Примечания

1

Книга первая из труда «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vorstellung»), пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда.

2

Пропедевтика – предварительное обучение, вводный курс. – Здесь и далее прим, ред., если не указано иное.

3

Здесь – необходимое, само собой разумеющееся следствие чего-либо.

4

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

5

В настоящее издание не вошло.

6

Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

7

Веды – памятники древнеиндийской литературы (конец второго – начало первого тысячелетия до н. э.).

8

Упанишады – заключительная часть вед, основа всех религиозных и философских систем Индии.

9

XIX век.

10

Намек на Фридриха Якоби (1743–1819), немецкого философа, твердого приверженца теизма и противника философии Канта.

11

Рефлективно-абстрактного – здесь: способного познавать самого себя.

12

Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

13

Джордж Беркли (1685–1753) – английский философ, епископ. Сформулировал и развивал идею разделения бытия на объекты (наблюдаемые явления) и субъекты (наблюдателей).

14

Вьяса – древнеиндийский мудрец, считающийся составителем и, возможно, автором Вед и других древних индийских текстов.

15

Сэр Уильям Джонс (1746–1794) – британский филолог, востоковед, переводчик.

16

Веданта – одно из ортодоксальных направление индуизма.

17

Эмпирическая реальность – мир явлений как отражение объективной реальности в сознании человека.

18

Трансцендентальная идеальность – целостность человеческого сознания как единство чувственного восприятия и рассудка.

19

Объект в себе (по Шопенгауэру) – уточнение понятия вещь в себе (по Канту) с учетом неразрывности связи объекта и субъекта.

20

Поскольку органическое тело служит исходным пунктом для созерцания всех других объектов, следовательно опосредует их, я назвал его непосредственным объектом. – Прим. авт.

21

«О четверояком корне закона достаточного основания: философский трактат» («Uber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde: eine philosophische Abhandlung», 1813).

22

Причинно-следственная связь физических явлений, примитивные рефлексы у растений, мотивированное поведение животных, связность человеческого мышления.

Загрузка...