Введение

Конец II и начало III тысячелетия резко выделяется на фоне общечеловеческой истории стремительным развитием науки и технологии. Необычайно возросли возможности человека в области познания и преобразования окружающего мира. Еще большие темпы эволюции науки и технологии прогнозируются на III тысячелетие. В данном аспекте многократно возрастает роль мировоззренческих установок исследователей и общенаучной картины мира как направляющей матрицы научного поиска.

Объективной основой взаимодействия общенаучной картины мира и специального научного знания выступает их общий объект исследования – внешний мир. Общенаучная картина мира обобщает и систематизирует знания о мире из других наук, при этом сама поднимается на более высокий уровень и дает специальным наукам мировоззренческое обобщение результатов и общие методы дальнейших исследований, что, в свою очередь, позволяет специальным наукам при условии накопления новых эмпирических данных использовать этот общенаучный уровень знания в качестве матрицы научного поиска при перестройке собственных логических основ во времена интенсивного периода развития. Это обеспечивает появление новых фундаментальных теорий, в связи с чем естествознание вступает в следующую фазу своего исторического движения.

Но при этом появляется фактический материал и для обобщения в рамках общенаучной картины мира. Она обобщает достижения науки более высокого уровня развития, уточняет прежние методологические принципы и в обновленном виде вновь несет их в естествознание. Наряду с эвристической ролью общенаучной картины мира по отношению к процессам формирования новых теоретических идей и гипотез (как матрица научного поиска), следует отметить и другую важную методологическую функцию, а именно, мировоззренческую – в качестве матрицы построения целостной системы разрозненных мозаичных знаний и формирования системы ценностной ориентации исследователя. По словам акад. А. Д. Александрова, «…утверждение о ненужности диалектики, философии и прочее есть не более чем самодовольная некультурность, которую проявляет иной неразвитый „работяга“, чванящийся тем, что все эти теории не нужны». Аналогичной точки зрения придерживались выдающиеся исследователи Луи де-Бройль, М. Планк, А. Эйнштейн, И. Павлов, основоположник кибернетики Н. Винер и многие другие. Философские принципы имеют огромное методологическое значение и дают возможность интенсивно развивать специальные науки.

В начале III тысячелетия появилась возможность скорректировать общенаучную картину мира на основе информации, полученной в области специальных наук. Данный процесс многоэтапный и включает ряд известных этапов научного познания нового, в том числе и гипотетические картины мира. Конструктивными элементами предлагаемой в книге гипотетической энергоинформационной картины мира являются понятия «энергия» и «информация», а в качестве основного метода анализа принята диалектическая методология. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким формам познания окружающего мира. В главе I рассмотрены общие положения диалектической методологии.

Предлагаемая гипотетическая картина мира позволяет интегрировать в единую систему разрозненные области научных знаний, адекватно объяснить актуальные насущные процессы окружающего мира в их цельности, динамичности и неразрывной взаимосвязи, а также эвристически прогнозировать развитие эволюционных процессов. В главе II рассмотрена возможная структура окружающего мира в рамках энергоинформационной картины мира с позиций универсального космоцентризма.

Загрузка...