могилы. Племена на конях, в кибитках кочуют по степи Восточного Ногая, который также зовётся пустыней Огула (мелитопольщина).
Потом увидел свой город детства и юности – Мелитополь. Но не нынешний, с его проспектом Богдана Хмельницкого, с многоэтажными домами и тополями, а тот, ещё на заре его становления, с большим базаром и старинной церковью, возвышающейся над всеми. Но чаще всего перед глазами возникало племя бесстрашных, красивых амазонок из народной легенды и их царица в золотой диадеме…
Костёр догорал, поблескивая красными и синими огоньками золы. Мы сидим на скамеечке со старенькой женщиной и разговариваем. Годы скрючили её тело, согнули, избороздили морщинками лицо, но не сломали. Это последняя амазонка племени Киз-Яра – Фалестра.
Вернее, я слушал, а она рассказывала историю своего племени, историю любви её подруги, царевны.
– Фалестра, это ведь замечательный рассказ на вечную тему любви между юношей и девушкой! По-моему, ничуть не уступает повести о Ромео и Джульетте! А по мне, так и даст фору!
– Да, действительно рассказ-сказка! Так было и так сложилось! – ответила старушка.
– Фалестра, а что стало с вашим племенем?
– Племя, как вода, утекло и растворилось, словно и не было его. Не нашлось амазонки, которая бы смогла заменить царевну и возглавить его.
– А вы, что делали вы потом?
– А я ушла в Танаис, под старость перебралась к соседним народам, где обучала детей грамоте, премудростям жизни, а девочек – целительству.
Этот путь выбрала не только Фалестра, многие искали себя таким образом в те далёкие времена. Грамотных амазонок называли тогда «йогинями».
С тех пор и появилось название балки Киз-Яр («киз» – «девушка», «яр» – «балка»). Легенда о царице амазонок была записана более ста лет назад помещиком Петром Дзяковичем из уст последних из кочевников-ногайцев, которые проживали в этой местности через много десятков и сотен лет от тех событий. Но тема по-прежнему беспокоит умы как учёных, так и простых людей.
Мелитополь современный.
Я потянулся, открыл глаза… Видно, спал. Да, сказка-быль!
В 1948 году в одном из районов Мелитополя, в Киз-Ярской балке, нашли захоронение женщины-воительницы, голову которой украшала золотая диадема.