«Ты можешь себе это представить?» – думал я про себя, когда познакомился с Байрон Кейти. Я не был уверен в том, что за человека я встретил: была ли это смесь Мэри Поппинс и мастера Дзена? Бодрая, остроумная, радушная, наблюдательная и жизнерадостная женщина. Я пришел обсудить с Кейти возможность стать ее литературным агентом, но мне было сложно придерживаться своей темы, потому что мы слишком много смеялись. В какой-то момент хозяин дома расхохотался так сильно, что упал с дивана.
Даже с моим скромным знанием метода Кейти исследовать свои мысли мне казалось, что он изменил все. Мы смеялись над тем, что случилось бы с правительством, образованием, институтом брака, если бы люди подвергли сомнению то, во что они верят. Я был более заинтересован в этом разговоре, чем в выпуске книги. Книга – «Любить то, что есть» – все-таки появилась. И даже пять лет спустя я все еще поражен ее изысканиями и мне все также сложно придерживаться единой темы, когда я беседую с Кейти.
Большую часть времени Кейти проводит в разъездах, ведя различного рода мастер-классы, и в этой роли ей не приходится многого объяснять. Она просит слушателей довериться ее вопросам, и она демонстрирует, как они работают. Она встречает каждую мысль, которая появляется – раздраженную, озлобленную или печальную, – с тем же пытливым и дружелюбным «Правда ли это?», ее теплота и принятие делают все остальное. Они позволяют ей двигаться быстро, без большого количества объяснений. Она парит.
Когда Кейти попросила меня помочь ей написать эту книгу, я видел, что мне придется взять на себя трудную задачу, сопровождать ее в процессе ее работы, убеждаясь, что все промежуточные шаги объяснены на странице. То тут, то там я добавлял дополнительное пояснение или упражнение. В других местах я не мог устоять, чтобы не обратить внимание на те вещи, о которых Кейти обычно не говорит напрямую. Например, по части своей работы как литературного агента я отслеживаю тенденции популярных книг по самопомощи. Я начал замечать, опираясь на то, что я узнал, применяя исследование в своей жизни, что зачастую самым верным оказывалось направление прямо противоположное тому, что советовали эти книги по самопомощи. Кейти долго смеялась над этим, хотя я не думаю, что она когда-либо прочла хоть одну книгу по самопомощи.
В поясняющих отрывках и переходах, которые я иногда дописывал, я добавлял в книгу абзацы, которые Кейти никогда бы не написала. Однако, когда она их прочла, они ее воодушевили и она дополнила их своими комментариями и мыслями. Мы пересылали друг другу отрывки по электронной почте туда-обратно и часто виделись. В результате некоторые части книги получились комбинированными, словно велосипед с ракетным ускорителем.
Надеюсь, вы поступите так же, как поступил я, – совершите пробную поездку на этом велосипеде. Задайте себе вопросы Кейти. Невозможно описать, что случится, когда вы это сделаете.
Майкл Кац