Молитва дарована нам свыше, ибо самим Спасителем сказано: «Просите, и дано будет вам». И сказано Им же: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Но пусть нам и дается то, о чем мы просим, мы должны помнить, что молитва – это не средство, позволяющее нам завладеть желанным, а прежде всего – знак нашей любви и путь к этой любви. Ведь если сердце не любит, тогда душа просто не сможет молиться, – а в сердце, рождающее молитву, любовь приходит как будто сама собой. И даже если порой мы чувствуем, что наша любовь ослабела, молитва способна вернуть ее, воспламенить, усилить – и даже воскресить.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – так наставлял Спаситель учеников своих. Молитву можно совершать и дома, в уединении, перед иконой, при свете горящей лампады или свечи. И во время молитвы нужно мыслить только о ней, а не о посторонних делах. Святитель Феофан Затворник писал: «Молитва идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет». Ни один день не должен проходить без молитвы, иначе душа очень быстро увлекается мирской суетой.
Конечно, искренняя молитва исходит из самых глубин души, и именно в этом она должна быть нашей. «И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца», – так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но суть молитвы не только в словах: вся жизнь должна обратиться в служение Богу и людям. Тогда, и только тогда наша молитва сможет звучать как настоящая правда.