Общаясь с людьми, постоянно сталкиваюсь с тем, что собеседник начинает спорить и доказывать свою точку зрения совершенно неконструктивно. В разговоре выясняется очень важная деталь, из-за которой по большей части и возникает спор. Речь идет о незнании основ христианского учения, не говоря уже о Священном Писании (хотя бы на уровне текста). Это одна из причин включения в книгу данной главы. Но самый главный повод донести до читателя информацию о христианской доктрине, об истинности этого учения и об истинности православной веры заключается в том, что это Божественное откровение, выраженное через Новый Завет, – самое ценное на земле. Это сокровище, которое не имеет цены (оно бесценно), человечеству необходимо хранить вечно невзирая ни на что. Частично осознать ценность православия (как истинного христианского вероучения) можно следующим образом. Допустим, что оно утеряно, в результате чего отсутствует критерий оценки добра и зла. Вследствие этого человечество теряет истинное понимание того, что есть добро, а что есть зло. Поскольку, с одной стороны, у каждого человека имеется собственное мнение по широкому кругу вопросов и, с другой стороны, человек подвержен коллективному разуму, то добро или зло будет именно то, что будут пропагандировать СМИ (в широком плане). И на вопрос – так ли это на самом деле, как утверждают СМИ, ответа не будет, так как не будет истинного критерия оценки. Будет лишь определенное мнение конкретных людей, которые могут в лучшем случае заблуждаться, а в худшем – намеренно искажать информацию для достижения определенных целей. Всегда найдутся люди, у которых будет иная точка зрения (противоположная), которую они будут отстаивать. И на вопрос: почему вы так считаете – ответ будет один: мне так кажется. Начнутся вражда и вечные споры, которые будут лишь разъединять людей.
Человечеству достоверно не известно, почему одни люди рождаются добрыми, а другие злыми. Одни комара не могут обидеть, а другие просто так, без особых на то причин могут совершить зло по отношению к другим людям.
Известная часть людей для достижения собственных целей не остановятся ни перед чем. В качестве инструментов реализации этих целей будут использоваться всевозможные пороки (обман, лесть, физическое насилие, ущемление прав слабых и беззащитных людей и т. д.). Когда нет истинного понимания добра и зла, кто из людей и самое главное – на каком основании будет противостоять подобному? У кого будут основные ресурсы (властные, судебные, законодательные)? Разумеется, у тех людей, которые захотят их иметь, чтобы без особых помех достигать своих целей. Даже сегодня, когда человечество имеет критерии истинности, весьма часто приходится сталкиваться с подлостью, коварством, ложью людей, наделенных властью. А какие аргументы и доводы остановят их в ситуации, когда никто не знает, что есть добро, а что есть зло? Даже если кто-то из уважаемых людей (праведники никуда не денутся, они будут всегда), будет правильно идентифицировать добро и зло, но это будет его частное мнение. Всегда найдутся злодеи, которым это будет сильно мешать реализовывать свои коварные замыслы, и их ресурса (в широком плане) будет достаточно, чтобы дискредитировать учение любого праведника.
Еще одна важнейшая причина необходимости любыми силами и средствами сохранять православную веру состоит в том, что это есть путь спасения души человека. Мы доподлинно не знаем, какие есть еще пути для достижения этой конкретной цели – спасения души, но нам достоверно известно, что православие позволяет это сделать. Мало того, нам доподлинно известно, что именно православие позволяет человеку в земной жизни познать Бога и насладиться (в той мере, как это доступно человеку) Его любовью к людям.
Ниже вкратце будут даны важные положения христианского учения. Знание основных постулатов учения позволит отчетливо понять всю логику моих рассуждений и действий, направленных на пробуждение гена православной веры, благодаря чему родится осознанное мнение о необходимости изменения формы правления в России (возродить монархию). Сменятся акценты и причинно-следственные связи, в результате чего будет очевидно, что основной вопрос не в конкретной личности царя, а в общей модели строения государственной власти, каковая модель позволит отстаивать истинные христианские ценности на ином уровне и будет способствовать более полному духовному возрождению России (со всеми вытекающими последствиями для конкретных граждан).
Стиль изложения основных положений христианского учения не канонический (произвольный), он выбран с целью сделать послание как можно более понятным и доступным гражданам различных категорий. Здесь подразумевается деление людей не по большей или меньшей сообразительности, а по их различному восприятию вопроса веры. Будут обозначены только ключевые понятия, которые важно знать не только тем, кто себя причисляет к данной вере (исповедует христианство), но и тем, кто размышляет об этом, не будучи христианами. Несомненно, для более полного изучения данного вопроса необходимо обратиться к специализированной литературе. Например, суть христианского учения наиболее системно и выпукло изложил преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Также для понимания некоторых вопросов современности необходимо в обязательном порядке обратиться к документам: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Да будут снисходительны священнослужители и богословы к произвольному стилю подачи столь важной информации! И если я что-то важное упустил или, как любой человек, добавил что-то от себя, просьба не судить меня строго. В любом случае я старался максимально точно передать суть христианского учения. Конечно, было бы проще взять четко сформулированную концепцию и на нее сослаться. Но основная проблема заключается в том, что в лаконичной форме, которая доступна пониманию основной части российских граждан, таких «учебников» нет. Возможно, я плохо искал.
Суть христианского учения
1. Бог есть любовь и выражен в трех ипостасях (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Важно, что в христианском понимании Бог не справедливость, не судья, не добрый и т. п. То есть Бог любит всех людей одинаково. Только от самого человека зависит, насколько он будет близок к Богу. Чем больше человек грешит, тем сильнее он закрывается (удаляется) от Бога.
2. Бог есть сущность, создатель вселенной и пр. Бог установил духовные законы, нарушая которые, человек наносит вред в первую очередь себе. Не Бог его наказывает (за нарушение заповедей (за грехи)), а установленные законы таковы, что их нарушение приводит к неким последствиям для конкретного нарушителя этих законов. Массовое нарушение этих законов приводит к существенным негативным последствиям для значительной части населения (мера наполнилась). Законы эти выражены, в определенном смысле, в заповедях Иисуса Христа. Бог говорит, чего не нужно делать, а что нужно делать, чтобы быть ближе к Нему и в конечном итоге познать Царствие Божие в земной жизни, которое находится внутри самого человека – то есть иметь определенное состояние души и тела.
3. Бог создал в том числе и душу человека. Душа человека бессмертна. Человек не равен своей душе, он больше своей души, в человеке обязательно присутствует союз души, тела и духа.
4. Бог создал человека – Адама и поместил его в Эдем. После ослушания Адамом Бога произошло грехопадение человека. В результате этого человек стал смертным, тело его стало тленным, и он стал страстным (приобрел страсти (греховное увлечение души помимо Бога)). Выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные.
5. Тело человека стало тленным в силу повреждения физики мира, нанесенного прародителями. Процесс нанесения повреждения называется «ослушание Бога», или «грехопадение», или «первородный грех». Переход Эдема в поврежденное состояние (современный мир) называется «изгнанием из рая». Эдем это не рай.
6. Основная цель человека заключается в том, чтобы в конечном счете познать Бога и благодаря этому обрести вечное блаженство. Проще – насытить свои бесконечные потребности. Никаким конечным объектом или субъектом нельзя насытить бесконечное. Бесконечную жажду радости и познания может удовлетворить только бесконечный Бог.
7. Основная цель земной жизни человека – избавиться от страстей (в меру сил и возможностей), т. е. сделать душу бесстрастной, побороть все грехи или хотя бы желание их совершать. Борьба со страстями – это и есть очищение души. Чем чище душа человека, тем он становится ближе к Богу. Борьба человека со страстями может происходить только в земной жизни человека. После смерти душа исцелить сама себя не может. Влиять на посмертное состояние конкретной души могут лишь живые люди на земле, совершая молитвы (в широком плане).
8. Основная цель души человека заключается в том, чтобы слиться с Богом и обрести вечное блаженство. Это и называют путем спасения человека (исцеление (очищение) души от страстей).
9. Душа сможет познать Бога («увидеть», ощутить Его), если она будет исцелена от страстей («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф. 5:8»). Это состояние души может быть достигнуто в земной жизни человека.
10. После смерти человека душа проходит испытания (мытарства), по окончании которых либо попадает в место предвкушения будущих благ (это еще не рай), либо остается в нашей Вселенной, но в распоряжении бесов (это еще не ад, это скорее шеол). И так будет до Второго пришествия.
11. На Страшный суд люди попадают после всеобщего воскресения и воссоединения со своими личными телами (люди взяты из шеола и из места ожидания будущих благ), а также оказавшиеся живыми ко времени Второго пришествия. Наша Вселенная, шеол и место ожидания будущих благ исчезают, возникает единственная реальность – Небесный Иерусалим (это и есть рай по существу), а кроме него ничего не остается. После Страшного суда одни попадают в рай, а другие не попадают никуда (sic!). От таковых никто ничего не требует, не ждет и не хочет, никто с ними не общается. Каждый инкапсулируется внутри своего «я» без возможности общения с кем бы то ни было, даже с прочими несчастными и, конечно, без контакта с Небесным Иерусалимом (а кроме него, как мы помним, ничего нет). В этом абсолютном одиночестве, темноте и тишине несчастный испытывает бесплодное раскаяние, т. к. это раскаяние не приводит к изменению состояния: привременные деяния привели к непрекращающимся последствиям.
12. Путь исцеления от страстей был указан Господом Иисусом Христом в основных положениях, которые выражены в Новом Завете и последующем учении Церкви.
13. Текст Нового Завета писали ученики Иисуса Христа посредством Святого Духа.
14. Христианское учение дополнялось святыми отцами и соборно Церковью посредством Святого Духа.
15. Истиной совокупное мнение святых отцов считается по причине того, что через них говорил Святой Дух. Святой Дух говорил через них в силу того, что их души (при жизни) были максимально очищены от страстей (грехов). Их образ жизни (десятилетиями) подтверждал, что их души максимально очищены от страстей.
16. Церковь (в широком плане) помогает достичь основной цели земной жизни человека – исцелиться от страстей.
17. Совершая грех, человек наносит рану в первую очередь своей душе и тем самым отдаляется от Бога (или закрывается от Его благодати (Бог любит всех людей одинаково)).
18. Царство Божие человек в земной жизни обретает, исцелившись от страстей. Таким образом, рай – это место, а Царство Божие – это состояние. Человек, достигший в своей душе Царства Божия, в земной жизни ощущает Божественную благодать. Именно в такой момент человек может получить от Бога дар прозорливости.
19. Слова Иисуса Христа (Бога) есть окончательная истина. Или эталон. С данной истиной (Заповедями) человек может соотнести свои действия (жизнь) и усвоить, что есть добро и что есть зло.
20. Бог дал человеку свободу выбора. То есть человек сам выбирает, на какую сторону ему становиться: добра или зла. Чтобы люди не спорили, что есть добро, а что есть зло, им было дано откровение. Первый этап – законы Моисеевы. Второй этап – законы Блаженства, в том числе Святое Евангелие.
21. Учение Православной церкви содержится в Священном Предании, которое включает в себя, кроме Священного Писания, определения вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, вселенских и некоторых поместных соборов), утвержденные Церковью литургические тексты, творения отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания.
Если подвести итог вышесказанному, получим следующее понимание христианского учения в общем виде (именно православия, так как все остальные ответвления начали вводить новые положения, которые явно не стыкуются с первоначальными положениями христианства) и соответственно алгоритм действий человека, уверовавшего в это (в широком плане).
Человек родился. Рождаясь, он приобретает в том числе и страсти. Страсти (грехи) наносят вред самому человеку. Кроме этого, каждый конкретный человек в момент рождения приобретает (это идет на генном уровне) дополнительное «повреждение» от своих предков, которое может быть исцелено на протяжении земной жизни человека.
Совершая грех, человек наносит вред в большей степени себе. Он себя ранит (свою душу, в том числе и со временем само бренное тело (как последствие)). Одновременно с этим он отдаляется от Бога, который всех людей любит одинаково. Отдаляясь от Бога, человек отдаляется от гармонии с миром, который создал Бог, установивший в нём, в том числе, духовные законы. Если человек пытается нарушить физические законы (пытается взлететь со скалы и от этого разбивается), то последствия для тела наступают в кратчайшее время. Нарушение духовных законов (заповедей) проявляется несколько позже. Проходит некоторое время. Гармония с миром есть Царствие Божие (состояние человека), которое на земле находится внутри самого человека. Соответственно и обратное движение. Исцеление страстей (грехов) приближает человека к Царствию Божию.
Основная цель всей земной жизни человека – побороть в себе страсти, то есть исцелиться. Исцелиться (спастись) помогает вера во Христа. То есть жизнь во Христе. Бороться со страстями – очень сложное занятие, которое человеку без помощи Бога не под силу в принципе. Принимая крещение, человек соглашается (он осознал, что греховен), что он сам, без помощи Господа, не сможет пройти столь сложный путь, направленный на очищение души от человеческих страстей. После принятия крещения человек начинает жить во Христе (как правило, на деле этого не происходит, но именно крещение человека может быть первым шагом на пути очищения от страстей с Божьей помощью (в прямом смысле)). Это понятие включает целый комплекс мероприятий. Все действия человека, направленные на исцеление (можно сказать, лечение), происходят под руководством священнослужителей (церкви вообще). Именно Церковь Христова в лице конкретного батюшки (которому передан Дух Святой от первых Апостолов (через рукоположение)) помогает пройти весь путь, основная цель которого – исцелиться (побороть страсти). Батюшка как человек (именно человек со всеми своими недостатками и достоинствами, но при этом наделенный Духом Святым), в силу выбранного рода занятий (служения людям и Богу), имеющий глубокие знания по данному вопросу и наделенный полномочиями совершать таинства Церкви, является тем, кто помогает человеку обрести Царствие Божие на земле и слиться душе человека с Богом после его смерти.
Исцелив страсти во время земной жизни (в определенной мере, так как совершенно бесстрастных людей не бывает), человек обретает Царствие Божие. Это ощущение описано достаточно подробно святыми отцами. Иногда можно встретить человека, по лицу которого сразу видно, что у него (неважно, кто это – мужчина или женщина, лично я чаще это состояние замечал у женщин) в душе Царство Божие. Эти люди существенно отличаются от других. Я также уверен, что любой человек, осознавая (это принципиально – осознать, что человек болен страстями и их нужно искоренять), что он греховен, и понимая, какие именно грехи его одолевают в большей степени, начнет с ними бороться, то через определенное время он сам почувствует это состояние.
После смерти человека душа проходит испытания (мытарства), по окончании которых либо попадает в место предвкушения будущих благ (это еще не рай), либо остается в нашей Вселенной, но в распоряжении бесов (это еще не ад, это скорее шеол). И так будет до Второго пришествия. Вероятнее всего, до Второго пришествия Рай «закрыт». Когда говорят, что праведники, святые, апостолы, в том числе и разбойник, который терзался на правом кресте справа от распятого Спасителя (просил помянуть Иисусу Христа в Царстве Божием), находятся в Раю, то имеют в виду место предвкушения будущих благ. Вероятнее всего состояния, в которых находятся их души, различны. Но это остается тайной.
Таковы основные положения (в двух словах) христианского учения.
Если человек уверовал в данное учение, то это значит, что вся доктрина им принимается полностью (нельзя принять ее частично, что порой встречается в современных условиях (мол, с этим я согласен, а вот это не совсем так, а по этому вопросу у меня иное мнение, а уж это вряд ли возможно и т. д.)), и самое главное, что слова Иисуса Христа для него есть истина в последней инстанции. И на вопрос собеседника, почему вы думаете и считаете, что именно это правильно и что именно это является истиной, ответ один: так сказал Бог. Точка. На следующее возражение, что Бог конкретно так не говорил, а об этом говорит Церковь (в широком плане) – ответ один: учение Церкви основано, в том числе, на совокупном мнении святых отцов, через которых говорил именно Святой Дух. Точка. Мы считаем, что через них говорит Святой Дух, подтверждением чему является их жизнь, в которой они максимально исцелились и стали бесстрастными (насколько это возможно для человека). Иное мнение мы не можем считать истиной, так как люди страстные не могут выражать истину в последней инстанции. Поэтому иногда именно православие сравнивают с камертоном. У разных людей, настраивающих музыкальный инструмент, восприятие звука может различаться. Соответственно, чтобы не было несогласованности в данном вопросе, все настраивают инструменты по камертону (при этом бывают люди с врожденным эталоном звука). Таким образом, люди, защищающие православие (монархия в большей степени этому способствует, нежели республика), защищают истину. Оберегают ее от того, чтобы определенная часть людей не говорила, что это не истина, и не смущала ту часть людей, которые находятся в ее поиске. Если не будет истины, то человечество будет постепенно деградировать. Примеров множество. Почему так происходит, сказать сложно. Возможно, человеческая натура склонна к греховности (страстности, которую человек получил при изгнании из рая). Если этого не сдерживать, то происходит регресс человечества. Соответственно это (сохранение православия) настолько важно, что многие люди готовы жертвовать всем ради сохранения истины.
Можно добавить еще несколько существенных доводов. Так как одна из важных задач христианства заключается в том, чтобы разорвать порочный круг зла именно на себе (остановить путь движения злых дел и помыслов), а не выкинуть для спасения всех пассажиров теряющего высоту самолета в окно спящего темнокожего гражданина со словами: «Да здравствует Африка!» (это из старого советского анекдота как люди разных национальностей (англичанин, француз и русский) спасали пассажиров воздушного лайнера: не отвечать на злые поступки людей в отношении себя (при этом делать всё возможное, чтобы защищать других людей), «подставить другую щеку» (остановить конфликт), уступить людям в их жажде наживы и т. д., – то, несомненно, быть христианином (жить по заветам Иисуса Христа Сына Божьего) очень сложно. Сложно вдвойне, если человек обуреваем сильными страстями, с которыми приходится бороться повседневно. Исцеление именно такого человека многого стоит. Потому что бывают люди, которые от рождения не злы, не завистливы, рассудительны и т. д. Про таких людей можно сказать, что они рождены добрыми людьми. Их не так много, но думаю, что каждый человек встречал в своей жизни подобных людей. Для них такое состояние естественно. Это, например, люди, ведущие аскетичный образ жизни. Им это всё не нужно. Они не страдают и не мучаются, когда чего-либо не могут иметь. Вместе с тем им приходится искоренять страсти несколько иного уровня. И это также непросто.
Напоследок отмечу, что важно следовать заповедям Христовым не из-за того, что можно получить за это (приблизить) Царствие Божье, а потому, что это есть истина, которой нужно следовать даже в том случае, если (человек) за это ничего не получит. В моём понимании, действия христианина не должны обосновываться связью: я живу по заповедям Христовым, естественно, получаю за это по «полной программе», но я точно знаю, что в конечном итоге (вероятнее всего, после смерти) я сольюсь с Абсолютом (Богом). Ну, какие-то 70–90 лет можно и потерпеть ради вечного блаженства в будущем с временны́м интервалом вечность. По моему разумению, жить по заповедям до́лжно независимо от того, что будет за это конкретному человеку в будущем.
Еще важное положение православия, которое помнят не все: не каждый человек может трактовать Священное Писание по своему усмотрению. Допустимы только комментарии святых отцов Церкви.
Заповеди Иисуса Христа (Законы Блаженства) являются своего рода зеркалом души человека. Соотнеся свою жизнь (в широком плане, включая свои мысли) с Законами Блаженства, человек может объективно посмотреть на себя (свою душу) в зеркало и увидеть истинное состояние своей души в текущий момент. В том числе и поэтому определенная часть людей не хотят признавать истинность слов Иисуса Христа. Как только человек соотнесет Заповеди Блаженства со своим образом жизни (даже мыслями), он увидит, как «уродлива» (искажена) его душа. Так вот, называть себя прекрасного (прекрасной) уродцем, с точки зрения Бога (Абсолюта), является неприемлемым. Другими словами, если человек хочет узнать правду о своем образе жизни, то ему необходимо соотнести свою жизнь (мысли) с заповедями Блаженства. В дальнейшем человек поймет, что он «ужасен» (болен) и с этим необходимо что-либо делать («спасться»). Осознав свою греховность (важнейший шаг на пути исцеления), человек может встать (если пожелает) на путь «спасения» (исцеления своей души), призвав на помощь Иисуса Христа и его Церковь (в широком плане). В результате успешного исцеления (а это сложнейшая задача), человек уже в земной жизни может ощутить Царство Божие (приблизиться к Богу и ощутить состояние блаженства).
В справочной литературе по вопросу христианства можно найти следующую информацию.
Христианство (от греч. Χριστός – «помазанник», «мессия») – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространенности – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве – католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в католической церкви в XVI в.
Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в то время под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 г. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 г. о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.
Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία] – буквально «правильное славление») – одно из трех главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
После разделения церквей (1054 год), ставшего итогом длительного процесса отчуждения между церквами на Западе и на Востоке вследствие богословских споров и стремления римских епископов (пап) подчинить себе Восточные церкви, первое по чести место среди православных церквей принадлежит кафедре епископа Константинополя – Нового Рима (согласно правилам Вселенских соборов, до раскола первенство чести принадлежало Римской кафедре).
Православие, по смыслу слова рассматривающее себя – в отличие от ересей – как исповедание истинной апостольской веры, запечатленной в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры (без филиокве) и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную кафолическую церковь, основатель и глава которой – Иисус Христос.
Православие в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, страны Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр.
Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских соборов. Основной используемый в литургии Православия догматический документ – Никео-Цареградский Символ веры без филиокве, утверждающий:
Спасение через исповедание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их (2, 8 й члены Символа), единосущие Бога Отца и Бога Сына.
Исповедание Иисуса Христом, Господом и Сыном Божиим, рожденным от Бога Отца прежде начала времени (2 й член Символа).
Боговоплощение (3 й член Символа).
Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее Второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа).
Исповедание Святого Духа Господом дающим жизнь и исходящим от Бога Отца (8 й член Символа).
Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа). Глава Церкви – Иисус Христос (Еф. 5:23).
Необходимость единократного крещения для оставления грехов (10 й член Символа).
Кроме того, на I Вселенском соборе был утвержден Никейский Символ веры, утверждающий единосущие Святого Духа Богу Отцу и Богу Сыну, а также истину, что Бог Отец – Свет, а Сын – Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утвержден догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом; на VI Вселенском соборе – догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа: божественных и человеческих; На VII Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконопочитании.
Учение Православной церкви содержится в Священном предании, которое включает в себя, кроме Священного Писания, определения Вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, Вселенских и некоторых поместных соборов), утвержденные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания.
Православная церковь составляется сообществом поместных церквей – автокефальных и автономных. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.
Источник: свободная энциклопедия «Википедия». https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие.
В связи с тем что данный и последующий вопросы являются узкоспециализированными, было бы не совсем верно освещать их с точки зрения не специалиста. После определенных размышлений я посчитал, что будет правильным, если в достаточно сжатой форме (не упуская сути вопроса) выскажется специалист по теологии. В качестве источника экспертного мнения я остановился на профессоре богословия, преподавателе Московской духовной академии Алексее Ильиче Осипове. Ниже приведены отрывки из его лекций. С другими лекциями и публичными выступления одного из самых уважаемых богословов современности можно ознакомиться на его сайте http://alexey-osipov.ru или на сайте https://azbyka.ru/v-chem-sushhnost-xristianstva.
Буду надеяться, что уважаемый Алексей Ильич не будет против использования его материалов (курс лекций) в данной книге[2]. За авторским разрешением я не обращался.
Христианство целиком вписывается в одно слово – Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Это восприятие на себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Христос за нас стал клятвою и грехом (см. 2Кор. 5:21). В этом самое существенное, что отличает христианство от всех прочих религий.
В других религиях основатель являлся не кем иным, как проповедником учения нового или старого и давно забытого. Поэтому во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель – учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения. И не более. Учитель – только труба Бога, главное же – то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии. Существо религии от него не зависит, он, так сказать, заменим. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель. Ислам спокойно мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это касается всех религий, потому что функции основателей этих религий заключались в их учении, которое они предлагали людям. Учение составляло существо их служения.
А христианство мог бы основать, например, святой Иоанн Креститель? Он мог бы сказать о нравственном учении, о некоторых истинах веры, но не было бы самого главного – Жертвы! Без Крестной Жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет христианства! Можно понять теперь, почему весь огонь отрицательной критики был направлен на упразднение Христа как реально существовавшей личности! Если Его не было, если не было Того, Кто пострадал за нас. Кто принял смерть крестную – христианство рассыпается тут же. Идеологи атеизма это прекрасно понимали.
Итак, если мы хотим выразить существо христианства не просто одним словом – Христос, то скажем так: оно состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.
Другой важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что принципиально отличает его от учения всех других религий. Во-первых, учение о Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее – учение о Воскресении и многое другое.
Итак, первое, что присуще только христианству, а не другим религиям, – это утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь. К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека. Бог-любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием. Тем более что образ Бога-судии встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольских, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления этого образа? Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более грубых». Как только же вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы видим совершенно другую картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т. д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви. Вот хотя бы три авторитетных высказывания. Преподобный Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: «Бог отвращается от злых» есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».
Святитель Григорий Нисский: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия, или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать, даже из мало внимательных в познании истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потому что Он милует (см.: Исх. 33, 19), но в каждом, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость».
Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
Таких цитат можно привести сколько угодно. Все они говорят о том же, что и апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13–14).
Это – совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога. Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в естественных религиях мы не находим такого. В естественных религиях это было немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан это мало приемлемо. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для «удовлетворения» так называемой Правде Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына Своего Единородного.
Вторая особенность христианства (в настоящее время правильнее говорить – Православия) касается существа духовной жизни человека. Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства и рая. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т. е. открывает человеку) его немощи». Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил – что является главнейшим следствием «исполнения» заповедей во всех религиях и даже целью. Нет. Христианский путь ведет человека совсем к иному – к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово и без познания которой человек в принципе неспособен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя.
Насколько несходно христианство с другими религиями! До чего близоруки те, которые говорят об общем религиозном сознании, о том, что все религии ведут к одной и той же цели, что все они имеют единую сущность. Как наивно звучит все это! Только человек, совершенно не понимающий христианства, может говорить об этом.
В христианстве «дела» открывают человеку его истинное состояние – состояние глубочайшего повреждения и падения: с какой стороны ни прикоснись ко мне – я весь болен. Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная духовная сила. Тогда становится человек силен, когда Бог входит в него. Апостол Петр каким сильным себя чувствовал? И что? Апостол Павел что о себе пишет? «Трикраты молил Бога». Результат: «Сила моя в немощи совершается». Оказывается, только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает силу: «Если и небо упадет на меня, не содрогнется душа моя», – говорил авва Агафон. А что же обетовано человеку? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное». Преподобный Макарий Египетский пишет: «Венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть создания». Не что-то тварное получает обновленный человек, он получает Самого Бога! Обожение – так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека, когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати. Какая колоссальная разница между христианством и другими религиями!
Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике, Пасхе, – догмат Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо, и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.
Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Каждый Христов не может не воскреснуть! Вспомните, насколько вызывающе прозвучала проповедь апостола Павла в ареопаге о Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет. Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного сознания человечества.
Христианство есть религия, которая не вне нас и которую мы можем созерцать как некий умозрительный объект, рассматривая сходство и различия между ним и другими объектами. Христианство по природе присуще человеку. Но христианином человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от мучающих его страстей, грехов. Помните, у Данте в «Аде»: «Так завистью пылала кровь моя, что, если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Вот оно, мученье. Любая страсть приносит человеку страдания. И лишь когда он приступает к христианской жизни, тогда начинает видеть, что такое грех, что такое страсть, какой это ужас, начинает видеть необходимость Бога Спасителя.
В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком. Какого Бога выберет человек: Бога Христа или бога антихриста? Один Бог спасет и исцелит меня, даст возможность стать истинным сыном Божиим в единении с Сыном Словом воплощенным. Другой лживо обещает мне все блага земные на миг времени. Что изберешь, человек?
Но в любом случае помни, что не розовые очки и не «мудрость» страуса, зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасет тебя от мира страстей (т. е. страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд на самого себя, на свои так называемые силы и осознание своей глубокой духовной нищеты откроет тебе истинное спасение и истинного Спасителя – Христа, в котором заключено всё твое благо вечной жизни.
Чтобы ответить на этот вопрос, мне кажется, немножко просто нужно посмотреть на самого себя. На других посмотреть с такой точки зрения, а что ищет человек, к чему он стремится, что он хочет? Я говорю не о наших хотениях сиюминутных, которых у нас бесчисленное множество. Совсем речь идет не об этом. А если мы подумаем все-таки о самом главном, что вот эти наши ежеминутные хотения и желания, из чего они исходят? И к чему они направляются? Куда устремлена вся наша душа сама по себе? Мне кажется, есть слово, с помощью которого можно выразить это. Вот с самого начала и до самого конца его, т. е., человечества и человека. Он всегда ищет и стремится к тому, что именуется, если взять философский термин, то можно сказать, он стремится к благу. Если взять термин, так сказать, ну мирской что ли, он всегда стремится к счастью. Вот это благо, счастье, блаженство в религиозном лексиконе часто именуется Царством Божиим. А запомните, кстати, – Царствие Божие не рай. А Царствие Божие, где оно есть? По Евангелию – внутрь вас есть. В философии различным образом выражалась эта идея – благо. Я сейчас не хочу об этом говорить, только просто упомяну. Философы всегда говорят о поисках истины, но что такое истина? Я надеюсь, вы знаете, это Пилат не знал, ну где же ему знать. Истина это знаете, что такое есть, то, что на самом деле есть, это и истина, что есть, а чего нет, то какая же это истина, если нет. Это надувательство, а не истина. Истина это то, что «есть».
А вот что такое «есть»? Вы обратите внимание, что когда мы подходим к какой-то машине сложной там, то нам хочется знать, как же она работает. И что тут нужно делать и как поступить правильно, чтобы она работала в нужном направлении, а не против меня. А то еще что-нибудь нажму не то и она на меня поедет, да еще задавит. Вот истина, что это есть, это знание правильного, ну направления жизни, если мы касаемся жизни, правильного функционирования, когда мы касаемся действия какой-то машины. Правильного, т. е. верного знания законов, как они есть, чтобы не ошибиться. Ибо, поступая по закону, т. е. следуя законам нашего бытия, я, видимо, буду не только чувствовать себя хорошо, но я могу получить в результате этой правильной жизни многое полезное для себя. Если же я вдруг неожиданно, не зная, начну поступать вопреки законам, совершенно ясно, какие последствия могут иметь место. Посмотрите вот, например, все кризисы, которые существуют, например самый такой яркий и доступный для понимания экологический кризис, чем обусловлен? Человеком. Неверным путем развития, того, что мы именуем прогрессом. Мы неверно относимся к природе, неверно ее используем, неверно развиваем свою цивилизацию, мы неверно что-то делаем, мы отравляем атмосферу, воду, ресурсы выкачиваем, себе вредим, нарушаем озоновый слой, и т. д. Оказывается, когда мы поступаем неверно, мы можем ожидать, и это обязательно будет, самых отрицательных последствий. О, как велико знание истины!
Знание того, что есть на самом деле и как оно есть, когда мы это знаем. Представьте себе, если мы действительно все будем хорошо знать: каково бытие? Что соответствует нашей природе? Какова наша природа? То, по-видимому, на этом пути мы только можем достичь блага, ибо удовлетворение, правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит ему благо. Я так долго говорю об этих вещах по очень простой причине: мне хочется показать, что философское искание истины, человеческое стремление к правде и справедливости, стремление каждого живого существа к наслаждению и в конечном счете всё то, что именуется этими понятиями, оно одно и то же. Всё оно заключается в идее или понятии блага, блаженства, счастья. Вот тот центр, та основная точка, на что направлены все силы души человека. И так каждое человеческое мировоззрение, возьмите историю философии, каждая религия, именно это имеет своим центром, средоточием, стержнем, я думаю, что против этого возражать вообще-то никто не будет. Это просто свойство человеческой природы таково, но зато исходя из этого, а это очень важно, исходя из этого, мы можем с вами рассуждать, как решает этот вопрос, т. е. как понимает это христианство, это счастье, это благо, к которому стремится человек своею душою.
Что особенного здесь говорит христианство, чем оно отличается от других воззрений? Есть вещи в христианстве, которые мы нигде не найдем, причем вещи не какие-нибудь, знаете, элементы, винтики – нет-нет, принципиальные вещи, настолько серьезные, что переоценить их невозможно. Первое, с чем это связанно, совсем даже не с идеей Бога, нет-нет – идея Бога присутствует во многих религиях, даже не с идеей вечной жизни – присутствует в разных формах и эта мысль. Есть и другие вещи, и первое, о чём мне хотелось бы сказать, это понимание человека.
Вот только что мне в Дубне, какая-то там, видимо, последовательница сикхов подарила вот такой вот сборник с большим портретом одного из святых сикхов современности. Сейчас он в Москве и очень хотел бы встретиться здесь и у нас, я говорю, ну что же, можно было бы, но посмотрим. Некий Баба-Сикх и еще третье слово, ну в общем Бабаджи, так проще говоря. Я посмотрел, так кое-что, кое-какие статьи, его воззвание к народам России, его воззвание ко всему миру (это довольно интересно. Представляете, человек по всему миру обращается), и что он там пишет? Собственно ничего удивительного для меня нет. Но обращаю ваше внимание, что является основополагающей, что ли, доктриной, из которой проистекают все последующие выводы. Это утверждение, что по своей природе человек – вот тот человек, реальный человек – он здоров, но целый ряд факторов различного порядка мешают осуществлению этой здравости. Более того, нарушают эту здравость и делают его несчастным в этом мире. Я почему об этом говорю? Христианство предполагает беспрецедентное понимание человека в истории всерелигиозного сознания, если это Баба-Сикх говорит о том, что религия одна, а все прочие религии, т. е., вся совокупность религий, это есть не что иное, как только дисциплины, отдельные дисциплины в какой-то школе. Что руководители, организаторы, родоначальники религий – все они едины, а это вывод, то я скажу вам: он глубоко ошибается, вот они не знают. Знаете, интересно было его читать почему, это же есть то, что мы называем естественным Богопониманием. Естественные религии, не имеющие откровения, как они мыслят, что они чувствуют: «в общем мы хороши, но не умеем жить, нам нужно знать, как жить, и он нам говорит как, для того чтобы мы стали все хорошими». Христианство утверждает другое, кстати, очень неприятную вещь, и я вполне понимаю, почему христианство не так часто принимают искренно, большей частью принимают по обычаю, а искренно, с полным пониманием принимают очень нечасто. Вот одна из причин. Христианство утверждает, что человек создан Богом. Многие религии это признают с удовольствием и говорят, что он создан прекрасным – великолепно! Но дальше что оно утверждает? Что в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась, если сказать мягко, если сказать сильнее – природа человека поражена в корне. Ее жизнь поражена в корне, она стала смертной, и то, что мы видим проявление смерти в обычной жизни, на самом деле это есть не что иное, как только видимое выражение той пораженности человеческой природы, которое произошло в целом в человеке. Называется это поражение, это повреждение, это искажение различными терминами. Ну, вот в богословии усвоился термин «первородный грех», значит, речь идет в данном случае не о грехе как акте, совершенном прародителями, а как о том состоянии, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога. Для более такого, ну, что ли яркого восприятия этого момента я привожу такой пример: что произойдет с человеком, с водолазом, который погрузился в волны прекрасного моря и которого связывает шланг с кораблем, чтобы он мог дышать и питаться кислородом? Что произойдет с ним, если он, возмутившись тем, что сверху требуют подняться или делать то и другое. Возьмет нож и перережет шланг, чтобы стать свободным. «О, дайте, дайте мне свободу». Именно это произошло, утверждает христианство, произошел разрыв живой связи человека с Богом, связи какой? Духовной! Чтобы понять, что это такое духовной. Вы знаете, как иногда разрыв с человеком происходит, мы знаем все: кажется ничего, разрыв вдруг, он чуждым становится.
Это, к сожалению, случается иногда вот в браке, когда люди вдруг ощущают, что они совершенно чужие, были родные, и вдруг произошло, ну неважно, о причинах мы не говорим, становятся вдруг совершенно чужими людьми. Это ощущение внутреннее, оно не может быть передано какими-то словами, но это факт, и говорят, что этот факт – страшный. Так вот, здесь произошло нарушение внутренней связи между человеком и Богом. Вот этот «шланг», соединяющий человека с источником жизни, оказался нарушенным. Что за этим следует? Мы можем себе представить, происходят необратимые процессы в организме, необратимые, подчеркиваю, за какой-то гранью они необратимы. И тогда уже – беда. Христианское вероучение описывает, что произошло с человеком, оно говорит, что произошло расщепление свойств души на самостоятельно функционирующие части. В частности говорят о трех главнейших свойствах: ум, сердце и тело. Почему-то вот Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, целый ряд отцов указывают более всего на это, хотя вот Василий Великий пишет, что человечество оказалось, человеческая природа, раздробленной на тысячи частей. Это верно – всё раздроблено. Но основные компоненты, будем говорить, вот эти три, иногда их разделяют на два: духовное, или душа, – и тело. Сам факт, в общем, таков, что это учение отцов происходит не из каких-то философских, я бы сказал, спекуляций, нет сама жизнь наша, реальная жизнь, свидетельствует о том, что в нашей природе человеческой присутствует какой-то коренной и странный изъян. Об этом свидетельствуют великолепно как история человечества, так и жизнь каждого отдельного человека. О чём говорит история человечества? Я попытаюсь сейчас показать, что учение отцов о расщеплении человеческой природы – это не есть просто какая-то идея, это не идея, а это, если хотите, есть факт, подтверждаемый всей историей существования человека на земле, насколько мы ее знаем. К чему, повторяю, стремится всегда человечество? Ну конечно, к счастью, естественно, в чём видит оно счастье? В обеспеченности, в мире, в согласии, в справедливости, всегда несправедливость вызывает возмущение, правда же, совершенно очевидно, что происходит с человечеством всю историю, точно наоборот уже: брат убивает брата, Каин убивает уже Авеля, почему? В чём дело? Зависть, вот это да, зависть, а что это такое? Мало земли, полно, только это же рай еще был земной, зависть – жуткая вещь, о которой Василий Великий спустя сколько тысячелетий пишет: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Убивает родного брата, дальше – больше.
Достаточно почитать нам историю древнего мира, Библию, которая говорит о народах, потом о еврейском народе, достаточно почитать истории других народов: поражает, что непрекращающиеся войны, страшная эксплуатация, насилие, рабство, убийства. Боже мой, цивилизация сменяет цивилизацию каким путем? Путем насилия и войн. Человечество, где же разум? Оказывается, все ищут счастья – каким путем? Жутким. А если возьмем жизнь отдельного человека, по-моему, здесь лучшего даже и говорить нечего, каждый знает, когда вот эти страсти и страстишки полностью омрачают нашу жизнь, полностью ее губят из ничего: всё у человека кажется хорошо – нет, завидует и страдает, тщеславится (его не хвалят) и страдает. Ну, ешь ты на здоровье, нет, надо объесться так, что он бедный не знает, что делать. Его выносят на носилках, простите, это что, умный человек так поступает?
Да.… Где же ум, где же разум? Уж чего-чего, а ума никак нет, самым безумным оказывается самое умное существо. Вы прекрасно понимаете, что здесь иллюстраций можно привести бесчисленное множество. Все они свидетельствуют об одном, поразительном безумии человеческого ума. О поразительной бессердечности человеческого сердца, об удивительной издевке нашего тела над нашим умом, над нашей совестью. Действительно, как щука, рак и лебедь оказались наши ум, сердце и воля. Человеческое существо оказалось действительно раздробленным, больным. Христианство утверждает страшную вещь. Тот, о ком говорят: «Человек – это звучит гордо», оказывается, не только не гордо, а стыдно говорить об этом существе, он наг, и нищ, и убог. И самое печальное, это хуже уже даже того, что сказано, самое печальное, что человек не видит этого, он видит себя хорошим, он видит себя здоровым и это доказывает на каждом шагу всем своим поведением, всеми своими реакциями на любые замечания, на любое замечание, которое будет ему сделано. Христианство и говорит, что вот это вот – состояние пораженности человека, человеческой природы, а носителем этой природы является же каждый из нас. Ведь речь идет здесь не о личностном грехе, а о пораженности природы. И вот христианство говорит, что каждый из нас, каждый из людей, являясь носителем этой пораженности, оказывается в таком состоянии, что он не способен изменить ее. Можно попридержать, можно что-то украсить, что-то на время, на долгое может быть время, но всё это живет во мне, если я сейчас не раздражаюсь, это не значит, что через мгновение я не окажусь совсем другим человеком. Так, что даже никто и узнать не может, вот что говорит христианство. Вот что оно утверждает. Можно сказать так, что вот это повреждение, которое произошло в результате грехопадения человека, оно носит уже характер наследственный. Христианство и говорит – да, это вот жало смерти, это образное выражение, а лучше сказать, вот та дурная природа, которая возникла в Адаме и Еве – в первых людях после грехопадения, она уже стала нормой каждого из последующих потомков. Это факт. Факт, с одной стороны, вероучения христианского, с другой стороны, подтверждаемый всей жизнью мира.
Вот о чём говорит христианство. Этим оно выделяется из всех религий. И из всех систем мысли вот эта идея первородного греха совершенно отсутствует в других религиях. Ее нет. Она совершенно неприемлема сознанием нерелигиозным, этой мысли нет, а вы подумайте, только представьте себе: человек уже поражен смертельной болезнью, а он не верит в это, строит грандиозные планы, что из этого всего получится? Со стороны посмотрит философ и скажет: «Да, бедный ты человек. Тебе осталось жития всего ничего, а ты что делаешь?» А представьте, если психика поражена и он там, этот больной, бредит, и бог знает что говорит, а здоровый человек что скажет? «Боже мой, что ж ты делаешь?» Наш прогресс, которым так гордится человечество, в конце концов привел нас к тому состоянию, о котором сейчас говорят с большим напряжением, говорят как о чём-то страшном. Если человечество сейчас не сможет перейти на другие рельсы жизни, то мы оказываемся перед неминуемой гибелью по очень многим параметрам жизни. Вот такова ситуация. Изменить ни один человек не сможет себя, переделать – нет, исцелить невозможно. Вот почему христианство утверждает, что для изменения этой ситуации уже требуются силы не человеческие, а сверхчеловеческие. Если Божество не придет и не поможет нам избавиться от этой наследственной болезни, то человечество ожидает гибель, гибель, речь идет не просто о телесной гибели, а о гибели духовной. Кто может избавить меня от страстей? Ну что сделать, чтобы не завидовать? Легко сказать «не завидуй», а как я могу не завидовать, ну как я могу не завидовать, если его наградили, вон смотрите как, а меня нет. Ну как тут не будешь завидовать, позеленеешь, правда же, легко это всё сказать, а трудно сделать. Так вот, первое, из чего исходит христианство – это из понимания человеком настоящего его состояния как существа поврежденного. И отсюда проистекает главнейший христианский догмат. Который выражает всё существо христианства, и на котором христианство стоит, и без которого христианства просто нет. Христианство утверждает, что Христос Богочеловек есть не кто иной, как Бог, Бог Слово, или Сын Божий. Он воплощается, т. е. принимает на себя (на себя! слышите?) вот эту вот человеческую природу, больную, смертную. И через страдания, через смерть восстанавливает эту природу человеческую. В самом себе. Это восстановление в самом себе имеет колоссальные последствия для всей последующей жизни, ибо открывается возможность, которой не было в человечестве до того времени. Он дает возможность духовного рождения каждому человеку, понимающему, кто он, принимающего Его, получить семя новой жизни в самом себе.
Если наше настоящее состояние глубоко болезненное и смертное явилось, так сказать, естественным следствием грехопадения первых людей и мы рождаемся в нём без всякого на то согласия, и нашей воли, и нашего произволения. То уже рождение, новое духовное рождение – оно сопряжено с сознанием и волей человека. Сопряжено с его личностью, с его личным обращением к тому, что он признает как истину, и только если он признает во Христе истину, если только он увидит в Нём Спасителя, тогда может совершиться это духовное рождение. Тогда начинается в этом человеке процесс возрождения, процесс духовного восстановления, процесс той жизни, которая дает возможность приобщения человека к истинному благу. Ведь то благо или то счастье, которое ищет человечество, оно же оказывается просто поразительно безумным. Вот вам еще одно из доказательств, что ли, глубокой поврежденности человека. Поразительно безумным. Посмотрите, какие силы душевные и телесные, психические и духовные тратили люди на достижение так называемого счастья, сколько совершают часто преступлений, чтобы достичь счастья. Неужели не понимают такой простой вещи: человек, ты же не знаешь, в какой момент ты покинешь эту землю, этот мир. Кто знает? Назовите его? Никто не знает. Так где же твой ум? Когда ты точно знаешь, что ты умрешь, точно зная, отдашь все силы, нарушая законы и человеческие, и Божеские часто, на приобретение того, что лопается в мгновение ока, как мыльный пузырь, где же такой разум? Каждый день ты хоронишь людей и знаешь. Безумие. Нельзя же назвать состояние человека перед казнью, перед смертной казнью, когда кто-нибудь даст ему конфетку – ух какое блаженство невероятнейшее. Не этим ли занимается человечество, когда перед смертью желает приобрести то, другое, третье, желает насладиться тем, другим, четвертым – перед смертью?! Где же разум? Ясно, что есть только два принципиальных мировоззрения – есть Бог и вечная жизнь, или нет Бога и нет вечной жизни, но если в первом случае открывается смысл, то в другом случае всё закрывается и остается одна мрачная бессмыслица. Помните, мы с вами говорили про кредо атеизма «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть, и не знаешь, в какой момент». Так вот, христианство, в отличие от этого безумия (поистине безумия!), вот начинаешь понимать, почему апостолы пишут, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом», действительно безумие. Христианство говорит совершенно о другом, говорит, да, есть благо, есть это счастье, жизнь и смысл жизни может быть только в жизни, и эта жизнь открывается здесь, когда есть возможность победить смерть. Мы сейчас с вами не касаемся тех моментов, как, что и почему, – сейчас мы говорим о сути. Христианство возвещает о том, что Христос побеждает смерть в Самом Себе, своим Воскресением Он свидетельствует об этом и дает через Себя возможность каждому человеку приобщиться к вечной жизни. Если есть перспектива вечной жизни – тогда я верю: есть счастье. Если вечная жизнь – это есть счастье, если же мне говорят, что я, вот сейчас мне дали подержать кусок золота, подержать, ну подержи, сейчас через минуту мы у тебя отнимем.
И это кто-то называет счастьем? Я скажу, извините, это что за садист такой, который издевается надо мной? Надели на тебя корону царскую, ну как хорош, да? Ну хватит, голубчик, а теперь голову давай вместе с короной. Христианство, говоря о вечной жизни и говоря о Христе как источнике этого бессмертия, открывает человеку дорогу к источнику блага, к источнику счастья, и оно заключается, оказывается, не в этих вещах этого мира, ибо всё это пройдет, оно заключается в глубине человеческой души.
Царство Божие внутрь вас есть
Вот как оно достигается, как оно приобретается, это счастье, это благо, какие для этого требуются средства, что дано Христом, что требуется, это вопрос уже другой, об этом, я надеюсь, мы с вами поговорим, но сейчас мне бы хотелось именно вот это, об этом вам сказать, что христианство уникально в том смысле, оно говорит совершенно о другом характере понимания и самого счастья и средств его достижения. Христианство предупреждает и каждого человека: смотри на себя, знай, что твоя природа больна. Знай, не доверяйся своим мыслям всем. Единственное правило, которое ты должен иметь: относись к другому человеку так, как говорит Евангелие, этим самым ты поступишь правильно. Этим самым ты взрыхлишь почву в душе своей, на которой могут произрасти плоды того блага, к которому стремится каждый человек. Вот в чём вся суть христианства, а знаете, как много неверных трактовок. О, я думаю, что нам будет небезынтересно поговорить о них, иногда положительное раскрытие вопроса, оно оказывается психологически недостаточным и потом оно не может подчас указать на все те стороны, которые просто необходимо видеть для лучшего понимания его. Вот я и хочу вам сейчас назвать и немножечко поговорить о некоторых вещах, которые связаны с неверным пониманием существа Христианства. Я бы назвал вам несколько таких вещей, каждая из которых заслуживает, мне кажется, внимания. Первое, исторически первое и которое остается важным, в смысле его знания, остается по сей день глубоким заблуждением в отношении христианства как некоего продолжения ветхозаветной религии, иудейства даже. Вы помните, христианство называли сектой иудейской, римские историки именно так и понимали христианство. И вначале действительно трудно было, поскольку все проповедники оказались в большинстве своем евреи, иудеи. На самых первых порах, буквально, они даже, многие из них, помните, апостолы посещали даже Иерусалимский храм, даже приносили жертвы, еще шел процесс, Церковь только зарождалась. Еще не было ясного понимания и отчетливо выраженного представления о том, что произошло. И многие видели в христианстве не что иное, как продолжение и развитие ветхозаветной религии. Однако дальше история показала очень интересные вещи. Во-первых, и самое такое, может быть, неприятное: иудейство восстало на христианство, восстало всеми средствами, которыми только оно располагало. Не только там, в Палестине, но послы из Палестины пошли во все народы, всюду, где были иудеи рассеянные. У Иустина Философа очень интересные вещи в его разговоре с Трифоном иудеем сообщаются: раввинистическое иудейство посылает гонцов всюду, и эти гонцы доходят не только до евреев рассеяния, они идут дальше, идут к правителям, жестокое уничтожение христианства. То, кстати, о чём, теперь почему-то не говорят, не принято, видите ли, говорят только о другом, об утеснениях евреев христианской церковью. Были жуткие гонения на христианство. Возник конфликт, Иустин Философ говорит о том, что «тем не менее мы вас не ненавидим, у нас нет к вам ненависти, и мы молимся за вас, чтобы Бог открыл вам тем не менее истину», но факт остается таким. В настоящее время ситуация остается очень странной.
Когда произошла реформация, то иудейство подняло голову, вы знаете, что протестантизм своим, кстати, одним из первых было борьба с иконами, с изображениями, кальвинистские храмы и сейчас, если вы зайдете, я вот заходил, ничем не отличаются от синагоги, просто ничем, обращение к Ветхому Завету усиливается и сейчас уже можно констатировать, что западное христианство находится целиком и полностью под влиянием Ветхого Завета, все христианские истины интерпретируются через Ветхий Завет, особенно нравственные истины, вы не найдете на западе «ирине», вы не найдете только «шалом», ну мир, и то и другое, и «шалом» – мир, и «ирине» – мир. Христианские организации под названием «шалом», не «ирине», а это вещи совершенно разные, понятия совершенно разные. Ветхозаветный мир – это благоденствие земное, «шалом» – это благоденствие земное, какое же благоденствие, если война, никакого благоденствия. «Ирине» говорит о мире духовном, благодаря которому только возможно истинное и земное благоденствие, не языческое, а истинное, совершенно разные вещи, в настоящее время идет очень сильная иудеизация христианства на Западе, в этом отношении папа римский особенно усердствует, впечатление такое, что он идет во главе всех. Его некоторые заявления просто поражают даже, что он говорит: или человек не хочет думать, или он преклоняется перед той финансовой силой, но просто жалко и неприятно. При Ватикане существуют папские советы, один из папских советов по христианскому единству, другой папский совет по диалогу с другими религиями. Два папских совета есть, занимаются этими вопросами, диалог с иудейством ведется, в папском совете по христианскому единству, т. е. опять оказывается: христианство и иудейство, оказывается, одно и то же. Возвращаемся к первому веку, но вопрос возникает, а почему? Ответ: у нас одна Библия, так простите, разве дело только в Библии? Сущность христианства – Христос. Для иудейства Христос – кто такой? Лжемессия, слышите? При одной Библии, так как же тогда мы можем тут рассуждать, это совершенно другая религия. Бабаджи говорит, что Иисус – пророк, понятно, это другие религии, они не говорят, что он лжемессия, здесь даже говорится – лжемессия. Или из выступления Иоанна Павла II в Ватикане в октябре 1997 г. Был симпозиум «Корни антииудаизма в христианской среде», и вот что он там сказал: «Этот народ призван и ведом Богом, Творцом неба и земли. Поэтому его существование не принадлежит к одной только сфере природных или культурных явлений, в том смысле, в котором человек при помощи культуры развивает свои природные ресурсы (то есть, значит, как все другие народы), существование этого народа – это факт сверхъестественный, это народ завета и таковым он остается всегда и несмотря ни на что, даже когда люди не верны» – это что такое?
Бедный Христос, когда говорит: «придут с востока и запада, с севера и юга и возлягут с Авраамом и Исааком, а сыны царствия будут изгнаны вон». Ничего Он не понимал, видно, когда говорил: «вот отец ваш дьявол, и вы похоти отца вашего творите», как он заблуждался. Или притча о виноградарях, которые поняли, о чём идет речь, что, папа Римский не знает этого, да? Не читал Священного Писания никогда? Когда жуткие такие вещи, даже если народ не верен, значит, распинатели Христа, оказывается, всё равно остаются?
Иуда, значит, предавший Христа, всё равно ему, Бог ему верен? Что он говорит? Так вот, это одно из глубоких заблуждений. Я не знаю, уж действительно это заблуждение у него или это просто сознательный акт. Это Бог ему судья, но мы говорим о заблуждении сейчас, одном из глубоких заблуждений: понимать христианство как какое-то продолжение Ветхого завета. Ветхий завет был только тенью, слышите, образом будущих благ, образом несовершенным, поэтому Иоанн Златоуст говорит: «Ветхий завет отстает от Нового, как земля от неба». Но факт таков: в XX веке, вновь после двух тысяч существования христианства оно вновь, на западе по крайней мере, у нас пока этого еще нет, но это будет, но пока нет. Христианство вновь рассматривается как секта иудейская, с чем вас и поздравляю. Второе понимание христианства, неверное понимание, связано с философским его восприятием, христианство рассматривают просто как новую доктрину, новое учение, которое сообщило человечеству массу новых идей, которых оно просто не знало. Мы об этом поговорим потом. Действительно, это учение – уникальный факт в отношении очень многих истин, возвещенных христианством. Одно только понимание Бога как Бога единого в Троице уже о чём говорит, т. е. христианство – это есть то новое учение, которое должно преобразить мир. Почему неверно такое восприятие христианства. По очень простой причине, самый большой факт каков?
Что большинство христиан просто ничего не знают об этом учении. Знают о Христе Иисусе, знают Крест, знают кое-что, самое немногое, никаких богословских тонкостей они не знают, да и не видят даже особого какого-то смысла, что ли, глубокого, восхищаются философы и мыслители, народ просто верит. Сколько мучеников, которых мы знаем, стали святыми, совсем не зная никаких этих тонкостей учения. Дело совсем не в учении, а дело в факте вот этого сверхъестественного явления в мир самого Бога. За явлением Бога Слова Воплощенного произошло другое такое же колоссальное явление Бога Духа Святого, действие, которое поразительным было и остается. Вы же помните, что произошло после сошествия Святого Духа, какие дары Святого Духа получали люди? До самых удивительных, говорили на иностранных языках, ну, это вопрос другой. Я хочу сказать, что, конечно, существо христианства не в учении. Если бы это было так, Христос ничем не отличался бы от того же Будды, от того же Конфуция, от того же Мухаммеда, от того же Заратустры, от того же Пифагора, или Сократа, или Моисея и пр., все учения мог бы преподнести Иоанн Креститель. Суть христианства в Жертве Христовой, почему Крест и остается символом христианства. Крест, ибо он символ Жертвы, совсем не учение. Учение это то, что необходимо для принятия этой Жертвы Крестной, что сочетается с пониманием этой Жертвы Крестной. Мы бы не могли понять этой Жертвы Крестной, если бы не было открыто о Боге Троице, мы бы не могли просто понять это. Т. е. учение является вторичным, и Христос в первую очередь совсем не Учитель. Учитель Он? Да, но не в первую очередь, в первую очередь Он – Спаситель, а Учитель во вторую очередь, поэтому любого другого учителя и основателя религии можно заменить и не важно, кто явился основателем. Мухаммед, или Будда, или другой какой-то ученик, Моисей или там Иисус Навин, и, в конце концов, какая разница, никакой разницы. Бог может говорить через каждого. В христианстве, если вы скажете, что Иисуса Христа не было, всё рассыпалось моментально, дело не в учении. Сказали бы: Христа не было, а учение преподнес Павел – всё, христианства нет, потому что, повторяю еще раз, Жертва Христова составляет суть христианства, а не учение людей, научить мог бы любой из пророков. Сколь же неверным является и восприятие христианства как нового Закона Божия, вот это вот обрядово-законническое восприятие христианства, оно является не чем иным, как инерцией, идущей действительно от Ветхого Завета и не только с него, от иудейства, но и языческих религий. Вы знаете, вот человеку очень импонирует что? Хочется спастись? Хочется. А как? Христианство говорит, что нужно измениться человеку по образу Христа. Это очень трудно, как мы уже говорили. Я не могу победить зависть там или тщеславие, а есть другой способ. Церковью для помощи человека очень много дается средств, помогающих ему.