Глава 1 Происхождение девицы-красы

Морковь – один из древнейших корнеплодов, известный людям более четырех тысяч лет. Ее родина – побережье Средиземного моря. Древний человек (морковь обнаружена в неолитических свайных постройках) выводил ее из горького и одревесненного корня дикой моркови.

Кстати, дикие виды моркови и по сей день произрастают во многих странах Европы, Азии и Северной Африки. Правда, дикая морковь не очень-то похожа на своего культурного сородича: корни у нее значительно тоньше. Крепкие мясистые корнеплоды – результат многовековой селекции. Считается, что процесс окультуривания моркови начался как раз около 4 тысяч лет тому назад. Причем поначалу это растение использовали только в лечебных целях. И лишь спустя какое-то время человек распробовал вкус морковных корешков. С тех пор редкая хозяйка может обойтись без моркови, готовит ли она первое или второе блюдо, и сейчас уже трудно себе представить нашу кухню без этого корнеплода. А вот о том, что морковь – это ценное лекарство, мы подзабыли…

А ведь древнеримские писатели, восхваляя морковь в своих творениях, называли ее королевой овощей не за ее вкус, а именно за лечебные свойства. Врачи Древнего Рима и Греции использовали в качестве лекарства ее плоды, семена и ботву при лечении легочных заболеваний, болезней почек, глаз, геморроя, запоров, болезненном мочеиспускании и задержке мочи.

Морковь, как один из полезных даров природы, почитал и отец медицины Гиппократ.

Авиценна писал о целебных свойствах моркови следующее: «Корни дикой моркови пучат и закрепляют желудок, помогают при плеврите, хроническом кашле и водянке. Плоды и листья моркови помогают, если их прикладывать растолченными на разъедаемые гангреной раны, еще они помогают при трудной беременности. Семена моркови успокаивают рези в кишечнике, гонят мочу и возбуждают похоть».



В средневековой Европе морковь избежала общей участи своих собратьев-овощей (баклажанов, свеклы, картофеля и других) – «инквизиции». Ее не запрещали, не стремились истребить… И все же в средневековье морковь не выращивалась повсеместно и долгое время на столах европейцев была редким деликатесом.

Видимо, поэтому в немецких средневековых сказаниях морковь считали любимым лакомством гномов – маленьких волшебных лесных человечков. Они же должны питаться самым вкусным и самым редким. Бытовало такое поверье, что если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток чистого золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Находились доверчивые люди, которые носили в лес миски с морковью, а находили ли они золото или нет, увы, мы никогда не узнаем.



Примерно в то же время на Руси при каждом доме имелся огород, где наряду с другими овощами выращивалась краса-девица – морковь. Уже тогда русичи знали о целебных свойствах морковного сока, лечили им многие болезни, хотя в чем его целительная сила, объяснить не могли. Уже в XIV веке русские лекари применяли морковь как слабительное и противоглистное средство. Лечили ею малокровие, гнойные раны, ожоги, плевриты, болезни печени и почек.

Знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов сделал доклад в Обществе русских врачей (в 1843 году) «О чудесном действии свежескобленной моркови в раковидных язвах». Он рассказал в докладе о своем больном, который «имел рак на нижней губе с обнажением челюсти и общим худосочием тела». «Свежескобленный корень моркови, прикладываемый к раковидной язве, – пишет Пирогов, – оказал скоро свое действие. Язва очистилась и зажила».


В известной в прошлом книге В. В. Деринера «Сборник народно-врачебных средств, знахарями в России употребляемых», изданной в 1866 году, приводится ряд популярных в то время рецептов лечения морковью:

1. Смесь из тертой моркови и свеклы смачивают в известковой воде и прикладывают на золотушные коросты на голове.

2. Отвар из тертой моркови с медом дают роженицам в течение 9 дней для ускорения лактации, а кормилицам от «нагрубелости» в груди.

3. Сок или отвар моркови с медом принимают для изгнания глистов и растворения камней в почках.

4. Свежеприготовленным морковным соком поят детей при молочнице и обильном слюнотечении.

5. Отваром из семян моркови лечат кожные сыпи.



У гэлов Шотландии, жителей Хайленда и прилегающих к Шотландии островов, большим годовым праздником был день святого Михаила – 29 сентября. Святой Михаил был одним из самых почитаемых святых как у ирландцев, так и у шотландцев, даже у тех из них, которые принадлежали к протестантской церкви. Хотя день святого Михаила с давних времен относится к христианским праздникам, многие из обрядов, с ним связанные, – по своему происхождению и характеру явно языческие.

Так, за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись в поля для сбора моркови, которая играла существенную роль в ритуалах праздника. Во время ритуала женщины просили для себя хорошего потомства: «Потомства, самого лучшего потомства, потомства моему чреву» («Progeny, preeminent over every progeny, progeny on my womb»). Дома женщины мыли собранную морковь и связывали ее в небольшие пучки красной шерстяной нитью в три оборота.

Паломничество к «святым местам», связанным с памятью о святом Михаиле, – основное событие праздничного дня. К определенному месту – часовне, например, – собирались люди из нескольких селений. Чаще ехали на лошадях – муж и жена на одной лошади, дети или шли пешком или тоже ехали парами на лошадях (причем обязательно мальчик с девочкой). На месте паломничества после краткой молитвы начинался круговой объезд «святого места» (circuiting) с востока на запад. Впереди всех ехал священник на белом коне, за ним попарно все остальные, распевая псалом о святом Михаиле. В заключение каждая девушка дарила парню, ехавшему с ней, пучок моркови с пожеланиями «потомства и благополучия», и он отвечал на это такими же пожеланиями.



В следующих главах я расскажу вам о том, как чудодейственные свойства моркови, известные со столь давних дней, объясняются современной наукой.

Загрузка...