Глава первая. С чего начать

Одна клиентка как-то сказала мне, что больше всего ей хотелось бы жить в красивом доме. Во время экскурсии по комнатам мне стало предельно ясно, что она уже достигла этой своей цели. Клиентка отлично разбиралась в дизайне, и я была в восторге от открытой планировки дома и удобной кухни, но, к сожалению, это было сложно разглядеть за скопившимся хламом. Все эти лишние штуки скрывали пространство, которое без них было бы красивым. Например, у нее было столько контейнеров для хранения, что хватило бы на три дома, но она, пытаясь сделать кладовку более функциональной, продолжала докупать новые, с каждой покупкой все глубже увязая в хаосе.

Первый шаг был простым: я попросила ее дать обещание больше не покупать новые вещи хотя бы на период нашей совместной работы. С учетом этого нашей первой задачей было избавить дом от хлама, помня о двух целях: нам нужно было убрать лишнее и не купить вещи, которые у нее уже были. Для расхламления надо было отсортировать вещи клиентки так, чтобы в итоге остались только те, которые были действительно нужны или действительно любимы, а также сочетающие в себе оба этих качества. Это заняло некоторое время, но как только мы избавились от хлама, пришло время подумать над эффективными системами, которые помогли бы создать и поддерживать хорошо организованное пространство. На каждом следующем этапе моя клиентка все больше замечала красоту собственного дома и любовалась ей. А в конце проекта она просто за визжала от восторга. Она испытала то, что я называю «откровением Дороти»: как и Дороти из «Волшебника страны Оз», моя клиентка поняла, что все это время у нее уже было все, чтобы «оказаться дома»[2].


Перед тем, как вы закатаете рукава и начнете вычищать шкафы, давайте сперва мысленно подготовим вас к тому, чтобы освежить и омолодить свой дом. На самом деле, никто не заставляет вас делать это! Подозреваю, что вы уже сами думаете, что красиво организованный дом принесет вам очень большую пользу в разных сферах жизни. И все же, лучше начать правильно! Что вас мотивирует? Рассмотрите некоторые из этих способов подстегнуть себя и подкрепить энергией, прежде чем принять предстоящий вызов!




Источники мотивации

Красиво организованный дом создается не за один день, и это занятие для людей с характером. Вас ждет путь, который потребует сосредоточенности и решимости. И хотя у этого процесса в перспективе есть множество преимуществ (о которых я писала во введении), полезно будет подумать о том, как мотивировать себя во время расхламления, уборки, организации и украшения дома. Это, конечно, не группа поддержки с помпонами, но вот несколько способов создать мотивацию.

СЛОВА СИЛЫ

Каждый раз, когда я стою перед пугающей меня задачей, я говорю себе: «Ты сможешь!» Это мои «слова силы». Все просто, но эти слова буквально заводят меня для выполнения любого задания. А какие у вас слова силы? Запишите их и установите на видном месте – на холодильнике, на зеркале в ванной или даже на заставке смартфона – чтобы мотивировать себя на пути к успешной реорганизации своего дома.

ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ

Это часть дня, когда у вас больше всего энергии. Вы встаете с солнцем и идете навстречу новому дню? Или вы сова и лучше всего проявляете себя, когда все остальные спят? Занимайтесь организацией пространства в свои волшебные часы и направляйте энергию и фантазию, чтобы разработать и применить системы, которые помогут организовать ваш дом.

УСТРОЙТЕ ВЕЧЕРИНКУ

Чтобы подстегнуть мотивацию, можете прибегнуть к маленькой уловке. Устройте званый ужин или пригласите на выходные приятеля из другого города. Обеспечьте себе комфортный запас времени перед этим событием и используйте обязательства хозяйки дома в качестве мотивации, чтобы привести свой дом в порядок!

ВОЗНАГРАЖДАЙТЕ СЕБЯ

Вам предстоит потрудиться, и я предлагаю вам награждать себя на этом пути! Запаситесь бутылочкой вина, чтобы открыть ее после расхламления, сходите на педикюр после того, как отвезете полную машину вещей в благотворительный центр. Во время работы находите время на то, что приносит вам радость. Это поможет вам не перегореть и продолжить двигаться вперед к своим целям!

Подключите семью

Неважно, насколько вы полны решимости и мотивированы, чтобы организовать пространство у себя дома, – у вас мало шансов на успех, если те, с кем вы живете, с вами не заодно. Подключите семью! Легче сказать, чем сделать, но все же я часто советую своим клиентам устроить семейное собрание. Конечно, такие собрания можно устраивать по мере необходимости, но я считаю, что они проходят более продуктивно, когда семьи устраивают их еженедельно. Цель таких собраний – встретиться всем вместе и обсудить любые (и все!) вопросы, касающиеся семьи и дома на предстоящей неделе. В идеале, чтобы эти собрания были интересными и увлекательными, каждый член семьи должен озвучивать свои соображения. Эти собрания должны быть не лекциями или выяснением отношений, а продуктивно проведенным временем, которое упростит коммуникацию между членами семьи. Я видела, как в некоторых семьях роль ведущего передавалась по очереди каждую неделю. Такая тактика всегда успешна. Все (и особенно – дети!) чувствуют, что их ценят как важного члена семейной команды. Самое главное, что такие семейные собрания могут быть полезным способом рассказать о своих ожиданиях, назначить ответственных и вести отчетность – все это важно для долгосрочного поддержания организованного дома!

За все эти годы я отточила собственный подход к созданию функциональных и красивых домов. Любое задание легче выполнять, если знаешь, как построить процесс, и организация дома не исключение. Описанные ниже шаги можно адаптировать и применить к любой комнате вашего дома. Совсем скоро вы окажетесь на пути к красиво организованному дому!

Пять шагов к красиво организованному дому

Когда вы приступаете к организации дома, лучше всего работать последовательно, одновременно занимаясь только одним местом. Например, за один раз можно разобраться с организацией кладовой на кухне, а в следующий раз заняться холодильником. Если вы попытаетесь вести работу сразу везде, то быстро запутаетесь, потеряете концентрацию и вам будет сложно создать хорошо работающую систему.


Семейное собрание по организации дома. Темы для обсуждения

Расписание семьи

Обсудите расписание членов семьи на ближайшую неделю (назначенные встречи, занятия, уроки и т. д.). Общий семейный календарь поможет всем держаться на одной волне.


Успехи и трудности

Пусть каждый член семьи расскажет об одном успехе и об одной трудности, с которыми имел дело на прошедшей неделе.


Планирование питания

Обсудите меню и время встречи за столом на следующую неделю с учетом предпочтений и личного расписания членов семьи.


Оценка того, что нужно для дома

Создайте список того, что нужно на неделю. Этот список поможет вам составить список покупок. Вот о чем стоит подумать: деньги на школьную экскурсию, товары для дома, покупки для школьных проектов и т. д.


Хозяйственные вопросы

Обсудите любые хозяйственные вопросы, включая то, что касается ремонта и содержания дома, а также распределения домашних дел.


Обучение

Обсудите тему, которая важна для вашей семьи: текущие события, семейные традиции или вопросы веры. Можно даже использовать это время, чтобы развить у членов семьи жизненно важные навыки. Ниже я предлагаю список возможных тем.


Возможные темы для обучения

Как реагировать на травлю

Как сложить полотенце

Как накрыть на стол

Как планировать бюджет

Как стирать одежду

Как быть хорошим гражданином

Как загрузить посудомоечную машину

Пожарная безопасность

Как читать надписи на упаковке

Как говорить «нет»

Как просыпаться вовремя

Столовый этикет

Символы на ярлыках одежды

Как читать рецепты

Как гладить одежду

Как организовать учебу

Как заправить машину


Чтобы успешно организовать пространство, в каждом помещении используйте эти пять базовых шагов.


ШАГ ПЕРВЫЙ: ОЦЕНКА

Первый шаг требует больше размышлений, чем действий, но он важен для долгосрочного успеха. Сначала задайте себе следующие вопросы. В чем назначение этого места? Наилучшим ли образом я его использую? Есть ли у моей семьи и у меня потребности, которые можно удовлетворить, используя это место по-другому? Как можно адаптировать пространство, чтобы оно оптимально выполняло свои функции?

Вот пример: однажды я работала с клиентами, у которых была красивая столовая. Тем не менее, семья использовала ее всего лишь пару раз в год для праздничных застолий. В то же время муж работал из дома за крошечным столиком в углу спальни. Его документы и заметки – уже не говоря о гудении компьютера – проникли в комнату, предназначенную для отдыха. В конце концов мои клиенты поняли, что их дом станет более функциональным (и счастливым), если приспособить столовую под домашний офис.


ШАГ ВТОРОЙ: РАСХЛАМЛЕНИЕ

Несомненно, расхламление – самый пугающий шаг в этом процессе. В то же время именно этот шаг даст вам наибольшее удовлетворение по завершении. Прежде чем думать о внедрении новых систем организации, нужно обязательно избавиться от нелюбимых, ненужных и повторяющихся вещей.

Но перед тем как с головой погружаться в расхламление, полезно подумать, что послужило первопричиной скопления вещей. Если вы определите первопричины захламления, то почувствуете прилив сил, когда приступите к избавлению от хлама, а вероятность того, что в будущем вы попадете в эту же ловушку, снизится.

ПРИЧИНЫ ЗАХЛАМЛЕНИЯ

Причины скопления хлама многогранны, но чаще все сводится к следующему: у нас возникает привязанность к некоторым вещам, и из-за этого нам сложно убрать их из своего дома. Вот несколько причин, по которым люди неохотно избавляются от вещей.

Сентиментальность

Эмоциональная привязанность – самая частая причина, с которой я сталкиваюсь, когда люди стремятся сохранить ненужные и бесполезные вещи. У некоторых людей даже есть чувство долга по отношению к вещам, которые им дали другие люди, – даже если такие вещи делают их несчастными! Если вы чувствуете, что должны хранить сделанный вам подарок, подумайте о том, что подаривший его человек хотел, чтобы вы были счастливы. Я уверена: если бы он знал, что этот подарок больше не приносит вам радость, он захотел бы, чтобы вы избавились от него.

Также подумайте о том, что есть люди, которые могли бы воспользоваться вещами, не выполняющими своего назначения у вас дома. Мысль об этом, поможет вам легче расстаться с ними.

«Это когда-нибудь пригодится»

Я как-то спросила одну свою подругу, зачем ей восемь деревянных ложек на кухне. Она ответила: «Они могут когда-нибудь пригодиться». Я не могу себе представить ситуацию, в которой ей пригодились бы восемь деревянных ложек! Часто я вижу, что люди хранят вещи, «про запас», но в реальности они так и остаются невостребованными.

Я советую ввести строгие ограничения. Применяйте правило «Только одна запасная вещь». Другими словами, вы позволяете себе иметь только один запасной экземпляр любой вещи, которая есть у вас дома. Так вы удовлетворите свое желание быть готовым ко всему, но без фанатизма.

Привычка покупать

Сейчас по интернету можно заказать почти все что угодно, и это доставят к вашей двери в течение двадцати четырех часов или даже быстрее! Из-за легкости совершения покупок в один клик многие потребители сильно увлекаются. Кроме того, рекламные щиты, баннеры в Интернете и телевизионные ролики постоянно твердят, что нам нужно купить еще больше. Бывает сложно устоять перед соблазном, несмотря на то что радость от импульсивных покупок непродолжительна.

Выученное поведение

Я часто замечаю, что действительно превращаюсь в свою мать. Оказывается, то, что я видела ребенком, влияет на меня взрослую. Моя мама поддерживала красоту дома и любила гостей. Наш дом был обставлен элегантной мебелью и красиво декорирован, а еще она делала так, чтобы каждый гость чувствовал себя особенным. Я стараюсь воплотить ее стиль и подход в своем доме и в своей жизни. А что, если бы я выросла, наблюдая обратную картину? Тогда у меня во взрослом возрасте был бы абсолютно другой взгляд на жизнь. Возможно, на ваш дом и ваши привычки повлияло то, чему вы когда-то научились. Хорошая новость: если ваша текущая ситуация не идеальна, эта книга поможет вам посмотреть на свой дом свежим взглядом!

Непосильная задача

Как профессиональный организатор пространства я чаще всего слышу от членов семьи, друзей и клиентов вопрос: «Как начать приводить дом в порядок?» Сильно выбивает из колеи, когда каждый день возвращаешься в неухоженный дом, где нет порядка и чувства умиротворения. Зачастую, когда мы выжаты как лимон и перед нами стоит непосильная за дача (как борьба с бардаком дома), мы просто сдаемся. Если мы не знаем, как решить проблему, нам кажется, что проще ее игнорировать, даже если это делает нас несчастными. Поэтому шаги, которые я описываю в этой книге, так важны: они дают вам конкретные и работающие способы организовать свой дом и поддерживать его в этом состоянии!

Какие из перечисленных причин захламления вам близки? Помните, что понять первопричину захламления – это уже половина победы! Расхламление вашего пространства не должно быть болезненным процессом. Наоборот, когда вы разберетесь со своей привязанностью к вещам (а вы это сделаете!), расхламление будет приносить вам ощущение легкости и счастья по мере того, как вы будете избавляться от ненужных вещей.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ХЛАМА

Расхламление может показаться нудным и долгим занятием, но это необязательно! У меня есть несколько советов и хитростей, чтобы процесс расхламления шел эффективно и, не побоюсь этого слова, весело!

Станция расхламления

Мой лучший совет – устроить станцию расхламления. Без этого никак! Найдите три больших контейнера, в идеале – возьмите уже имеющиеся у вас дома. Отлично подойдут корзины для белья или даже большие пакеты для мусора. На каждом контейнере или пакете напишите «выбросить», «оставить» и «отдать». Поставьте контейнеры или пакеты в центр комнаты, в которой планируете работать.

Станция расхламления поможет вам сохранить сосредоточенность и убрать из пространства ровно столько вещей, сколько вы и планировали. Я еще раз подчеркну: критически важно не начинать расхламление без этой системы. Если вы будете действовать без готовой станции, то рискуете устроить еще больший беспорядок, когда будете вытаскивать вещи из шкафов и ящиков. Если попадете в эту ловушку, можете потерять мотивацию и застопорить процесс.



Алгоритм расхламления


Пусть это будет весело

Конечно, переборка шкафа в субботний день не совсем соответствует словарному определению веселья, но при этом расхламление не обязательно должно быть образцовым мучением. В это время можно слушать подкаст или мечтать о том, как будет выглядеть эта комната, когда вы наведете порядок.

Еще одна отличная идея – позвать друга на помощь. Хороший друг даст вам совет, поделится своим видением и даже, если нужно, поможет восстановить связь с реальностью. «А ты вообще когда-нибудь надевала эти высоченные шпильки?!»

Установите ограничения по времени

Не давайте себе слишком много времени на раздумья, стоит ли оставить эту вещь. Разбирать вещи надо быстро и по существу – по три секунды на вещь. Чем больше времени вы себе даете на размышления о вещи, тем больше вероятность к ней привязаться.

Включите музыку

Есть музыка, слушая которую, я чувствую себя счастливой и энергичной. Сразу хочется двигаться! Составьте плейлист с энергичной музыкой, чтобы процесс уборки шел быстрее. Можно использовать музыку в качестве таймера: поставьте себе цель заполнить станцию расхламления до конца песни.

Сразу же выносите вещи на выброс

На этом правиле я тоже решительно настаиваю. Когда планируете время на расхламление комнаты, не забудьте включить туда и время на вынос отбракованных вещей из дома. Все вещи для передачи малоимущим нужно отвезти в благотворительный центр. Как минимум эти вещи нужно отнести в багажник машины! Если вы одалживали вещи у родственников и друзей или покупали вещи, которые нужно вернуть в магазин, сразу отнесите их в машину и отвезите при ближайшей поездке. Если планируете продать вещи на гаражной распродаже, прикрепите к ним ценники и поставьте туда, где будете устраивать распродажу.

В двух словах, гараж, подвал и чердак никогда не нужно использовать для хранения вещей, отбракованных при расхламлении. Просто перекладывать вещи с места на место – контрпродуктивно и тормозит вас на пути к красиво организованному дому!


ШАГ ТРЕТИЙ: ЧИСТОТА

Когда веселье с расхламлением закончится, из укрытия наверняка вылезут комки пыли. Если у вас еще нет тележки для уборки, сейчас самое время собрать ее. Тележка для уборки поможет вам легко и быстро наводить чистоту. Советую, чтобы в тележке было только то, что нужно для завершения текущих задач.

СОБЕРИТЕ ТЕЛЕЖКУ ДЛЯ УБОРКИ

Загрузка...