Все вы, конечно же, знаете, что деньги берутся из папиного кармана. Либо из маминой сумочки. Там лежит большой кошелёк или маленькая пластиковая карточка. Вот оттуда и можно взять деньги на всё что угодно. Но ведь и в карман, и в сумочку они же тоже откуда-то пришли, правда?
И вообще – как они появились? И какой путь проделали, прежде чем попасть к нам? Вот об этом-то мы сейчас и расскажем.
Доллар, фунт стерлингов, рубль, марка, иена, шиллинг, крона, злотый, лей, франк и т. д., и т. д. – деньги, деньги, деньги! Золото? Серебро? Нет. Всего лишь затрепанные, грязные или свежие, хрустящие бумажки, потускневшие алюминиевые или никелевые кружочки.
В кондитерской в обмен на маленький алюминиевый кружочек, на котором написано «10 копеек», можно получить вкусное мороженое. За несколько разноцветных кусочков бумаги вам дадут голубоглазую куклу с льняными волосами, футбольный мяч или велосипед. Пекарь дает за них хлеб, мясник – мясо, сапожник – ботинки. И они же еще говорят вам спасибо. В обмен на кусочки бумаги они дают вам вещи одна другой красивее и полезнее и не чувствуют себя при этом обманутыми. Более того, они огорчаются лишь тогда, когда товар остается у них или когда они получают за него мало денег. Ведь сапожник работает не ради того, чтобы хрустеть полученными за ботинки бумажными деньгами или звенеть никелевыми кружочками, – он работает для того, чтобы прожить на эти деньги.
Что же это такое – деньги, эти странные маленькие предметы, от которых зависит судьба, будущее, часто счастье людей? Что дало им такую власть? Каким чудесным свойством они обладают, ради которого миллионы людей отдают за них прекрасные плоды своего утомительного труда? И почему деньги дают власть тому, кто держит их в руках? Можно ли представить себе, что власть денег и даже сами деньги исчезнут? Можно. Нужно лишь свергнуть всевластные деньги с трона и сделать их ненужными. С каких пор, как и почему властвуют деньги, можно ли жить без них – на эти вопросы дает ответ эта небольшая книжка.
История денег уходит корнями в далекое прошлое. Уже несколько тысячелетий назад люди придумали этот уникальный эквивалент. Сначала через товарный обмен, потом с помощью редких металлов, наконец, через банкноты, выпускаемые государством, люди научились регулировать свои деловые отношения. Казалось бы, выход найден, и теперь-то можно честно трудиться и зарабатывать.
Но с какого-то времени деньги стали самодовлеющей ценностью. Можно сказать, перефразируя пословицу, что за деревьями не видно леса, в том смысле, что, думая о деньгах, мы уже не всегда представляем себе какой-то реальный товар, который мы собираемся на них купить. Просто хотим, чтобы денег было больше, еще больше…
Фетиш нашего времени, деньги становятся инструментом не только экономики, но и политики, они принимают участие в решениях о начале войн или о свержении правительства, которое закрыло на свой рынок путь тем или иным товарам.
Было одно время, когда казалось, что национальные валюты вот-вот уйдут в прошлое и во всем мире воцарится всесильный доллар. Но времена меняются, и сегодня американская валюта, хотя и по-прежнему сильна, но понемногу начинает сдавать свои позиции. Картина мира уже никогда не будет прежней, и то, что мы сегодня понимаем под словом «деньги», может перестать ассоциироваться с зелеными купюрами, давно уже не обеспеченными золотым запасом.
Парадоксально, но в «пузырь» превратились не только операции с безналом на биржах, не только переоцененные акции, но и сами банкноты. Это трудно принять умом, как и все глобальные изменения в нашем мире, но реальность сегодня такова и с ней уже нельзя не считаться.
Что стоит за деньгами сегодня? Капиталы богачей, природные ресурсы, военная мощь, политические интриги, жестокий криминал – все это, конечно, присутствует в современной жизни.
Но есть и еще кое-что, помогающее понять реальную цену денег, – простой человеческий труд. Именно он в конечном итоге двигает вперед реальную экономику и налаживает действительно человеческие отношения между людьми.
Хлеб насущный, тугрики, бабки, лавэ, наличка, жизненно необходимые средства, кэш, капуста – как их ни называй, а деньги вещь важная. По мнению христианского мира, любовь к ним – корень зла. Для генералов деньги – это связующая ткань войн, а революционеры видят в них оковы пролетариата. Где же истина? Что такое деньги? Горы серебра (по убеждению испанских конкистадоров)? Или вполне можно было бы обойтись глиняными табличками И отпечатанными громадными тиражами бумажками? Как получилось, что в сегодняшнем мире лишь малую часть денег можно потрогать, а все остальное – не более чем цифры на экране мониторов? Откуда деньги взялись и, что даже интереснее, куда они делись?
Деньги работают за белых людей… Я так и не понял, как это возможно без черной магии – чтобы деньги размножались, как листья на дереве, и человек богател даже во сне. Тунавни, вождь племени Тиаэра (Южная Океания), при посещении европейцами в начале ХХ века.
В этой истории существовало два вида денег: а) товарные деньги; б) деньги-знаки. Как пишут учебники, товарные деньги – различные товары, которые стихийно выделились из многообразного мира товаров и стали выполнять такие функции, как мера стоимости и средство обмена. Главная особенность таких денег в том, что они обладают внутренней стоимостью. В отличие от товарных денег денежные знаки внутренней стоимостью не обладают, по крайней мере, их внутренняя стоимость ниже номинала. Денежные знаки – лишь представители стоимости. Обычно на ум в этой связи приходят бумажные деньги, внутренняя стоимость которых определяется затратами на бумагу и полиграфические работы. Если покопаться в истории, то мы можем найти и другие примеры денежных знаков. Например, шкурки белок, которые использовались на Руси не только для шитья шуб, но и в качестве денег. Очевидно, что уже через несколько месяцев использования шкурки в качестве средства обращения (обмена) превращались в классический денежный знак.
А вот когда разговор заходит о товарных деньгах, то у всех на память приходит золото. В виде слитков, брусков, песка, монет. Опять-таки в любом учебнике вы найдете объяснение такой популярности золота как денег. Оно портативно, однородно, легко делится на части, стойко к коррозии, пластично (можно чеканить монеты и ставить клейма на слитки) и т. п. К тому же не так сложно отличить истинное золото от подделки. Наконец, оно достаточно редко встречается в природе, его количество нельзя резко увеличить даже при сильном желании (хотя на протяжении многих веков алхимики пытались это сделать). К сожалению, учебники называют золото классическими товарными деньгами без каких-либо оговорок. А с тех пор, как деньги приобрели форму золотых монет, золото крайне редко было в чистом виде товарными деньгами. Все очень просто: номинал, отчеканенный на монете, почти всегда оказывался больше, чем реальная стоимость золота, содержащегося в монете. Те, кто имели право чеканить монеты, получали за счет этой разницы так называемый «эмиссионный доход». При сильных отклонениях номинала от золотого содержания часто говорили о «порче монеты». Таким образом, даже в эпоху господства металлических монет золото было отчасти товарными деньгами, а отчасти денежными знаками. За право чеканить монеты на протяжении многовековой истории велась борьба. Ростовщики, которые получали проценты от предоставления денег в виде займов, мечтали о том, чтобы получить право чеканки монет (в более широком плане – эмиссии денег). Историки, которые пишут о буржуазных революциях, часто забывают сказать, что одной из движущих сил таких революций было желание отнять у монархов и феодалов право чеканки. В целом в денежной истории человечества наблюдалась постоянная тенденция в сторону замещения товарных денег денежными знаками.
Нам сейчас не просто представить себе существование человека без наличия денег. И все же неопровержим тот факт, что существа, которые уже можно было называть людьми, первые люди нашей планеты многие тысячелетия обходились без употребления каких-либо денежных знаков.
Тут сразу возникает вопрос: а собственно, зачем нам необходимы деньги, чем они столь хороши для нас? Ответы на поставленный вопрос таковы. Деньги выполняют три важные для людей функции.
Во-первых, это критерий стоимости тех товаров, которые мы хотели бы приобрести. Нам надо твердо знать, а по карману ли нам, если выражаться простецки, те вещи, какие бы мы еще желали приобрести.
Во-вторых, в деньгах заключен запас ценностей. Когда мы захотим еще что-то другое иметь, то, глядя на количество имеющихся, накопленных у нас денег, нашего, так сказать, богатства, мы начинаем понимать пределы своих денежных амбиций.
В-третьих, деньги – это то средство обмена, которое передается от покупателя продавцу, от одного человека другому в оплату за товары и услуги.
Когда-то очень давно, на заре жизни людей на нашей планете, столь значимые для нас только что перечисленные функции денег были первым людям попросту не нужны. И потому тогда текла на земле совсем иная, неведомая нам, удивительная, безденежная жизнь. Начальный этап существования человечества.
Трудно представить, но когда-то денег не было. «Вот здорово! – подумают некоторые. – Бери что хочешь бесплатно!» Ничего подобного! Денег в древности не было, но уже тогда люди различали, что «моё», а что «чужое». Понимали, что просто так взять чужое нельзя, можно только на что-то обменять.
На протяжении большей части человеческой истории отнять добычу у соседа считалось делом более надежным, чем вступать с ним в какие бы то ни было отношения. Оттого и находят в местах стоянок первобытных людей в основном оружие. Начать с кем-то товарные отношения означало прежде всего войти с этим кем-то в контакт, проявить интерес, в конечном счете признать за ним право считаться таким же существом, как и ты. Огромные ладони неандертальца были приучены к тому, чтобы получать необходимый результат при минимуме усилий. Никому не приходило в голову создать что-то лучшее, чем есть у соседа, чтобы потом это лучшее продать ему. Сосед рассматривался как мясо значительно чаще, чем как покупатель.
Первые попытки товарообмена связаны с широким распространением человека по планете. Те, кто жил в засушливой степи, нуждались в древесине. Тот, кто научился выращивать хлеб, мог заинтересовать им охотников и рыболовов.
Каждый человек богат или беден в зависимости от того, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия. Но после того, как установилось разделение труда, собственным трудом человек может добывать лишь очень небольшую часть этих предметов: значительную большую часть их он должен получать от труда других людей; и он будет богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить. Поэтому стоимость всякого товара для лица, которое обладает им и имеет ввиду не использовать его или лично потребить, а обменять на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение. Таким образом, труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров.
Однако для того, чтобы обмен стал возможным, отдельные общины должны были производить такие продукты, за которые они могли получить от других общин иные полезные для них продукты. Таким образом, началось производство, предназначенное для систематического обмена. В ходе его у общин вырабатывался большой навык в изготовлении отдельных продуктов, производство развивалось, совершенствовались орудия труда, человек обогащался все большим опытом, жизнь коллектива улучшалась. Со временем из орд выделились племена земледельцев и племена скотоводов. Это было первое крупное общественное разделение труда, когда различные коллективы (а позже и отдельные люди) занимались различной производственной деятельностью. Если раньше все произведенные в общине продукты ею же потреблялись, теперь у скотоводческих племен, например, образовывались излишки кожи, шерсти и т. д.; в то же время им были необходимы продукты земледелия. У земледельческих племен, наоборот, были излишки зерна, но не было продуктов скотоводства. Начали развиваться ремесла: ткачество, кузнечное дело, гончарное мастерство. Постепенно выделились, следовательно, люди, занимавшиеся ремеслами. Произошло второе крупное общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства. Область обмена товаров значительно расширилась
На заре цивилизации количество мыслящих созданий на земле было еще очень малым. Люди жили обособленными малыми группами И все однотипно пользовались лишь тем, что могла предоставить им окружающая их природа. Не до разносолов тогда было!
Но постепенно людей становилось все больше. Изобретались хорошо или плохо различные ремесла. И случилось важное событие: произошло разделение труда. Кто-то был хорош в одном ремесле, кто-то – в другом.
Уже наукой установлено то место на планете, где впервые возникли различные ремесла, создавшие условия для торговли и возникновения денег. Владимир Тульев в книге «История денег» сообщает нам такие интересные подробности:
«Первая цивилизация, в которой возникло разделение людей на профессии, появилась на Месопотамской равнине, в долине двух рек, впоследствии названных Тигром и Евфратом. Около 6,5 тысячелетий тому назад здесь изобрели гончарный круг, который сразу же выделил людей, делающих посуду, в особенную касту, обладающую профессиональными знаниями и секретами. Гончарный круг превратил глиняный горшок из простого сосуда в предмет товарообмена, что потребовало уделить внимание не только его полезности, но и красоте. Горшки покрывались глазурью и расписывались орнаментом. Они приносили своим хозяевам первые в мире барыши. Понадобилась примерно тысяча лет, чтобы секрет производства глиняной посуды распространился по Ближнему Востоку».
Денежные знаки, в частности, монеты, умение использовать их постепенно изменялись и совершенствовались. Роберт Йожеф в своей любопытной книге «История денег» дает такие пояснения:
«Вначале обмен производили вожди племен, старейшины родов. Они представляли общину в сделках по обмену. Все то, что они меняли, было собственностью общины.
Однако с углублением разделения труда и развитием производства, с совершенствованием орудий труда уже меньшее количество людей – одна семья – могло обработать участок земли; для содержания стада скота или работы в мастерской также было достаточно небольшой семьи.
Коллективный труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность стала превращаться в частную собственность семьи, а обмен товаров постепенно перешел в руки глав семей.
Начался распад первобытнообщинного строя. Семьи, члены которых обрабатывали более плодородные земли или занимали в общине должности вождя, военачальника или жреца, использовали свое положение для собственного обогащения. Они захватили значительную часть общественной собственности и средств производства, большинство же членов общины в конце концов обеднело, лишившись общественной собственности и не приобретя частной.
Еще быстрее богатели те, кто приводил рабов из военных походов. Богачи превращали в рабов уже не только захваченных пленных, но и обедневших, запутавшихся в долгах соплеменников. Ведь своим трудом человек теперь уже мог произвести больше благ, чем необходимо для поддержания его существования; этот избыток у него можно было отнять, а его самого принудить к еще более интенсивному труду.
Прежнее равенство, общая собственность и общий труд исчезли, на смену общинному строю пришло рабовладельческое общество, в котором друг другу противостояли уже два основных класса: класс рабовладельцев и класс рабов. С этого времени начинается эпоха классовых обществ. История этой эпохи – история борьбы противостоящих классов вплоть до создания социалистического общества и одновременно история возникновения и развития денег».
Читатель этой книги вряд ли заметил, что он в этой главе стал постепенно подниматься по ступенькам особой денежной лестницы. Ступенька первая – существование человечества, плохо ли это или хорошо, без денег. Не было еще такого понятия на заре человечества.
Обмен – слово всем знакомое. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Например, почтовые марки на открытки или перочинный нож на фонарик. Тебе хорошо и тому, с кем менялся, – тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят, бартер.
Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди вовсе не знали денег… В каменном веке они жили племенами, занимались охотой, скотоводством, изготовлением примитивных каменных орудий. Ясное дело, гоняясь за зверем, охотник не мог обойтись без лука и стрел или крепкого копья с острым наконечником. Хорошо, если он сам умел изготовить стрелы и копье. А если нет?
Тогда охотник вынужден был идти к мастеру, который их отлично делал. И отдавал, к примеру, за новое копье шкуру уже убитого на охоте козла. А за пучок стрел – шкуру убитого оленя, потому что стрелы целились дороже. Ведь чтобы их изготовить, нужно больше времени. И охотнику было хорошо, и мастеру – тоже.
«Цены» в таких случаях устанавливались всякий раз свои. Тут многое зависело и от «сговорчивости» меняющихся, и от качества изделия и качества добычи охотника.
Однако, как ни удобен был бартер, именно он и привел к необходимости денег…
Две главные проблемы, возникающие при бартере, – проблема неделимости и проблема несовпадения. Если Смит изготовил плуг, за который он хотел бы получить несколько нужных ему вещей (например, муку, мясо и одежду), то как он может это проделать? Он же не может разломать плуг и отдать одну его часть фермеру, а другую – портному. Но даже в тех случаях, когда товары являются физически делимыми, вообще говоря, крайне невероятно, чтобы обе обменивающиеся стороны встретились между собой за приемлемое время. Предположим, что у А есть овощи, а у Б – пара сапог. Как они могут прийти к соглашению, если А захочет получить не обувь, а одежду? Или представим себе преподавателя экономической теории, который вынужден искать пекаря. Для того чтобы обмен состоялся, этот пекарь должен хотеть взять несколько уроков (причем именно экономической теории) в обмен на свои изделия. Любой преподаватель экономической теории скажет, что в условиях прямого обмена невозможна никакая цивилизованная экономика!
Что такое деньги и откуда они берутся? Несколько лет назад я за бокалом вина задал эти два вопроса своему старому другу – успешному предпринимателю с процветающим бизнесом в сфере финансовых услуг. В ответ он рассказал мне одну историю. В первобытные времена денег не существовало, был только бартер. Когда люди испытывали потребность в чем-то, чего они сами не производили, они находили того, у кого это что-то было, и предлагали обменять на то, что произвели они. Разумеется, главная проблема бартерного обмена заключается в его неэффективности. Необходимо найти человека, у которого есть именно то, что нужно вам, и которому потребно то, что есть у вас, да еще в то же самое время. Так что в какой-то момент возникла идея выбрать некую единую вещь и сделать ее универсальным средством обмена. Теоретически это могло быть что угодно – главное, чтобы все согласились принимать эту вещь в качестве оплаты. На практике наибольшее распространение получили золото и серебро – металлы достаточно прочные, ковкие, легкие и редкие. Золотые и серебряные изделия стали привлекательными не только сами по себе, но и потому, что их можно было использовать для совершения покупок и накопления богатства. Иначе говоря, это и были деньги.
Бартер малоэффективен, неуклюж, имеет разные недостатки. Им и сейчас пользуются, но крайне редко. И все же в далекую-далекую старину поневоле бартером приходилось пользоваться. При этом его пытались даже слегка модернизировать, прибегая к приему, который получил название «косвенный обмен». Его суть очень наглядно поясняет Петр Кириллович Федоренко в своей книге «Сколько стоит золотой или история денег»
Вот цитата из книги Федоренко. В ней мы выделили 2-й и 3-й абзацы. Они дают понятие о достаточно простом механизме «косвенного обмена».
«Когда происходил обмен товара на товар, почти всегда возникали споры. Каждому казалось, что его обманули, что его товар гораздо ценнее, ему за него дали меньше, чем следует. Например, за добротную шкуру три стрелы вместо пяти…
Или еще как бывало. К примеру, охотник пришел со шкурой оленя, ему потребовались стрелы, а тому, у кого есть стрелы, шкура оказалась не нужна. Зато нужны кувшины. Владельцу же кувшинов ни к чему стрелы, ему шкуру подавай.
Догадается ли охотник, как ему поступить? Конечно. Он поменяет шкуру на горшки, а потом уже горшки на стрелы.
А как было бы все проще, если бы он принес с собой не шкуру, а такую вещь, какая всем нужна и за которую ему все дадут – и кувшин, и стрелы, и все, что угодно.
И со временем такая вещь нашлась. Это были деньги. Люди научились определять стоимость каждого товара и платили за него ту или другую сумму. И все были довольны. Потому что деньги оказались таким товаром, который выражал стоимость любого товара, или, как еще по-другому говорят: они стали всеобщим эквивалентом (равноценным всем товарам)».
Вот мы и вступили на вторую ступеньку денежной лестницы. Поднимаясь по ней в вековых далях, человек начал получать все более и более совершенные способы товарообмена. Процесса, известно присущего жизни человека. Важно еще отметить, что при бартере деньги, как таковые, еще отсутствовали.
Натуральный обмен – дело сложное, долгое, а иногда вообще невозможное. И люди решили, что обмен пойдёт быстрее, если выбрать какой-нибудь один товар (то есть одну вещь), который можно будет отдавать взамен любого другого. Сначала роль денег играли разные товары, которые высоко ценились всеми: соль, скот, мех, жемчужины. В Америке деньгами служили бобы какао и листья табака, в Азии – чай, в Африке – слоновая кость. На Руси расплачивались зерном, шкурками белок и куниц. Процесс обмена стал намного проще и удобнее. Теперь рыбак мог расплатиться с плотником жемчугом, а плотник – купить за этот жемчуг башмаки. Большая рыба стоит, например, 10 жемчужин, средняя – пять, мелкая – одну. Новая лодка обойдётся в сто жемчужин. Значит, чтобы заработать их, рыбаку нужно поймать и продать десять крупных рыб или двадцать средних. Жемчужины в этом случае будут называться «товарные деньги».
Но и у товарных денег были свои недостатки. Так, шкурки пушных зверей могли испортиться, а скот неудобно перегонять с места на место. Чтобы купить что-то ценное и дорогое, приходилось тащить на рынок много товарных денег – например, огромный мешок соли. Жемчуг же бывает разного размера, что иногда вызывало споры между продавцом и покупателем.
Прежде чем для торговых платежей начали использовать дорогие металлы, такими средствами для совершения обмена по всему земному шару служили раковины улиток и моллюсков. В Африке и сейчас существуют технологии приготовления особенных «денег» из ракушек каури – лист кокосовой пальмы бросают в воду и вытаскивают после того, как с ним срастутся моллюски. Затем такие деньги сушат и очищают от морских существ.
Ценность этих ракушек тем выше, чем дальше лежит земля от берега. Во внутренних африканских районах ими до сих пор можно оплатить любой товар и любую услугу.
В наше время, например, у племени бубока, живущего в Западной Африке, можно приобрести топор за 150 каури, а штуку хлопчатобумажной индийской ткани – за 600 каури. Два куска европейского мыла или пакет сушеных кузнечиков стоят 100 каури.
У народа бассари из центрального Того женщина стоит 5000 каури и 1 каури следует отдать за корову – нешуточная проблема для жениха. В Океании, для того чтобы стать деньгами, раковины должны пройти серьезную обработку. Для их производства существуют специальные как бы «монетные дворы».
В древние времена люди еще не умели плавить металлы, не умели изготавливать бумагу. Поэтому и деньги у них были не металлические, не бумажные, а самые разнообразные. В одном месте деньгами считались шкуры зверей, в другом – птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба, в третьем – какао-бобы; во многих местах деньгами считался живой скот: овцы, бараны, козы, коровы, лошади.
На такие «деньги» или, как их называли, нумизматы «товароденьги», можно было не только что-нибудь купить или выменять, но их можно было использовать в своем хозяйстве. Например, пахать на лошади, доить корову, стричь овец. Правда же, удобные «деньги»?
Только много веков спустя товароденьги были вытеснены из обращения ракушками морского моллюска каури. Как это ни удивительно, самыми настоящими ракушками. Вначале они были в ходу у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане. Блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех, они постепенно «завоевали» многие страны Азии, Африки и Европы. Развозили их по белу свету арабские купцы.
Ни много ни мало просуществовали каури в качестве денег до самого ХХ века, то есть почти до нашего времени. Конечно, они же удобнее шкур или зерна: не портятся, не теряют вида.
В Китае первый иероглиф, обозначавший понятие «деньги», появился в 2500–1000 годах до н. э. Тогда в качестве таковых использовались ножи и мотыги. Во времена императорской династии Чжоу, то есть начиная с XI века до н. э., вместо обычных ножей и мотыг для торговых операций начали применять их особый «эквивалент» – предметы, напоминающие по форме ножи или мотыгу, но изготовленные из бронзы, самого ценного металла, известного китайцам в ту пору. Постепенно, сохраняя привычную форму, эти предметы уменьшались в размерах, приноравливаясь к своей новой роли – расчетного средства в торговых сделках. Примерно к IV веку до н. э. на бронзовые «ножи» и «лопатки» стали наносить иероглифы, указывающие их ценность, – они становились деньгами в привычном смысле этого слова.
Тогда же появилась и первая денежная единица, впоследствии сохранившаяся в названии самой древней китайской монеты: цяня.
За время своего существования человечество испробовало в роли денег множество самых разнообразных вещей. Древние египтяне использовали для этого ячмень; жители Тибета – кирпичики прессованных чайных листьев, от которых отрезали кусочки в качестве сдачи. У обитателей Соломоновых островов в ходу были браслеты из ракушек гигантских моллюсков. И почти каждое общество в какой-то точке своего развития применяло живой скот как средство натурального обмена. Козы, верблюды, рабы – в ход все шло, что только может прийти в голову.
Однако в действительности все «ранние виды» денег были несовершенны в этом качестве по вполне очевидным причинам. Морские раковины отличаются хрупкостью, и к тому же после хорошего шторма их выбрасывает на берег в большом количестве. Что же до чая, то его поступление определяется урожаем, который может быть богатым или же скудным. Козы и рабы неравноценны, не сохраняют свою ценность в течение долгого времени – и, увы, ими сложно давать сдачу. Поэтому после проб и ошибок многие общества остановились на кусочках металла в качестве денег.
Более износостойкие, нежели козы, менее непостоянные, чем урожай чая, металлы – бронза, медь, серебро и золото – можно было добывать, плавить и превращать в распознаваемые, относительно идентичные монеты, которые затем обменивали и хранили. Бронза и медь стали мелкой, разменной монетой. Серебро заняло среднюю позицию, а редкое золото стало цениться выше всех других металлов.
А теперь о факте, так сказать, рекордного значения. О самых необычайных деньгах. Их изобрели на острове Яп в Каролингском архипелаге (ныне это Соединенные Штаты Микронезии).
В прибрежных водах острова нет раковин каури, зато на соседнем Палау хватает иного добра – известняковых плит. Так вот еще в незапамятные времена жители Япа на больших каноэ навещали Палау и привозили оттуда каменные «деньги» под названием «фе».
Это надо было бы видеть. У этих огромных жерновов в середине есть отверстие, так что «монету» можно было на палках донести до лодки и вынести из нее.
Номинал фе зависит от величины плит – самые большие экземпляры достигают 2,5 м в диаметре и веса 5 т. Посему беспечные островитяне не боятся воров, ведь, чтобы украсть их деньги, нужен по меньшей мере трактор.
Еще любезность. При торговой сделке достаточно договориться о переходе фе к новому владельцу, не сдвигая с места саму каменную «монету».
Чтобы взобраться на третью ступеньку денежной лестницы, человечеству пришлось изрядно потрудиться. Был объявлен всемирный «конкурс» на нечто, что и могло бы стать деньгами уже в нашем понимании.
Во многих частях света в зависимости от местных условий быта людей предлагались самые разные муляжи денежных знаков. И создавалась диковинная ситуация. Деньги одновременно, вроде бы, отсутствовали и в то же время имелись де факто.
Иначе как прихотью истории не объяснить, почему на протяжении множества столетий в западном сознании деньги были неразрывно связаны с металлом. Около пятидесяти веков назад для учета сделок с участием ячменя или шерсти, да и того же серебра, жители Месопотамии использовали глиняные таблички. В качестве оплаты принимались кольца, слитки или просто листы серебра (равно как и зерно), но роль табличек была не менее, а скорее всего и более важной. Сохранившиеся экземпляры, а их не так мало, – своего рода напоминание; первый человек, решивший оставить письменные свидетельства о своей жизни, был вовсе не поэтом, историком или философом. Он был бизнесменом.
Одно прикосновение к этим древнейшим финансовым инструментам наполняет душу благоговейным трепетом. Изготовленные из обыкновенной глины, они оказались куда долговечнее серебряных денег из монетного двора Потоси. Замечательно сохранившаяся табличка из города Сиппар (нынешний Тель-Абу-Хабба в Ираке) датируется эпохой правления царя Амми-дитана (1683–1647 гг. до н. э.) и сообщает, что по наступлении сбора урожая ее предъявитель должен получить заранее оговоренную меру ячменя. Другая, имевшая хождение при его преемнике Амми-садуке, предписывает по завершении пути выдать ее обладателю условленную меру серебра.
Когда рассказывают о древних временах, говорят: каменный век, бронзовый, железный. Каменный – понятно. В ту пору люди изготавливали каменные топоры, ножи, наконечники для копий и стрел. Бронзовый век или железный – тоже понятно. Значит, орудия труда и охоты делались из бронзы или железа, то есть из металлов.
Но только ли орудия труда делались тогда из металла? Не только. Уже в то время люди научились готовить различные сплавы. (Ведь и бронза – сплав меди и олова). И расплавленный металл разливали в формы в виде рыбок, лопаток, стрелок, дельфинчиков. Такими и были первые металлические деньги – медные, бронзовые, железные, а чуть позже – и золотые, и серебряные.
Отливали их и в виде брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. Один из таких слитков – самый крупный и тяжелый – назывался «талантом». Теперь так говорят о человеке, одаренном большими способностями в каком-нибудь деле. А в древности это слово означало меру веса, самую крупную, – вес живого быка. В Древней Греции, например, талант весил в разное время от 26 до 60 килограммов. И отливали талант в виде растянутой бычьей шкуры. Конечно, с такой денежкой на рынок за покупками не ходили. Талантом рассчитывались при крупных сделках между городами-государствами…
В ту пору слитки НЕ ОБОЗНАЧАЛИ, а ОТРАЖАЛИ стоимость того металла, из которого сделаны. Если, к примеру, серебряный слиток (греческий талант) весил 60 килограммов серебра, то и стоил, как 60 килограммов серебра. Металлические деньги-слитки были гораздо лучше товароденег и раковин каури. Они не портились, не занимали много места. Кроме того, легко делились на части. И еще что имело большое значение – на них можно было ставить надписи. А в этом со временем появилась большая необходимость.
Для удобства торговли на слитках вначале ставили клеймо, им обозначали вес металла в слитке. Позднее стали изображать богов и царей и писать названия городов, где были отлиты слитки.
Теперь мы подходим к очень важному моменту: как слитки, бруски и прутики со временем превратились в монеты? Все эти слитки были самого разного веса. Но как определить вес во время торговли? Неужели взвешивать всякий раз каждый из них? Вдруг в каком-то окажется меньше серебра?
Да это еще куда ни шло. А как быть, если товар стоил, к примеру, меньше, чем слиток? Что делать тогда? Тогда стали отрубать от слитка кусок нужного веса. Для этой цели нашлись и рубила, и молотки, и наковальни… Ясно, что не сразу удалось отрубить нужный вес, и слиток рубили снова и снова.
Чтобы ускорить торговую сделку, покупатели стали заранее к ней готовиться: нарезать слитки дома – на любой вес. А чтобы не запутаться, отмечали рубленные куски клеймом с обозначением веса… В Древнем Риме в VIII веке до н. э. стали изготавливать слитки одного веса. Так появился знаменитый римский фунт весок 327,45 г. Он был в ходу вплоть до средневековья. Насколько удобнее стало пользоваться такими деньгами!
Позднее на слитках появились надписи – названия города или государства, в котором они были изготовлены. А потом изображения богов – покровителей государства. А дальше появились изображения князей, царей, императоров – их портреты и символы власти – гербы.
Со временем слитки стали изготавливать круглыми. Тут они уже мало чем отличались от современных монет.
А ведь когда-то человечество и впрямь обходилось без денег – обменивая мясо мамонта на каменные топоры, а шкуры – на тетиву для лука. Это было довольно хлопотно и вызывало массу споров. Поэтому в конце концов изобрели некое универсальное средство обмена, которое с течением времени превратилось в знакомые нам монеты и купюры.
Недостаток всеобщих эквивалентов как средства обмены часто порождал проблемы рынка. В связи с этим с древности известны замены их тем или иным способом. На основе известных материалов можно отметить, по крайней мере, следующие ступени этого процесса. В Древнем Китае главными были ракушки каури. И хотя океан рядом, не было возможности обеспечить их в должном количестве. В связи с этим стали делать первоначально каменные муляжи ракушек, а затем отливать их из бронзы. Тем самым последние изделия были заменителями каури как предшественники денег.
Само же слово «монета» (moneta) родилось в Древнем Риме. «Монетой», то есть «советчицей», «предостерегающей», называли богиню Юнону, изображение которой украшало древнеримские деньги. В те же древние годы образовались первые монетные дворы – особые контролируемые государством предприятия, выпускавшие денежные знаки.
Сначала золотые и серебряные деньги выпускали в виде кусков – слитков. Их можно было взвешивать и делить на части. В седьмом веке на западе Азии в государстве Лидия впервые сделали из природного сплава золота и серебра кружочек, на одной стороне которого была оттиснута печать, а на другой – голова ассирийского льва. Круглые деньги оказались очень удобными. Их не нужно было взвешивать, их удобно оценивать, считать, перевозить, хранить. Такие деньги стали чеканить во многих странах. В Древнем Риме мастерская, где делали деньги, находилась рядом с храмом Юноны, другое имя которой – Монета. Поэтому так и стали называть металлические деньги – «монеты»
Но был у монет и недостаток: со временем они стирались, их вес уменьшался. В результате продавцы неохотно брали у покупателей стёршиеся монеты, считая их менее ценными. Со временем для прочности в золотые и серебряные монеты стали добавлять более дешёвые, но прочные металлы: медь, олово, никель. Чаще всего монеты чеканили правители государств. На монетах указывается их стоимость, год выпуска, часто и название самой монеты и страны, их выпустившей.
Как возникают деньги? Понятно, что Робинзону Крузо на необитаемом острове деньги были не нужны. Он не мог питаться золотыми монетами. Даже если бы Робинзон обменивался с Пятницей, например, получая рыбу в обмен на доски, они оба могли не беспокоиться по поводу денег. Ситуация, при которой могут возникнуть деньги, имеет место, когда общество расширяется за пределы нескольких семей.
Чтобы уяснить себе смысл существования денег, мы должны вначале понять, почему люди вообще занимаются обменом? Ведь обмен лежит в основе и всей экономической жизни. В сущности, без обмена не было бы общества.
Очевидно, что добровольный обмен возможен потому, что каждая сторона ожидает, что в результате она извлечет какую-то выгоду, улучшит ситуацию по сравнению с ситуацией, существовавшей до обмена.
Копейка – самая маленькая из действующих монет. Ее вес равен в точности одному грамму. Двухкопеечная монета весит два грамма, трехкопеечная – три и пятак – пять. К этому весу подогнаны не только размеры монет, но и сплав, из которого они изготовлены. При необходимости монеты можно использовать как гирьки, а большие их количества не пересчитывать, а взвешивать. Согласованность весовых и монетных – традиция, уходящая в очень глубокую древность.