Развитие самостоятельности у ребенка, начиная с самого раннего возраста, служит главным фактором формирования веры в себя. Чем больше ребенок может сделать сам, тем более сильным и независимым от других он себя ощущает. И наоборот, ребенок, чьи родители все время бросаются ему на помощь, полностью зависит от них и не уверен в своей безопасности. Если рядом нет взрослого, ребенок ничего не может сам, чувствует свою беспомощность и теряет веру в себя и свои силы.
Когда ребенок понимает, что способен сделать что-то самостоятельно, у него развивается чувство гордости и формируется прекрасный образ себя самого. Не случайно мы видим радость в глазах малыша, когда он начинает сам ходить или одеваться без посторонней помощи.
Ощущение независимости и самостоятельности – основная потребность человеческого существа. Ребенок сам учится ходить и разговаривать, и пока не разработано никаких инструкций, чтобы ему в этом помочь!
Приучаясь к самостоятельности, дети осознают свою успешность и становятся счастливыми, веселыми и спокойными. Напротив, фрустрация, вызванная страхом не добиться успеха, может породить гнев и психологический дискомфорт.
Часто мать или отец полагают, что приносят пользу ребенку, слишком много помогая ему, но при этом они лишают его радости успешной деятельности. Любое человеческое существо нуждается в успехе, чтобы сформировать положительный образ самого себя и обрести смелость для следующих попыток. Тот, кому позволено самостоятельно совершать действия, приводящие к успеху, испытывает огромную радость, побуждающую его предпринять новые шаги на пути познания.
Ребенок, лишенный этого счастья, никогда не решится предпринять нечто новое и не продвинется вперед, поскольку любая такая попытка внушает ему страх.
Разумеется, взрослым очень важно объективно оценивать, на что способен ребенок. Нельзя допускать, чтобы он потерпел неудачу, не справившись с непосильной задачей. Это оставит в его душе отрицательный образ себя, лишит веры в свои силы и помешает предпринимать новые действия.
В классах Монтессори с самого раннего возраста уделяется максимум внимания тем видам деятельности, которые принято называть «практической жизнью». Все направлено на то, чтобы дети научились самостоятельно себя обслуживать.
Занятия начинаются с правильного переливания воды, потом детей учат пользоваться столовыми приборами, что позволяет им самостоятельно есть. Далее их обучают уходу за окружающим пространством, уборке класса и своей комнаты. Затем они учатся ухаживать за собой – одеваться, застегивать пуговицы, молнии и ремни, завязывать шнурки, мыть руки, причесываться, сморкаться…
Существует также серия упражнений, которые мы называем «упражнениями по выработке хороших манер», – они помогут детям уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе.
Развитие самостоятельности начинается с первых дней жизни ребенка, в тот момент, когда рядом с ним подвешиваются перечисленные ниже игрушки.
Существует четыре типа мобилей, которым в педагогике Монтессори придается большое значение:
● мобили Гоби
● мобили Мунари
● мобили октаэдры (восьмигранники)
● мобили танцоры.
Нельзя также не упомянуть о двух типах подвесных погремушек, о бубенчиках и кольцах и наконец о мячах Такане[1].
Все эти игрушки нужно вешать над грудью ребенка, чтобы он смог дотянуться до них руками. Сначала он случайно дотронется до них и поймет на бессознательном уровне, что сам способен привести их в движение. Постепенно непроизвольные движения рук станут осознанными.
У мобилей нет двигателя, заставляющего их вращаться. Только ребенок может привести их в движение, и в тот момент, когда он это осознает, начинается развитие его самостоятельности. Это происходит очень рано – с 6–7 недель!
Мы видим улыбку на лице ребенка, когда он сам, не дожидаясь, пока родители нажмут на кнопку двигателя, вращающего его игрушки, ударяет по мячу Такане или по бубенчикам.
Начиная с 15 месяцев, когда ребенок уже сделал первые шаги и научился элементарным движениям, ему хочется быть помощником взрослого во всех его делах. Он испытывает удовольствие, чувствуя себя способным сделать то же, что и родитель. Ему приятно проводить время на кухне и готовить вместе с матерью овощи для салата или супа, напитки и т. д.
Вот несколько подносов, несложных в изготовлении. Они должны находиться в пределах досягаемости, на полке, соответствующей росту ребенка.
Постарайтесь также оборудовать для него специальное место с кухонными принадлежностями (например, приспособления для разделки теста, соковыжималка для цитрусовых и т. д.).
Так как ребенок еще очень мал, каждый поднос предназначен только для одного вида деятельности. Когда ребенок овладеет ею, он может переходить к следующему подносу. Как мы заметили, в педагогике Монтессори делается особый акцент на том, чтобы добавлять по одному вызывающему затруднение элементу на одно занятие.
Презентации разных видов деятельности придается большое значение. Нужно стремиться к тому, чтобы и сами подносы, и предметы, лежащие на них, выглядели привлекательно и развивали эстетический вкус ребенка. Помимо всего прочего, красивые предметы вызовут у него желание работать с ними.
● Презентация должна быть простой и понятной, а жесты взрослого – четкими. Много говорить не рекомендуется. Ребенок еще не в состоянии сосредоточить внимание одновременно на словах взрослого и его движениях.
● Прежде чем приступить к презентации, взрослый должен несколько раз провести ее сам, чтобы убедиться, что это занятие адаптировано к возрасту ребенка, все предметы правильно расположены на подносе и ими удобно пользоваться.
Любая деятельность, предложенная ребенку, начинается с презентации. Только хорошо усвоив ее, ребенок может самостоятельно выполнить задание.
● Во время презентации подноса взрослый всегда стоит со своей доминирующей стороны от ребенка – справа, если он правша, и слева, если он левша.
● Все действия производятся слева направо, чтобы таким образом подготовить ребенка к чтению и письму. Это очень важно, поскольку позволяет мозгу усваивать направление (в семьях, где используется арабский язык, презентации должны происходить в обратном направлении, то есть справа налево).
● Все предметы берутся так называемым «пинцетом», сложенным из большого, указательного и среднего пальца. При этом пальцы ребенка получают дополнительную тренировку, и позже это поможет ему писать буквы и развить мелкую моторику. Он будет с самого начала правильно держать ручку, поскольку уже приобрел необходимые навыки.
Материал на подносе
● маленькая щетка для чистки овощей
● огурцы небольшого размера
● миска
● тряпка
● мойка (раковина), расположенная на уровне роста ребенка или со ступенькой рядом с ней.
Презентация
1. Предложите ребенку подойти вместе с вами к раковине.
2. Заранее приготовьте поднос с овощами, миской, щеткой для чистки овощей.
3. Наполните миску водой до половины.
4. Положите огурец в миску.
5. Возьмите огурец недоминирующей рукой
6. Доминирующей рукой возьмите щетку и потрите ею огурец
7. Предложите ребенку повторить за вами все действия.
Если ребенок разбрызгал воду, спокойно скажите ему: «Вода должна оставаться в мойке (раковине)». Если он продолжает поливать все вокруг водой, скажите, что пора заканчивать мытье овощей. При этом держите себя в руках и не сердитесь.
Кстати
Ребенку вполне можно доверить мытье таких фруктов как банан (рекомендуется их мыть из-за применения пестицидов).
Материал на подносе
● овощечистка
● 1 огурец
● небольшая тарелка, на которой лежит огурец (до и после чистки)
● небольшая миска для очисток.
Ребенок моет огурец и приносит его к столу на тарелке.
Презентация
1. Возьмите овощечистку недоминирующей рукой.
2. В другой руке держите огурец.
3. Начинайте снимать с него кожуру, доминирующей рукой от себя, чтобы у ребенка не выработалась привычка чистить овощи по направлению к себе.
4. Сняв часть кожуры, попросите ребенка продолжить.
5. Уберите кожуру в миску.
6. Огурец очищен. Положите его на тарелку. Теперь его можно порезать ножом с волнистым лезвием или любым другим ножом, предназначенным для этих целей.
Это упражнение – логическое продолжение предыдущего занятия
Материал на подносе
● небольшой нож с тупым лезвием, подобранный в соответствии с ростом ребенка (но достаточно острый, чтобы им можно было разрезать виноградину или отрезать кусок сыра), или нож с волнистым лезвием
● деревянная не очень тяжелая доска для разделки овощей
● морковь
● миска.
Презентация
1. После того как ребенок вымоет морковь, попросите его почистить ее и положить на разделочную доску на столе.
2. Поместите морковь в центр доски.
3. Обеими руками нажмите на нож с волнистым лезвием.
4. Отрежьте два кружка моркови и положите их в миску.
5. Предложите ребенку продолжить резать морковь.
Ребенок не должен есть морковь во время упражнения.
Когда вся морковь будет порезана, вы можете предложить ребенку перекусить ею или сохранить ее и использовать в готовке. Детям очень нравится принимать участие в приготовлении еды и приятно узнавать в готовом блюде овощи, которые они самостоятельно нарезали.
Кстати:
В этом упражнении могут использоваться и другие виды продуктов. Например, яблоки (предварительно разрезанные пополам), сельдерей, большие черные виноградины, киви (предварительно нужно почистить их и только потом резать), дольки апельсина (почистить вручную и порезать для фруктового салата), дыни (сначала очистить от кожуры), бананы (надрежьте банан и покажите ребенку, как очищать его от кожуры) и крупные куски сыра.
Как только ребенок сможет есть самостоятельно, проследите, чтобы у него было все необходимое, то есть стол и стул, соответствующие его росту. Нужны также низкая этажерка или шкафчик, подобранные по росту, где лежат его личные столовые принадлежности.
Не рекомендуется использовать посуду из пластика. Предпочтительнее, чтобы она была керамической или стеклянной. Исключается тяжелая и небьющаяся посуда. Чем она красивее, тем сильнее у ребенка желание ухаживать за ней.
Низкий стол и подходящий к нему стул позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности. Он сможет уделить максимум внимания новым ощущениям от того, что сам завтракает, обедает и ужинает, а не просто перекусывает на ходу. Высокий стул ограничивает и изолирует ребенка. И наоборот, эргономичное и низкое положение позволяет ему комфортно себя чувствовать за столом и исключает блокировки.
Весь материал находится на низкой этажерке, соответствующей росту ребенка, в той комнате, где он обычно ест.
Материал
● поднос
● салфетка
● тарелка
● столовые приборы, подходящие ребенку по возрасту
● небольшой стакан (как вариант – ваза, в которую ребенок может поставить цветок)
● корректирующая салфетка (с нарисованными предметами сервировки стола) для самоконтроля
Презентация
1-я презентация
1. Возьмите поднос с корректирующей салфеткой (на первое время), тарелкой, приборами и стаканом.
2. Поставьте поднос на стол.
3. Возьмите корректирующую салфетку и положите ее на стол.
4. Переставьте один за другим все предметы с подноса на корректирующую салфетку.
5. Уберите со стола.
2-я презентация
1. Положите корректирующую салфетку рядом с подносом.
2. Положите на стол чистую салфетку.
3. Разложите на ней приборы, соблюдая то же их расположение, что и на корректирующей салфетке.
4. Предложите ребенку убрать со стола.
3-я презентация
1. Больше не используйте корректирующую салфетку.
2. Накройте на стол.
3. Проверьте расстановку приборов по корректирующей салфетке.
4. Предложите ребенку убрать со стола.
Допустимо и даже желательно отвести на этажерке небольшой уголок для маленького подноса с губкой, мылом и тряпкой, чтобы ребенок после еды мог вымыть стол. Можно предложить ему воспользоваться щеткой и совком, чтобы смести крошки с салфетки.
Важно, чтобы определенные продукты на полках в холодильнике – фрукты, ингредиенты для бутербродов, например, ореховая паста, – были в пределах досягаемости. Двухлетний ребенок, проголодавшись, может спокойно открыть холодильник и перекусить тем, что для него приготовили, или налить себе в чашку прохладительный напиток. Ребенок постарше нальет себе сок и сделает полдник.
Умение намазывать на хлеб поможет ребенку готовить разные «перекусы» и доставит ему много радости от осуществления собственных идей.
Материал на подносе
● нож для намазывания
● небольшая чашка или емкость, содержащие продукт для намазывания
● мягкий сыр
● небольшая тарелка
● твердые и плотные крекеры, которые не ломаются, если на них что-то намазывать