Глава 2 Спираль обреченности, или Как принцессу превращают в пастушку

Детские травмы

Начнем издалека: как «удобряется почва» под будущие страдания. То есть с общественных и семейных мифов и токсичных установок.

На терапии я часто слышу от девушек и женщин вопросы-утверждения: «Это я виновата?», «Я притянула?», «Он пришел в мою жизнь, чтобы я отработала что-то в карме?»

Я понимаю, откуда вопрос. Это принятая позиция в обществе, излюбленная тема недопсихологов и недокоучей. Им очень удобно, чтобы женщина оставалась в униженном положении.

Некоторым коучам и психологам именно так проще тобой манипулировать, чтобы ты бесконечно копалась в своей псевдовине и платила им деньги за нескончаемые «сессии исцеления».

Они не дадут действующих техник – им это невыгодно. Тогда ты быстро придешь в себя и перестанешь их кормить.

Но нет. Послушай меня – это не твоя вина!

Многие женщины воспитаны в режиме «учись – замуж – рожай (срочно, часики-то тикают!) – мужик – твое все».

Зацикленность на якобы истинно женской миссии и закладывает разрушительную программу в мозг представительницы слабого пола.

Мы не мыслим жизни без мужчины. На этом фоне влюбляемся почти в любого, кто обратит внимание, ведь нам говорят: «Не переоценивай себя», «Мужиков мало», «Тебе пора рожать», «Останешься никому не нужной».

Нас не учат выставлять личные границы и требовать качества жизни и отношений. Нас не учат, что мужчина тоже многое должен делать для нас и нам не нужен тот, кто не выполняет своих обязательств.

Наоборот. Тщательно вбивают в голову, что мы – обслуга. Что наша функция – найти мужчину, выйти замуж, родить, забыть о себе, терпеть любые кошмары и продолжать (а как иначе-то? НЕ ДАЙ БОГ ОН ТЕБЯ БРОСИТ!)

Нам внушают панический страх «потерять мужика». А потом уже этот «мужик» внушает, что больше мы никому не нужны. И только он из сострадания (поклонимся ему в ноги) терпит нас, хоть мы его и не заслуживаем.

Нас не учили уважать себя и отстаивать свои права. Нас не учили выбирать партнера и проверять его мужские качества и характер.

Нас не учили понимать, что мы никому не должны «доказывать» любовь или выпрашивать ее.

Мужчин же, в свою очередь, общество учит, что мы – «мясо» и у нас есть «срок годности». Мы созданы их обслуживать и больше ни на что не годимся. Их учили нас не уважать и нас предавать.

Им сказали, что измены – норма (и в чем-то даже подтверждение их МУЖЕСТВЕННОСТИ). Им сказали, что нас слишком много. Потому что на десять девчонок… ну ты помнишь.

А значит, мы – дешевый товар. И нас всегда можно заменить на молодое «мясо», а его, в свою очередь, заменить на еще более юное.

Треугольник Карпмана

Ты наверняка слышала термин «треугольник Карпмана». Поэтому я решила описать его.

При этом хочу сказать, что я формулу треугольника ни в терапии, ни в оценке ситуаций не применяю. Лично у меня треугольник Карпмана не вызывает симпатии, так как психологи обычно его используют в посттравматической терапии в качестве инструмента обвинения.

Если присмотреться, виновата опять жертва. Наш «любимый» виктимблейминг. И мало того, что она виновата в «круговороте» треугольника, так еще и текущее положение вещей якобы приносит ей пользу или выгоду. Я категорически против подобной позиции. Как и против виктимблейминга в целом.

При мне обвинять жертву – это добровольно класть голову на плаху. Я такое не позволяю и не прощаю.

НО! Читай и делай свои собственные выводы. В любом случае ты должна знать все термины и теории, чтобы разбираться в теме свободно.

Последователь Эрика Берна Стивен Карпман описал социально-психологическую модель взаимодействия между людьми. В этой модели три основные роли: Жертва, Избавитель и Преследователь. Притом что роли только три, количество участников этого треугольника не ограничено. Каждый участник извлекает свою выгоду из этого процесса, именно это и подталкивает на подобное взаимодействие.

Соответственно данному распределению Жертва – это личность, на которую оказывают давление, преследуют.

Обычно Жертва видит корень всех проблем в обстоятельствах или в Преследователе. Жертва будет жаловаться на неудачи, винить в них весь мир, других людей, но только не себя. Жертва обычно занимает положение беспомощного человека.

Полноценная личность плохо переносит свою беспомощность, а когда появляется Избавитель, ситуация ухудшается. В какой бы «яме» ни находилась Жертва и как бы ни чувствовала себя слабой, она всегда хочет услышать слова о том, что все сможет преодолеть.

Однако Избавитель общается с жертвой как с несамостоятельной фигурой, решает за нее важные вопросы и всячески лезет в разруливание ее проблем, Жертва злится и ощущает себя неполноценной.

Эти эмоции со временем и делают из Жертвы Тирана (Преследователя), гнев которого направлен на Избавителя.

Роль Избавителя в треугольнике не настолько очевидна, как роль Жертвы или Преследователя.

В данной системе Избавитель – это не тот, кто бросается на помощь при каких-то экстренных случаях. У этого человека есть своя неявная причина для помощи, которая заключается в эгоистичной выгоде.

Внешне он старается помочь жертве разрешить проблемы, но, помимо помощи, он также прилагает усилия, чтобы ситуация не разрешилась слишком быстро, потому что из самого процесса он получает необходимую ему выгоду. Например, помогая жертве, он ощущает себя значимым, ведь от него зависит человек, таким образом, он самоутверждается за счет жертвы.

Треугольник – это психологическая игра, в которой каждый участник старается достичь своей выгоды.

На самом деле, Жертва не столь бессильна, как кажется, Избавитель на деле не слишком помогает в решении проблем, а претензии Преследователя не так необоснованны.

В большинстве случаев помощь оказывается бесполезной и даже вредоносной, а Избавитель (соответственно) становится Преследователем.

Преследователь – та личность, которая навязывает свою волю и мысли, давит на Жертву. Такое поведение может иметь даже черты физического принуждения.

Для Преследователя Жертва виновата во всем, это мнение он транслирует всем и, в первую очередь, – Жертве.

В треугольнике Преследователь реализует свою жажду самоутверждения, нехватку чувства своей важности. В процессе этой игры он повышает чувство собственного превосходства.

Давай рассмотрим пример игры в семье, где один ребенок и родители.

Еще раз повторю, я не отрицаю теорию треугольника полностью, но считаю неприемлемым использовать ее в терапии жертв абьюза.

К сожалению, классическая форма психологической помощи очень часто берет треугольник Карпмана за основу и обвиняет жертву в личных выгодах от ее положения, а также в провокации агрессора. Другими словами – заставляет испытывать чувство вины. А за такое обращение с жертвой надо бить! (Извини, я эмоциональна.)

Потому что, согласно теории Карпмана, если пару раз избить и унизить (так любящего этот пресловутый «треугольник») обвинителя-психолога, он станет жертвой, и тогда я готова буду с ним обсудить, какие вторичные выгоды он видит от синяков и психологического насилия над собой.

Псевдоэффективные теории

Тысячи недопсихологов начинают рассказывать истории про род, карму, закон бумеранга. Я обожаю истории про род. Это, знаете, из серии: мужчина от тебя ушел, потому что твоя прапрапрабабка сделала 9 абортов. Что делать? Неси нам деньги, мы научим тебя, как замолить грехи. Следующая история про карму. Вселенная, по версии инфоцыган, только и делает, что смотрит на несчастную сверху. Вселенной больше нечем заняться.

Смотрит и недолюбливает. И шлет в отместку не пойми каких мужиков… Ну-ну… Выход? Плати нам деньги, и мы почистим карму и снимем венок безбрачия))) Особенно любимая тема – это бумеранг. Просто нет ничего серьезнее!

Коротко эту теорию можно описать так: все возвращается сторицей – и твои добрые желания, и помыслы, и весь негатив, который ты желаешь окружающим; добро всегда побеждает зло, обязательно прилетит волшебник на голубом вертолете, и наступит мир, дружба и любовь. При этом ничего не надо делать, зло будет наказано само по себе. Задача человека – прощать и каяться.

Многие гуру, психологи, эзотерики, ведические астрологи, тарологи, йоги и так далее двигают эти теории в массы. Красиво звучит, очень похоже на правду, но главное – это очень хорошо продается. Потому что проще выпить очередную таблетку иллюзий, чем упорно прорабатывать детские паттерны, заложенные в нас с колыбели.

В конце концов, я поняла одну простую и жесткую истину, о которой широкой публике не говорят. Об этом тебе никогда не скажут на тренингах, консультациях, во время личной беседы, об этом не напишут в книгах.

А именно – берет тот, кто МОЖЕТ брать, бьет тот, кто МОЖЕТ бить, лечит тот, кто МОЖЕТ лечить.

Вселенной, по большому счету, не важна мелкая человеческая возня.

Закон Силы – закон жизни. Лев ест антилоп, потому что может их убить. Лев не трогает бегемотов, потому что не может их победить. Бегемоты сильнее.

Это звучит крайне неприятно, это непривычно.

Куда лучше верить, что есть высшая справедливость, что нас обязательно защитят, нам несомненно помогут, а зло, конечно же, будет наказано. Само по себе.

Но это не так. Знай: СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОЗМОЖНА ЛИШЬ В РУКАХ ТОГО, КТО ИМЕЕТ СИЛУ и любовь к себе.

Человек сам – справедливость, сам – бумеранг. Так что пришло время понять: твоя жизнь (а личная – тем более) зависит от тебя самой. Ты можешь и должна защищать себя сама. Ты имеешь право на сопротивление и защиту. Более того – это твоя обязанность.


Откуда же все начинается? Все идет из детства. Ребенок с детскими паттернами обязательно найдет себе абьюзера. Отыщет не потому, что хочет. А потому, что его первый опыт отношений был в абьюзивной семье. И другого понятия о любви этот ребенок просто не имеет. И еще его вырастили УДОБНЫМ! А человек без личных границ даже здорового партнера посадит на голову.

Дело не только в том, что есть психопаты, люди с нарциссическим расстройством личности и прочие отбросы.

ДАЖЕ нормального мужчину можно легко сделать абьюзером (эмоциональным или физическим насильником, обидчиком). Своим всепрощением, долготерпением, бескорыстной любовью МЫ САМИ изо дня в день воспитываем своего мучителя.

Пойми, человек становится абьюзером постепенно. День за днем, разрушая психологические границы твоей личности, отменяя этические нормы в отношении тебя, нарушая табу, он теряет свой человеческий облик, звереет все больше и больше.

Запреты-табу физиологически и психологически нужны, чтобы оставаться человеком.

Поэтому в начале отношений жестко отстаивай свои границы. Каждый неблаговидный поступок должен иметь негативную обратную связь.

Не придумывай оправдания проступкам своего мужчины! Не потакай агрессору!

Это путь в никуда! Не бывает оправдания грубости, насилию и неуважению.

Если сделал, значит, виноват. Каждое действие должно иметь противодействие.

Учти: так нужно поступать, пока мужчина еще уважает тебя, любит, пока в тебе заинтересован.

Тут как с тиграми: пока хищник не почувствовал вкус человеческой крови, с ним еще можно справиться. Как только попробовал – тигра списывают, потому что он становится неуправляемым и видит в человеке добычу.

Предложенная схема не работает для уже сформированных абьюзеров, нарциссов, психопатов или социопатов. В этих случаях надо поступать иначе!

Любому человеку нужен не только пряник, но и кнут. Бесконечной поддержкой, похвалами и потаканием если ты и изменишь мужчину, то только в худшую сторону!

Также хочу предостеречь от желания своей любовью, заботой и терпением изменить асоциального мужчину. Не берись, не сможешь. Чудес не бывает.

Для того чтобы понять, прочувствовать, о чем я говорю, настоятельно рекомендую посмотреть фильм Ларса фон Триера «Догвилль» (2003). Это тяжелое психологическое кино о том, до чего доводит в реальной жизни безответность, всепрощение и глупая доброта. Обещаю, розовые очки спадут с твоих глаз. Но лучше пережить шок от увиденного на экране, чем почувствовать насилие в реальной жизни.

Кстати, родоначальники теории «непротивления злу насилием» Л. Н. Толстой и М. Ганди в семейной жизни были самыми настоящими абьюзерами. Если интересно, прочти внимательно биографии и мемуары. Эти люди по-настоящему издевались над своими женами и детьми. Особенно над женами. И Толстой, и Ганди выросли в богатых слоях общества и понятия не имели, как живет простой народ. Они не знали боли, нищеты, голода и унижений. Легко сказать «не противься злу», если ты сам – яркий представитель последнего.

Знай: о зле, насилии и прощении имеет право говорить только тот, кто знает, что это такое и как это бывает в реальности. Кто познал боль и унижение, кто рос в нищете, кто боролся за жизнь, над кем издевались родители-алкоголики, кого избивали родные, кто вырос в детском доме, кто поднялся из грязи, кто выжил, выстоял, победил своего абьюзера, имеет право рассуждать о морали и способах борьбы. Поэтому, когда тебя будут призывать к «всепрощению» и «непротивлению злу насилием», вспомни себя и свой путь. Не дай себя обмануть! Мы все, каждая из нас, имеет больше моральных прав рассуждать о прощении и мести, чем любой святой гуру!

Эзотерическая шелуха

Радикально о прощении, рассматриваем в цитатах:

1. «Чье-то поведение кажется нам жестоким и отвратительным, но на самом деле это именно то, что нам нужно, и мы сами спровоцировали такое поведение».

2. «…Радикальное Прощение исходит из посыла, что НИЧЕГО плохого не происходит, а следовательно, и прощать-то, собственно, нечего».

3. «Прощение – это признание Божественной воли во всем, что произошло».

4. «Прощение – это признание того, что мы сами своим глубинным состоянием спровоцировали другого человека».[1].

То есть во всех бедах, несправедливостях и несчастьях виноват сам пострадавший!

Получается, что маленький ребенок сам виноват, если его изнасиловал педофил. Он этого хотел? Это было нужно ребенку? Зачем нужен был этот урок?

Чему может «любовно научить» педофил маленького ребенка? (С ребенком – это только пример, бывают и другие случаи.)

Не всегда нужно перенимать у духовно богатых гуру их специфический «просветленный» взгляд на жизнь. Если посмотреть здраво, то женщинам эти «умудренные» навязывают поведение жертвы.

Я не гуру, не йог и не просветленная, но у меня есть огромный житейский опыт, знание психологии и здравый смысл. Исходя из всего этого, могу сказать:

1. Если ты чувствуешь обиду, боль и унижение, то границы твоей личности были нарушены. Ты имеешь право на обиду, это нормально. Ты не виновата в этой ситуации, это не урок и не твое подсознательное желание. Тебе изменил партнер не потому, что ты плохая, а потому, что мужчина не может совладать со своими инстинктами и не думает головой. Волк ест овцу не потому, что у нее кармический долг или она сама этого хочет. Волк ест овцу, потому что хочет есть. Все просто. Мир животных несложен в своих инстинктах. Избавься от эзотерической шелухи и открой глаза.

2. Для того чтобы тебя не обижали и тебе не нужно было никого прощать, стоит вести себя так, чтобы никто просто не смог тебя обидеть. Каждый поступок влечет за собой последствия. Люди должны знать, что за каждый ком грязи в твой адрес их накроет тонной высокотехнологичного дерьма. В следующий раз человек сильно подумает: «а стоит ли связываться? Может быть, имеет смысл найти менее зубастую жертву?»

3. Нужно знать свои права и уметь за них бороться. Не стесняться это делать. Если мы комплексуем, то вводим в искушение другого. Бесконечным прощением и потаканием обидчику мы сами развращаем людей. Мы портим им жизнь. Мы губим их души.

Подумай о других – защити себя. Спасая себя, мы улучшаем других. Ты имеешь право на боль, обиду, ненависть… и даже на месть. Ты даже имеешь право высказать свои чувства. Ты имеешь право отстаивать свои границы. Это жизнь, это нормально.

Гораздо хуже для всех закопать эти чувства глубоко внутри. Каждый неблаговидный поступок должен быть наказан. Неизбежность наказания предотвращает агрессию. Единственный радикальный способ прощения, который реально работает, – жесткий и сильный отпор.

К сожалению, чтобы осознать свои ошибки, людям просто необходимо почувствовать боль обратного удара в ответ на агрессию. Такое бывает, увы, нередко. По-другому чаще всего не доходит. Поэтому предлагаю действовать как в старой советской песне: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»[2].

Не будь зла и агрессивна, но имей мужество жестко отстаивать свои права.

Это твоя обязанность! Прокачай свой бронепоезд.

Загрузка...