Всем известна пословица «Лиха беда начало». Именно с беды всё и началось.
Военврач первого ранга Савичев Илья Ильич.
В 1931 году на Балтийском флоте затонула подводная лодка (ПЛ) №9, поэтому, в том же году мастерские ЭПРОНа приступили к разработке, а в 1932 – 1938 годах освоили выпуск пяти типов индивидуальных дыхательных аппаратов типа «ЭПРОН-1, 2, 3, 4, 5». Последние два типа были приняты для снабжения подводных лодок ВМФ.
В 1938 году проверкой состояния дел на ТОФ по внедрению аппаратов занялись сотрудники санитарного отдела флота – военврач 1 ранга Савичев Илья Ильич, военврач 3 ранга Кривошеенко Николай Карпович и флагманский специалист спасательного отдела штаба флота воен-инженер 3 ранга Кроль Григорий Федорович.
По итогам проверки, которые были неутешительными, Военный совет флота принял решение о срочной организации учебы водолазному делу и строительству учебных бассейнов для отработки у личного состава ПЛ навыков работы в водолазном снаряжении. Именно этим трем специалистам флота, проводившим выпуск водолазов из ПЛ через торпедный аппарат (ТА), пришла мысль о возможности использования средств спасения для боевого применения.
Полковник м/с Кривошеенко Николай Карпович.
Проведя доработку аппарата «ЭПРОН-4», Савичев И. И., Кривошеенко Н. К. и Кроль Г. Ф. провели успешный выпуск водолазов из ПЛ.
24 октября 1938 года, в соответствии с приказом командующего
Капитан 1 ранга Кроль Григорий Фёдорович.
ТОФ, флагмана 2 ранга Кузнецова Н. Г., было проведено опытовое учение по высадке легководолазов с ПЛ «Щ-112» (командир капитан 3 ранга Берестовский) и их возвращению на ПЛ. Руководили выпуском и приемом водолазов Савичев И. И., Кривошеенко Н. К. и Кроль Г. Ф.
Это было первое в истории ВМФ учение по высадке с ПЛ, находящейся под водой, группы легководолазов с оружием.
Что же происходило. 22 октября 1938 года? Люди, находившиеся в бухте Улисс под Владивостоком, были удивлены и заинтересованы событиями, которые предстали их взору.
На берегу бухты стояла группа военных моряков в высоких званиях. Вход в бухту был перегорожен противолодочными сетями, отмеченными оранжевыми буйками. К бухте подошла подводная лодка, застопорила ход и на расстоянии около двух кабельтов от сетей погрузилась. Через короткое время буйки сетей стало сносить под воздействием волны и ветра в сторону.
Вдруг у берега из воды появились три головы, осмотрелись, и на берег вышли люди в легководолазном снаряжении, с оружием. Они что-то зажгли у реза воды и, далее из воды вышла еще группа вооруженных людей с какими-то мешками и разбежалась по берегу. Началась стрельба, послышались взрывы гранат и несколько мощных взрывов. Затем все ушли под воду.
Это было первое в истории ВМФ показательное учение по высадке с подводной лодки, находящейся под водой, группы легководолазов-диверсантов, которые продемонстрировали военному совету ТОФ во главе с его командующим, флагманом 2 ранга Кузнецовым Н.Г. возможности легких водолазов по проникновению скрытно под водой, в защищенную сетями бухту, перерезанию сетей, выхода на берег для разведки и проведения диверсионных действий и обратного ухода на ПЛ.
Так на практике был проверен и подтвержден замысел И. И. Савичева, Н. К. Кривошеенко и Г. Ф. Кроля по созданию подразделений легководолазов-разведчиков.
К сожалению, в силу инерции мышления ряда военных чиновников, идея не была реализована в те времена, несмотря на то, что по результатам учений военный совет флота рекомендовал командирам соединений подводных лодок отработать положительный опыт учения. Результаты были доложены Главнокомандующему ВМФ. Однако до 1941 года широкого практического внедрения в боевую подготовку флотов эти начинания не получили. Только война заставила ускорять реализацию нового вида разведки ВМФ.