Избранные статьи из научно-публицистического веб-журнала «Мир сексологии»

к десятилетию создания Российского научного сексологического общества (РНСО)

Предисловие

В 2011 году решением Президиума РНСО появился научно-публицистический веб-журнал «Мир сексологии». Первый номер единственного на тот момент печатного издания российских сексологов вышел в свет в бумажном и веб-формате. Последующие номера появлялись только в интернете на сайте Российского научного сексологического общества (РНСО) – [битая ссылка] http://1sexology.ru/mir-seksologii/. Главными редакторами журнала последовательно выбирались Л. Щеглов (№1,2,3), С. Матевосян (№5), Е. Кащенко (№4,6,7,8,9, 10). В состав редакционного совета при жизни входили известные сексологи: И. Кон, С. Агарков, А. Акопян. Статьи и комментарии к ним писали и пишут не только члены РНСО, но и все заинтересованные ученые, педагоги, психологи, юристы.

В связи с пятилетием создания научно-публицистического веб-журнала «Мир сексологии» Президиум РНСО принял решение выпустить сборник избранных статей под редакцией профессора Е. Кащенко. Редакционная коллегия отобрала около тридцати статей различного содержания в области медицины, психологии, культурологии, педагогики в части касающейся сексуальности. Последовательность расположения текстов соответствует временному развитию журнала. Поэтому статьи одних и тех же авторов идут не последовательно, а по мере появления в очередном номере журнала.

Особенностью данного сборника является его междисциплинарность. Врачи-сексологи, психологи-сексологи, консультанты-сексологи печатаются в одной книге с философами, историками, юристами. И все они находят предмет исследования и все они существуют в едином информационном пространстве.

Веб-журнал «Мир сексологии» – издание сетевое, каждый номер публиковался в интернет-пространстве. Поэтому появление сборника избранных статей на бумажных носителях поможет всем желающим ознакомиться с литературой отечественных ученых, а книга на электронных носителях будет доступна любому человеку старше 18 лет. Данное издание предназначено в первую очередь для сексологов, но его содержание может быть интересно специалистам разных профессий.

Состав редакционного совета

АРТИФЕКСОВ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ – доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии медико – технических наук РФ. Главный специалист андролог-сексолог Департамента здравоохранения администрации Нижнего Новгорода

ВВЕДЕНСКИЙ Георгий Евгеньевич – доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского

ЕНИКОЛОПОВ Сергей Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН.

ДОМОРАЦКИЙ Владимир Антонович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Белорусского государственного университета, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета.

КАЩЕНКО Евгений Августович – доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, заведующий междисциплинарной кафедрой сексологии Гуманитарно-экономического и технологического института (г. Москва), ученый секретарь Российского научного сексологического общества (РНСО).

КИБРИК Николай Давидович – доктор медицинских наук, профессор, руководитель Научно-методического центра медицинской сексологии и сексопатологии, отделения сексопатологии ФГУ Московского НИИ психиатрии МЗ РФ.

МАКАРОВ Виктор Викторович – доктор медицинских наук, профессор, президент Профессиональной психотерапевтической лиги и Азиатской Федерации Психотерапии, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и мира.

РОЗИН Вадим Маркович – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук (ИФ РАН).

ЩЕГЛОВ Лев Моисеевич – доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского научного сексологического общества (РНСО), президент Национального института сексологии.

ЯГУБОВ Михаил Ибрагимович – доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения сексопатологии института психиатрии ФГУ Московского НИИ психиатрии, профессор кафедры психотерапии и сексологии РМАПО.

Состав редакционной коллегии

Пружинина Аврора Александровна – кандидат философских наук, психоаналитик, психолог-сексолог, ответственный редактор.

Прокопенко Юрий Петрович – кандидат медицинских наук, врач-сексолог, заместитель главного редактора.

Черепанова Елена Викторовна – консультант, психолог-сексолог, психотерапевт, сертифицированный преподаватель базового курса позитивной психотерпии.

Буткова Татьяна Владимировна – кандидат медицинских наук, врач-сексолог.

Быкова Елена – сексолог-консультант.


Неизменным ответственным редактором журнала являлась А. Пружинина, которая вместе с Е. Черепановым, Ю. Прокопенко работала практически над всеми номерами веб-журнала

Главный редактор журнала

доктор социологических наук, профессор КАЩЕНКО Е.А.

Сексуальная революция на переломе веков

РОЗИН Вадим Маркович —

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник,

Институт философии РАН

[битая ссылка] http://1sexology.ru/1-rozin-seks-revolyuciya/


В прошлом веке еще шли дискуссии – не является ли секс разновидностью любви? Сегодня же стало очевидным их полное расхождение. Секс больше не прикрывается любовным флером, а откровенно заявляет: да, моей целью является только наслаждение, да, я товар, и как товар никому ничего не должен, и, право, смешно предъявлять ко мне моральные требования…

Если мы вспомним практически легализованную в журналах и особенно в Интернете порнографию (не только «мягкую», но и «жесткую») 1, реабилитацию мастурбации2, операции по смене пола, нашествие в иллюстрированных журналах и кино обнаженных женщин и мужчин, постельных сцен и сцен сексуального насилия, раннюю половую жизнь наших детей, невообразимую раньше свободу половой жизни («Кама Сутра» может отдыхать), быстро исчезающие в этой области нравственные и моральные запреты, то у нас уже не будет сомнений в том, что сексуальная революция состоялась, и мы все – ее участники.

В истории европейской цивилизации можно указать две важные вехи: первая – становление в античной культуреличности, т.е. человека, переходящего к самостоятельному поведению, пытающегося самостоятельно выстраивать свою жизнь и в связи с этим по-новому понимающего любовь, и второе, новоевропейское, понимание любви и человека.

Платон, осмысляя новое ощущение любви, отверг родовое, традиционное ее понимание как действие богов и страсть, а взамен предложил другое, ориентированное на складывающуюся античную личность. Любовь, по Платону, – это, прежде всего, разумная деятельность, поиск своей половины, «вынашивание духовных плодов», т.е. прекрасного, блага и бессмертия. Идеалом Платона была любовь-дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы. Для решения этих задач (именно задач, ведь нужно было перейти к совершенно новому образу жизни) совсем не подходила античная женщина, скованная традициями, поэтому Платон идеальным партнером в любви объявляет «прекрасного юношу». Кроме того, по его убеждению, настоящей любви противопоказаны брак и семья, где опять же указанные задачи решить невозможно.

Приняв общую концепцию Платона, античные философы согласились не со всеми ее положениями. Например, Плутарх утверждает, что лучше платоническую любовь реализовать в рамках семьи и по отношению к своей супруге, а не к прекрасному юноше. А в Средние века в практике «куртуазной любви» были восстановлены и права чувственной стороны любви, ее плодами теперь считались не только страдания и мечты, но и телесное наслаждение (поцелуи и ласки), даримое «прекрасной дамой».

В Новое время в рамках романтической любви все эти идеи сошлись вместе, но противоречия между ними сохранились. Как ориентированная на личность и ее идеалы (платоновский – только один из них) любовь противостоит родовой жизни и традициям, противостоит половой гигиене, семье и браку. Как источник наслаждения она разрушает идеализацию в любви и ее духовное начало. Вероятно, поэтому Георг Зиммель считает, что подлинная любовь трагична именно потому, что выходит из жизни и связана с ней разными связями (например, чувственностью) и одновременно обособляется от нее3

Думаю, в самом начале ХХ столетия Зиммель (умер в 1918 г.) еще недостаточно понимал трагичность любви. Развитие событий в ХХ в. показало, что подлинная любовь входит в противоречие не только с обычной жизнью социального индивида, нуждающегося в ласке, чувственных отношениях, общении, семье, не только с потребностями и возможностями другой личности, которую он полюбил, но во многом и с самим временем культуры, культивирующим секс, удовольствия, права личности, временем, вторгшимся в форме массового искусства в семью и в саму душу современного человека.

Действительно, читая хорошие современные романы о любви (Токаревой, Улицкой, Щербаковой, Кундеры и др.), поражаешься тому, что их герои, полюбив, оказываются или разорванными как личности между чувствами родственности, сексуальности, любви или несчастными. В то же время как можно быть целостным и счастливым, если современную любовь разрушают могущественные силы? Любовь разрушает личность, которая ставит свои права и свободы выше «требований» совместного общения и жизни. И это личность, которой любовь обязана всем! Ведь любовь, как убедительно показал Платон, – это, прежде всего, путь личности.

Любовь разрушают секс и эротика, которые ловко мимикрируют под любовь. В эротике и сексе любовь используется как средство для извлечения наслаждения и усиления эстетических переживаний, что лишает любовь энергии и делает ее пустой.

Любовь разрушает современная массовая культура, бесцеремонно вошедшая в каждый дом. С помощью телевизора и книг определенного содержания мы проникли в апартаменты, где прекрасные женщины и мужчины на наших глазах занимаются любовью, и наоборот, они вошли к нам в спальню и живут вместе с нами. Но можем ли мы выдержать конкуренцию с мужчинами и женщинами, сошедшими прямо с рекламных страниц и подиумов, умопомрачительно одетых, свободных от всех забот?

Любовь, как известно, разрушает и сама логика любви: утрата в любви свежих впечатлений (новизны), узнавание любимого (любимой), который редко укладывается в нарисованный нашим воображением образ, невозможность все время повторять праздник любви.

Наконец, любовь по-прежнему разрушает быт, несовпадение любящих личностей, невозможность реализовать себя в любви.

Другими словами, мы перешли к характеристике второй вехи – новоевропейскому мироощущению, в рамках которого происходит не только обособление любви и секса, но и, начиная с двух последних веков, конституирование и размножение разных форм сексуальной жизни. Спрашивается, почему идут эти процессы? Не потому ли, что новоевропейский человек считает себя «вторым богом» (Николай Кузанский), способным творить не только желаемые вещи (Леонардо да Винчи), но самого себя (Пико делла Мирандола)? Не потому ли, что рыночные отношения постепенно разрушили традиционные социальные общности и сделали товар главной ценностью жизни? Не потому ли, что инженерный подход ко всему, в том числе и к человеку, стал основным? То есть убеждение, что, с одной стороны, человек подчиняется законам природы, которые, например, изучает психология и другие антропологические науки, а с другой – что человек есть демиург (инженер) в отношении самого себя. В последнем качестве он может использовать свою природу, в частности, свое тело, половое влечение, эмоции и пр. для своей пользы, например, для извлечения максимальных наслаждений. Учтем также, что многие наши современники согласны с лозунгом Ф. Ницше «Бог умер». Ничего, кроме природы, считают они, не существует, и жить надо в соответствии с рациональными отношениями, поскольку на их основе сложились рынок и либеральные институты, составляющие ядро нашей социальности.

Здесь я так и слышу возражение: разве секс – это производная социального состояния, разве это не биологический феномен, мало зависящий от культуры и времени? На это можно ответить только одно: человек – это не только биологическая особь, но и психическое и духовное существо, и личность и все его биологические действия протекают не так, как у животных, они включены в указанные целостности.

Рассмотрим такой феномен, как влюбленность. Известно, что когда человек влюблен, он чувствует, видит, слышит все иначе, особенно по отношению к объекту своей влюбленности. Разве это только биологическое состояние? Безусловно, во влюбленность вносит вклад половое влечение. Более того, Фрейд утверждал, что сексуальность целиком основана на половом влечении (энергии либидо). С этим, однако, трудно согласиться. Да, естественной, природной, т.е. биологической основой сексуальности является половое влечение, но культурная основа не сводится только к нему. Например, Платон указал на работу глаза (созерцающего прекрасное тело, прекрасное вообще), работу воображения, мысли, на воспитание и общение (все это позволяет человеку стать совершенным). Куртуазная любовь связала сексуальность с любованием лицом любимой, со страданием, томлением, ожиданием, бурным воображением. Христианская любовь ввела в сексуальность греховность и запрет. Романтическая – идеализацию.

Встает и такой вопрос: может ли существовать любовное поведение, вовсе оторванное от полового влечения? Вероятно, да, и культура постоянно демонстрирует нам этот феномен. Всего два примера: любовная культура арапешей и любовь-жалость русской женщины, о которой писал Георгий Гачев. Так как будущие жены арапешей (племя Манус в Новой Гвинее) воспитываются в семье будущего мужа, в частности и самим будущим мужем, судя по всему, они впоследствии практически не испытывают полового влечения к своему супругу. «Женщины арапешей, – пишет М. Мид, – не получают в половом общении даже простой релаксации и описывали свои ощущения после полового акта как некую неопределенную теплоту и чувство облегчения»4. [битая ссылка] [i] Естественно, по другим причинам любят своих мужей, но не испытывают к ним полового влечения некоторые русские (да и не только русские) женщины.

Но и половое влечение не обязательно реализуется в рамках любовного поведения. Когда оно только созревает, то не реализуется нигде; отсюда беспокойство подростка, обнаружившего в себе непонятные силы и напряжения. Половое влечение может быть реализовано не только в любовном поведении, но и в других типах поведения, одни из которых просто снимают напряжение и дают разрядку, а другие несут и удовлетворение (наслаждение). Речь идет, например, о мастурбации или о сексе в том случае, когда партнеры не вкладывают в соитие и не извлекают из «любви» никаких чувств, кроме телесных наслаждений. В принципе, половое влечение может быть реализовано в любом поведении, даже таком, как садизм или убийство.

Любовное поведение может быть весьма различным, любовное поведение и половое влечение весьма не сходны. Половое влечение есть биологический периодический процесс, имеющий свое начало и конец, сопровождающийся концентрацией энергии и ее разрядкой, а также рядом более или менее приятных ощущений. Любовное же поведение в той или иной степени затрагивает человека целиком, предполагает моменты общения, воображения, мышления: оно связано с кристаллизацией довольно сложных желаний – видеть, общаться, любить, находиться вместе, жить с любимым (любимой) и т. п. В общем виде можно говорить, что любовное поведение не процессуально, точнее, что оно содержит в себе много разных процессов; это именно поведение, жизнедеятельность, реализация разных по природе психических структур. Даже телесная подоснова у них не одна: помимо собственно полового влечения любовь предполагает работу почти всех телесных компонентов человека. Уже в архаической модели (где брачные отношения отождествлялись с охотой) любовное поведение черпало силы не только из полового влечения, но также из ритуалов (сакральные пляски, пение и т.д.), направленных на поддержание жизни племени. В античной любви-страсти Афродита и Эрот были вполне равноправными партнерами. Платоническая любовь подключалась к почти бесконечному источнику энергии, сил – работе мышления, воображения, очищения (делания) себя; это, как мы уже отмечали, привело к смене гештальта телесности, им вместо женщины стал прекрасный юноша5. [битая ссылка] [ii] В куртуазной любви на женщину падал божественный свет Мадонны, и мужчина любил их обеих. Короче, любовное поведение всегда, во всех культурах телесно основывается не только на половом влечении.

Современная наука показывает, что человек – это кентавр, в котором можно различить биологическое существо (организм) и личность (человек как семиотическое, психическое и духовное существо). Половое влечение и секс можно отнести к биологическому плану, но только как полюс идеализации, поскольку в кентавре биологическое существо преображено личностью, а личность «живет» на субстрате биологии. Если мыслить функционально, то можно говорить о четырех основных для нашей культуры функциях полового влечения и секса: репродуктивной (как условия рождения детей), гедонистической (секс как источник наслаждения), гигиенической (секс как условие психического здоровья) и поведенческой (секс как условие любовного общения).

В 20-х годах прошлого столетия Н. Бердяев писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира… Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения»6

К сожалению, и сегодня, через сто лет слова Бердяева не потеряли своей актуальности. Более того, указанная тенденция только углубляется и расширяется, так что в настоящее время уже можно говорить о настоящей гуманитарной катастрофе, охватившей весь цивилизованный мир. Надо признать, что сексуальная революция внесла в эту катастрофу существенный вклад. Тем не менее, в этой области любви и сексуальности многое зависит не только от трендов цивилизации, но и от нас самих.

Да и не стоит, с моей точки зрения, подверстывать секс и любовь к социальным задачам расширения свободы личности. Скорее нужно решать другие задачи: подчинить любовь и секс осмысленному жизненному пути человека и работать над тем, чтобы свобода не разрушала все на своем пути, подобно пушке на палубе корабля, оторвавшейся во время бури, а способствовала именно жизни, помогая человеку оставаться человеком.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 При опросе читателей журнала «Psychology today» (США) в 1981 г. 92% мужчин и 72% женщин ответили, что пользуются порнографией для полового возбуждения (Порнография: http://sexopedia.ru/articles/pornografija/).

2 В XIX веке представления о вреде мастурбации были общепринятыми как в медицине, так и в обществе в целом. Медики (включая пионеров сексологии) считали, что мастурбация влечет формирование сексуальных девиаций и моральных отклонений, а также психических расстройств. Родители усиленно наблюдали за детьми, стараясь не допустить вредных мастурбаторных проявлений…

Отношение к мастурбации стало меняться лишь в начале XX века. В 1897 г. Генри Хэвлок Эллис в своей основополагающей работе «Исследование психологии половых отношений» (Studies in the Psychology of Sex) подверг сомнению положения Тиссо, перечислив знаменитостей того времени, которые занимались мастурбацией, и на основе более новых исследований опроверг утверждения о том, что мастурбация способна вызывать болезни, указанные Тиссо… В 1922 году австрийский психоаналитик Вильгельм Райх в эссе «О конкретных видах мастурбации» сделал попытку выделить здоровые и нездоровые формы мастурбации; при этом он пытался связать используемые способы мастурбации со степенью влечения к противоположному полу и наличием психосексуальных патологий… Позднейшие социологические и сексологические исследования подтвердили широкую распространенность мастурбации и отсутствие каких-либо серьезных негативных последствий умеренной мастурбации».

Таким образом, если мастурбация умеренная и здоровая, то заниматься ею полезно, в противном случае, вероятно, вредно. Однако где проходит граница между хорошей мастурбацией и плохой, и в состоянии ли сам молодой человек, заполняющий этими удовольствиями пустоту душевной жизни, остановиться на этой границе? (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мастурбация)

3. См.: Зиммель Г. Фрагмент о любви // Зиммель Г. Избр. Т. 2. Созерцание жизни. – М., 1996. – С. 211.

4 Мид М. Культура и мир. – М., 1988. – С. 298.

5 Розин В. М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. – М., 2006

6 Бердяев Н. А. Новое средневековье (размышление о судьбе России и Европы) // Вестник высшей школы. 1991. №3. – С. 100.

О парадоксальности предмета психологии сексуальности

КАЩЕНКО, Евгений Августович —

доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, ученый секретарь Российского научного сексологического общества

[битая ссылка] http://1sexology.ru/1-kashhenko/


Сегодня большинство исследователей, ученых, психологов и журналистов говорят много о психологии сексуальности. Но в определении предмета данной области научных знаний пока нет единого понимания, представления – при наличии большого числа школ, течений и направлений психологии (каждое со своим предметом!), занимающихся изучением сексуальности, это совсем немудрено. В какую группу попадает и что собой должна представлять «психология сексуальности»? Что изучает эта наука, что является ее предметом? И наука ли? Может быть, это междисциплинарная область знаний? Как правильнее квалифицировать – «психология сексуальности», «сексуальная психология» или «психологическая сексология»? Это вопросы, которые в последние десятилетия все чаще задаются не только сексологами и психологами. И, кажется, наступило время, когда они ждут конкретного ответа.

После появления почти ста лет назад «Очерков по психологии сексуальности» Фрейда в России не было опубликовано ни одной монографии под названием «Психология сексуальности», кроме учебных пособий. Те книжки, разделы сайтов и глянцевых журналов, которые появились в печати в последние годы с красивым заголовком «Психология сексуальности», не имеют ничего общего с собственно содержанием. Это просто способ выделиться на рекламном поле сексуальности.

Многозначность предмета «психология сексуальности»

В научном мире существует широкий спектр представлений о психологии как науки. Одни авторы уверяют в правильности именно своего подхода к определению предмета и объекта изучения. Другие до сих пор не могут определиться, что же является предметом психологии как научного знания.

Благодаря энциклопедиям и, конечно же, популярной Википедии, сегодня каждому школьнику известно, что в качестве предмета психологии рассматриваются как-то: душа, познание, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, психическая деятельность, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека и т. д. В зависимости от принадлежности или симпатии к определенной психологической школе, каждый человек принимает то, что ему ближе или запутывается в своих представлениях, смешивая все многообразие прочитанной и услышанной информации.

В России самое активное изучение психологии сексуальности человека нередко приписывают психоанализу, вспоминая З. Фрейда, и в первую очередь всплывают в памяти его «Очерки по психологии сексуальности». Однако там нет ответов на вопросы, поставленные в начале статьи.

Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью.

Среди ученых нашей страны никто не позиционирует себя специалистом в области психологии сексуальности как науки. Автору неизвестен психолог, который бы утверждал, что он является сексологом. Не известны и сексологи, которые обнаруживали бы отличные психологические знания. Большинство психоаналитиков продолжают начатое З. Фрейдом дело. Известные в России сексологи описывают сексуальные состояния, процессы, чувства с авторских позиций, не углубляясь в психологию явления. Медицинские сексологи смотрят на проблему с психотерапевтической точки зрения. Урологи, андрологии, гинекологи часто «забывают» о психической составляющей сексуальности. Большинство специалистов с советских времен под предметом психологии сексуальности чаще всего понимают хорошо знакомые каждому человеку по его собственному половому опыту «сексуальные ощущения, чувства, представления и мысли».

Казалось бы, в когорте сексологов должны быть люди, которые самым тесным образом окунулись в море психологии сексуальности, так как им приходится лечить людей с сексуальными расстройствами психогенного характера. В «Общей сексопатологии» Г. Васильченко естественным образом уделяется внимание клиническим и психотерапевтическим проблемам: рассмотрению психогений и психопатий, психотических состояний, психическому статусу сексологических больных, психической составляющей копулятивного цикла. В «Справочнике» по сексологии, написанном Г. Васильченко несколькими годами позже с соавторами,1появляются несколько другие психологические вопросы, но также с оттенком медицинского аспекта: психосексуальное развитие, его этапы, психосексуальные реабилитация и ориентации, психические синдромы сексуальных расстройств.

К. Имелинский посвящает не одну страницу психофизиологии сексуальности и психосоциальным основам сексуальности. Но, как и большинство современников, он останавливается на психосексуальных расстройствах, психосоциальных факторах сексуальных дисфункций, психотерапии и ее видах, психохирургических операциях.

Популярностью в Интернете пользуется раздел «Психология сексуальности» из книги И. С. Кона «Введение в сексологию». К сожалению, автор просто знакомит читателя с некоторыми проблемами психологии сексуальности, и не затрагивает проблему предметно-объектной зависимости.

Приходится только сожалеть, что ни в научной и популярной, ни виртуальной и переводной литературе автором не зафиксировано ни одной статьи или монографии, где бы рассматривался предмет психологии сексуальности. Такая ситуация позволяет говорить тому же И. Кону, что психология сексуальности на сегодняшний деньявляется междисциплинарной областью знаний, у которой по определению не может быть единой методологии.

С ним трудно не согласиться. Но внутреннее чувство, опыт подсказывают, что развитие науки, при котором «размываются» психосексуальные знания по течениям, школам и направлениям ведет к негативным последствиям для науки вообще и для сексологии в частности. Как ручьи сливаются в океан, так и здесь ничто не задерживается, а «водохранилище» не помешало бы.

Перевод на русский язык книги Р. Крукса и К. Баура «Сексуальность»2, которая выдержала 8 изданий, казалось бы, мог заполнить пробел с идентификацией психологии сексуальности, так как монография по оценкам специалистов видится как один из лучших учебников по ряду разделов психологии сексуальности. Но ее анализ только подтверждает выдвинутое предположение: в Европе и США психологию сексуальности только декларируют самостоятельной наукой или включают в разделы устоявшихся направлений психологии. Она выступает как междисциплинарная область знаний, используемых в помощь сексологии.

Видится оптимальным следующее решение: объединение под условной крышей – «психология сексуальности» – самостоятельного направления в области сексологии различной психосексуальной информации, методологических подходов, идей, сведений, фактов, практик. Это объединение позволит решить ряд задач:

– оптимизировать научные изыскания в различных направлениях психологии;

– концентрировать научные знания в области психологии сексуальности;

– улучшить психологическую помощь людям, страдающим сексуальными расстройствами психогенного характера;

– объединить разрозненные усилия психологов в достижении научно-познавательных целей;

– подготовить квалифицированные кадры, которые смогли бы эффективно решать задачи психологии сексуальности и многие другие.

Концептуальные взгляды на термин «сексуальность»

С 80-х годов прошлого века ведутся дискуссии о возможности и целенаправленности изменений традиционного подхода к сексуальности. При этом что только не подразумевается под данным понятием, так как человеческая сексуальность – чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающими совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции.

Существует множество концепций сексуальности, при этом каждая из них отталкивается от собственной точки зрения на сущность явления. Между сторонниками этих подходов найти согласие так же трудно, как и представителям психологических направлений и школ в спорах о предмете своей науки, поэтому в исследованиях по сексуальности нет общепринятой концепции.

К. Имелинский замечает, что сущность сексуальности не может быть выражена в биологических и психологически-гедонистических категориях. Общественное ее происхождение в исторической эволюции и утилитарные функции сексуальности позволяют рассматривать ее в рамках различных категорий ценностей. Например, витальная ценность сексуальности проявляется в необходимости сохранения здоровья, культурная ценность обусловлена историческими традициями, моральная – соответствием сексуальности этическим и правовым системам, личностная – связана с представлением человека о самом себе.

Всемирная организация здравоохранения понимает под сексуальностью ключевой аспект сущности бытия – широкое многозначное явление.

Получается, несмотря на обилие трюизмов и постоянный интерес к сексуальности, несмотря на изобилие дефиниций почтенных ученых, предмет ее до сих пор не определен! Если такая ситуация имеет место в теории сексологии как межотраслевой области знаний, то что же говорить о психологии сексуальности?

И в этой связи исключительно важно осознать относительную автономность психологии сексуальности (как это имеет место в отношении конкретной еды на ужин и питания вообще), принять ее относительную независимость в рамках сексологии (как струнные инструменты в симфоническом оркестре) и в таком случае было бы возможно ответить на вопрос: есть ли предмет психологии сексуальности и в чем он состоит?

Современный подход к предмету психологии сексуальности

В последние годы завоевывает внимание научной общественности тривиумальная (от лат. trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепция сексуальности. Она касается в первую очередь сексуального развития. О единении соматического, психологического и социокультурного в сексуальности говорили давно, но формулирование данной концепции стало возможным только в начале ХХI века. Эта концепция характеризует не только тесную взаимосвязь соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности, но и этапность изменений личности в процессе ее сексуального развития (С. Агарков, Е. Кащенко). Психосексуальная составляющая онтогенеза сексуальности по рассуждениям авторов включает изменяющиеся процессы сексуального поведения под воздействием мышления, восприятия, памяти, рассуждений, воображения, эмоций, чувств и прочих психологических аспектов человеческой сексуальной активности на протяжении всей жизни человека.

Сторонники этого подхода видят динамичные изменения физиологии и психики человека под влиянием социокультурных факторов в процессе онтогенеза его сексуальности. Не менее важное значение приобретает и воздействие психики на соматическое здоровье и включение личности в определенное социокультурное окружение. Состояние общего и сексуального здоровья, половая конституция и прочие соматические факторы характеризуют психику, детерминируют быт, окружение, работу и другие социокультурные условия существования индивида.

Триединство: социогенез, психогенез и социогенез, – в процессе сексуального развития выступает динамичной активностью. Эта активность – деятельностная категория – лежит в основе понимания сексуальности у сторонников данной концепции. Напрашивается гипотеза: для оптимального исследования психологии сексуальности определенная психическая активность в интеграции с соматическими изменениями и социокультурным влиянием на них должна стать предметом изучения этой области научных знаний.

Преимущества такого взгляда в том, что он может не только объединить под своей эгидой представителей большинства психологических течений, но и наметит перспективу для научного развития сексологии. Все зависит от того, что называть этой «определенной психической активностью», или категорией «Х» в психологии сексуальности.

Правильнее считать, что новая категория «Х» – это деятельность человеческой психики, которая обусловлена не только либидо, но и многими другими сексуальными аспектами, связанными с онтогенезом, социогенезом, филогенезом, психогенезом, дезонтогенезом сексуальности. Каким словом можно назвать это понятие «Х»?

Есть вариант «психосексуальная активность». Этот термин больше всего соответствует сути рассуждений. Введение понятия «психосексуальная активность» в психологическое знание вызывает отторжение у тех, кому ближе сексуальность как характеристика, состояние, фактор, потребность. Но кто мешает в рамках собственной науки исследовать сексуальность так, как кому хочется? Никто. В сексологии, которая только продолжает формировать свой категориальный аппарат и пытается утвердиться как самостоятельная дисциплина, данный взгляд на предмет одного из своих направлений может существенно стабилизировать ситуацию с психологией сексуальности.

Сексуальности необходим синоним для идентификации ее как определенной активности, обусловленной множественными аспектами психогенеза, соматогенеза и социогенеза. Этим термином может стать «сексуальная активность» – самостоятельная научная и не «заезженная» категория. Ее производная – психосексуальная активность – выдвигается в качестве термина для обозначения предмета психологии сексуальности (как направления сексологии).

Итак, психология сексуальности – это направление научных знаний о жизни человека, обусловленной его психосексуальной активностью в интеграции с соматическими изменениями онтогенеза и социокультурным влиянием на них, где под психосексуальной активностью подразумевается все то, что в психике человека обусловлено сексом или связано с ним.

Особенность психосексуальной активности в том, что ее трудно сделать объектом непосредственного исследования. Поэтому приходится искать те психосексуальные параметры, через изучение которых можно косвенно сделать выводы. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считать главным, определяющим в психосексуальной активности.

Психосексуальная активность, как внутренне оцениваемое или внешне наблюдаемое действие, включает в себя неосознаваемые психосексуальные процессы – наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты», и выступает как характеристика деятельности. Здесь психосексуальная активность рассматривается как производная от этой деятельности и включает в себя личностные сексуальные проявления: чувства, эмоции, воображение, желания, сны, мышление, темперамент, способности и пр. Таким образом, психосексуальная активность не существует вне сексуальной активности, а сексуальное поведение обусловлено психикой человека.

Психология сексуальности обращена во внутренний мир человека и отражает его в партнерских отношениях. Этот мир субъективен и в обыденной жизни индивида строится на множестве его связей и отношений с другими людьми. Он же существует обособленно, самостоятельно у любого человека, как представителя рода, пола, возраста, опыта жизни. Психосексуальная активность способна активизироваться в зависимости от реальной ситуации. Достаточно прислушаться к внутреннему голосу или зову сердца.

Не случайно Грибоедов считал, что никому не нужны особый ум и знания, чтобы понять, как делаются дети. Этуобыденную, житейскую психологию сексуальности не случайно считают донаучной, подчеркивая тем самым, что именно она предшествует научным знаниям о поле и половых отношениях. Носителями обыденной психологии сексуальности являются практически все люди, которые отличаются житейской мудростью и опытом половой жизни. Они способны по выражению глаз или лица, дыханию, позе, другим нюансам определить отношение к себе партнера или оценить степень своего влечения к нему и желания. При этом кто-то более чувствителен, а кто-то менее, у одних способности развиты сильнее, а у других слабее. Что интересно, так это отсутствие жесткой зависимости психосексуальной прозорливости от возраста, давно замеченное специалистами. Есть подростки, которые замечательно ориентируются в субъективных психосексуальных переживаниях своих сверстников, а рядом – зрелые люди, плохо понимающие суть своих любовных переживаний или внутреннего состояния других людей.

Предыдущие рассуждения подтверждают известный критический посыл о том, что предмет исследования в психологии сексуальности слишком сложен. Мало того, психосексуальная активность исключительно непостоянна, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации при проведении экспериментов с ней. А если учесть абсолютную уникальность и спонтанность проявления индивидуальной психосексуальной активности человека в паре, то можно смело утверждать, что психологическое измерение психосексуальной активности в большинстве случаев лишено смысла. При этом невозможно как обобщить полученные данные на всех индивидов, групп мужчин и женщин, так и предсказать однозначно последствия их психосексуальной активности.

Эти особенности проявления предмета психологии сексуальности являются ключевым положением, на основании которого критики, оппоненты не воспринимают данную область знаний как науку. По причине отсутствия чистоты экспериментов с психосексуальной активностью многие люди не верят психологам, от которых ждут готовых рецептов изменения своего мира интимных отношений. А возможны ли поточные лекарства для любви?

Все дело в том, что пилюли и таблетки, уколы и капельницы – прерогатива докторов, а психолог может только помочь найти ответы на вопросы, которые ему задает клиент, подсказать верный путь решения проблемы, при необходимости направить к врачу. Окончательный выбор всегда остается за человеком.

Ergo

Психология сексуальности – одно из направлений сексологии как междисциплинарной области знаний. Она впитывает в себя знания множества наук, но до сегодняшнего дня не воспринимается как завершенное теоретическое знание. Термин, который может стать самостоятельной научной категорией и предметом изучения психологии сексуальности – «психосексуальная активность», под которой подразумевается все то, что в психике человека обусловлено сексом или связано с ним.

Исследования в области психологии сексуальности в настоящее время чаще носят прикладной, а не теоретико-методологический характер в силу неоднозначности толкования предмета данной составляющей сексологии. Поэтому психология сексуальности на настоящем этапе своего развития относится к прикладным направлениям психологии.

Сложившаяся в России ситуация с психологией сексуальности требует к себе пристального государственного и общественного внимания: создание учебников и учебных пособий, появление преподавателей высшей школы, образование магистратуры и в конечном итоге специальности психолог-сексолог (психолог-консультант в области сексологии, психосексолог), по которой была бы возможна защита кандидатских и докторских диссертаций.

Все эти рассуждения приводятся с целью показать сложность выделения узкого предмета психологии сексуальности – с одной стороны, и сложность привлечения психологов для работы в области сексологии – с другой. Автор стремился также предоставить почву для размышлений тем, кто сможет решить задачу: найти оптимальный предмет психологии сексуальности.


Литература:

1. См.: Сексопатология. Справочник / Васильченко Г.С, Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. / под ред. Г. С. Васильченко. – М.: Медицина, 1990.

2. См.: Крукс Р., Баур К. Сексуальность. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

Зеркало эроса

ЩЕГЛОВ Лев Моисеевич —

доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (ЮНЕСКО), академик Национальной академии ювенологии

[битая ссылка] http://1sexology.ru/1-shheglov-zerkalo-erosa/


Традиционно сексологию определяют как «область знаний, комплексно изучающую социальные и психологические аспекты взаимоотношений полов, а также физиологию и патологию половой жизни1. К сожалению, чаще обыденное сознание сводит суть сексологии к заключительной фразе этого определения («… физиология и патология половой жизни»), в то время как именно социально-психологические и культурологические аспекты дают возможность вывести сексологические исследования и рассуждения из медицинских кабинетов в окружающую нас «нормальную» жизнь.

Понятно, что сексуальность соединяет в себе нечто общее, т.е. присущее человеку как биологическому виду и нечто специфическое, частное, определяемое конкретным обществом, эпохой, особенностями культуры.

Культуру чаще определяют как «систему норм и ценностей», «совокупность знаковых систем», «систему продуктов духовного опыта».

Именно культура осуществляет нормативную функцию, наиболее ярко представленную в общественном сознании, идеологии, представлениях о должном поведении в данном конкретном обществе. Эта функция определяет и наличие расхожих мифов и стереотипов, составляющих существенный блок так называемого менталитета.

Во всем многообразии проявления «сексуального» в том или ином обществе можно проследить одну из трех основных тенденций:

Государство вводит четкие нормы индивидуального поведения, обеспечивая их соблюдение репрессивными административно-правовыми мерами.

Общество само контролирует и сдерживает социально нежелательные аспекты сексуального поведения с помощью профессионального опыта и знаний.

Индивид сам может и должен контролировать свое поведение. Главное здесь – личный выбор2.

Особенность сегодняшнего дня в России состоит, в частности, и в постепенном переходе от первого из описанных вариантов ко второму. Третий путь представляется гипотетически возможным в «светлом» будущем.

А что же было в прошлом? Каковы же общеисторические закономерности формирования взаимодействия секса и культуры?

Одним из самых ранних свидетельств на заданную тему являются остатки наскальных изображений, относящихся ко времени задолго до принятого сегодня летоисчисления. Отмечена любопытная деталь наскальных сюжетов: чем знатнее изображаемая фигура охотника (вождь, приближенный), тем более внушительных размеров в изображении представлен фаллос. Символическое значение фаллоса и эрекции (как знака доминирования, господства, иерархии, власти) было раскрыто на новом витке истории в XIX и XX вв. Литературные памятники Древней Индии – Веды и Упанишады – это гимны эротической жизни, сексуальной активности. С языческой откровенностью поэтизируется магия совокупления. Позже, в эпоху буддизма, страсть становится сдержаннее, обогащается внутренний мир влюбленного, углубляются его переживания. Иудаизм впервые проявляет некоторую неоднозначность отношения к сексу. В «Песни песней» Ветхого завета любовь предстает как завораживающая, могучая, стихийная сила. Параллельно с этим в первых пяти книгах Ветхого Завета появляются регламентирующие правила сексуального поведения (запрещается адюльтер, строго осуждается гомосексуальность).

Тема любви в Древней Греции пронизывает бесконечные похождения и интриги богов, где буйная страсть зачастую полностью затмевает осознанное любовное влечение. На заре христианства формируется особое отношение к сексуальности, представлявшее собой смешение взглядов и представлений древних евреев и греков: разграничение между «эросом», или плотской любовью, и «агапе» – любовью духовной, возвышенной. Средневековье ознаменовало коренной перелом в мировосприятии человека. Девственности придается особая мистическая ценность. Единственным оправданием половой жизни человека является прокреативная функция.

В период европейского Средневековья среди высших слоев общества стали возникать новые обычаи, появляется стиль «куртуазной любви». Высокая любовь являет собой как бы средство для очищения от собственной греховности. В это время не случайно появляются и становятся весьма популярными пояса целомудрия, с помощью которых мужья лишали жен физической возможности изменять.

Пришедшее позже Возрождение и не думало подавлять телесность, чувственность, жизнелюбие. Догмы куртуазной любви теряют свою привлекательность. Вершиной Зрелого Возрождения является творчество Шекспира, показавшего неисчерпаемое многообразие любовных переживаний.

Но далее в XVII – XVIII и XIX столетиях нагота и сексуальность вновь становятся неприличными, знаменуя начало Викторианской эпохи.

А был ли секс на Руси? Современные идеологи национал-патриотизма уверяют нас в том, что Древняя Русь отличалась каким-то особым целомудрием, которое разрушали (и продолжают разрушать) циничные инородцы.

Сложность изучения русской сексуально-эротической культуры определяется прежде всего эффективно работающей цензурой, сначала царской, а вслед за ней – советской. В постсоветские времена первые публикации о русской эротической традиции культуре появились в 1991 г. Понятно, что сегодня знания и представления о российской эротической специфике остаются крайне противоречивыми, фрагментарными и спорными. Именно противоречивость является одной из основных характеристик русской сексуальной культуры как на бытовом, так и на глубинно-символическом уровне. Разобщенность, а зачастую – противопоставление телесного и духовного отражаются и в общественном сознании, и в индивидуальном поведении, и в обыденной лексике.

Наше новейшее, советское прошлое пыталось сформулировать определенные «сексуальные» заповеди:

1.Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.

2.Необходимо половое воздержание до брака, а брак должен заключаться лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (т.е. в возрасте 20 – 25 лет).

3.Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой жизни.

4.Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.

5.Половой акт не должен часто повторяться.

6.Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.

7.Любовь должна быть моногамной, моноандрической.

8.При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка – и вообще помнить о потомстве.

9.Половой акт должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевания.

Не должно быть ревности.

Не должно быть половых извращений.

Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая3.

Комментарии, как говорится, излишни…

В целом отношение власти к сексу в нашей стране можно условно представить себе в виде пяти этапов.

Первый этап (1917 – 1924) характеризуется резким снижением государственной цензуры, надзора за сексуальным поведением человека, ослаблением института брака, некоторой эмансипацией женщин. Как следствие, этот период сопровождается мощным всплеском числа абортов, ростом проституции и венерических заболеваний.

Второй этап (1924 – 1930) характеризуется началом деэротизации советского общества, поставленной на сугубо классовую, идеологическую основу (см. упомянутую книгу А. Б. Залкинда).

Третий этап (1930 – 1956) связан с укреплением жесткого тоталитаризма, повсеместным контролем государства над частной жизнью человека, отрицанием сексуальных потребностей советского члена общества.

Четвертый этап (1956 – 1986) определяется процессом «оттепели», одряхлением тоталитарной государственной машины и некоторым расширением сферы индивидуальной свободы. Общественное сознание постепенно начинает допускать многовариантность сексуальных переживаний и право личности на индивидуальный выбор.

Пятый этап (с 1986 г. по настоящее время) обусловлен крахом советской власти. Секс выходит из подполья, государственный контроль практически исчезает, человек получает право выбора стиля сексуального поведения. Отмечаются первые, не всегда удачные шаги по формированию сексуальной культуры. В то же время секс вульгаризируется, становится зачастую назойливым и рекламным, существенно коммерциализируется. В обществе фиксируется определенный раскол по глубинным проблемам сексуального поведения.

Что же происходит сегодня?

Сексуальная революция в постсоветской России… Нарастающее повсеместно увеличение разводов… Крах института семьи… сексплуатация

60-е – 70-е годы нашего столетия озарились вспышками молодежных бунтов университетских центров Европы и Северной Америки. Двадцатилетние молодые люди крушили все вокруг, протестуя против фальшивой и лицемерной структуры общества «взрослых». Бизнес, политика, семья и само общество вызывало у них неприятие. В это время прозвучали радикальные призывы разрушить фальшивый институт семьи, где чувства ушли, люди обманывают друг друга, изменяют и т. п. Число разводов было весьма впечатляющим…

Прошло два – три десятилетия. Западное общество пережило кризис, более того, семья становится на сегодняшний день основной ценностью существования человека. Статистика разводов кардинально изменилась к лучшему.

В России о нарастающем вале разводов впервые заговорили в конце 80-х годов. При всей социально-политической и культурной изолированности советского общества от Запада динамика сексуального поведения и семейных установок советских людей в основном и главном была той же, что и за рубежом.

И прежде всего речь шла о глобальном процессе изменения и ломки традиционной системы взаимоотношений полов. Сексизм (т.е. неравноправие полов) становится в западном обществе непопулярным и проявляется все меньше, отношения мужчин и женщин становятся более демократичными во всех сферах общественной и личной жизни, стереотипы мужественности и женственности перестают быть полярными и взаимоисключающими.

Понятно, что существенные изменения претерпевает и институт семьи. Прежде всего, это:

Изменение системы власти

Эту тенденцию можно обозначить как процесс перехода от патриархальной семьи к эгалитарной, т.е. более свободной.

«Нуклеаризация» современной семьи

Речь идет о снижении количества членов семьи. Многоколенные семьи встречаются крайне редко, особенно в городах.

Фактическое исчезновение понятия «многодетность»

Общий показатель плодовитости в СССР 1958 – 1959-х годов с 2,8 детей на одну женщину снизился за 30 лет до 2,1 в Российской Федерации (1988).

За эти годы произошли колоссальные изменения в психологии людей, в их ожиданиях от брака и установках.

В недавнем прошлом семья базировалась на таких, казалось бы, базовых ценностях, как:

Брачность.

Сексуальность. – Репродукция

Под брачностью чаще понимали определенные, раз и навсегда взятые обязательства по отношению к супругу, как бы возникающую с браком новую родственность. Всегда считалось, что любовные связи скоротечны, а брак вечен. Сегодня мы зачастую видим более прочные, брачные по сути, узы любовников, нежели связи в формально продолжающемся браке.

Сексуальность также была одной из важнейших ценностей брака. Еще недавно, несмотря на то, что и добрачная половая жизнь и внебрачные контакты были всегда, основная часть сексуальной деятельности человека оформлялась в рамках брака. Сейчас ситуация несколько иная. Мы знаем достаточное количество фактов окружающей нас жизни, когда в браке сексуальная жизнь течет крайне монотонно и блекло, в то время как вне брака – достаточно активно.

И, наконец, репродукция, т.е. рождение детей, которое еще недавно рассматривалось как основная функция брака. Давно ли считалось позором и проклятием семьи рождение ребенка вне брака? Доля таких детей среди всех новорожденных составляла десятые доли процента. Сегодня в крупных городах речь идет о 7 – 8%. Общество не только понимает, но и принимает это явление.

В обществе растет число как разведенных, так и убежденных холостяков. В связи с тем, что личное счастье начинает ставиться выше понятий продолжения рода, союза ради какой-то выгоды и т.п., нарастает количество «проб и ошибок», когда человек не предполагает никаких отрицательных последствий того, чтобы попробовать выйти замуж (жениться) во второй, в третий раз…

Эти изменения и сдвиги в специфике семейно-брачных отношений передаются следующим поколениям. Молодежь, в свою очередь, легко усваивает эти новые ценности и углубляет их в силу того, что сегодня многие полоролевые особенности мальчишечьего и девичьего поведения выравниваются, внешний контроль и давление со стороны мира взрослых ослабевают, и половая жизнь благодаря акселерации начинается раньше.

Возникают новые ценности, скрепляющие институт семьи. Это, прежде всего: адаптация, интимность, автономия.

Под адаптацией понимается то, что чаще описывается термином «совместимость». Понятно, что чем больше в супружеской паре совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация супругов друг к другу.

Под интимностью понимается нечто, известное партнерам (супругам) и неизвестное всем другим, а зачастую скрываемое от них. Так уж повелось в нашем обществе, что под «интимным» чаще всего понимается сексуальное. На самом деле в роли интимного может выступать все, что угодно.

Автономия в браке отражает необходимость для современного человека в психологической свободе, потребность иметь право выбирать и быть выбранным, право экспериментировать и, в случае неудачи, расторгнуть брак.

Понятно, что в силу происходящей смены основных ценностей брака следует ожидать и в ближайшее время достаточно большого количества разводов, но это свидетельствует не о крушении института семьи, а о процессе переориентации ценностей семьи в России конца ХХ – начала ХХI веков.

Что же нас ожидает в ближайшее время? Думается, прежде всего, это:

– Смена прокреационной модели сексуальности (в которой конечной целью секса является прокреация, т.е. рождение детей) на рекреационную («наслажденческую») цель.

– Снижение возраста начала половой жизни как у юношей, так и у девушек, связанное целым рядом как социально-психологических и культурных факторов, так и с акселерацией.

– Отход от многопоколенной семьи к однопоколенной.

– Изменение семейных ролей с ослаблением традиционных патриархальных стилей.

– Индивидуализация сексуального поведения.

– «Сужение сферы запретного» по Д. М. Лихачеву.

– Рост разводов в связи со сменой глубинных ценностей и ориентаций института брака.

Возникновение новой сексуальной культуры – процесс долгий и непростой. Сейчас мы находимся скорее в стадии отрицания и крушения (не всегда оправданного) старых представлений и ценностей. Поэтому вместо появления спокойного и открытого отношения к сексу сейчас мы чаще видим проявление «дикого» секса в вульгаризированном и коммерциализированном варианте. Вульгаризация и назойливость в этой области вызывают разочарование и раздражение, которое консерваторы и клерикалы используют в целях позиционирования себя в качестве истинных «защитников» морали и духовных ценностей.

Сексуальная культура не может возникнуть или измениться сама по себе. Процесс этот происходит только с помощью своеобразных «островков» в науке, искусстве, общественном сознании. Убежден, что представляемая читателю работа выполняет именно эту роль.

Литература:

1. См.: Кон И. С. Большая медицинская энциклопедия. – М., 1984. Т. 23. – С. 190.

2. См.: Энгельштейн Л. Ключи от счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX – XX веков. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 338.

3. См.: Залкинд А. Б. Революция и молодежь. – М., 1924.

Феномены психологии сексуальности

АГАРКОВ Сергей Тихонович —

доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (ЮНЕСКО), Генеральный секретарь регионального общественного движения в поддержку сексуальной культуры «Культура и здоровье», член Президиума Российского научного сексологического общества.


КАЩЕНКО, Евгений Августович —

доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, ученый секретарь Российского научного сексологического общества.


[битая ссылка] http://1sexology.ru/2-psixologiya-seksualnosti/

Ключевые проблемы

Активное изучение психологии сексуальности традиционно приписывают психоанализу и, в первую очередь, «Очеркам по психологии сексуальности» З. Фрейда. Между тем, психологии секса и сексуальных отношений касаются английская эмпирическая ассоцианистская психология, структурализм, функционализм, психофизиология, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психология, психотерапия и прочие течения. Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью и формирует свой понятийно-категориальный аппарат.

Сексологическая терминология, по мнению К. Имелинского, пока еще недостаточно унифицирована и на сегодняшний день одним из самых многочисленных пластов по количеству терминов, связанных с психогенезом сексуальности является гендерная и сексуальная идентичность, сексуальные сценарии, сексуальная индивидуальность, сексуальная аутопрезентация, сексуальная компетентность, эрогенная респонсивность, сексуальная совместимость и адаптивность. И, конечно же, в число категорий психологии сексуальности попадают психические и психоэмоциональные проявления. Это чувства любви и влюбленности, сексуальной привязанности и ревности, а также афилятивное и деструктивное поведение, которые выступают самостоятельными психологическими категориями в контексте сексуальности.

Сексуальное удовлетворение

В этом контексте интересно обратить внимание на такую категорию, как сексуальное удовлетворение – психологический термин, определяющий качественную сторону сексуальности, под которой понимают главную цель психосексуальной активности, мотив сексуального общения, результат полового акта и многое другое. Сексуальное удовлетворение достигается при репродукции, релаксации, рекреации, коммуникации и т.д., и в зависимости от смысла, вкладываемого в это понятие человеком, меняется название конечного результата (появился ребенок, достигнуто блаженство, получено удовольствие и пр.), которое отражает суть сексуального удовлетворения.

Загрузка...