Глава первая Вопросы, которые возникают в первую очередь

Психические болезни существуют?

Честно говоря, мне неловко писать эти строки. Вам же не требуется доказательств, что небо голубое? Трудно даже представить, что может быть другая точка зрения. К счастью, мало кто отрицает психические расстройства полностью, но находятся люди, которые в них сомневаются или недооценивают их. Я нередко сталкиваюсь с мнением, что ментальные расстройства происходят от лени, избалованности, безделья или избытка денег.

Можно услышать что‑то вроде: «В Советском Союзе депрессии не было», «На завод бы их отправить – живо мозги бы на место встали», «Шибко модно стало по психотерапевтам ходить», «В интернете насмотрелись, придумали себе болезни» и т. д. Если вышеперечисленные высказывания кажутся вам убедительными, то вам было бы очень полезно прочесть эту книгу. Я подробно и с примерами расскажу, как все устроено на самом деле.


На мой взгляд, подобные убеждения – это защитная реакция на сложность и непредсказуемость жизни. Ведь действительно, становится гораздо спокойнее, если считать, что расстройства бывают только с «другими», «ненормальными», что с вами никогда такого не случится. Но, к сожалению, это не всегда так. Пострадать может любой, даже трудолюбивый, трезвый, образованный и рассудительный человек.


Гипертонией или сахарным диабетом люди заболевают из‑за стресса, наследственности или образа жизни. С психическими расстройствами так же. Однако, в отличие от остальных заболеваний, психические гораздо труднее осознать и принять. Изменения наступают постепенно и порой незаметно сливаются с повседневной жизнью.


Признаки заболевания часто не привлекают внимания ни окружающих, ни заболевшего, а раздражительность, тревогу или физическую слабость легко списать на переутомление или возраст.

Для иллюстрации нам поможет Борис Николаевич. (Здесь и далее все совпадения с реальными людьми совершенно случайны.)


Жил был Борис Николаевич, лет пятидесяти с небольшим. Семья, работа, друзья – все при нем. Каждое утро он вставал очень рано, и родные считали, что это от избытка бодрости и любви к труду, иногда он и сам так думал, но правда была в том, что он просто не мог по‑другому. Или другая особенность: все непривычное давалось ему с трудом. Не хотелось идти в новые места, покупать новые вещи, а звонки незнакомым людям так вообще казались подвигом. Родные считали, что это от возраста и консерватизма, иногда он и сам так думал, но правда в том, что и здесь по‑другому он не мог.


Так продолжалось много лет, к его особенностям все привыкли и внимания не обращали. Но в один нехороший день Бориса Николаевича уволили. На пенсию уходить было рановато, и перспектива искать новую работу неожиданно ввела его в полное оцепенение: он просто сидел, листал социальные сети, а на все вопросы стал отвечать: «Не знаю».

– Что будешь дальше делать?

– Не знаю.

– Может, попробуешь поискать работу?

– Не знаю.

– Или, может, курсы какие‑то пройдешь, попробуешь что‑то новое?

– Не знаю.

– Может, выйдем погулять сегодня?

– Не знаю.

Родные посчитали, что это временно, но чем больше проходило времени, тем хуже становилось. У Бориса пропал аппетит, он стал худеть, отказывался от общения и даже на улицу по непонятной причине выйти не мог.

Примерно через год, когда родным все‑таки удалось отвести Бориса Николаевича к врачу и ему диагностировали тяжелую депрессию, назначили лекарства и предложили плановую госпитализацию в стационар, доктор немного пожурил его за то, как поздно он обратился за помощью, ведь, если бы лечение началось еще на этапе «странностей характера», таких последствий не было бы.

Или другой пример. Лена, девушка двадцати двух лет, юрист, помолвлена и планирует свадьбу. Лена всю жизнь отличалась спокойным, взвешенным характером, отличница, но при этом и в компании держится уверенно. Чудо, а не человек. Однако была у Лены одна особенность: начиная с подросткового возраста у нее были периоды, по несколько месяцев, когда ей совершенно ничего не хотелось делать, даже думать было сложно, и, наоборот, периоды, когда активность повышалась настолько, что казалось, как будто она горы может свернуть. Родные не обращали на эту особенность внимания, а Лена была уверена, что так у всех.

Подготовка к свадьбе давалась Лене трудно: она много нервничала и от этого начала чаще ссориться с будущим мужем. Постепенно у нее появилось желание «расслабляться»: она стала часто гулять по городу, знакомилась и флиртовала с молодыми людьми. С новыми приятелями она начала посещать ночные клубы. Лена заметила, что может практически не спать, танцевать всю ночь, а затем как ни в чем не бывало идти на работу, где первое время ничего не замечали, поскольку и с работой она справлялась отлично.

Через пару недель поведение Лены изменилось еще больше: она стала непривычно быстро говорить, ее мысли перескакивали с одного предмета на другой, и ни одну она не могла довести до конца. В порыве очередной ссоры с женихом она призналась, что за последние дни уже множество раз изменила ему с малознакомыми мужчинами. Но тот не растерялся, понял, что это не простая измена, и повел Лену на обследование. Молодой человек посчитал, что девушку «накачали наркотиками», однако после анализов и осмотров врачи диагностировали биполярное расстройство и рекомендовали госпитализацию. После выписки Лене назначили поддерживающую терапию, благодаря которой в будущем таких состояний можно будет избежать.

Да, грустная новость в том, что заболеть может абсолютно любой человек, но хорошая новость, что большинство психических расстройств в настоящее время поддается лечению.

Главное – вовремя диагностировать проблему и начать над ней работать.

В каких случаях стоит срочно обращаться за помощью?

Иногда на основательный разбор ситуации, сомнения и тщательный выбор специалиста просто нет времени. Приведу пример. Предположим, Гена:

• уверен, что его подавленность и безысходность «объективны»,

• считает, что «близким без него будет лучше»,

• планирует опасные для себя и окружающих действия,

• отказывается от еды, воды и помощи близких,

• не может самостоятельно поддерживать быт, копит мусор, не ухаживает за собой до такой степени, что это может угрожать его жизни.


(Если вдруг вас зовут Геннадий, простите, я не вас имею в виду, мысленно замените имя на другое, пожалуйста.)

Да, Гене точно нужен психиатр. Если на платного денег нет, то вполне подойдет и участковый из ПНД: он тоже сможет оказать необходимую профессиональную помощь. На это есть несколько причин:


Экономия времени. Психиатр сможет поставить диагноз и оперативно назначить лечение. В неотложной ситуации нет времени на глубокий анализ психотравм, важно не запустить ситуацию еще сильнее.

Предсказуемость. Психиатры лечат по одним и тем же стандартам, и эти стандарты прекрасно работают во всем мире уже многие годы.

Простота. У вас уже есть участковый врач, даже если вы не знали об этом. Как правило, участковый врач ведет прием 6 раз в неделю. И попасть к нему можно день в день, безотлагательно.

Человечность. Если вам знаком и для вас приемлем уровень обслуживания и гуманности в российской поликлинике, то психоневрологический диспансер вас ничем не удивит ни в худшую, ни в лучшую сторону: больной получит необходимую помощь и будет знать, что делать дальше

Может быть, я все надумал?

Коротко: нет.


Не коротко:


Фразу «ты все надумал» можно расшифровать как:

• «Я не хочу разбираться в твоих проблемах»,

• «Твои чувства ничего не значат»,

• «Ты меня обманываешь, просто хочешь, чтобы тебя пожалели».


И если такую фразу вам говорит врач, то, скорее всего, он вам не подходит и стоит покинуть его кабинет. Но, к сожалению, человек, считающий, что все надумал, обычно и сам не идет к врачу. Идея «я все надумал» вызывает чувство стыда и реакцию отрицания в духе: «Да все хорошо на самом деле, мне не на что жаловаться».

Существует и другой вариант, когда человек начинает сравнивать себя с другими, мол: «У Сереги проблемы, а у меня все нормально, чего я жалуюсь!» Результат будет тем же: ощущение, что проблемы ненастоящие и заниматься ими не стоит.


Если вы столкнулись с такими мыслями, попробуйте задать себе несколько вопросов.

• «Если я действительно все придумал, то, значит, я легко могу перестать об этом думать?» (Вы действительно можете?)

• «Если я и правда хорошо себя чувствую, то почему задумался о том, что могу иметь психическое расстройство?»

• «Что я потеряю, если врач скажет, что со мной все в порядке?»

• «Потеряю ли я что‑то, если помощь мне все‑таки нужна?»

• «Хочу ли я почувствовать себя лучше и избавиться от подобных мыслей?»


Еще одна сложность в том, что невозможно заподозрить у себя ментальное расстройство, если вы ничего о нем не знаете. Это как чинить машину, не понимая, где поломка. Далее разберемся, на что обращать внимание в первую очередь.

Как распознать начало заболевания?

Загрузка...