…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам последние в своих сочинениях; и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем и считаем великой для себя прибылью.
Но ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно
Светлые выси, умом мудрецов укреплённые прочно…
…пока молод,
Сердцем ты чистым слова впитывай и вверяйся мудрейшим.
Запах, который впитал ещё новый сосуд, сохранится
Долгое время.
Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
Л. Толстой
Воспоминания о замечательных людях… время от времени порождают в нас дух размышления. Они возникают перед нами, как заветы всех поколений…
Каждый разумный человек отлично знает, что, в сущности, подлинную ценность имеет лишь рассмотрение их своеобразной целостности, и всё же пытается мыслью и словом что-то извлечь из них.
Мы должны сохранять память не об одних только деяниях людей, но и об их словах…
Настоящее хранилище этих слов, этих сказаний – сборники речей, посланий, изречений. В самом деле, нельзя не согласиться, что речи людей, преисполненных опытности о важных и трудных делах и обстоятельствах, настолько же служат к умножению знаний, насколько дают пищу красноречию.
Не считайте себя незваными гостями на пиру мудрецов. Займите там уготованное вам место. И тогда, с глазу на глаз с прекрасными творениями поэтов, учёных, артистов, историков всех времён и народов, вы правильно оцените свои способности, и вашим взорам откроются новые, широкие, неведомые горизонты.
Какое мне дело до этих греков и римлян? Они умерли и мертвы, а мы живы. Что они могут мне рассказать, чего бы я не знал не хуже их?.. Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на неё скучающий взор, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов!.. я вытягивал таких карпов, таких щук! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных… и они жили, плясали… А я-то считал их мёртвыми!
Слово – звезда. В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит ещё тысячи лет.
Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.