Эти записи для будущей книги про животных.
Фаина Георгиевна, прожившая большую и сложную жизнь, очень любившая животных, но в силу профессии не имевшая возможности постоянно держать кошку или собаку, подкармливала бездомных животных, где только это получалось.
Всех котов и собак своих знакомых считала своими же, а потому норовила угостить чем-то вкусненьким.
Вероятно, после фильма Сергея Образцова «Кому он нужен, этот Васька?» у Фаины Георгиевны появилась мысль записать кошачьи, собачьи и прочие истории, чтобы потом из них получилась книга. Раневская дружила с замечательной, очень популярной журналисткой Татьяной Тэсс. Читатели постарше помнят житейские истории этого автора в газете «Известия», из-за которых субботний номер разбирался в киосках мгновенно, а некоторые признавались, что саму газету выписывают ради историй Тэсс.
Фаина Георгиевна в силу своего неуемно-насмешливого характера довольно долго разыгрывала Татьяну Тэсс, ведя с ней переписку от имени вымышленного героя из деревни. Когда обман раскрылся, подруги даже поссорились, но вскоре примирение состоялось.
Раневская записывала истории, связанные с животными, свои мысли, чтобы журналистка пересказала их читателям, литературно обработав. Знала ли об этом кладезе воспоминаний сама Тэсс – неизвестно, во всяком случае, свидетельств о том, что она обрабатывала записи Раневской, нет.
Но и в необработанном виде они интересны и поучительны, прежде всего добротой и любовью к животным.
Сент-Экзюпери говорил, что мы в ответе за тех, кого приручили. Относительно Раневской это можно перефразировать так: мы в ответе за всех, кто живет с нами рядом на Земле. Даже за тех, кто доставляет неудобства и опасен.
Разве она не права?
В последние годы Фаина Георгиевна перестала кушать мясо, поскольку вспоминала, что совсем недавно животное мычало, хрюкало или кудахтало. Но для своего Мальчика (беспородного приблудного пса) в холодильнике всегда держала отменный кусок вырезки из Елисеевского магазина – оправдывала мясоедство собаки ее инстинктами. Говорила, что собака живет как Сара Бернар, а она сама как собака. Но отдать кому-то Мальчика или перестать кормить его деликатесами даже в голову не приходило. «У него было тяжелое детство» – это о времени, когда пес жил на улице.
Трудно понять, когда именно Раневская начала собирать истории о животных и записывать свои собственные воспоминания, они не датированы, обрывочны, даже не всегда закончены.
Рассказы вперемешку о котах, собаках, птицах и даже… змеях (их довелось увидеть во время эвакуации в Ташкенте). О своих и чужих домашних питомцах. А также услышанное от кого-то и прочитанное в газетах. Короткие пересказы статей о животных. Болела душа за всех живущих на Земле, вот и собирала интересные факты, чьи-то свидетельства помимо собственных.
Она, видно, пыталась как-то систематизировать материал, например, прямо к странице с рассказом о задиристом фокстерьере Никулиных приклеена переписанная заметка об этой породе собак вообще. Рядом с рассказом о коте-обжоре есть текст о питании кошек. Встречаются характеристики владельцев вместе с описаниями их животных, это к слову, что они влияют на характеры друг друга.
А еще рисунки. Животных трудно рисовать, пусть получалось не всегда, но, глядя на эти забавные мордашки, понимаешь, как же их автор любила все живое на Земле.
Жаль, что мы не увидели законченный труд Фаины Георгиевны. Времени не хватило или сил? А может, усомнилась, что кому-то это будет нужно? Зря, даже обрывочные записи читаются с интересом.
Опыт души Раневской очень пригодился бы нам нынешним, вечно спешащим, которым недосуг заметить ничейного котенка, суетливую птичку или статью о вымирании очередного вида животных из-за деятельности человека.
Из собственных котов дольше всего жил сиамец Кон-Тики (или просто Тики), подаренный Сергеем Образцовым, и приблудный беспородный Мальчик – собака, неотступно сопровождавшая Раневскую в последние годы. Больше всего Фаина Георгиевна беспокоилась, что после ее смерти Мальчик снова окажется на улице.
Всем известно, как Раневская «облизывала» своего Мальчика: кормила его отборным мясом, позволяла делать все, что взбредет в голову, нанимала «собачью няньку» – женщину, чтобы выгуливала пса, требовала от каждого приходившего в дом, чтобы Мальчика непременно погладили, брала с собой в театр и даже не приходила на репетиции, если собаку не с кем оставить или та заболела.
Это казалось чудачеством престарелой актрисы, но в действительности было заботой о существе, которое без нее погибло бы.