Сноски

1

Существует известная точка зрения о том, что Моисей был последователем фараона Эхнатона, но, как будет показано на страницах этой книги, монотеизм Моисея представлял собой гигантский шаг вперед по-сравнению с протомонотеизмом Эхнатона.

2

А.Б. Ранович. Миф об исходе и Моисее. – В кн. «Критика иудейской религии», М., Из-во АН СССР, 1962, с. 210.

3

А.Б. Ранович. Миф об исходе и Моисее. – В кн. «Критика иудейской религии», М., Из-во АН СССР, 1962, с. 216–217.

4

А. Волин. Формирование нации. – В кн. «Евреи и еврейство. Сборник историко-философских эссе. Изд-во «Гешер Алия», Иерусалим, 1991, с. 11–12.

5

Теория «библейской критики» Велльгаузена и его последователей разбирается в последней главе этой книги.

6

Пол Джонсон. Популярная история евреев. Вече, М., 2000, с. 35–36.

7

Талмуд – одна из основополагающих книг иудаизма, пеставляющая, согласно традиции, изложение Устной Торы, то есть той ее части, которая была передана Моисею устно, и долгое время передавалась именно из уст в уста, пока не возникла опасность, что эта информация будет забыта. Содержит в себе также обсуждение этой Устной Торы еврейскими мудрецами, а также азличные предания и нравоучения.

8

Мидраш – обсуждение мудрецами эпохи Талмуда текста Торы длявывода закона, исторического или нравоучительного вывода. Этим термином обозначаются также некоторые книги 1-9 вв. н. э., содержащие толкования Торы и устные предания.

9

Еврейский календарь – лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев, название которых происходит из арамейского языка. Сам отсчет года ведется по Солнцу, а отсчет месяцев по Луне. Для приведения календаря в соотвествие с солнечным годом раз в несколько лет вводится вискосный месяц. Еврейский календарный год начинается осенью – в месяц Тишрей. Отсчет годов ведется от «сотворения мира», высчитанного на основе приведенных в Пятикнижии продолжительности жизни Адама, Каина и др. персонажей этой книги. 1 г. н. э. по еврейскому календарю соотвествует 3760 г. от сотворения мира.

10

Некоторые историки Египта утверждают, что на самом деле речь шла не о порабощении евреев, а исключительно о лишении их особых привилегий и, наоборот, уравнивании в статусе с остальным трудовым населением Египта. Рабы в Египте назывались «баку» и эксплуатировались исключительно в хозяйстве отдельных лиц. Все же трудовое население называлось «хемуу», оно было внесено в специальные реестры и каждой группе «хемуу» поручалось выполнять определенный род работ, который закреплялся за ними с юности до конца жизни. Евреи долгое время не значились в этих реестрах, и это вызывало возмущение остальной части населения. Таким образом, речь идет о том, что евреев превратили из совершенно свободных людей в «хемуу», закрепив за ними работу на стройках с выплатой им жалованья натурой. Однако сами евреи, безусловно, восприняли это ограничение их свободы как порабощение, и в определенном смысле слова были правы. – См. И.В. Виноградов (Ленинград). Леция 6. Среднее царство в Египте и наществие гиксосов. – В кн. «История Древнего мира. Ранняя древность». М., Из-во «Наука», Гл. редакция востояной литературы, 1983 г., с. 116–117.

11

Именно так будут вести себя и евреи при завоевании Ханаана – см. заключительные главы этой книги.

12

Из текста Пятикнижия следует, что Йохевед приходилась Амраму родной теткой. Такие браки объявляются Библией запрещенными, однако Талмуд разъясняет, что до Синайского откровения они считались разрешенными и были довольно распространены среди всех народов, включая евреев.

13

В еврейском календаре, как уже говорилось, год начинается и заканчивается осенью. Таким образом, начавшись в одном году по григорианскому календарю, заканчивается в следующем, чем и объясняются некоторые кажущиеся разночтения в датировке событий по этим двум календарям.

14

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. – В кн. Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Гешарим, М.-И-м, 1994 (5755), с. 127–128.

15

См. В.Андриенко. Повелители Черной страны (Все фараоны Древнего Египта).

16

О. Александр Мень. История религии. В поисках пути, истины и жизни. т. 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.

17

Вернер Келлер. Библия как история. М., Крон-пресс, с. 131.

18

Случаи рождения младенцев без крайней плоти, точнее, с недоразвитой крайней плотью на половом органе хорошо известны медицине и встречаются у всех народов. Однако так как иудаизм предписывает обрезать всех младенцев мужского пола на 7-й день после рождения, то появление младенца, не нуждающегося в подобной операции, и сегодня воспринимается у евреев, как особый знак благоволения Бога к этому ребенку.

19

Последние расшифровки памятников египетской письменности показывают, что в гареме фараона, наряду с женами из числа других покоренных народов, были и женщины-еврейки («хабиру»). Одна из них, предполагают историки, могла усыновить еврейского подкидыша, вырастить его при дворце, и такой юноша в глазах своих соплеменников, естественно, был «египетским принцем», а одна из жен фараона в сознании народа вполне могла трансформироваться в его дочь.

20

Звуки «с» и «ш» обозначаются в иврите одной буквой, форма которой была заимствована из него Кириллом и Мефодием для русской буквы «ш».

21

См. Дж. Фрезер. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во политической литературы, 1985, с. 291–297.

22

См. Дж. Фрезер. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во политической литературы, 1985, с. 296.

23

Там же, с. 297.

24

Согласно еврейским источникам, Моисей, наоборот, выделялся среди евреев своим высоким ростом.

25

Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Репринтное воспроизведение издания 1914 г., СП «Книга-Принтшоп», 1990, с. 137–139.

26

Средний рост мужчин в Древнем Египте, по данным антропологов, составлял 165 см, женщин – 155 см.

27

См. Акад. В.В. Струве. История Древнего Востока. ОГИЗ, Госполитиздат. М., 1941, с 175.

28

См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Пер. с греч. Г.Г.Генкеля, М., Крон-пресс, 1996, с. 83–84.

29

Флавий утверждает, что на самом деле история с ибисами имела место, когда фараон поручил Моисею отбить нашествие эфиопов – с помощью этих птиц Моисей провел свою армию через пустыню и нанес эфиопам удар с той стороны, откуда они его совсем не ждали. В ту эпоху войны между Египтом и Эфиопией были достаточно частыми, что подверждают многие исторические документы и арехеологические артефакты.

30

Как уже говорилось, у египтян и кушитов был распространен матрилинеальный принцип наследования престола.

Загрузка...