Актуальность темы исследования определяется значительным интересом в современном обществе к проблемам образовательного и интеллектуального уровня, личностного и творческого потенциала человека. Изучение факторов, влияющих на развитие одаренности детей и подростков, важно в связи с актуальной задачей современного образования – раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Мотивационная сфера является одним из наиболее важных интегративных психических образований, определяющих различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой. Изучению мотивации и мотивационной сферы личности посвящено множество исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, А.К. Маркова, В.И. Ковалев, Д.А. Леонтьев, В.Г. Асеев, В.Г. Леонтьев, В.И. Чирков, К. Левин, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекгаузен, Б. Блум, Р. де Чармс, Т. Амабиле и другие).
Исследования различных авторов показали значимость мотивационных факторов в эффективной самореализации личности (А.Н. Леонтьев, В. Чирков, Х. Хекгаузен, А. Маслоу), и в частности, одаренных детей (Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, В.С. Юркевич, Т.О. Гордеева, Т. Амабиле, Дж. Рензулли).
Важность диссертационного исследования обусловлена потребностью в выявлении и развитии одаренности учащихся, в создании программ развития мотивационной сферы подростков, обладающих художественной одаренностью, необходимостью в понимании общих закономерностей организации образовательного пространства в школе культуротворческого типа.
Актуальность эмпирических исследований мотивационной сферы подростков обусловлена проблемой «деформации мотивации» личности (термин Д.Б. Богоявленской), которая нередко связана с подростковым возрастным периодом. Отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, Т.О. Гордеева) в своих исследованиях делают акцент на значимости внутренней мотивации для развития способностей и одаренности личности, отмечают ее положительное влияние на развитие мотивационно-личностной сферы.
Значимость конкретно-эмпирических исследований в области мотивации одаренной личности определена необходимостью разработки программ и технологий развития мотивационной сферы школьников, обладающих способностями в области художественной и творческой деятельности.
Все это подтверждает значимость исследования структуры и уровня развития компонентов мотивационной сферы подростков, имеющих художественные и творческие способности.
Объект исследования – одаренность подростков (учащихся культуротворческих классов).
Предмет исследования – мотивационная сфера подростков, обучающихся в культуротворческих классах, как фактор развития их одаренности.
Цель исследования – выявить содержание и особенности мотивационной сферы как фактора развития одаренности подростков, обучающихся в культуротворческих классах.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что целенаправленное развитие мотивационной сферы, как фактора развития одаренности подростков, возможно при такой организации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает разработку и внедрение системы психологической работы, ориентированной на активизацию развития у подростков, обучающихся в культуротворческих классах, внутренней мотивации, значимых мотивационных свойств личности, изменение социально-психологических установок в процессе обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Определить основные теоретические подходы к проблеме изучения мотивационной сферы как фактора развития одаренности подростков.
Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление потенциальной одаренности и особенностей развития важных мотивационных образований подростков, обучающихся в культуротворческих классах (познавательной активности, внутренней мотивации, мотивации достижения, мотивации аффилиации).
Разработать и реализовать развивающую программу, направленную на развитие мотивационной сферы и одаренности подростков, обучающихся в культуротворческих классах.
На основе лонгитюдного исследования выявить динамику мотивационной сферы и одаренности подростков, обучающихся по экспериментальной программе. С помощью метода срезов определить специфику произошедших изменений.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили: структурная мотивационная модель одаренности (Т.О. Гордеева), структурно-динамическая теория интеллекта (Д.В. Ушаков), деятельностный, системный и личностный подходы, разработанные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова; фундаментальные исследования мотивации (А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, В.Г. Асеев, Г. Олпорт, А. Адлер, Х. Хекгаузен); психологические концепции творческой личности (Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, А. Маслоу) и одаренности (Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич, А.И. Савенков, Э. Ландау). Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач были использованы взаимодополняющие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, формирующий эксперимент, методы психологической диагностики (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности (сочинений учащихся), психологические тесты), методы статистической обработки данных.
С целью выявления одаренности учащихся подросткового возраста применялись следующие психодиагностические методики: невербальный тест «Диагностика творческих способностей» П. Торренса, методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика структуры способностей».
С целью оценки психологических особенностей и динамики мотивационной сферы подростков применялись следующие методики: «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д. Андреева), методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), методика «Мотивация к успеху» (модифицированный вариант теста Т. Элерса), методика «Мотивация аффилиации» (модифицированный вариант теста А. Мехробиана). Все методики адаптированы для применения в данной возрастной группе и соответствуют требованиям надежности и валидности.
Обработка результатов диагностического исследования проводилась с помощью методов математической статистики: для сравнения двух независимых выборок использовался U-критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ проводился с помощью r-критерия корреляции Пирсона. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программ Excel 2007 и SPSS 17.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на совокупность обоснованных методологических и теоретических положений отечественной и зарубежной психологии и комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования.
Научная новизна заключается в том, что:
Определена роль мотивационной сферы подростков, обучающихся в культуротворческих классах, которая заключается в актуализации и развитии их способностей и одаренности, Сформулированы критерии психологического сопровождения развития одаренности учащихся культуротворческих классов.
Выявлена взаимосвязь особенностей мотивационной сферы подростков, обучающихся в культуротворческих классах, и их способностей.
В результате экспериментальной работы у учащихся культуротворческих классов обнаружена статистически значимая динамика способности к метафоризации, что является важным критерием для развития творческой и художественной одаренности подростков.
Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование может способствовать теоретическому обоснованию дальнейших психологических исследований по проблеме мотивации деятельности одаренных подростков. В частности, в нашей работе получены данные о том, что компоненты мотивационной сферы подростков, обладающих художественными и творческими способностями и обучающихся по экспериментальной программе, имеют положительную динамику (повышение у большинства учащихся к 12–13 годам уровня мотивации успеха, внутренней мотивации). Полученные результаты расширяют возможности эмпирического изучения и вносят вклад в психологию развития, в ее разделы, связанные с разработкой исследовательских программ и методов психологического сопровождения развития (п. 1.13 Паспорта специальности 19.00.13).
Практическая значимость. Исследование проблемы динамики мотивационной сферы подростков, обучающихся в профильных классах, и выявление закономерностей ее развития, поможет определить содержание психолого-педагогической работы, направленной на создание благоприятных условий для развития у подростков мотивации учения, мотивации аффилиации (стремления к сотрудничеству), мотивации к самореализации, внутренней мотивации. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ учебных курсов по проблеме одаренности личности в контексте профессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов, создании элективных курсов в школах и гимназиях для учащихся подросткового возраста. Предлагаемая в диссертационном исследовании развивающая программа работы с подростками была реализована в практической работе психолога в рамках учебного плана МОУ «Гимназия №1» г. Хабаровска, а в дальнейшем может применяться педагогами и психологами, работающими в образовательных учреждениях, в частности, в классах художественно-эстетического и гуманитарного профилей.
На основе диссертационного исследования автором разработан спецкурс, который проводился с 2004 года по 2013 год для студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск).
Положения, выносимые на защиту:
Мотивационная сфера личности является важным фактором развития одаренности подростков в связи с тем, что она содержит в себе такие мотивационные образования, которые позволяют человеку продуктивно развиваться. К ним относятся внутренняя мотивация, мотивация достижения, мотивация аффилиации. Действенным средством, влияющим на актуализацию одаренности подростков, обучающихся в культуротворческих классах, является мотивационный тренинг, направленный на развитие у подростков мотивационных свойств личности, внутренней мотивации деятельности.
В процессе работы с подростками, обучающимися в культуротворческих классах, важно учитывать то, что индивидуально-психологическим ресурсом развития потенциальной одаренности является внутренняя мотивация. К внутренним мотивам относятся познавательные мотивы, потребности и интересы самой личности.
Особенности развития таких важных мотивационных образований учащихся культуротворческих классов, как внутренняя мотивация, мотивация достижения, заключаются в положительной динамике, которая выражается в повышении у большинства учащихся к 12–13 годам уровня развития данных компонентов мотивационной сферы. Экспериментально установлены достоверные корреляции между компонентами мотивационной сферы и структурой способностей подростков. Так внутренняя мотивация взаимосвязана со способностью к метафоризации, а мотивация достижения коррелирует со способностью к абстрагированию.
Обучение и воспитание школьников в рамках экспериментальной модели, рассмотренной в данном исследовании, способствует погружению учащихся подросткового возраста в пространство культуротворческой деятельности с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, существенному развитию их способностей, познавательной активности, рефлексивности, формированию целостной картины мира.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (г. Хабаровск), кафедры психологии личности Института психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань).
Материалы исследования докладывались на конференциях и семинарах, организованных Хабаровским Краевым Институтом развития образования (г. Хабаровск): краевой семинар «Развитие одаренных детей в гуманитарном профиле» (2004 г.), краевая научно-практическая конференция «Опыт и проблемы работы с одаренными детьми Хабаровского края в сфере информационных технологий» (2004 г.); Дальневосточным государственным гуманитарным университетом (г. Хабаровск): научно-практический семинар «Мотивация успешной деятельности» (2004 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования как философия человека» (2005 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-медико-социальное сопровождение детей: проблемы, поиски, перспективы» (2010 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Проблема понимания и диалога в контексте гуманитарного знания» (2011 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Социальная и субъективная реальности в гуманитарной науке и практике» (2012 г.), международная конференция «Психологическая культура в современном образовании» (2013 г), «Мотивация и рефлексия личности» (2014 г.); Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения (г.Хабаровск): Краевой семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования» (2015 г.). Результаты исследования были представлены на международной конференции с элементами научной школы «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» (Москва, 2009 г.). По теме исследования опубликовано 13 научных статей.
База проведения исследования. Исследование осуществлялось на базе краевой экспериментальной площадки «Культуротворческая модель школы М.П. Щетинина» (Гимназия №1 г. Хабаровска). Объем выборки – 105 подростков. Экспериментальную группу составили учащиеся культуротворческих классов (53 учащихся), которые участвовали в развивающей программе. Контрольная группа – подростки, обучающиеся в культуротворческих классах (52 учащихся), не участвовавшие в развивающей программе. Возраст испытуемых – 10–13 лет.
На первом (подготовительном) этапе работы (2004-2008 гг.) осуществлялся анализ научной литературы, формировался научный аппарат исследования, определялись методы сбора эмпирических данных, разрабатывалась схема исследования. На втором (констатирующем) этапе исследования (2008-2010 гг.) проводился сбор, обработка, количественный и качественный анализ эмпирических данных. На третьем (формирующем) этапе (2009-2012 гг.) была апробирована программа развития мотивационной сферы подростков. На четвертом (заключительном) этапе (2012-2013 гг.) проводился контрольный сбор данных после развивающего эксперимента, обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса диагностических методов, отвечающих целям и задачам исследования, соблюдением требований, предъявляемых к надежности и валидности психологических методик, использованием математико-статистических процедур обработки данных.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (167 наименований) и приложения. Общий объем работы – 158 страниц. В тексте диссертации имеются 11 таблиц, 8 рисунков.