Почему я?

Я часто слышала от представителей старшего поколения: «Ну, такую книгу и я могла написать: у меня двое / трое детей, и все без подгузников росли». И некоторые из них правы. Многие из думающих представителей поколения наших родителей вполне могли бы ее написать. Но тогда в этом не было потребности: все и так растили малышей без одноразовых подгузников, сперва потому, что их еще не изобрели, позже – потому, что они не были доступны в России, а еще позже – хоть и продавались, но были слишком дороги для постоянного использования массовыми потребителями.

Многие мамы, конечно, уставали и мечтали о подобных приспособлениях. Хотя бы на прогулку, хотя бы в сильный мороз… Но и сейчас, выращивая малышей в условиях изобилия одноразовых подгузников и легкодоступности стиральных машин, мамы нередко устают не меньше. На мой взгляд, это во многом связано с изменившимися требованиями к труду мам: теперь уже недостаточно того, что малыш вырастет в крестьянина Васю или рабочего Гришу, сейчас все предпочитают Василия Петровича с как минимум средним специальным, а лучше с высшим образованием, а это потребует больших вложений мамы в образование и обучение ребенка (раньше дворянских детей обучали няни и гувернантки, крестьянские же не учились вообще). Да и нормы бытовых условий для большинства людей возросли, и большая стирка раз в неделю ушла прошлое. Готовка стала проще, но многие родители сознательно меняют образ питания, отказываясь от магазинных полуфабрикатов.

Иногда я слышу и такой довод: «Все бабушки высаживали детей, и никто их не учил, а значит, ничего сложного в этом нет, не стоит и рассуждать много».

Это мнение кажется мне неуважительным по отношению к бабушкам. Конечно, бабушки бывают разными, но мои, обе, умели много такого, до чего мне расти и расти. Одна моя бабушка была кандидатом наук, имея при этом четверых детей. Другая, происходя из поварской династии, умела готовить что-то совершенно невероятное и до глубокой старости не переставала поражать нас даже дома, и в этом я ее, наверное, никогда не догоню. С первой бабушкой я все еще надеюсь сравняться: кандидатскую уже защитила, осталось детей добавить.

С высаживанием ситуация именно такая. Да, многие бабушки умели. И увы, большинство внучек не умеет. Навык же этот, хоть и непривычный, но не слишком сложный. Особенно он примечателен тем, что его довольно трудно описать словами. Большинство мам, практикующих естественную гигиену, на вопрос: «Как вы высаживаете ребенка» отвечают что-то вроде: «А вот прямо так» или: «Беру и высаживаю». И мне пришлось приложить много усилий к тому, чтобы объяснить цели и процедуру достаточно подробно и понятно.

Я не психолог и не педиатр (хотя, чтобы избежать явных ошибок, книгу вычитывали и педиатр, и психолог, и историк), и в замечании о том, что мой набор знаний не так уж уникален, есть (во всяком случае, была когда-то) доля правды. Такую книгу могли бы написать довольно многие… Но до сих пор не написали.

Я умею высаживать и помимо собственного ребенка наблюдала сначала за детьми подруг, а потом – за детьми слушательниц моего курса «Естественная гигиена младенцев как альтернатива подгузникам» и накопила достаточно опыта, для того чтобы ответить на вопросы «Как высаживать ребенка» и «Что делать, если высаживать не получается» более развернуто, чем просто «бери и высаживай». На момент выхода второго издания книги мой опыт личного консультирования – около 2500 мам с младенцами.

«Но вы же не врач!»

Не врач. Я преподаватель вуза, кандидат наук. Хотя врачи-консультанты присутствовали в проекте с самого начала, а впоследствии подключилась целая исследовательская группа.

В большинстве западных стран самое раннее доначальное образование начинается с трех лет. Все, что раньше, относится к сфере влияния медицины, а не педагогики. К медицине же относят и обучение элементарным навыкам, таким как есть ложкой и ходить на горшок, хотя они требуют от родителей некоторого навыка в объяснении того, что требуется сделать, а также постепенности требований, предъявляемых к малышу. Вы ведь не посадите малышку полутора лет (вроде бы владеющую уже ложкой) самостоятельно есть борщ в белоснежном платье? Скорее всего, такие действия приведут к большой стирке, которой вполне можно избежать. Аналогичные действия по защите есть и в естественной гигиене.

Фраза «все педиатры рекомендуют одноразовые подгузники» – просто неправда, рекомендуют их немногие знаменитости, получающие деньги от компаний-производителей (подробнее – в разделе «Что вы читали о подгузниках» главы 5), другие же, как правило, просто не возражают, а чаще просят ввести ограничения. Но я буду говорить не столько о медицинской стороне вопроса, сколько о педагогической, об обучении. И здесь вряд ли кто-то сможет упрекнуть меня, профессионального преподавателя, в непрофессионализме.

Непременные условия образовательного процесса – системность и непрерывность, хотя малышей часто обучают как придется и от случая к случаю. Поэтому я выделяю целую главу на то, чтобы рассказать, каким образом естественная гигиена вписана и должна быть вписана в общую систему ухода за малышом.

Загрузка...