Встречу назначили на ближайшие выходные в забегаловке под названием «Шварма-ха-пина», которая находилась в нескольких минутах ходьбы от нашего дома.
В этот день с утра я немного нервничал. Моя жена видимо тоже, но держалась молодцом и старалась не показывать виду. «Шварма-ха-пина» находилась на первом этаже очень старого дома и ни внешним видом, ни интерьером не отличалась от сотен подобных заведений, раскиданных по всему Израилю.
Как правило, небольшой прилавок или витрина с несколькими видами салатов, хумусом и тхиной. Небольшая кухня тут же, холодильник с напитками и большой стенд с ценами. В зале несколько столов с неудобными стульями. Но, что удивительно, хозяева таких заведений – приветливые и вежливые люди. Конкуренция, ничего не поделаешь, нужно быть лучшим, не то потеряешь бизнес. Хозяин этого заведения, (а может и не хозяин, а просто наёмный рабочий), встретил нас приветливо. И это неудивительно. В 10 часов утра обедать ещё никто не собирался, и поэтому в зале было пусто. Моментально определив в нас выходцев из «Русия», (хотя мы не произнесли ни слова по-русски), он решил похвастаться знанием великого и могучего и произнёс пару слов на ломаном русском и с ужасным акцентом. Мы не собирались ничего заказывать есть, но гостеприимство и улыбка этого человека покорили, и мы заказали две питы со швармой и колу. Расплатились с хозяином и, решая, то ли позавтракать, то ли пообедать, сразу и не заметили, как в зал вошёл он!
Если бы мне сказали заранее, во что будет одет мой бывший одноклассник, я бы ни за что не поверил. Он был одет в красивую белую рубаху с длинным рукавом, (и это в 30 градусную жару!), коричневые вельветовые брюки, на ногах – дорогие и модные кожаные туфли, но самое главное, небольшой, малинового цвета галстук, что придало его облику пижонский вид. Глаз его не было видно: солнцезащитные очки шикарного вида закрывали пол-лица. На голове, то ли кепка, то ли безкозырка. Несколько секунд он постоял в дверях, широко улыбаясь и глядя на нас.
– Бонд. Джеймс Бонд, – подумал я с некоторым сарказмом.
Хозяин, увидев нового потенциального покупателя, тоже вежливо улыбнулся и, отвесив небольшой поклон, поздоровался. Артур ответил на приветствие, кивнул на наш столик, сказав, что он будет есть то же, что и мы, а салаты внутрь питы пусть хозяин положит по своему вкусу, еще раз широко улыбнулся и сел рядом с нами. Сколько раз я себе представлял, как будет проходить наша первая встреча, но такого сценария у меня в голове не было. Он без всяких сантиментов подал мне руку со словами: «Рад тебя видеть, Коля». Я же был настроен ещё враждебно по отношению к нему, сухо подал руку, не ответив столь любезно на его слова.
– Марина, здравствуй, – произнёс он, широко улыбаясь. – Я так рад встрече! – Артур поцеловал Марине руку.
– Ты смотри, какой интеллигент, – отметил я про себя не без злорадства.
Пока Артур рассыпался в комплиментах моей жене, я тихонько изучал его подобно тому, как зоолог изучает исчезнувший вид, ранее бывший известным. Фото на его странице в «Одноклассниках» не врало, на фото был такой же, как и в жизни. Хотя фотография иногда так искажает действительность, что диву даешься.
– Я очень рад, что вы всё-таки согласились встретиться со мной, – эти слова Артура уже были адресованы больше мне, чем Марине. – Давайте всё-таки забудем, что было между нами двадцать лет назад. Во-первых, это было в другой жизни, а во-вторых, мы очень сильно изменились с тех пор.
– Увы, здесь он прав, – заметил я про себя. – Обстоятельства жизни очень сильно меняют людей.
Я так же заметил, что Артур очень хорошо излагает свои мысли: очень доходчиво и продумано. Сказывается образование языковеда.
– Какую ерунду вы пьёте? – недовольно поморщился Гулеев, отпив только что принесённую ему Колу. – Может, по пивку? И разговор пойдёт живее…
– Да вы не бойтесь, – спокойно произнёс он, увидев вопросительные выражения на наших лицах. – Я постараюсь вас задержать ненадолго, но дам вам пищу для размышлений. – И он, не дожидаясь от нас ответа, повернулся к хозяину заведения: «Три пива, пожалуйста». Эти «три пива» подняли настроение хозяина, и он бросился к холодильнику.
– Я не пью пива, – негромко произнесла Марина.
– Пустяки, – заметил Артур. – Тогда мы с твоим мужем выпьем за тебя.
Такое фамильярное его поведение могло вызвать у меня раздражение, но так как Артур что-то видимо хотел от меня, то я отнесся к этому снисходительно.
– Что ж, друзья мои, – продолжал Артур в той же манере. – Я неспроста вас пригласил на эту встречу. У меня к вам есть очень интересное и непростое дело.
– Можно без длинных прелюдий, – перебил я его. Артур по-прежнему обращался не ко мне, а больше к Марине и это очень раздражало меня.
– Коля, я тебя прошу, – на этот раз Артур сменил тон разговора. – Я вот путаюсь, не знаю с чего начать. Я вот сейчас выпью пива и, может быть, приведу в порядок свои мысли.
– До чего чертяка витиевато изъясняется, – заметил я про себя. Это уже был почти комплимент, и я с ужасом заметил, что прежняя неприязнь к этому человеку постепенно улетучивается.
– Так вот, – продолжил Артур, собравшись с мыслями. – Я вам уже подробно рассказал о своей жизни. Еще в институте, когда изучал историю, я увлёкся одной книгой. Эта книга, кстати, и спасла меня от падения на дно жизни! Я стал искать сведения об этой книге. Интернета тогда ещё не было и приходилось собирать всё по крупицам.
Артур на несколько секунд замолчал, отпил ещё несколько глотков пива (я, кстати, к своему пиву не прикоснулся). Артур, заметив это, посмотрел на меня разочарованно и продолжил:
– Естественно, я не мог собрать достаточно сведений об этой книге, но мне улыбнулась удача, – Артур посмотрел на меня. – В газете, где ты работал, появился целый цикл статей о ней. Приводились даже отрывки из этой книги. Статьи были очень подробные и интересные, как будто автор сам читал эту книгу и просто пересказывал её содержимое.
Я почувствовал себя как-то неуверенно. Да, действительно, я работал в местной газете «Вечерний город». Проработал там немного, около полугода. Я был там не журналистом и не корреспондентом, а простым корректором. Когда я ещё учился, был на практике в этой газете. Такая себе посредственная газетёнка с новостями из жизни города, небольшими статьями на актуальную тему, частными объявлениями и прочей ерундой.
– Откуда ты знаешь, где я работал? – удивился я.
– Я же сказал, что искал сведения об одной книге, – Артур выпил ещё пару глотков пива. – И совсем случайно наткнулся на эту газету, ведь я учился совсем в другом городе. Естественно, я пошёл в библиотеку, нашел все номера этой газеты, где печатались статьи о книге. Меня заинтересовала не только личность автора статей, но и все люди, которые работали в тот момент в газете.
Я посмотрел на Марину. Она сидела неподвижно, слегка наклонив голову вниз, и смотрела на недоеденный кусок питы. «О чём она думает?» – пытался угадать я. Артур заметил, что я посмотрел на жену, и тоже взглянул на неё.
– Марина, тебе что, неинтересно? – спросил он. – А я ведь только начал рассказывать.
– Нет, почему же, очень интересно, – сухо ответила Марина и посмотрела сначала на Артура, а потом и на меня.
– Вначале я очень обрадовался, узнав, что ты работаешь в этой газете, – Артур, как ни в чём не бывало, продолжал дальше. – Я ещё тогда хотел с тобой встретиться, но, вспомнив, какие нелёгкие отношения у нас с тобой были в школе, решил отказаться от этой затеи.
Артур уже почти допивал своё пиво, а ясности в его откровениях пока не было, и я решил помочь ему.
– Скажи, ты хотел встретиться со мной из-за этой книги? – обратился я к нему. – Что же это за книга, которой ты так интересуешься?
Артур хлопнул себя по лбу.
– Я так и знал, что мой рассказ будет сумбурным и непонятным! Книга эта называется «Некрономикон», – Артур посмотрел на меня.
На моём лице не дрогнул ни один мускул, и Артур спросил озабоченно:
– Ты что, разве не знаешь ничего об этой книге?
Чтобы не прослыть дилетантом и простофилей, я поспешно буркнул, что название мне знакомо.
– Только название?! Вы что, друзья мои, об этой книге сейчас много пишут, – удивлённо сказал Артур на повышенных тонах. – Об этой книге упоминается во многих Голливудских страшилках, есть даже компьютерная игра с таким названием!
Артур открыл ещё одну бутылку пива.
– Извини, а что, работники редакции не читают свою газету? – спросил он то ли с усмешкой, то ли всерьез.
– Готовую вёрстку – почти никогда, – ответил я. – Честно говоря, я не помню таких статей и кто их автор!
– Ты меня удивляешь, – в голосе Артура слышалось лёгкое разочарование. – А ещё говорят, что журналисты обладают феноменальной памятью!
Я уже хотел обидеться на эту реплику, но Артур опередил меня:
– Только не обижайся на меня, я это сказал не со зла. Просто очень странно, что такая статья могла пройти мимо твоего внимания.
– Не вижу ничего странного, – голосом провинившегося ученика проговорил я. – Главный редактор газеты, я уверен, тоже не помнит всех статьей своей газеты. А кто автор этих статьей?
Артур отхлебнул пива, широко улыбнулся (видать пиво подняло ему настроение) и ответил:
– Автор статьей некто Семёнов. Илья Семёнов.
Я сделал озабоченное выражение лица, силясь вспомнить человека с такой фамилией. Илья Семёнов, такую фамилию я помнил, в редакции она была на слуху. Но как же выглядел человек с такой фамилией? К счастью, видя моё замешательство, Артур пришёл мне на помощь:
– Средних лет мужчина с небольшим «пивным» животиком, среднего роста, почти лысый…
– Так ты с ним встречался? – я уже вспомнил, кто это Илья Семёнов.
– Увы, нет.
– Откуда тогда тебе известна его внешность? – голос у меня звучал как у следователя, поймавшего допрашиваемого на клевете.
– Я хотел с ним встретиться. Мне было интересно, действительно ли эта книга была у него? К сожалению, газета попала ко мне через три месяца после публикации статьи, – Артур сделал паузу… – И когда я явился в редакцию, то Илья уже там не работал. Тебя я тоже там не застал. – Артур посмотрел на меня, хлебнул пива и продолжил. – Илья загадочно исчез!
– То есть, как – исчез?! – удивился я.
Я тоже решил побаловаться пивком и открыл бутылку. Артур с таким удовольствием пил пиво, что и мне захотелось.
– Вот так и исчез! – продолжил Артур. – Как исчезают люди. Утром пошёл на работу в редакцию и не дошел. И после этого о нём ни слуху, ни духу…
– Странно, – я почесал себя за ухом. – И что, до сих пор ничего не известно о его судьбе?
– Ничего, – ответил Артур. – О тебе я собрал информацию, узнал, что ты уехал в Израиль. Но мне на тот момент был нужен Семёнов или тот, кто что-либо знал об «Некрономиконе».
– А что ты хочешь сейчас? – спросил я. – Чтобы я помог найти тебе Семёнова? Или ты думаешь, что я что-то знаю об этой книге?
– Ни то, ни другое. Семёнов меня уже мало интересует. Да и в то, что ты мне сможешь помочь кое-что узнать, я тоже мало надеялся. Прошло время, и мои интересы и желания поменялись.
– Вот как… – многозначительно протянул я. – Так зачем ты хотел со мной встретиться? О Семёнове я тебе, к сожалению, ничего не могу рассказать. Была ли у него какая-то там книга, я тоже понятия не имею.
– Мне не это нужно сейчас, – перебил меня мой собеседник и добавил загадочно. – Но… обо всём по порядку.
Марина, которая всё это время сидела молча и не вмешивалась в разговор, вдруг обронила фразу, которая очень оживила Гулеева:
– И чем же так ценна эта книга?
– Марина, ты женщина очень проницательная и умная. Это – великая книга. Задолго до возникновения человечества на Земле жили Древние люди. Они пришли с далёких звёзд и населили нашу планету. Они были высокого роста, но очень уродливы. Это было уродство не только внешнее, но они были уродливы изнутри. Они не знали, что такое любовь, дружба, сострадание. Им было чуждо чувство материнства, долга, взаимопомощи. В общем, это были монстры, обладавшие разумом, но не имевшие никаких чувств!
Артур понизил голос, так как в помещение зашли двое мужчин, по внешнему виду напоминавшие рабочих. Артур оценил их взглядом и понял, что эти люди вряд ли понимают русский язык, продолжил:
– Эти чудовища очень долго правили Землёй. Они убивали и калечили друг друга, своими ужасными заклинаниями они наводили друг на друга порчу, они приносили в жертвоприношение своих детей. Наша планета страдала от их присутствия. Прошло очень много времени, прежде чем Старшие Владыки, увидев всё, что творится на Земле, всю эту грязь и мерзость, свергли правление этих монстров. Они воздвигли вокруг Земли Врата, через которые Древние не могли снова вернуться на Землю. Но они очень хотят вернуться, чтобы снова править Землей. Они находятся всё время рядом, они всё видят и ждут того часа, когда кто-нибудь из землян откроет им эти Врата.
– Очень хорошая легенда, – равнодушно произнесла Марина.
Артур величественно окинул её взглядом профессора, оценивающего знания нерадивого студента, но ни один мускул не дрогнул на его лице.
– Я тоже так думал, Марина, и вся эта история для меня тоже была фантастикой. Я интересовался ею просто так, из любопытства, пока не понял и не нашёл подтверждения, что книга Древних «Некрономикон» действительно существует!
В это время в кафе зашли ещё несколько человек. Становилось многолюдно, а столиков в этом заведении было не так уж и много, и хозяин заведения уже подозрительно косился на нас, так долго здесь не засиживались, мы разговаривали уже около часа.
– В общем, мне нужна ваша помощь, – засуетился Артур. – Дело в том, что я хочу найти эту книгу и мне нужна помощь надёжных людей, а кроме вас у меня в Израиле знакомых нет. Я не тороплю вас с ответом, подумайте хорошо. А через недельку я приглашаю вас в гости к себе. Я ещё более подробно расскажу вам об этой книге и зачем она мне нужна?!
Разговор считался законченным. Артур попрощался с нами. На этот раз я пожал ему руку не ради приличия, что-то было в этом человеке притягивающее, и я уже не был так зол на него, как при встрече. Марина тоже видимо была под воздействием чар Артура, поэтому улыбнулась на прощанье ему очень заискивающе, и я не мог не заметить этого.
По дороге домой я спросил жену, что же она думает об Артуре, может ли человек так измениться.
– Ты знаешь, дорогой, – ответила Марина. – Я ему верю. По крайней мере, с нами он говорил искренне.
Я тоже так думал. Не было в голосе Артура фальши или недомолвок. Я, как журналист, сразу бы это заметил. Получив немного информации, мы с Мариной сразу же стали проверять ее. В Интернете оказывается море информации об этой книге, и мы с лихвой окунулись в мир «Некрономикона», но… В основном об этой книге и о Древних людях говорили как о вымысле, чем-то несуществующем и фантастическом, но Артур уверял нас, что это правда! Поэтому мы с нетерпением ждали новой встречи с ним.