Задачи административной реформы в контексте активизации «человеческого фактора» и формирования новой модели управления выдвигают на одно из ведущих мест кадровое обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления не только высококвалифицированными, но и высоконравственными работниками, для которых «долг», «честь» и «служение государству» – не отвлеченные понятия, а неотъемлемая часть их профессиональных характеристик.
Человечество уже много тысячелетий пытается найти ответы на вопросы, называемые «вечными»: в чем смысл жизни? что есть зло и добро? справедливое и несправедливое? каковы ценности подлинные и мнимые? как согласовать интересы общественные и личные? какие люди имеют право руководить другими людьми, а какие нет? И т. п. Не случайно существенным признаком государственной и муниципальной службы является то, что эти институты властных отношений представляют собой не столько правовую, сколько этическую систему. И это оправданно, поскольку одним из источников властных полномочий различных государственных и муниципальных ведомств, составляющих суть их социального статуса, является авторитет государственной и муниципальной службы в обществе, поддерживаемый деловыми, интеллектуальными и нравственными качествами государственных и муниципальных служащих. Без этого деятельность чиновников была бы возможна только в рамках волевого принуждения.
Вернуть доверие общества к органам государственной власти, местного самоуправления – важная задача административной реформы. Серьезным аргументом критического отношения граждан к руководству и аппарату государственной и муниципальной службы является недостаток нравственной составляющей их деятельности – внимания к человеку, его проблемам, формализм, недостаток ясных и понятных норм профессиональной этики. Основная сложность здесь состоит в том, что этику нельзя увидеть или «потрогать руками», о ней или, вернее, о ее неблагоприятном состоянии можно судить лишь по косвенным признакам – распространению бюрократизации среди чиновничества, росту коррупции, деформированию рациональных методов подбора и расстановки кадров служащих. Отсутствие в последние годы должного внимания к борьбе с этими опасными проявлениями, а также последствия пренебрежения к этическим закономерностям, определяющим отношение чиновников к службе и к государству, моральный климат внутри организаций и ведомств, не замедлили проявиться. Исход из системы службы профессиональных работников, ухудшение взаимоотношений в коллективах, конфликты, неэффективность управления – естественные негативные последствия, возникающие из-за размытости принципов профессиональной морали.
Человеческая природа такова, что далеко не всегда даже в стабильном обществе закон является серьезной преградой для антиобщественного поведения людей. Это полностью проявляется и в сфере гражданской и муниципальной службы, где законы никак не могут остановить растущую коррупцию, аморальность должностных лиц. В России стремление к достижению власти на практике часто ориентировано лишь на богатство и карьеру, привилегии и почести. Интересы общества и государства являются основополагающим принципом, высшим критерием этики и конечной целью профессиональной деятельности служащего. Это, казалось бы, весьма общее положение обусловливает вполне конкретные нравственные нормы служебного поведения чиновников. Уже давно назрела необходимость уделить особое внимание формированию нравственных личностных качеств государственных и муниципальных служащих. Начало этой работе положено Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (далее – Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885), утвердившим правовой документ «Общие принципы служебного поведения государственных служащих». Основные положения этого документа вошли в текст Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Продолжением работы по конкретизации задач профессиональной этики чиновника должна стать реализация Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 гг.)», в результате чего будет осуществлена «разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение».[1]
Вне этических рамок невозможно решение и другой важной для государственного и муниципального служащего задачи – формирования своей карьеры. Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного служащего, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает чиновнику материальное благополучие, удовлетворение потребности в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе, в развитии и расширении пространства своей судьбы.
Представленный в книге материал служит теоретической базой, которая используется в преподавании студентам вузов, практическим работникам органов государственной власти, органов местного самоуправления[2] таких учебных дисциплин, как «Профессиональная этика государственной и муниципальной службы», «Бюрократизм и коррупция в системе государственного управления», «Управление деловой карьерой». Эта книга является попыткой обобщения научных и методических материалов по проблемам профессиональной этики гражданской, муниципальной службы и управления карьерой современного служащего.