Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Человек – создание Божие, которому дарованы дух, душа и тело.
Наше физическое тело создано из той же материи, что и вся Вселенная. Смертное тело оживотворяется духом и, по отшествии духа, разлагается на те же «химические» элементы, которые образуют Вселенную.
Душа же человеческая бессмертна. А дух, который оживотворяет человеческое тело, по слову святого Феофана Затворника, есть «душа души человеческой», «сущность души»:
В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она – неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества.
Дух – это высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.
Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания.
Святые Отцы говорят, что смерть вошла в человека через грех, который есть болезнь души, ведь при грехопадении наших прародителей изменились все свойства их души. А раз так, то и тело человеческое познало тяготы болезни: больная душа делает больным и тело. Поэтому православный христианин в первую очередь должен заботиться не о здравии своего физического, бренного тела, которое ждет могильный тлен, а о здравии бессмертной души, судьба которой – или вечное блаженство в раю, или такое же вечное, адское мучение.
Однако, исправив то или иное греховное несовершенство своей жизни, было бы самонадеянным ждать за этим и немедленного исцеления от телесных болезней. Покаяние и исправление своей жизни могут помочь в лечении болезней и даже полном их исцелении. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи, а когда Он исцелил у Овчей купели человека, болевшего 38 лет, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).
Разумеется, это совсем не означает, что верующий человек должен любую болезнь лечить лишь постом и молитвой. Святой Серафим Саровский говорил одному своему собеседнику: «Лечись, потому что Бог создал и лекарства, и врача, и в Его руках твое выздоровление».
О том же говорится и в Библии, в Книге Сираха:
Почитай врача по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38:1 – 2, 4, 6 – 14).
Прежде болезни заботься о себе…
Помня о первичности здравия духа, не следует забывать и о том, что здоровье, как и сама жизнь, – бесценный дар Божий человеку. Чаще всего мы не ценим своего здоровья – до тех пор, пока оно не утрачено. А должно быть иначе! С православной точки зрения телесное здоровье является ценностью, хоть и меньшей, чем здоровье духовное. Вместе с тем при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Но телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять.
Святой апостол Павел говорит, что мы должны относиться к нашему телу как к великому дару Божию: «…ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29 – 30).
Апостол напоминает, что «не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее нам, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:18, 20 – 27).
Итак, как к любому дару Божию, нам следует относиться к здоровью бережно. И тут речь не только и не столько о том, что бег по обледенелому тротуару за уходящим автобусом может кончиться переломом рук или ног, сотрясением мозга, а значит, решение во что бы то ни стало догнать автобус – неосторожно и опасно. Нет, необходимо каждый день своей земной жизни, каждое свое решение соотносить с благоговейным отношением к дарам Божиим, не расстраивать свой организм невоздержанием в пище, обильным алкоголем, пристрастием к табаку. Следует вовремя прибегать к врачебной помощи, как для сохранения здоровья, так и для лечения болезней.
Если мы не заботимся о своем здоровье, то совершаем грех, крайняя степень которого – хула на Духа Святого, самовольный уход из жизни. Нездоровый образ жизни – курение, пьянство, блуд, по сути, также понимаются как медленное самоубийство.
Относиться к здоровью по-христиански означает вести нормальный, здоровый образ жизни. С апостольских времен Православная Церковь проповедует «царский путь», «золотую середину», когда человек всегда духовно сосредоточен, рассудителен и избегает крайностей.
Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов.
При всех своих тяготах болезни – это благо для нас. Ведь недуг может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.
Вот что говорил об этом преподобный Серафим Саровский:
Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.
Но болезнь может служить духовному росту человека лишь тогда, когда принимается со смирением, без ропота, когда страдание по немощи становится вольным, то есть добровольным подвигом человека. С духовной точки зрения стремление выздороветь должно включать молитву, пост и участие в церковных Таинствах – Исповеди, Причащении и Соборовании. Но, разумеется, не забывая о врачебной помощи!
В одном из своих рассказов И. С. Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению. Крестьянка Лукерья, умница и красавица, оказалась прикованной к постели.
– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?
– А что будешь делать? Лгать не хочу – сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает.
– Это каким же образом?
– А у иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? – многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?» – «Ну, – говорит, а сам смеется, – это грех не великий. <…>
– А то я молитвы читаю, – продолжала, отдохнув немного, Лукерья. – Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне крест – значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать.
Тургенев И. С. Живые мощи