Одним из показателей эффективности работы вуза является востребованность и высокий уровень конкурентоспособности его выпускников на рынке труда. В связи с этим вузы должны уделять повышенное внимание исследованию вопросов оценки роли вуза выпускниками в их подготовке как специалистов и изучать мнение выпускников о механизмах и перспективах их последующего трудоустройства.
Основная цель исследования: разработка рекомендаций по повышению уровня профессиональной подготовленности выпускников ОГУ и совершенствованию процесса содействия их трудоустройству.
Основные задачи исследования:
– исследование причин выбора специальности и уровня ожиданий от ее получения;
– оценка уровня полученного образования, перспективы обучения;
– оценка уровня подготовленности выпускника как будущего специалиста;
– анализ направлений и характеристика временной занятости выпускников;
– оценка перспектив и выявление механизмов трудоустройства выпускников.
Для более детального исследования отдельных вопросов и обоснованности выводов был проведен сравнительный анализ показателей за период 2009 – 2011 гг., анализ в разрезе факультетов, а также оценка ответов в разрезе групп респондентов, исходя из среднего балла, для выявления зависимостей и подтверждения заключений.
Метод исследования – электронный анкетный опрос с использованием программной системы «Выпускник ОГУ».
Объект исследования – выпускники ОГУ очной формы обучения 2011 года выпуска.
Общее количество респондентов – 2210 человек, что составляет 98,5 % от общего числа выпускников очной формы обучения.
86,6 % выпускников проживают в городе Оренбурге и Оренбургской области, 6,5 % – в республике Башкортостан, 1,0 % – в Республике Казахстан, 4,4 % в других городах и районах (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Самара, г. Нефтеюганск, г. Тюмень, Тамбовская область, республика Татарстан и другие).
По формам обучения в ОГУ респонденты распределились следующим образом: 78,3 % выпускников обучались на бюджетной основе, 20,2 % – на коммерческой основе, 1,4 % – по целевому контракту, 0,1 % – по трехстороннему договору.
В конце обучения необходимо узнать, каковы были причины выбора специальности выпускниками, насколько соответствуют в действительности их ожидания от выбранной специальности, позволяет ли она реализоваться им в современном обществе.
Рисунок 1.1
Выбор выпускниками полученной специальности обусловлен рядом причин. Опрос показал, что среди основных факторов, влияющих на выбор будущей специальности, большинство выпускников выделяют возможность получить интересную (64,5 %) и высокооплачиваемую работу (50,4 %). 30,9 % опрошенных отметили, что с выбранной специальностью всегда можно переквалифицироваться и получить смежную профессию. Немаловажным фактором, оказавшим влияние на выбор специальности, явились советы родителей, друзей и знакомых – 27,0 %. 24,4 % выпускников мечтали получить выбранную в вузе специальность. Примечательно, что такой критерий, как невысокий конкурс при поступлении, волновал респондентов в наименьшей степени. Этот вариант ответа выбрали 5,2 % выпускников. Затруднились ответить – 4,3 % опрошенных.
Ответы выпускников по факультетам выглядят следующим образом:
– выбрали специальность для того, чтобы получить интересную работу, большинство студентов с факультета журналистики (ФЖ) – 81,5 %, геолого-географического факультета (ГГФ) – 79,9 %;
– считают, что специальность позволит получить высокооплачиваемую работу, выпускники с факультетов электроэнергетического (ЭЭФ) – 73,2 % и математического (МФ) – 70,0 %;
– отметили, что с этой специальностью всегда можно переквалифицироваться и получить смежную профессию, респонденты с математического (МФ) – 47,5 % и физического факультетов (ФизФ) – 47,0 %;
– невысокий конкурс при поступлении оказал влияние на выбор специальности в основном для респондентов с факультета прикладной биотехнологии и инженерии (ФПБИ) – 16,4 % и математического факультета (МФ) – 12,5 %.
Рисунок 1.2
Сравнительный анализ причин выбора специальности за 2009 – 2011 гг. свидетельствует, что по-прежнему большинство выпускников выбирают специальность потому, что она позволит им получить интересную (2010 г. – 68,3 %, 2011 г. – 64,5 %) и высокооплачиваемую работу (2010 г. – 51,3 %, 2011 г. – 50,4 %). Также у респондентов сохраняется уверенность в универсальности выбранной профессии, и они считали и считают, что с полученной специальностью всегда можно переквалифицироваться (2009 г. – 33,0 %, 2010 г. – 32,0 %, 2011 г. – 30,9 %). Практически неизменной остается доля выпускников, мечтавших получить выбранную специальность (2010 г. – 27,2 %, 2011 г. – 24,4 %).
Таблица 1.1 – Причина выбора специальности выпускниками (% от числа ответивших в группе)
При исследовании причин выбора специальности, исходя из успеваемости выпускников, выяснилось, что возможность получить интересную работу является определяющим фактором как у выпускников с высоким средним баллом, так и среди респондентов с низким средним баллом.
Для того чтобы узнать, насколько соответствуют действительности ожидания респондентов от полученной ими специальности, был задан вопрос: «Нравится ли Вам полученная специальность?».
Рисунок 1.3
Большинство выпускников (70,9 %) заявили, что им нравится выбранная специальность. Далее ответы респондентов распределились следующим образом: 22,8 % – пожалуй, нравится, 1,3 % – пожалуй, не нравится, 0,7 % – нет, совсем не нравится, 2,8 % выпускников затруднились ответить.
Анализ ответов респондентов по факультетам на данный вопрос анкеты свидетельствует о том, что большинство выпускников с факультетов юридического (ЮФ) – 90,8 %, архитектурно-строительного (АСФ) – 83,1 %, геолого-географического (ГГФ) – 82,7 %, транспортного (ТФ) – 77,4 %, финансово-экономического (ФЭФ) – 74,3 %, довольны полученной специальностью. Некоторые выпускники с химикобиологического факультета – 2,6 % недовольны полученной специальностью.
Рисунок 1. 4
Анализ ответов выпускников 2009 – 2011 гг. относительно удовлетворенности от полученной специальности показал, что выпускники подходят осознанно к выбору специальности, и в большинстве своем довольны полученной в вузе специальностью.
Таблица 1.2 – Отношение выпускников к полученной специальности (% от числа ответивших в группе)
Оценивая ожидания респондентов от полученной специальности, исходя из успеваемости выпускников, следует отметить, что большинство респондентов с высоким, средним и низким средним баллом довольны выбранной специальностью.
В связи с тем, что некоторые выпускники остались недовольны полученной специальностью, необходимо выяснить, не связано ли это с выбором вуза для получения высшего образования.
Рисунок 1.5
Пройдя полный курс обучения в ОГУ, выпускники вполне осознанно могут оценить правильность выбора определенной специальности. В результате исследования выяснилось, что 64,9 % респондентов предпочли бы вновь поступить в ОГУ по этой же специальности. 19,9 % опрошенных не изменили своего решения относительно выбранного вуза для получения высшего образования, но хотели бы обучаться на другой специальности в ОГУ. 3,3 % опрошенных выпускников изъявили желание сменить вуз, но не полученную специальность. 4,0 % респондентов полностью разочаровались сделанным выбором, и, если бы сталь вновь выбирать учебное заведение для поступления и профессию, то изменили бы полностью свое решение. Среди респондентов выявились 0,7 % выпускников, которые вообще не стали бы получать высшее образование; затруднились ответить 5,7 % респондентов.
Анализ результатов ответов выпускников свидетельствует о том, что респонденты в основном довольны выбором учебного заведения, сделанным 5 лет назад при поступлении в ОГУ.
Ответы респондентов по факультетам распределились следующим образом:
– если бы вновь пришлось выбирать учебное заведение и специальность, то большинство респондентов с факультетов юридического (ЮФ) – 86,2 %, транспортного (ТФ) – 78,3 % и аэрокосмического института (АКИ) – 73,2 % вновь подтвердили бы свой выбор;
– выбрали бы другую специальность при поступлении в ОГУ выпускники химико-биологического факультета (ХБФ) – 40,3 % и факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН) – 30,1 %.
Рисунок 1. 6
Сравнивая ответы респондентов 2009 – 2011 гг., на вопрос: «Если бы Вам пришлось вновь выбирать, Вы стали бы поступать в ОГУ по этой специальности?», становится очевидным тот факт, что большинство выпускников удовлетворены сделанным выбором и вновь повторили бы его. Лишь небольшая доля выпускников неосознанно подошла к выбору вуза и будущей профессии (2009 г. – 2,4 %, 2010 г. – 2,9 %, 2011 г. – 4,0 %). Есть и такие, которые по окончании вуза стали сомневаться в необходимости получения высшего образования (2009 г. – 0,5 %, 2010 г. – 0,5 %, 2011 г. – 0,7 %).
Таблица 1.3 – Если бы Вам пришлось выбирать, Вы стали бы поступать в ОГУ по этой специальности? (% от числа ответивших в группе)