Основы египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по происхождению, египетская культура не сразу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появились постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущественно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили созревание устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный «взрыв», приведший к расцвету древнеегипетской цивилизации. Переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, формирование заупокойных представлений и культа обожествленного правителя, появление иероглифического письма позволили египетской культуре стать самодостаточной и выделиться из африканской.
Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. Название «Египет» государству дали греки, которые приезжали для знакомства с его культурными достижениями. Название страны происходит от древнегреческого «Айгиптюс», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса – Хет-ка-Птах (крепость бога Птаха). Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни (Та-Мера).
Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, жившие в долине Нила и принадлежавшие к хамитской группе народов. Внешне это были стройные люди с темно-коричневым цветом кожи. Как во всех восточных культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет приходили имевшие ярко выраженные негроидные черты нубийцы, которых греки называли эфиопами. С запада проникали берберы и ливийцы с голубыми глазами и светлой кожей. Со временем эти народы ассимилировались и стали основой всего населения.
Постепенно на территории Египта сформировались два государства – Верхний Египет на юге в узкой долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Прочный и могущественный Верхний Египет стремился к захвату северных областей. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет и основал первую династию объединенного государства. С этого момента Древний Египет существует как единое государство, а время правления первых двух династий называют Ранним царством. Царь стал называться фараоном («большим домом»), что указывало на его главную функцию – объединение земель. Фараон Менес основал город Мемфис, который первоначально был крепостью на границе Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии стал столицей единого государства.
История и культура Древнего Египта во многом определялись его географическим положением. Реальный мир египтян – узкая долина великой реки Нил, ограниченная с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависели жизнь и благополучие народа, были теми важнейшими факторами, которые обусловили мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды. Нил ежегодно в июле разливался в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов. Почти вся долина реки оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадали, оставляя на полях толстый слой ила и после разлива Нила сухая земля становилась влажной и плодородной. После этого наступал второй четырехмесячный период (ноябрь – февраль) – время посева. Сельскохозяйственный цикл завершался третьим четырехмесячным отрезком (март – июль) – временем жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.
В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов: до династический (3200–2800 до н. э.), Древнее царство (2800-2250 до н. э.), Среднее царство (2050–1700 до н. э.), Новое царство (1580–1100 до н. э.) и Позднее царство (XI в. – 332 г. до н. э.). В свою очередь эти основные этапы разделяются на периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.
В истории культуры Египта периоды правления фараонов I и II династий принято называть Ранним царством. Второй период (III–VI династий), получивший название Древнего царства, характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц.
Эпоху Древнего царства сами египтяне воспринимали как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания – культ фараона. Он опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян, как наследнике бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над космосом, сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок.
В формировании культуры этого периода решающую роль сыграли религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью религии, обоготворявшей силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.
Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. В них животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. Например, бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила и т. д. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного.
Обожествление быка, коровы, барана началось уже в глубокой древности, так как скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян. Бык Апис почитался как бог плодородия. Он непременно был черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Хатор, богиня неба и покровительница природы, представлялась в виде коровы либо женщины с коровьими рогами; она также считалась богиней плодородия и деревьев, поила души умерших в загробном мире живительной влагой. По мере развития египетской цивилизации боги стали приобретать антропоморфный (человекоподобный) вид. Остатки ранних их образов сохранились лишь в виде птичьих и звериных голов и проявлялись в элементах головных уборов египтян.
Неприятие смерти было важнейшей чертой мироощущения египтян; они считали смерть противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мировоззрения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и принося благоденствие людям. Но когда река возвращается в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год она разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны заботиться о сохранении тела умершего посредством бальзамирования. Так возникло искусство изготовления мумий.
Мысль о необходимости сберечь тела для будущей жизни в конце концов сформировала культ умерших, который был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить усопшего всеми необходимыми предметами. Прежде всего была необходима усыпальница для тела, в которой жизненная сила «ка» вернется в вечное тело умершего.
«Ка» был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым «ка» рождался и рос. Однако в отличие от физического тела «ка» был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его «ка» зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для «ка» вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.
Жилищем «ка» умершего человека была гробница, где «ка» обитал вблизи своего тела – мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших обеспечивали всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены из повседневной жизни умершего, заменяли для его «ка» то, что окружало его в обыденной жизни на земле. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода они давали возможность умершему вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.
Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастабы – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, фигурки из золота, серебра, слоновой кости и т. д., которые должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего.
Для того чтобы «ка» мог вернуться после смерти в свое тело, в гробнице обязательно помещали портрет умершего в полный рост, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой – в позе движения к вечности. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Волосы на голове всегда были черными, а одежды – белыми.
Особое значение в статуях придавалось глазам, считавшимся зеркалом души. Египтяне фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй выполняли из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Под хрусталь подкладывали кусочек полированного дерева, благодаря чему получалась блестящая точка, придававшая живость зрачку и всему глазу.
Возведение гробниц фараонов преследовало задачу произвести впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был достигнут, когда строители сумели увеличить высоту надземной части сооружения по диагонали. Так возникли египетские пирамиды. Первой из них стала пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были построены три наиболее известные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческом переводе Хеопса, Хефрена и Микерина).
Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения оживали и тем самым создавали для умершего привычную среду обитания.