Многие считают, что основная мотивация в любой профессиональной деятельности – денежный бонус и продвижение по карьерной лестнице. С одной стороны, это действительно главные причины, по которым люди ходят на работу (иногда не очень любимую) каждый день. С другой – для этих пряников также нужен стимул. Так что же именно движет специалистом по вентиляции, когда он начинает работать? Американский психолог Абрахам Маслоу выделил общие для всех людей глубинные мотивы, которые определяют их поведение. Психолог полагал, что физическое выживание – это базовая потребность человека. После того как она будет удовлетворена, человек переключится на следующую. Всего таких потребностей пять.
К ним относятся воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, сон – все, что необходимо людям для выживания. В эту же группу Маслоу относил и секс. Психолог считал эти потребности самыми важными – в ситуации крайней нужды человек, прежде всего, будет думать о том, как выжить. Пока физиологические потребности не будут удовлетворены, вряд ли у него возникнут другие желания.
Как только физиологические потребности человека удовлетворены, на первый план выходит желание чувствовать безопасность и уверенность в будущем. Люди хотят контролировать свою жизнь, видеть вокруг себя порядок и предсказуемость. В обществе это означает отсутствие прямых угроз жизни и здоровью, защиту от природных катаклизмов, социальную стабильность, финансовую безопасность и прочее. Полиция, спасательные службы, медицинские и в целом муниципальные учреждения закрывают именно эти потребности людей.
Изначально Маслоу назвал их «потребностью в любви». Он полагал, что после удовлетворения физиологических потребностей и получения безопасности человек ожидает любви и привязанности со стороны других людей. К этому блоку пирамиды относятся социальные отношения: семейные и родственные связи, дружба, чувство доверия к другим и принятие человека окружающими.
Маслоу разделил эти потребности на два вида: самоуважение (чувство собственного достоинства, личные достижения, независимость от других) и стремление к уважению со стороны других. Человек хочет чувствовать себя значимым как в своих глазах, так и в глазах других людей. Самоуважение напрямую связано с чувством уверенности в себе и собственных силах, с принятием себя и собственной ценностью. Уважение со стороны других связано с желанием получать одобрение, быть успешным и оцененным по достоинству.
Самоактуализация по Маслоу – это возможность человека заниматься тем, для чего он создан. Музыкант чувствует потребность заниматься музыкой, художник – рисовать, поэт – писать. Если человек хочет быть счастливым, он должен делать то, для чего он появился на свет. Это желание развить свой потенциал – высшая потребность в иерархии Маслоу. При этом психолог отмечает, что конкретное поведение, в которое разовьется эта потребность, варьируется от человека к человеку. У одного это выразится в желании стать идеальным родителем, у другого будет связано со спортивными достижениями, третьему будет в радость творить или изобретать (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Для начала рассмотрим доход, который можно получить, занимаясь вентиляцией. То есть взойдем на первую ступень.
В таблице ниже приведены цены на монтаж вентиляции и сопутствующие услуги по данным за сентябрь 2023 года в Москве и Московской области.
Мы видим, что, обладая навыками слесаря, можно обеспечить удовлетворение базовых потребностей, то есть первой ступени пирамиды. Чтобы удовлетворить остальные потребности, нам необходимо знать материал, изложенный в следующих главах.
1. Назовите пять ступеней в иерархической модели потребностей человека согласно теории Абрахама Маслоу.
2. Как вы видите реализацию этой модели на примере работы в сфере монтажа систем вентиляции?
3. Приведите пример самоактуализации в вашей текущей профессии.
4. Назовите преимущества профессии монтажника систем вентиляции перед иными специальностями в свете изложенной модели.
5. Проведите сравнительный анализ цен (на примере монтажа вентиляций) по нескольким источникам в интернете. Сформулируйте структуру стоимости услуги, как вы ее видите.