(№№ 2 – 5 2017 г., 1 – 6 2018 г., 1 – 5 2019 г., 1 – 7 2020 г., 1 – 5 2021 г., 1 – 6 2022 г., 1 – 6 2023 г., 1 2024 г.)
Все квалифицированные и опытные инструкторы признают это и часто включают КАТА в тренировки своих учеников-дзюдоистов. Дзюдоисты – ученики и инструкторы, настаивающие на том, что КАТА не приносят дзюдоисту пользы, делают большую ошибку. Все ошибки и слабости заложены не в КАТА, а в человеке, исполняющем КАТА или руководящем исполнением. При отработке КАТА, поскольку вы изучаете технику и стараетесь улучшить свою техническую подготовку, вы всегда работаете в контролируемых условиях. В работе должно быть взаимодействие: и вы, и партнёр играете заданные роли, помогая друг другу. Такая работа во многом похожа на совместную игру музыкантов или актёров, где работа каждого при условии правильного исполнения, соединяясь, даёт эффект гармонии. Но, несмотря на это взаимодействие, должен существовать и чёткий продуманный настрой, отражающий роль каждого из партнёров. Все КАТА школы Кодокан в духовном плане основаны на реальных ситуациях нападения и защиты.
Любые нарушения серьёзного настроя снижают значение КАТА как эффективного и нужного тренировочного метода. Каждое движение должно соответствовать Принципу дзюдо. В начале при изучении КАТА сконцентрируйтесь на изучении дисциплин Нагэ-но-ката и Катамэ-но-ката. Эти базовые КАТА необходимы для подготовки мастера-дзюдоиста. Первые два-три года занятий дзюдо сконцентрируйтесь на технических сериях. В Нагэ-но-ката 9 техник (3 броска руками, 3 броска бедрами и тазом, 3 броска ногами). А в Катамэ-но-ката основное внимание уделяется технике удержания (5 техник) осаекоми-вадза. Эти технические серии создают основу для вашей подготовки в дзюдо.
Продолжаем изучать КАТА.
Перемещения
В рассматриваемом КАТА используются оба типа шагов – аюми-аси и цуги-аси. Эти перемещения важны и для выполнения Катамэ-но-ката. Подготовительные движения выхода на татами для выполнения Катамэ-но-ката и для ТОРИ и для УКЭ основаны на аюми-аси, как и все подготовительные перемещения в положении стоя между собственно приёмами борьбы в партере. Во всех остальных движениях ТОРИ и УКЭ должны использовать цуги-аси – в закрытом положении кёси и в сидзэнтай на коленях. Подъём на ноги из открытой стойки кёси всегда заканчивается в сидзэнхонтай, не надо ставить ноги вместе. Чтобы правильно встать на ноги из открытой стойки кёси, сначала немного подвинуть скользящим движением правую ногу внутрь, потом встать естественным движением; не надо ставить правую ногу в закрытое положение кёси. Движение перехода ТОРИ в дальнее положение начинается из сидзэнхонтай поворотом на месте в направлении предлагаемого движения; затем ТОРИ медленно выполняет перемещение, начиная с левой ноги. Перемещение ТОРИ из одного дальнего положения в другое выполняется прямыми шагами аюми-аси по кратчайшей траектории (по диагонали) к новому положению. Чтобы переместиться вперёд на один шаг цуги-аси в положение кёси, надо сначала перейти в закрытую стойку, скользящим движением перемещая правую ногу из положения справа к внутренней части левого колена, стоящего на татами, пальцы правой ноги примерно на одной линии с левым коленом. Не делая паузу, скользящим движением пододвинуть правую ногу вперёд на длину естественного шага; длину шага надо подобрать так, чтобы подошва правой ноги сохраняла контакт с татами, обеспечивая надёжную опору при последующем перемещении веса тела, создающем движение вперёд. Скользящим движением подвинуть вперёд стоящую на колене левую ногу, сохраняя опору на подогнутые пальцы ноги, пятка вверх. Левое колено должно оказаться рядом с правой лодыжкой. Снова перейти в исходное (открытое) положение, скользящим движением отводя правую ногу вправо без отрыва от поверхности татами. Перемещение назад шагами цуги-аси выполняется из закрытого положения кёси путём повторения указанной последовательности движений в обратном порядке.
Перемещения
На занятиях по основам базовой техники дзюдо вы изучили два типа шагов. В рассматриваемом КАТА эффективно используются оба типа. Обычные шаги, когда вперёд ставится одна нога, потом другая и т.д., называются аюми-аси или цудзуки-аси. Другой тип шагов – скользящие шаги, когда одна нога постоянно двигается вперёд, а другая подтягивается сзади и никогда не выводится вперёд, называется цуги-аси. В рассматриваемом КАТА важно, чтобы эти шаги выполнялись с лёгким скольжением по поверхности татами. Не поднимайте ногу слишком высоко перед тем, как поставить её на татами, то есть не передвигайтесь прыжками.
Кодокан-госин дзюцу (яп., Навыки самообороны Кодокан) было самым последним дзюдоистским КАТА из Кодокан, созданным в 1956 году. По сравнению с Кимэ-но-ката это более современный набор приёмов самообороны. Вместо атак мечами КАТА содержит защиту от атак палкой и пистолетом. Первые две группы – это атаки без оружия с близкого расстояния, когда УКЭ держит ТОРИ, и с расстояния, когда УКЭ наносит удары руками или ногами (12 техник). Последние три группы – это атаки оружием: кинжалом, палкой и пистолетом (9 техник, всего 21 техника).
Начинаем изучать критерии оценки техники Кодокан-госин-дзюцу.
Критерии оценки в соревнованиях по дзюдо КАТА (согласно МДФ с дополнениями 2022 года). Мы даём информацию о наиболее допускаемых ошибках в Кодокан-госин-дзюцу, на что надо обращать внимание обязательно тренерам, судьям и катистам, работающим в КАТА.
Элементы:
– дистанция: включает начальную дистанцию в 4 м – средняя
– УКЭ занимает позицию перед атакой примерно в 4 м (пропущенный юкай) – средняя
– инвертированная стартовая позиция – забытая техника в ритуале начала и большая ошибка в каждой технике
– ТОРИ или УКЭ путают последовательность техник – забытая техника
– поклоны – средняя
– дистанция – средняя
– дзюдоги, наспинный номер и пояс – средняя в ритуале начала и окончания
– потеря перевязочных средств во время демонстрации техник – средняя в ритуале окончания
– потеря пояса – большая
– манипуляция с оружием – средняя
– использование оружия в каждой отдельной технике – средняя
– потеря оружия – большая
– потеря контроля – большая
– касание ТОРИ или УКЭ во время атаки – средняя/большая
– направление при выполнении техники – средняя
– взгляд ТОРИ при выполнении болевого приёма направлен вперёд – малая
– киай – малая (если ошибка незначительная), средняя (если отсутствует)
– скорость и плавность, эффективность и реализм – средняя в каждой технике
– выполнение удара дважды – малая
Техника:
Манипуляция с оружием
– УКЭ держит нож (лезвием вверх) и палку в правой руке, они оба направлены назад-вниз, при этом нож находится с внутренней стороны. Пистолет спрятан под курткой. УКЭ делает шаг назад правой ногой, потом идёт вперёд в сторону судей (дистанция 3 м) и становится, сведя пятки вместе; сев в сэйдза, он сначала кладёт палку, затем рядом с ней и ближе всего к себе нож (лезвием на себя, остриё смотрит влево) и, наконец, пистолет (дулом влево и рукояткой на себя), который находится дальше всего. Правая боковая линия пистолета должна быть на одной линии с краем рукоятки ножа. В конце КАТА УКЭ делает шаг назад правой ногой, идёт в сторону судей, чтобы собрать оружие: из стойки (пятки сведены) УКЭ опускается в сэйдза, затем берёт нож и палку. Пистолет остаётся под курткой – малая/большая
Продолжение в следующем номере журнала.
Критерии оценки в соревнованиях по дзюдо КАТА (согласно МДФ с дополнениями 2022 года). Мы даём информацию о наиболее допускаемых ошибках в Дзю-но-ката, на что надо обращать внимание обязательно тренерам, судьям и катистам, работающим в КАТА.
Продолжаем изучать критерии оценки третьего блока (11 – 15 техник) Дзю-но-ката.
11. ОБИ-ТОРИ (захват за пояс)
– УКЭ: делает шаг вперёд левой ногой (руки скрещены (левая рука сверху), ладони направлены вниз) и пытается схватить пояс ТОРИ – малая/средняя
– ТОРИ: правой рукой обхватывает левое запястье УКЭ (тыльная сторона ладони направлена вниз) и тянет его влево, затем левой рукой обхватывает левый локоть УКЭ и толкает его вверх; затем правой рукой тянет правое плечо УКЭ, пытаясь повернуть УКЭ по часовой стрелке – малая/средняя
– УКЭ: поворачивается, тянет правый локоть ТОРИ в сторону и притягивает левое плечо ТОРИ, отталкивая локоть ТОРИ вверх – малая/средняя
– ТОРИ: снова поворачивается, притягивает УКЭ и поднимает его на манер Уки-гоши (или О-гоши) – малая/средняя
12. МУНЭ-ОСИ (толчок в грудь)
– УКЭ: толкает ТОРИ правой ладонью в левую часть корпуса, ТОРИ отталкивает правое запястье УКЭ левой рукой в форме Яхазу (V-образная форма) и толкает УКЭ правой рукой в левую часть его корпуса, УКЭ обхватывает правое запястье ТОРИ, и они делают полный оборот, меняя захват в процессе – малая/средняя
– ТОРИ: блокирует правую руку УКЭ и меняет захват на его выпрямленной левой руке (обхватывает локоть) и нарушает его равновесие назад в сторону правого заднего угла – малая/средняя
– заключение: ТОРИ заступает за УКЭ сначала правой ногой, затем левой, опускает таз и нарушает равновесие УКЭ ещё сильнее – средняя
13. ЦУКИ-АГЭ (удар кулаком снизу в челюсть)
– УКЭ: отступает назад правой ногой, затем возвращается, стараясь нанести удар в подбородок ТОРИ – малая/средняя
– ТОРИ: отклоняется назад, чтобы избежать удара, ловит кулак УКЭ правой рукой, кладёт левую ладонь на правый локоть УКЭ, делает шаг вперёд левой ногой и поворачивает УКЭ – малая/средняя
– УКЭ: поворачивается на 360°, опираясь на левую ногу – малая/средняя
– ТОРИ: вытягивает правую руку УКЭ вверх, обхватывает правый локоть УКЭ, проводит удэ-гарами и нарушает равновесие УКЭ назад в сторону правого заднего угла. ТОРИ шагает сначала левой, затем правой ногой – малая/средняя
14. УТИ-ОРОСИ (удар кулаком вниз по голове)
– УКЭ: делает большой круг правой рукой, делает шаг вперёд правой ногой и пытается нанести удар в макушку ТОРИ тыльной стороной кулака – малая/средняя