Часть 1 Кризис переходного возраста: что нужно знать о нем

Глава 1 А о чем, собственно, речь? Что такое подростковый кризис

– Вова!

Тишина в ответ.

– Володя!

Нет ответа.

– Вовка!

Какая-то возня и поскрипывание дивана.

– Не смей меня игнорировать!

Долгая напряженная пауза.

– Прости, мама, я в наушниках, – голос Вовы сочился сарказмом.

– Нет, ты меня специально бесишь! – Ольга уже шла по коридору в состоянии кипящего чайника.

– Не выдумывай. Если я если захочу тебя потроллить, то придумаю что-нибудь повеселее, – Вова уселся на диван у компьютера и приготовился к скандалу.

– Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! – Ольга влетела в комнату и нависла над сыном: – Как. Ты. Смеешь. Говорить со мной. Таким тоном?!

– Ну, прости, – Вова бросил это как бы между делом, полностью углубившись в смартфон.

– Смотри на меня! Ты слышишь? – Ольга попыталась вырвать у него гаджет, но он ловко увернулся и отскочил к окну.

– Не заставляй меня делать это! – Вова торопливо начал открывать окно, всем своим видом показывая, что собирается совершить непоправимое.

– Вовочка, не надо! Только не пугай меня больше! – Ольга кинулась к окну, пытаясь его закрыть.

Несколько секунд они боролись за обладание оконным проемом. Сын стремился окно открыть, а мать настойчиво пыталась его захлопнуть.

В конечном счете победила молодость.

Победно взвыв, Вова вскарабкался на подоконник и оглядел двор с высоты пятнадцатого этажа.

– Я же говорил тебе! Не доводи меня до последнего… – судя по драматическому голосу и пафосному взгляду, прыгать вниз Вова не собирался, но мама панически боялась, что он упадет случайно.

– Слазь, мерзавец! Слазь, я тебе говорю! Убьешься, идиот!

– Убьюсь! Не подходи! Так и умру непонятым!

– Слазь! Я полицию вызову!

– Вызывай! Пусть все знают, что ты плохая мать!

– Слазь, сволочь! Я тебя в интернат сдам!

– Да! Давай! Лучше я в интернате сдохну, чем с тобой жить! Папа от тебя сбежал, и я сбегу!

Это был явно удар ниже пояса. Ольга истерически зарыдала и тихонечко съехала на пол. Полная беспомощность накрыла ее с ног до головы, как тяжелое одеяло.

Вова медленно сполз с подоконника, присел рядом и погладил маму по голове.

– Прости, мам, я это зря сказал. Прости.

– Сколько бессонных ночей я на тебя потратила! Сколько слез выплакала, а ты меня ни во что не ставишь! – Она плакала уже тихо, развозя слезы по щекам.

– Ладно, ладно. Только не начинай эту пластинку снова, – Вова терпеть не мог рассказы о бессонных ночах и страданиях над детской кроваткой. – Ты зачем меня звала?

– Я обед приготовила, хотела, чтобы ты поел.

– Отлично. Вот и пообедали… – Вова встал, закрыл окно, тоскливо огляделся по сторонам и вышел из комнаты.


Дорогие наши читатели, мы снова с вами, и снова у нас важная тема: подростки, подростковый кризис и ему сопутствующие ужасы-корюжасы. Страх, сепарация, непослушание, волчий взгляд исподлобья. Жуткие рассказы о подростках-наркоманах. Запах сигарет от одежды, бутылка вина, неумело спрятанная за шкафом. Или просто депрессивное состояние, апатия, грусть, полное непонимание, куда идти и кем стать.

Куда подевался милый малыш, который радовался и радовал вас и всех окружающих своей непосредственностью и чистотой?..

В этой главе мы поговорим о том, что такое личностный и возрастной кризис, в чем особенности подросткового кризиса, какие задачи в ходе него должны быть решены. Наша цель – объяснить родителям, что переходный возраст – это не какой-то монстр, которого нужно бояться до дрожи и с которым надо отчаянно воевать, а необходимый этап формирования личности их сыновей и дочерей.

Потому что человек не может жить без личностных кризисов. Все развитие происходит через кризисы. В общем и целом, кризис – это когда по-старому ты уже не хочешь, а по-новому не умеешь. Желаемое сильно расходится с действительным. Кризисы бывают индивидуальными, а бывают общими, через которые проходят все люди. Один из них – подростковый кризис. Нужно взрослеть. Детские способы поведения уже не подходят и не приносят радости, а новых еще нет. Но они должны появиться! Подростковый кризис – это об этом. Поэтому кризиса переходного возраста не надо пугаться. Без него наши дети не повзрослели бы. Самое главное – поддержать их в том, чтобы они взрослели, а не удерживать насильно в образах малышей.

На страницах книги мы будем говорить об этом более развернуто. Друзья, нас с вами ждет увлекательное путешествие в подростковую психологию и в психологию взросления. Берите с собой ручки и карандаши для пометок на полях, большой молоток, чтобы ломать стереотипы, и отменное чувство юмора. Без иронии часто невозможно воспринимать устаревшие убеждения и установки, которые пытаются завладеть нашими умами.

Итак, кризис – это такой момент, когда ломается весь старый уклад жизни. Под воздействием каких-либо обстоятельств человек должен измениться и перейти на новый этап развития.

Как ни парадоксально, первый кризис такого рода мы проходим в утробе матери. Ближе к последним неделям беременности. Такой знакомый, комфортный и дружелюбный мир становится тесным и начинает подталкивать малыша к чему-то. Вовне. А ребенок-то там уже освоился. Знает каждый закуток, каждую складочку. А что лежит снаружи этого теплого мира – наоборот, неизвестно. Отсутствие информации порождает страх. Ребенок не может оставаться в своем старом мире, но в новый мир тоже не может перейти сразу, без подготовки.

Но вот роды прошли, и прошли успешно. Малыш родился, окреп и хорошо уже разобрался в новом мире, где есть мама, папа, старший брат и кот Вася.

Он знает уже вдоль и поперек всю двухкомнатную квартиру, уверенно ходит и почти не промахивается, когда писает в горшок через бортик. Вот здесь лежит еда, вот через эту дверь приходят гости и родственники, есть еще улица и другие дети на игровой площадке за домом…

Как видите, его мир расширился, стал больше и богаче. Комфорт? Но не тут-то было. Пора идти в детский сад.

Тут – уже совсем новый мир. Свои порядки. Законы детей и взрослых. Ребятня, воспитатели, терки внутри группы. У ребенка снова начинается кризис. Как жить в этом месте, он не знает. И начинает ошибаться. Это вызывает стресс. Но обратно в маленький домашний мирок он вернуться не может! И вынужден пройти через испытания кризиса, чтобы адаптироваться в новой жизненной ситуации.

Где-то через год малыш уже уверенно рассекает в детском саду. Он там знает каждый закуток и каждую щелку. Виртуозно обходит дурную нянечку Клаву, меняется игрушками, выкидывает ненавистную манную кашу так, чтобы никто не заметил. Короче, у него вновь процветание и благоденствие.

Но тут, как назло, подкрадывается школьный возраст. Хлоп – и весь изученный детсадовский мир отправляется в известное место…

Снова неизвестность. Учитель со строгими глазами. Из класса ты не выйдешь просто так. От тебя требуют что-то изучать. Контрольные. Диктанты. Оценки в четверти. Страх остаться на второй год. Учебники. Неподъемный ранец. Униформа. Стресс. Стресс. И еще раз стресс.

Ребенок начинает втыкаться, так сказать, в тему. Адаптируется к учителям, к одноклассникам, к новой столовке. Нужно заодно разобраться с деньгами. Библиотека. Пугают выпускными экзаменами.

И вот, когда ты уже полностью адаптировался к школе и чувствуешь себя уверенно, все заканчивается. Начинается институт. В лучшем случае ты сам принял решение, в какой вуз поступать. В худшем – мама с папой тебя пристроили, куда посчитали правильным.

А здесь все вообще по-новому. Новые отношения. Новые люди. Новые страхи. Как дамоклов меч – будущее устройство на работу.

Но и институт заканчивается, и нужно выходить на работу, создавать семью. И это такой же кризис.

А потом приходит вдруг понимание, что работа не твоя или что надоело вкалывать «на дядю» и пора создать что-то свое. И снова стресс – личностный кризис.

У мужчин ко всему еще добавляется служба в армии, что само по себе является испытанием и своеобразным кризисом.

Для женщин – роды. Здесь за девять месяцев проходят все стадии личностного кризиса, который разрешается рождением ребенка и переходом в новый социальный статус. Девушка становится женщиной в полном смысле этого слова.

Потом выход на пенсию – и это тоже кризис. Переход в состояние пожилого человека. Новая метафора— «пенсионер». Надо понять, что с этим делать. Найти новые смыслы, переориентироваться в новом статусе. Преодолеть страхи. Примириться с неизбежностью смерти.

Ну, и финальным испытанием человека, как вы уже догадались, является смерть. И переходу в мир иной тоже предшествует личностный кризис.

Тоже стресс, знаете ли, и немалый. Тоже неизвестность, как у младенца перед родами. Тоже страхи. Ну и, конечно, как и после родов, все заканчивается хорошо.

Но в этой книге мы не будем углубляться во все виды человеческих кризисов, включая экзистенциальный и индивидуацию (поиск, обретение и выработку индивидуального смысла жизни). Здесь мы говорим именно о подростковом кризисе.

Вы уже поняли наверняка, что кризисов не надо бояться. Это естественное состояние психики развивающегося человека. Без кризиса развития не бывает. Кризис предшествует испытанию и выходу на новый уровень. Убегая от испытаний, человек остается слабым и невзрослым. Проходя испытания и побеждая, становится успешным, развивается и достигает новых высот.

Люди с сильными поддерживающими установками легче и спокойнее проходят испытания. Кризисы воздействуют на них менее травматично. Люди, имеющие негативные установки, проходят испытания тяжело и трудно. Или могут не пройти их вообще. Чем сильнее страхи и блоки, тем страшнее и тяжелее симптомы кризиса.

Одна из самых главных задач родителей – снабдить своих детей мощными поддерживающими установками с максимально широкой рамкой (применимыми в самых разных жизненных ситуациях).

Ярким примером такой установки, например, является фраза, которую имеет смысл повторять ребенку с самого детства: «Я точно знаю, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации ты найдешь наилучшее решение». Пожалуйста, запомните ее – мы к ней еще вернемся в одной из следующих глав.

Глава 2 Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком

У Вани выдался тяжелый день.

Вот взрослые – в частности, мать с отчимом – вечно твердят, что пока не попробовал, что такое работа с восьми до семи, такими словами бросаться не имеешь права. Но ему было плевать на то, кто что думает и что там имеет.

Началось с того, что он опоздал на автобус, на котором – слава богу, недалеко, всего четыре остановки – приходилось ездить в школу. За двадцать минут народу на остановке прибавилось. И все пожелали набиться в тот же номер, что и Ваня.

– Эй ты, куда прешь?! – грубо одернул Ваню нетрезвого вида мужик.

То есть вчера он явно был нетрезв от слова «совсем», а сегодня – ну как сказать… Но одернул в буквальном смысле – за рюкзак. Отлетевший на несколько шагов Ваня оказался в хвосте импровизированной очереди на посадку, и как итог – никуда не влез. Обидно было даже не то, что пришлось топать пешком, а то, что постоять за себя решительно не получилось. По дороге в школу Ваня сто пятьдесят раз – мысленно – догнал мужика, сказал ему много едких резкостей, остроумно высмеял, даже несколько раз врезал по наглой морде… Но все тщетно. Сатисфакции, как говорили лет двести назад, он не получил и получить не мог.

Загрузка...