Глава 1
Поход к Веселовским пещерам был долгожданным событием, и дети несказанно радовались, что он всё–таки состоится. Некоторые родители с самого начала были против путешествия с ночёвкой, особенно его, Пашки, мама. А всё потому, что больше года назад пропал Пашкин отец. Уехал в командировку и больше не вернулся. Розыски не принесли никакого результата. И мама так сильно горевала, что страхи свои перенесла на сына. Строго следила за ним и его передвижениями, непрестанно звонила. А при словах «Веселовские пещеры» с ней вообще истерика случилась. Но с помощью учителей и родителей друзей её удалось уговорить. Обещали с Пашки глаз не спускать. И мама после долгих уговоров сдалась.
Из Старославянска, города, в котором проживала вся честная компания, ходил автобус до Веселовки. Всего час езды, ещё немного пешком лесной тропой и вот они, приземистые скалы с обилием пещер на берегу огромнейшего озера.
Скалы были и в их городе, на берегу того же озера, но высоченные и, к сожалению ребятишек, не имевшие ни одной пещеры. Взбираться по ним на высоту тайком от родителей считалось крутым и смелым поступком. Да и в походы местные учителя своих учеников туда часто водили. Только вот поездка к пещерам всё–равно круче. Так считали десятилетний Пашка и его лучший друг Васёк.
Солнце, ласково греющее путешественников, обещало жаркий денёк и прекрасное тёплое начало летних каникул. А заканчивать учебный год таким замечательным походом была лучшая из идей, по мнению мальчишек.
Пританцовывая от нетерпения, с рюкзаками за спиной, дети дожидались автобуса. Лимонад, взятый в дорогу, уже был выпит. Детвора увлечённо шуршала упаковками печений и конфет и вела бойкий обмен сладостями. А взрослые зорко следили за безопасностью, улыбаясь неприкрытому восторгу подопечных.
Наконец подошёл автобус, и вся компания ловко в него загрузилась. Пашка с Васьком сели рядом позади двух подружек из их класса, и Васёк тут же принялся шалить и дёргать девчат за косы. Не сильно и не больно: сам хихикал, а девчата сердито возмущались, втайне испытывая удовольствие от проявленного мальчишеского внимания.
За час езды дети извелись: непоседливым, деятельным натурам требовалось движение и приключения. Их нетерпение вылилось в баловство и сводило с ума пассажиров, которые вздохнули с облегчением, когда автобус сделал остановку в Веселовке.
Построив учеников в пары, взрослые повели их к озеру по широкой тропе. Учительница Наталья Сергеевна вместе с мамой Васька возглавляли отряд, а папы двух девчонок замыкали процессию. Рядом с Васьком и Пашкой шли вожатые, постоянно озираясь и следя за детворой. Но это не помешало мальчишкам собрать сокровища: шишки, жуков и даже гусеницу на листике сцапали в заранее приготовленные спичечные коробки. Они хитро переглядывались, зная, что найдут применение своим богатствам. И даже скоро.
На берегу озера ребята побросали рюкзаки и кинулись было к пещерам, но Наталья Сергеевна скомандовала прежде разбить лагерь, а уж после изучать скалы. Проигнорировав недовольные возгласы, она собрала ребят и вместе с вожатыми стала показывать, как установить палатку. Для многих это было в новинку, и дети с удовольствием включались в процесс.
У кого–то ничего не получалось, палатки падали и стоять не хотели. Кто–то на начальном этапе запутал всё так, что родители еле разобрались, как распутать. Пашка свою палатку вместе с другом поставил быстро. Его давно папа научил. Палатка маленькая, одноместная, но им с Васьком нормально будет. Вожатые, молодые студенты местного ВУЗа Катя и Серёжа проверили, убедились, что надёжно стоит их сооружение, и ушли помогать другим ребятам. А мальчишки вызвались собирать хворост для костра и отправились в лес с одним из родителей.
– Как думаешь, там мыши летучие есть? – спросил Пашка у друга.
– Наверняка. Во всех пещерах есть. Надо одну поймать и девчонкам в палатку подкинуть, визгу будет, – мечтательно протянул Васёк.
– Они и так визжать будут, – улыбался Паша, – Машка всю дорого про привидения жужжала, а если мышку им в палатку запустить, точно не забудут поход.
– Давай спрячемся в пещере, а потом как выпрыгнем, будут им привидения! – фантазия Васька била ключом.
– Давай! С двух сторон сразу! – Пашка помолчал и продолжил: – Катька с Серёгой обещали вечером у костра страшилки рассказывать.
– Это если родители разрешат. Зачем они вообще с нами поехали? Мама моя против страшилок всяких, всё веселье испортит, точно, – разочарованно повздыхал Васёк, и Пашка с ним вместе. Маму Васькину они знали, точно не разрешит.
– Может уговорим вожатых дождаться, когда родители спать лягут?
– Так они и лягут, пока мы сидим. Как же, – Васёк разочарованно пнул какую–то кочку, и оттуда выскочила лягушка.
Хитро взглянув на друга, он погнался за ней. Когда лягушка обрела временное пристанище в кармане Васька, мальчишка вернулся к собиранию хвороста. Пообещав друг другу что–нибудь придумать на счёт страшилок, ребята с полными охапками сухих веток и палок вернулись в лагерь.
Палатки уже у всех стояли, вещи разобраны, а папы разжигали костёр. Мама Васька вместе с вожатой остались кошеварить в лагере, остальные построились и дружно и весело пошагали осматривать пещеры, выслушав предварительно монолог Натальи Сергеевны о правилах безопасности.
Пещерные ходы были великолепны. От детского восторга, казалось, воздух звенел. Следом за взрослыми они проникали в толщу скалистой породы и светя фонариками осматривали природное творение. Девчонки боялись заходить в глубину скал, куда не доставал солнечный свет, а мальчишки хоть и побаивались, но виду не подавали и смело шагали вперёд.
Мышей не нашли. Но и водили их по тем пещерам, которые прочно обжиты туристами, всех мышек давно распугали, зато безопасно для ребят. Пашка с Васьком были разочарованы. Такой план пропадал. Хотя восторженности от похода этот факт ничуть не уменьшил. Тем более визжать девчат они всё–таки заставили, притаившись за уступом, и с утробным воем выскочив прямо на них.
Бродили они долго, и вдоволь насмотревшись получили свободное время для лазанья по скалам. Пологие и низкие, они были относительно безопасны, и ребята рассеялись по вершине, обещав к краю не подходить. Мальчишки нашли удобное место, с которого просматривался весь берег и причудливый изгиб озера, расположенный чуть дальше места их стоянки, и принялись осматривать окрестности в бинокль, взятый Васьком.
Они обнаружили возможные ходы, в которые их не повели, и с интересом их разглядывали. Некоторые были завалены, один был заросший, без топорика не прорубиться внутрь. А один был очень низкий, больше на лаз похож. Дети легко бы там прошли, а вот взрослым пришлось бы постараться, и именно из него показался человек. Парни выхватывая друг у друга бинокль, старались рассмотреть подробности. Человек низко нагнувшись пробирался к выходу, и когда он выпрямился, Пашка охнул.
– Это же дядь Петя, папин друг!
– Врёшь! Дай глянуть! – потребовал Васёк. – И правда, дядь Петя. Что он здесь делает?
– Да откуда мне знать? Верни бинокль! Одежда у него странная, кожаная, что ли? – вопрошал Пашка в пространство. Передавая бинокль друг другу, мальчишки вели наблюдение.
– Что бы ему здесь делать, да в такой одежде? Смотри–ка, озирается. Прячется, что ли? Слушай, а может не зря мамка твоя боялась Веселовских пещер? Может с батей как–то связано? Вот и друган его здесь лазает…
– Может и не зря. Смотри, там машина его в кустах, – Пашка передал бинокль Ваську.
– Точно, его. Сразу и не заметишь. Там разве дорога есть? – возвращая бинокль спросил Васёк.
– А мы что, все дороги здесь знаем? Давай посмотрим? – Пашкины глаза зажглись проказливым огоньком.
– Давай. Пошли по–тихому, пока не заметили.
Мальчишки, прячась за валунами, тайком пробирались по вершине, всё больше отдаляясь от своих и непрестанно оглядываясь, заметят ли их отсутствие. Обнаружив спуск к озеру, они ещё раз убедились, что на них никто не смотрит, и бегом нырнули на тропу. От резких и быстрых движений посыпались камни, и парни затаились на время. Не услышав окриков, продолжили спускаться и, оказавшись на побережье, бегом кинулись в сторону пещеры.
Машины уже не было. Ещё на спуске они слышали шум двигателя и понимали, что папиного друга не застанут. Но исследовать загадочную пещеру не терпелось. Светя фонариками, они пробрались внутрь и осмотрелись. Низкий проход открывал внутри целый комплекс ходов под просторными сводами. В какой из них двигаться, было неясно, но то, что здесь легко можно заблудиться, мальчишки поняли сразу. Следов ног на земле предостаточно. Пещера явно была посещаемой и, видимо, часто. Осмотрев всё, что было поблизости от прохода, парни выбрались наружу.
– Надо ночью сюда пробираться, пока все спят! – задумчиво проговорил Васёк, теребя в руках выключенный фонарик.
– Верёвку у вожатых стырим, чтобы не заблудиться! – согласился Пашка, – и батарейки для фонарей.
– Там ведь что–то есть. Не зря же он туда ходил.
– Да точно не на прогулку. Видал, сколько там проходов? О! Орут уже! Пошли бегом, пока не влетело. – И Пашка побежал в сторону тревожных криков.
Васёк за ним. План у них был, оставалось дождаться ночи, и постараться ускользнуть из лагеря незамеченными. Зато времени на осмотр пещер у них будет полно.
По возвращении в лагерь всех ожидала вкусная еда, щедро приправленная ароматами леса и костра. Проголодавшиеся ребятишки рассевшись кругом у огня с удовольствием стучали ложками и требовали добавки. Горячий чай из котелка тоже пришёлся всем по душе.
Страшилок дети не дождались, зато Наталья Сергеевна поведала сытым ребятишкам легенды местного края. В наступающей темноте и тёплых отблесках пламени костра эти рассказы звучали таинственно и будоражили детское воображение. Мальчишки задавали вопросы, девчонки охали и ахали, слушая предания о необычайных явлениях и событиях, которые не подтверждены ничем, кроме рассказов из уст в уста, из века в век.
Когда все затихли, Васёк изловчился и кинул припасённую заранее лягушку в Машу, ту самую девочку, чьи косы он терзал в автобусе. Маша завизжала, подружка её брезгливо сморщилась, а Пашка с Васьком зашлись хохотом, хоть их и обозвали дураками. Васькина мама пообещала оторвать ему уши. Но вечер был таким приятным, что на происшествии особо не заостряли внимание. Вскоре Сергей принёс гитару, и у костра полились песни.
Шутливые и энергичные поначалу они сменились плавными и протяжными романсами. Ребятишки начали засыпать, и взрослые, утомлённые не меньше детей, с удовольствием разогнали всех по палаткам. Пашка с Васьком переглянулись и послушно отправились в свою. Забравшись внутрь и включив фонарик, Васёк гордо продемонстрировал моток верёвки, который сумел раздобыть, пока все суетились у костра. А Пашка вынул из рюкзака батарейки, которыми щедро снабдила его мама, беспокоясь за сына.
Пока взрослые сидели у костра, дожидаясь крепкого сна ребятишек, мальчишки, вывалив из двух рюкзаков содержимое, сложили в один всё, что казалось им важным для нового приключения: верёвку, батарейки, перочинный ножик, бинокль, фонарики, печенье. Ветровки решили сразу надеть, так как уже ощущалась прохлада, а замёрзнуть в самый разгар тайной вылазки не хотелось.
Затаившись в темноте своей палатки, они ждали, когда у костра никого не останется. У Васька начали слипаться глаза, сон его одолевал, да и Пашка уже клевал носом, когда кострище, наконец, затушили и все разошлись. Выждав для верности ещё несколько минут, они один за одним тихонько выбрались наружу и крадучись стали двигаться к озеру. Оказавшись на побережье, мальчишки прислушались и, не услышав никакого движения в лагере, рванули вдоль берега к пещерам.
В ночи скалы казались гигантскими, а проходы в пещеры, мимо которых пробегали ребята выглядели, как зияющие пасти, готовые вот–вот захлопнуться за случайными путниками. Признаваться в собственном страхе никто из мальчишек не собирался, перед другом стыдно, но коленки подрагивали, и хотелось мчать к своим не оглядываясь. Только любопытство сильнее страхов.