Одна клиентка как-то сказала мне, что больше всего ей хотелось бы жить в красивом доме. Во время экскурсии по комнатам мне стало предельно ясно, что она уже достигла этой своей цели. Клиентка отлично разбиралась в дизайне, и я была в восторге от открытой планировки дома и удобной кухни, но, к сожалению, это было сложно разглядеть за скопившимся хламом. Все эти лишние штуки скрывали пространство, которое без них было бы красивым. Например, у нее было столько контейнеров для хранения, что хватило бы на три дома, но она, пытаясь сделать кладовку более функциональной, продолжала докупать новые, с каждой покупкой все глубже увязая в хаосе.
Первый шаг был простым: я попросила ее дать обещание больше не покупать новые вещи хотя бы на период нашей совместной работы. С учетом этого нашей первой задачей было избавить дом от хлама, помня о двух целях: нам нужно было убрать лишнее и не купить вещи, которые у нее уже были. Для расхламления надо было отсортировать вещи клиентки так, чтобы в итоге остались только те, которые были действительно нужны или действительно любимы, а также сочетающие в себе оба этих качества. Это заняло некоторое время, но как только мы избавились от хлама, пришло время подумать над эффективными системами, которые помогли бы создать и поддерживать хорошо организованное пространство. На каждом следующем этапе моя клиентка все больше замечала красоту собственного дома и любовалась ей. А в конце проекта она просто за визжала от восторга. Она испытала то, что я называю «откровением Дороти»: как и Дороти из «Волшебника страны Оз», моя клиентка поняла, что все это время у нее уже было все, чтобы «оказаться дома»[2].
Перед тем, как вы закатаете рукава и начнете вычищать шкафы, давайте сперва мысленно подготовим вас к тому, чтобы освежить и омолодить свой дом. На самом деле, никто не заставляет вас делать это! Подозреваю, что вы уже сами думаете, что красиво организованный дом принесет вам очень большую пользу в разных сферах жизни. И все же, лучше начать правильно! Что вас мотивирует? Рассмотрите некоторые из этих способов подстегнуть себя и подкрепить энергией, прежде чем принять предстоящий вызов!
Красиво организованный дом создается не за один день, и это занятие для людей с характером. Вас ждет путь, который потребует сосредоточенности и решимости. И хотя у этого процесса в перспективе есть множество преимуществ (о которых я писала во введении), полезно будет подумать о том, как мотивировать себя во время расхламления, уборки, организации и украшения дома. Это, конечно, не группа поддержки с помпонами, но вот несколько способов создать мотивацию.
СЛОВА СИЛЫ
Каждый раз, когда я стою перед пугающей меня задачей, я говорю себе: «Ты сможешь!» Это мои «слова силы». Все просто, но эти слова буквально заводят меня для выполнения любого задания. А какие у вас слова силы? Запишите их и установите на видном месте – на холодильнике, на зеркале в ванной или даже на заставке смартфона – чтобы мотивировать себя на пути к успешной реорганизации своего дома.
ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ
Это часть дня, когда у вас больше всего энергии. Вы встаете с солнцем и идете навстречу новому дню? Или вы сова и лучше всего проявляете себя, когда все остальные спят? Занимайтесь организацией пространства в свои волшебные часы и направляйте энергию и фантазию, чтобы разработать и применить системы, которые помогут организовать ваш дом.
УСТРОЙТЕ ВЕЧЕРИНКУ
Чтобы подстегнуть мотивацию, можете прибегнуть к маленькой уловке. Устройте званый ужин или пригласите на выходные приятеля из другого города. Обеспечьте себе комфортный запас времени перед этим событием и используйте обязательства хозяйки дома в качестве мотивации, чтобы привести свой дом в порядок!
ВОЗНАГРАЖДАЙТЕ СЕБЯ
Вам предстоит потрудиться, и я предлагаю вам награждать себя на этом пути! Запаситесь бутылочкой вина, чтобы открыть ее после расхламления, сходите на педикюр после того, как отвезете полную машину вещей в благотворительный центр. Во время работы находите время на то, что приносит вам радость. Это поможет вам не перегореть и продолжить двигаться вперед к своим целям!
Неважно, насколько вы полны решимости и мотивированы, чтобы организовать пространство у себя дома, – у вас мало шансов на успех, если те, с кем вы живете, с вами не заодно. Подключите семью! Легче сказать, чем сделать, но все же я часто советую своим клиентам устроить семейное собрание. Конечно, такие собрания можно устраивать по мере необходимости, но я считаю, что они проходят более продуктивно, когда семьи устраивают их еженедельно. Цель таких собраний – встретиться всем вместе и обсудить любые (и все!) вопросы, касающиеся семьи и дома на предстоящей неделе. В идеале, чтобы эти собрания были интересными и увлекательными, каждый член семьи должен озвучивать свои соображения. Эти собрания должны быть не лекциями или выяснением отношений, а продуктивно проведенным временем, которое упростит коммуникацию между членами семьи. Я видела, как в некоторых семьях роль ведущего передавалась по очереди каждую неделю. Такая тактика всегда успешна. Все (и особенно – дети!) чувствуют, что их ценят как важного члена семейной команды. Самое главное, что такие семейные собрания могут быть полезным способом рассказать о своих ожиданиях, назначить ответственных и вести отчетность – все это важно для долгосрочного поддержания организованного дома!
За все эти годы я отточила собственный подход к созданию функциональных и красивых домов. Любое задание легче выполнять, если знаешь, как построить процесс, и организация дома не исключение. Описанные ниже шаги можно адаптировать и применить к любой комнате вашего дома. Совсем скоро вы окажетесь на пути к красиво организованному дому!
Когда вы приступаете к организации дома, лучше всего работать последовательно, одновременно занимаясь только одним местом. Например, за один раз можно разобраться с организацией кладовой на кухне, а в следующий раз заняться холодильником. Если вы попытаетесь вести работу сразу везде, то быстро запутаетесь, потеряете концентрацию и вам будет сложно создать хорошо работающую систему.
Семейное собрание по организации дома. Темы для обсуждения
Расписание семьи
Обсудите расписание членов семьи на ближайшую неделю (назначенные встречи, занятия, уроки и т. д.). Общий семейный календарь поможет всем держаться на одной волне.
Успехи и трудности
Пусть каждый член семьи расскажет об одном успехе и об одной трудности, с которыми имел дело на прошедшей неделе.
Планирование питания
Обсудите меню и время встречи за столом на следующую неделю с учетом предпочтений и личного расписания членов семьи.
Оценка того, что нужно для дома
Создайте список того, что нужно на неделю. Этот список поможет вам составить список покупок. Вот о чем стоит подумать: деньги на школьную экскурсию, товары для дома, покупки для школьных проектов и т. д.
Хозяйственные вопросы
Обсудите любые хозяйственные вопросы, включая то, что касается ремонта и содержания дома, а также распределения домашних дел.
Обучение
Обсудите тему, которая важна для вашей семьи: текущие события, семейные традиции или вопросы веры. Можно даже использовать это время, чтобы развить у членов семьи жизненно важные навыки. Ниже я предлагаю список возможных тем.
Возможные темы для обучения
• Как реагировать на травлю
• Как сложить полотенце
• Как накрыть на стол
• Как планировать бюджет
• Как стирать одежду
• Как быть хорошим гражданином
• Как загрузить посудомоечную машину
• Пожарная безопасность
• Как читать надписи на упаковке
• Как говорить «нет»
• Как просыпаться вовремя
• Столовый этикет
• Символы на ярлыках одежды
• Как читать рецепты
• Как гладить одежду
• Как организовать учебу
• Как заправить машину
Чтобы успешно организовать пространство, в каждом помещении используйте эти пять базовых шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ: ОЦЕНКА
Первый шаг требует больше размышлений, чем действий, но он важен для долгосрочного успеха. Сначала задайте себе следующие вопросы. В чем назначение этого места? Наилучшим ли образом я его использую? Есть ли у моей семьи и у меня потребности, которые можно удовлетворить, используя это место по-другому? Как можно адаптировать пространство, чтобы оно оптимально выполняло свои функции?
Вот пример: однажды я работала с клиентами, у которых была красивая столовая. Тем не менее, семья использовала ее всего лишь пару раз в год для праздничных застолий. В то же время муж работал из дома за крошечным столиком в углу спальни. Его документы и заметки – уже не говоря о гудении компьютера – проникли в комнату, предназначенную для отдыха. В конце концов мои клиенты поняли, что их дом станет более функциональным (и счастливым), если приспособить столовую под домашний офис.
ШАГ ВТОРОЙ: РАСХЛАМЛЕНИЕ
Несомненно, расхламление – самый пугающий шаг в этом процессе. В то же время именно этот шаг даст вам наибольшее удовлетворение по завершении. Прежде чем думать о внедрении новых систем организации, нужно обязательно избавиться от нелюбимых, ненужных и повторяющихся вещей.
Но перед тем как с головой погружаться в расхламление, полезно подумать, что послужило первопричиной скопления вещей. Если вы определите первопричины захламления, то почувствуете прилив сил, когда приступите к избавлению от хлама, а вероятность того, что в будущем вы попадете в эту же ловушку, снизится.
ПРИЧИНЫ ЗАХЛАМЛЕНИЯ
Причины скопления хлама многогранны, но чаще все сводится к следующему: у нас возникает привязанность к некоторым вещам, и из-за этого нам сложно убрать их из своего дома. Вот несколько причин, по которым люди неохотно избавляются от вещей.
Сентиментальность
Эмоциональная привязанность – самая частая причина, с которой я сталкиваюсь, когда люди стремятся сохранить ненужные и бесполезные вещи. У некоторых людей даже есть чувство долга по отношению к вещам, которые им дали другие люди, – даже если такие вещи делают их несчастными! Если вы чувствуете, что должны хранить сделанный вам подарок, подумайте о том, что подаривший его человек хотел, чтобы вы были счастливы. Я уверена: если бы он знал, что этот подарок больше не приносит вам радость, он захотел бы, чтобы вы избавились от него.
Также подумайте о том, что есть люди, которые могли бы воспользоваться вещами, не выполняющими своего назначения у вас дома. Мысль об этом, поможет вам легче расстаться с ними.
«Это когда-нибудь пригодится»
Я как-то спросила одну свою подругу, зачем ей восемь деревянных ложек на кухне. Она ответила: «Они могут когда-нибудь пригодиться». Я не могу себе представить ситуацию, в которой ей пригодились бы восемь деревянных ложек! Часто я вижу, что люди хранят вещи, «про запас», но в реальности они так и остаются невостребованными.
Я советую ввести строгие ограничения. Применяйте правило «Только одна запасная вещь». Другими словами, вы позволяете себе иметь только один запасной экземпляр любой вещи, которая есть у вас дома. Так вы удовлетворите свое желание быть готовым ко всему, но без фанатизма.
Привычка покупать
Сейчас по интернету можно заказать почти все что угодно, и это доставят к вашей двери в течение двадцати четырех часов или даже быстрее! Из-за легкости совершения покупок в один клик многие потребители сильно увлекаются. Кроме того, рекламные щиты, баннеры в Интернете и телевизионные ролики постоянно твердят, что нам нужно купить еще больше. Бывает сложно устоять перед соблазном, несмотря на то что радость от импульсивных покупок непродолжительна.
Выученное поведение
Я часто замечаю, что действительно превращаюсь в свою мать. Оказывается, то, что я видела ребенком, влияет на меня взрослую. Моя мама поддерживала красоту дома и любила гостей. Наш дом был обставлен элегантной мебелью и красиво декорирован, а еще она делала так, чтобы каждый гость чувствовал себя особенным. Я стараюсь воплотить ее стиль и подход в своем доме и в своей жизни. А что, если бы я выросла, наблюдая обратную картину? Тогда у меня во взрослом возрасте был бы абсолютно другой взгляд на жизнь. Возможно, на ваш дом и ваши привычки повлияло то, чему вы когда-то научились. Хорошая новость: если ваша текущая ситуация не идеальна, эта книга поможет вам посмотреть на свой дом свежим взглядом!
Непосильная задача
Как профессиональный организатор пространства я чаще всего слышу от членов семьи, друзей и клиентов вопрос: «Как начать приводить дом в порядок?» Сильно выбивает из колеи, когда каждый день возвращаешься в неухоженный дом, где нет порядка и чувства умиротворения. Зачастую, когда мы выжаты как лимон и перед нами стоит непосильная за дача (как борьба с бардаком дома), мы просто сдаемся. Если мы не знаем, как решить проблему, нам кажется, что проще ее игнорировать, даже если это делает нас несчастными. Поэтому шаги, которые я описываю в этой книге, так важны: они дают вам конкретные и работающие способы организовать свой дом и поддерживать его в этом состоянии!
Какие из перечисленных причин захламления вам близки? Помните, что понять первопричину захламления – это уже половина победы! Расхламление вашего пространства не должно быть болезненным процессом. Наоборот, когда вы разберетесь со своей привязанностью к вещам (а вы это сделаете!), расхламление будет приносить вам ощущение легкости и счастья по мере того, как вы будете избавляться от ненужных вещей.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ХЛАМА
Расхламление может показаться нудным и долгим занятием, но это необязательно! У меня есть несколько советов и хитростей, чтобы процесс расхламления шел эффективно и, не побоюсь этого слова, весело!
Станция расхламления
Мой лучший совет – устроить станцию расхламления. Без этого никак! Найдите три больших контейнера, в идеале – возьмите уже имеющиеся у вас дома. Отлично подойдут корзины для белья или даже большие пакеты для мусора. На каждом контейнере или пакете напишите «выбросить», «оставить» и «отдать». Поставьте контейнеры или пакеты в центр комнаты, в которой планируете работать.
Станция расхламления поможет вам сохранить сосредоточенность и убрать из пространства ровно столько вещей, сколько вы и планировали. Я еще раз подчеркну: критически важно не начинать расхламление без этой системы. Если вы будете действовать без готовой станции, то рискуете устроить еще больший беспорядок, когда будете вытаскивать вещи из шкафов и ящиков. Если попадете в эту ловушку, можете потерять мотивацию и застопорить процесс.
Алгоритм расхламления
Пусть это будет весело
Конечно, переборка шкафа в субботний день не совсем соответствует словарному определению веселья, но при этом расхламление не обязательно должно быть образцовым мучением. В это время можно слушать подкаст или мечтать о том, как будет выглядеть эта комната, когда вы наведете порядок.
Еще одна отличная идея – позвать друга на помощь. Хороший друг даст вам совет, поделится своим видением и даже, если нужно, поможет восстановить связь с реальностью. «А ты вообще когда-нибудь надевала эти высоченные шпильки?!»
Установите ограничения по времени
Не давайте себе слишком много времени на раздумья, стоит ли оставить эту вещь. Разбирать вещи надо быстро и по существу – по три секунды на вещь. Чем больше времени вы себе даете на размышления о вещи, тем больше вероятность к ней привязаться.
Включите музыку
Есть музыка, слушая которую, я чувствую себя счастливой и энергичной. Сразу хочется двигаться! Составьте плейлист с энергичной музыкой, чтобы процесс уборки шел быстрее. Можно использовать музыку в качестве таймера: поставьте себе цель заполнить станцию расхламления до конца песни.
Сразу же выносите вещи на выброс
На этом правиле я тоже решительно настаиваю. Когда планируете время на расхламление комнаты, не забудьте включить туда и время на вынос отбракованных вещей из дома. Все вещи для передачи малоимущим нужно отвезти в благотворительный центр. Как минимум эти вещи нужно отнести в багажник машины! Если вы одалживали вещи у родственников и друзей или покупали вещи, которые нужно вернуть в магазин, сразу отнесите их в машину и отвезите при ближайшей поездке. Если планируете продать вещи на гаражной распродаже, прикрепите к ним ценники и поставьте туда, где будете устраивать распродажу.
В двух словах, гараж, подвал и чердак никогда не нужно использовать для хранения вещей, отбракованных при расхламлении. Просто перекладывать вещи с места на место – контрпродуктивно и тормозит вас на пути к красиво организованному дому!
ШАГ ТРЕТИЙ: ЧИСТОТА
Когда веселье с расхламлением закончится, из укрытия наверняка вылезут комки пыли. Если у вас еще нет тележки для уборки, сейчас самое время собрать ее. Тележка для уборки поможет вам легко и быстро наводить чистоту. Советую, чтобы в тележке было только то, что нужно для завершения текущих задач.
СОБЕРИТЕ ТЕЛЕЖКУ ДЛЯ УБОРКИ