Когда-то мне в руки попала книга «Созданные навечно» о компаниях с долгою, иногда более столетней историей в бизнесе. Там было десять сходных черт таких компаний. Изучив все десять, я понял, что по удаче или Божьей милости я сделал девять из них. Десятая – миссия, цель или концепция – была упущена. Так на восьмом году существования «Тараса Бульбы» я написал миссию сети. Сожалею, что не знал об этом в первый день. Но так или иначе, хоть и не отраженная на бумаге, эта миссия существовала с первого дня.
Миссия должна объяснить сотрудникам цели и задачи, стоящие перед ними, сделать эти задачи боле осмысленными, стать мотивом для исполнения этих целей. Она придаст сотрудникам силы, наполнит энергией и смыслом, не позволит мечте разбиться о время и обстоятельства.
Формируя миссию предприятия, хочу обратить внимание на то, что необходимо быть максимально открытым и честным. Учитывать интересы, надежды и даже мечты клиентов. Уважать их принципы и убеждения. Необходимо помнить, кем мы являемся (как предприятие), помнить о наших особенностях, отличительной идее и о том месте, которое мы занимаем и которое еще могли бы занять.
Идея должна стать побудительным мотивом для сотрудников предприятия для выполнения тех или иных распоряжений, фактором оценки того или иного поступка.
Помните: благородная цель в сочетании с грамотным руководством и достойной платой поможет сделать чудеса и достичь целей, даже кажущихся несбыточными.
Есть простое правило 3-х Н:
Нет Ничего Невозможного!
Смысл «Корчмы Тарас Бульба» я вижу:
• в идее родного дома, куда всегда возвращаются;
• в празднике, который мы создали для наших гостей;
• в уважении и заботе;
• в пользе для наших гостей и заботе об их здоровье;
• в уважении к глубоким историческим украинским традициям;
• в ознакомлении с этими традициями представителей других (не славянских) народов;
• в мире и дружбе, без которых невозможно представить счастье обычных людей, – ведь такими и является большинство наших клиентов и сотрудников.
Итак, миссия «Корчмы Тарас Бульба»:
МЫ работаем и стали родным и гостеприимным домом для всех, кому это важно. Домом, в который каждый, побывавший здесь хоть раз, всегда возвращается, приводя родных и друзей.
МЫ сделали жизнь наших гостей праздничной, заботимся об их здоровье и безопасности, уважаем их убеждения и желания.
МЫ не просто ресторан, а место, в котором люди вспоминают о своих традициях и корнях и знакомятся с культурой Руси. Мы вносим свой вклад в дело мира и взаимопонимания. И да поможет нам в этом Бог.
В этих нескольких предложениях содержится смысл деятельности предприятия. Они должны стать задачей и целью для каждого сотрудника. Каждый из них должен задуматься – стал бы он толкать гостя или не здороваться с ним у себя дома. Каждый должен понять, что хозяйка не может нарушить свой фирменный рецепт, когда готовит угощение для близких людей.
Вот с этой точки зрения и следует оценивать свое место в коллективе, а также пользу, которую мы приносим себе и предприятию. В сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» эти слова все сотрудники обязаны знать наизусть. Не просто знать, а работать над тем, чтобы они стали реальностью. «Стали» – потому что я понимаю: это мое желание – не всегда реальность. Не все пока получается так, как хотелось бы. Но мы стремимся сделать все для того, чтобы быть ближе к идее и цели, для которых создавалась «Корчма Тарас Бульба». Также необходимо разъяснять, что не деньги являются главным. Они могут быть одной из целей нашего работника. Но если перед человеком стоит только эта цель – ее очень трудно выполнить. А самое главное – с такой целью в жизни трудно считать себя человеком.
Лично во мне отношение к деньгам и людям изменили путешествия. Однажды мы были на Байкале, пошли на небольшую гору, взяли с собой только одну бутылку воды, она быстро закончилась, было очень жарко, у людей начались тепловые удары. У меня была вся касса, такая пачка денег, где-то миллион рублей. Приблизительно сорок тысяч долларов. Я достаю эту пачку денег и говорю: «Дайте мне банку “Кока-Колы”». Они мне: «Нету». Я понял, что это настоящая цена денег, когда даже бутылку воды невозможно купить. А когда дойдешь к источнику сам, то она доступна тебе бесплатно. Эта ситуация для меня изменила ценность банкнот. Я до того времени их идеализировал. Казалось, они дают свободу, власть над людьми. Постепенно понял, что должно совпадать множество обстоятельств, чтобы они работали. После этого уже не делаю из них культа.
Так и с вещами. Цена носкам на земле – $2, но если ты забыл взять их на Эверест, то обморозишь ноги и умрешь. Получается, что цена жизни – это те же $2. В экспедиции на Эверест, в которой я принимал участие, у одного американца замерз редуктор – клапан, через который поступает кислород. Альпинист начал задыхаться, у него тут же пропало зрение и наступила настоящая истерика. Повезло, что у русского альпиниста оказался запасной редуктор, и он подошел к американскому кислородному баллону. Американец задышал. Так его жизнь оказалась немного ценнее носков, потому что редуктор стоил аж $20.
Никто еще не сделал цивилизацию из того, что накапливал деньги. Цивилизацию сделали люди, которые ходили на Северный и Южный полюсы, летали на каких-то крыльях, на воздушных шарах, куда-то лезли и что-то делали.
После всего вышеизложенного считаю, что можно не объяснять важность знания и понимания материала каждым сотрудником предприятия. Руководитель обязан превратить обозначенный мотив в реальность.
Каждый должен знать простую истину: что будет счастлив настолько, насколько будет полезен миру.