Первый крупный монастырь Древней Руси упоминается в знаменитой «Повести временных лет» – историческом труде, который в начале XII века составил монах Нестор. В нем он рассказал не только об известной ему истории Руси, но и о становлении Русской Православной Церкви. В «Повести» упоминается об ученике Иоанна Крестителя – апостоле Андрее, ученике Иисуса Христа. После распятия Спасителя Андрей стал странником, который нес людям слово божие. Легенда рассказывает, что он добрался до скифских земель на берегах Черного моря. Оттуда Андрей дошел до Херсона и поплыл вверх по Днепру. Глядя на места, где потом поднимется город Киев, он сказал своим спутникам: «Видите эти горы? Воссияет на них благодать Божия и возникнет великий город со многими церквами». Слова оказались пророческими. Уже в 1086 году в Киеве была построена церковь в честь апостола святого Андрея, прозванного Первозванным.
Киево-Печерская лавра
Нестор рассказывает также, что примерно в это же время на склоне холма, высоко поднимающегося на берегу Днепра, в небольшой вырытой пещерке поселился возле Киева монах Антоний, пришедший из знаменитого монастыря, что находится на Афонской горе. Вскоре у него появились ученики, которые вырыли рядом другие кельи, соединив их коридорами. В одной из пещер они соорудили нечто вроде храма для молитв. Через десять лет Антоний, ища уединения, перебрался через глубокую ложбину на другой холм, где вновь выкопал для себя пещерку. Первые такие обители получили название Дальних пещер; более поздние – Ближних.
Апостол святой Андрей Первозванный
Святой преподобный Илья Муромец Печерский
Мощи Ильи Муромца
Когда число монахов, живущих в пещерах, вновь увеличилось, киевский князь Изяслав Ярославович пожаловал братии всю гору, которую они выбрали местом своего уединения. На ее вершине была построена церковь, которая и положила начало монастырю. Он был назван Печерским (то есть Пещерским). Пещеры с тех пор стали играть роль склепов, куда помещали останки монахов, окончивших свой земной путь. Для этого в стенах пещер делались небольшие ниши глубиной до двух метров. В них помещали тело усопшего, прикрывали его деревянным щитом или замуровывали. Так продолжалось сотни лет. Наверху, на воздухе и солнце рос и креп монастырь, а под ним все больше и больше становилось захоронений монахов.