Карьера Грэма Кира летела на всех парах. Он не просто занимался любимым делом – он им жил.
По крайней мере, он так думал.
Грэм обожал музыку еще с начальной школы. Будучи активным ребенком, он уже в четыре года освоил скрипку, а в восемь – добавил к ней гитару. В старших классах его увлек манящий мир джаза, и он буквально стал дышать этим ярким пульсирующим ритмом.
Грэм Кир и сам был потрясен карьерными переменами и переходом от обожаемой им музыки к ненавистной математике и естественным наукам. Но сегодня он счастлив, как никогда
Грэм жил недалеко от Филадельфии, некогда бывшего дома величайших джазовых исполнителей, таких как Билли Холидей, Джон Колтрейн, Этель Уотерс и Диззи Гиллеспи. По вечерам он частенько выскальзывал за ворота просторного участка, где располагался фамильный особняк в викторианском стиле, оказывался прямо на железнодорожной станции и садился на грохочущий пригородный поезд, курсирующий по линии R5 – между центром Филадельфии и Торндейлом. Он выходил на заляпанные асфальтовые тротуары Филадельфии и оказывался в волшебном мире джаз-клубов и джазовых импровизаций. Слушая джаз, он будто оживал. Потом Грэм обучался в двух лучших консерваториях – Истменовской школе музыки и Джульярдской школе, а позже попал в журнал DownBeat как лучший солист среди студентов.
Но не думайте, что Грэм везде преуспел. Отнюдь нет. Он старательно обходил все, что не имело отношения к музыке. Математика была кошмаром – он спотыкался на алгебре и геометрии, а к статистике и высшей математике даже и не думал приближаться. В старших классах он получал скверные оценки по всем негуманитарным предметам. Сдав выпускной экзамен по химии, он пришел домой и на радостях сжег свою экзаменационную работу в камине. Накануне вступительных экзаменов в университет, пока его одноклассники судорожно вспоминали углубленную программу подготовки, Грэм отправился на джазовый концерт, щеголяя своей академической неподготовленностью.
Грэм знал, что хочет стать музыкантом, и все тут. Ему становилось не по себе от одной только мысли о математике и точных науках.
Но потом кое-что произошло. Не катастрофа, не смерть родных, и даже не очередной поворот судьбы. Все было гораздо проще, и от этого изменения казались еще более кардинальными.
Я восхищаюсь людьми, которые меняют сферу деятельности – чаще всего подобный маневр совершают состоятельные люди с внушительной материальной подушкой безопасности. Но даже при наличии полной страховки, для некоторых сменить карьерный путь – это как шагнуть в пропасть. Меня привлекают люди, которые по разным причинам решают заняться изучением абсолютно нового или трудного предмета, – специалист по романским языкам наверстывает пробелы в математике; средненький геймер устремляется к научным вершинам в высококонкурентном Сингапуре; человек с параличом четырех конечностей осваивает компьютерные науки на уровне бакалавра и становится куратором онлайн-курсов. В эпоху, когда темп перемен стремительно растет, я убедилась, что радикальные карьерные повороты и любовь к постоянному обучению – неважно, в вузе или нет – являются жизненно необходимой творческой силой. Однако общество часто эту силу не замечает.
Люди, меняющие специальность или начинающие изучать новые предметы, чувствуют себя дилетантами – новичками, которые никогда не смогут догнать новых коллег. Но обычно они даже не подозревают о своих возможностях и в этом похожи на волшебников, которые считают себя маглами.
Как и Грэм, я ненавидела математику и точные науки, и с детства они мне давались тяжело. Но в отличие от Грэма, у меня не было никаких ярко выраженных талантов или способностей. Я валяла дурака. Мой отец был военным, поэтому мы часто переезжали, обычно оказываясь где-то в пригородах. Стоит отметить, что в то время земля там стоила дешево, поэтому мы всегда могли держать крупных домашних животных. Каждый день после уроков я бросала учебники, запрыгивала на лошадь и срывалась прочь. Зачем же мне было думать об университете или профессиональной карьере, если я могла скакать галопом под ярким солнцем?
В нашей семье говорили исключительно на английском, и в седьмом классе я начала «плавать» в испанском. Мой мудрый отец выслушал мое нытье и сказал: «А ты не думала, что проблема может быть не в учителе, а в тебе?»
После очередного переезда, к моему удивлению, оказалось, что отец ошибся. Учитель испанского в новой школе смог вдохновить меня и показать, каково это – думать на разных языках. Я поняла, что мне нравятся иностранные языки, и принялась за французский и немецкий. Вдохновляющий учитель – это важно. Учителя не просто прививают любовь к предмету – они вселяют уверенность.
Отец настоял на том, чтобы я получила степень по математике и точным наукам. Он хотел, чтобы его дети смогли пробиться в люди. Но я все равно была убеждена, что науки – это не для меня. Я барахталась в этих предметах в начальной школе, средней школе и даже в старших классах. Мне хотелось изучать языки. В то время кредиты на обучение давали не каждому, поэтому я не пошла в университет, а поступила на военную службу, где мое изучение языков оплачивалось. И я действительно выучила язык – русский.
Вопреки всем ожиданиям – и моим подростковым планам – теперь я профессор технических наук, пустивший глубокие корни в почву математики и точных наук. Вместе с Терренсом Сейновски, профессором Университета Фрэнсиса Крика, работающим в Институте Солка, я веду самый популярный онлайн-курс в мире – Learning How to Learn («Учимся учиться») для Coursera[1] и Калифорнийского университета в Сан-Диего. За первый год существования наш МООК – массовый открытый онлайн-курс – привлек более миллиона учащихся почти из двухсот стран. Когда вы прочтете эту книгу, количество учеников уже перевалит за отметку в два миллиона. Подобная популяризация образования не имеет аналогов – очевидно, что люди жаждут знаний, хотят меняться и расти. Мой трудовой путь, мягко говоря, весьма разнообразен – официантка, уборщица, репетитор, писательница, жена, неработающая мать, офицер армии США, англо-русская переводчица на советских траулерах в Беринговом море, радистка на станции Южного полюса. Почти случайно я обнаружила в себе гораздо больше способностей к обучению и переменам, чем могла представить. Навыки, полученные на одной работе, помогали достичь успеха на последующих жизненных этапах. И часто информация с предыдущего места работы, казавшаяся бесполезной, становилась полезным подспорьем в дальнейшем.
Когда я вижу, как миллионы учеников со всего мира начинают осознавать потенциал к обучению и переменам, то понимаю, что пришло время для чего-то нового. Нам нужен манифест о роли перезапуска в формировании процветающих и творческих кругов, а также в раскрытии полноценного человеческого потенциала.
Перезапуск – это серьезная жизненная перемена, которая происходит благодаря обучению. Вот о чем рассказывает моя книга. Мы увидим, что люди, изменившиеся через обучение, – люди, которым изначально не хватало нужных знаний или которые пришли из другой области, – обеспечили нашему миру невероятное творческое и воодушевляющее развитие.
Примеры этих людей и знания о науке обучения и смены сферы деятельности вдохновят нас учиться, расти и раскрывать свой потенциал в полной мере.
Карьерный путь любого человека полон неожиданностей. Вот вы сидите, склонившись за столом и погрузившись в работу, и вдруг подходит босс в сопровождении двух охранников, которые уже готовы вывести вас из офиса. Увольнение – как гром среди ясного неба; вы получаете расчет, будучи опытнейшим сотрудником с двадцатилетним стажем, в совершенстве владеющим знаниями о системах компании – системах, которые выкинут на помойку так же, как и вас.
Или… вы работаете на идиота, и внезапно перед вами появляется привлекательная возможность вырваться из этого ада – если, конечно, вы готовы учиться чему-то новому, открывая неведомые доселе горизонты.
Возможно, вы чувствуете, что у вас нет выбора. Может быть, вы – послушный ребенок, который всегда слушался родителей, а теперь оказался зажатым в тиски высокой зарплаты и навязанной карьеры.
Быть может, вы потом и кровью пробивали себе путь к вершинам карьеры в компании, куда не так просто попасть. Вам и в голову не приходило рискнуть своей позицией. У вас теперь есть еще и дети, которым придется расплачиваться в случае вашего провала.
А вдруг… у вас умерла мать накануне важнейшего экзамена, и вы оказались в круговороте студентов, не справившихся с программой обучения, которая как будто нарочно избавляется от кого только возможно. И вы застряли на низкооплачиваемой работе.
Или… могло произойти так, что вы окончили университет и получили блестящую новую специальность, к которой шли напролом, поскольку делали то, что любите. (Именно это, в конце концов, и советовали друзья.) И вдруг вы понимаете, что родители были правы – зарплата паршивая, работа и того хуже, и в довершение всего вы не можете сменить профессию, ведь теперь на вас висит кредит на обучение, который надо погасить.
Не исключено, впрочем, что… вы любите свою работу, но чувствуете, что хотите чего-то большего.
Что делать?
По причине социальных и личных обстоятельств на пути к освоению новых навыков и смены профессии могут возникать всевозможные преграды (иногда непреодолимые). Хорошая новость заключается в том, что весь мир движется к новой эре, в которой перспективы и возможность получить образование, ранее доступные лишь немногим счастливчикам, открываются все большему числу людей – снижаются личные и финансовые затраты. Я не говорю, что перезапуск – это легко. Обычно – нет. Но сейчас планка значительно снизилась – в большинстве случаев и для множества людей.
Доступность новых способов обучения – новых методов перезагрузки – настолько головокружительна, что со всех сторон слышится коллективное: «Нет, нет и нет! Нас устраивают существующие системы карьерного роста и обучения. Только они нам помогут. Новые веяния долго не продержатся». Однако революция перезапуска набирает обороты, правда, медленно и почти незаметно. Перезапуски, о которых идет речь, требуют не просто освоения новых навыков или смены профессии, они подразумевают пересмотр жизненной позиции и смену жизненного уклада. Перезагрузка может быть частичной, либо полной, либо чем-нибудь средним. Существуют неоспоримые доказательства того, что способности добиваться успеха в любой сфере не являются врожденными. Кэрол Дуэк из Стэнфордского университета предлагает концепцию «сознания роста», в основе которой лежит идея о том, что положительное отношение к возможности меняться может способствовать непосредственно самому изменению. К сожалению, во взрослом возрасте становится сложно понять, как подобное отношение помогает в жизни. Как именно люди меняют интересы, навыки и карьерные пути? Каковы последние практические результаты исследования? И какую роль новые методы обучения играют в этих процессах?
В этой книге мы обратимся к опыту людей со всего мира, которые круто изменили свою карьеру и смогли преодолеть неимоверные трудности обучения. Эти ученики-«второшансники» поделятся ценными впечатлениями, которые помогут вам вне зависимости от выбранного карьерного пути или интересующего предмета. Мы рассмотрим случаи, когда люди делали поворот на 360 градусов и превращались из гуманитариев в технарей. Мы увидим, что борьба с депрессией похожа на создание нового бизнеса; убедимся, что даже самым талантливым ученым иногда приходится «обнулять» карьеру; и поймем, что во время изучения трудных предметов нехватку сообразительности можно обратить в преимущество.
Мы поймем мотивацию людей и изучим приемы, помогающие не сбиться с пути, который зачастую бывает весьма обескураживающим. Пообщаемся с крутыми личностями и увидим, что в цифровую эпоху старого учить – это совсем не мертвого лечить. (Спойлер: видеоигры весьма полезны.) Познакомимся с наукой, которая описывает новые перспективы карьерных изменений и обучающих программ для взрослых, и постигнем практические приемы из области нейробиологии, которые позволят понять, как можно продолжить развитие мозга даже в зрелом возрасте. Мы также узнаем о «суперМООКовцах» – людях, которые используют онлайн-обучение для жизненного вдохновения.
Перезапуск настолько важен, что в некоторых странах существуют программы, направленные на популяризацию этой идеи. Мы перенесемся в Сингапур, одну из таких передовых стран, и узнаем о новых стратегиях, которые могут усовершенствовать развитие карьеры. На этом крошечном азиатском острове мы взглянем на инновационный подход к вопросу о любви к своему делу и «тупиковой практичности», которая зачастую сбивает с толку.
В нашем виртуальном путешествии по миру мы посмотрим на обучение с одной интересной точки зрения, а конкретно с моей вершины самого популярного образовательного курса в мире – курса, посвященного обучению. Каково это – смотреть в объектив камеры, зная, что по другую сторону сидят миллионы учеников? Вы найдете массу практических рекомендаций по выбору лучших стратегий изменения и роста при помощи обучения как онлайн, так и офлайн.
Но далеко не все сводится к высоким технологиям; простые концепции вроде интеллектуальной трансформации или даже применение аспектов «плохого» отношения в свою пользу помогают в преодолении барьеров, которые ставит перед нами жизнь. Разные ученики поделятся необычными идеями о путях обхода непреодолимых с виду препятствий.
Эта книга в большей степени описывает примеры перехода от гуманитарного набора навыков к математическим или техническим, а не наоборот. Это объясняется тем, что люди, как правило, считают переход от «гуманитарного к аналитическому» невозможным. Более того, как ни крути, но современное общество уже не мыслит себя без высоких технологий. Вне зависимости от области ваших интересов здесь вы найдете массу вдохновляющих примеров: водитель автобуса, которая справилась с депрессией, инженер-электрик, который переучился на столяра, девушка с выдающимися математическими способностями, которая обнаружила у себя талант к публичным выступлениям.
Девиз этой книги – прорвитесь через препятствия и узнайте, на что вы способны, – рисует необъятные горизонты. Но художник здесь вы. Вы увидите, что ваша способность учиться и меняться намного больше, чем можно представить.
А теперь самое время вернуться к истории Грэма.
Карьеру Грэма круто изменил один простой случай. Однажды его пригласили сыграть на гитаре в местном детском онкологическом центре. Он надеялся, что горячо любимая им музыка сможет подбодрить детей. За одним кратким визитом последовал еще один, а затем еще несколько. Грэм сильно привязался к маленьким храбрым пациентам, и от некоторых историй у него разрывалось сердце. Он был настолько тронут, что решил провести целую серию концертов для онкобольных детей.
В процессе он начал замечать неожиданные вещи. Занятия музыкой днями напролет не помогали ему реализоваться как личности. Постепенно мысль о том, что он может заботиться о пациентах, находящихся в таком уязвимом состоянии, стала для него важнее, чем выступления перед людьми, которых он, скорее всего, больше никогда не встретит.
И вдруг у него что-то щелкнуло, что-то до ужаса пугающее. Грэм решил… стать врачом.
Он чувствовал себя глупо – ничто из его прошлого не указывало на возможные успехи в математике и естественных науках. Что же заставило его поверить в свои силы?
Как и многие люди, заново пытающиеся найти себя, он решил начать с малого и сосредоточился на нужных «интеллектуальных инструментах». Он записался на занятия по высшей математике.
Грэм не стал бросаться в омут нового предмета. За несколько месяцев до занятий он купил электронную книгу по началам анализа и скачал ее на айфон, чтобы изучать основные положения в дороге. Поначалу энтузиазма было мало. Грэм либо забыл, либо не понимал многих базовых математических понятий – экспонента? Что?! Он постоянно думал: «Боже, чем я занимаюсь? Если в музыке я уже достиг многого, то здесь начинаю с нуля!»
Однако он прекрасно знал об одной из своих сильных сторон, которая укоренилась в нем за годы занятия музыкой: в самые трудные моменты спасает простое упорство. Если он смог посвятить репетициям достаточно часов, чтобы пробиться в Джульярдскую школу, то в мире не нашлось бы причины, по которой он не смог бы выучить новый материал. От него требовались лишь терпение и концентрация.
Но и уверенность в своих сильных сторонах не развеяла сомнений Грэма и не изменила того факта, что занятия, которые он посещал, зачастую были очень, очень сложными. Большинство людей, с которыми он оказался в группе, либо прошли программу обучения на подготовительных медицинских курсах в Колумбийском университете Нью-Йорка, либо были студентами, которые изучали математику в старших классах и хотели повысить средний балл за счет пересдачи предмета. Грэм чувствовал себя водителем игрушечного карта, соревнующимся с профессиональными автогонщиками. Когда он рассказал преподавателю, что его основной профиль – это музыка, профессор не смог понять, зачем Грэм решил заняться математикой. Но в итоге Грэм выбил свою пятерку с минусом. Неплохо для студента, который ненавидел точные науки в школе, а теперь окончил свой первый университетский курс по высшей математике!
Постепенно сомнения Грэма начали отступать. Но его собственные слова намного лучше передают то состояние борьбы, в котором он постоянно находился:
Помню, как не мог заснуть перед каждым экзаменом, потому что думал: «Если не получу пятерку, то не поступлю в медицинский колледж. Я уже распрощался с карьерой музыканта, что же будет, если я провалюсь и здесь?»
Меня постоянно окружали напоминания о том, с чем пришлось расстаться. Во время Суперкубка меня постигла двойная неудача в виде подготовки к тестам по биохимии и органической химии, которые были назначены на понедельник. Я не смотрел игру, но никак не мог выбросить из головы мысли о том, что один из моих друзей в перерыве между таймами аккомпанировал на саксофоне самой Бейонсе! Пришлось закрыть Facebook, потому что лента пестрела постами друзей, которые гастролировали или выступали на статусных мероприятиях. Но я принял решение, и нельзя было отступать.
Не менее тяжелым испытанием стала необходимость противостоять родным и друзьям, которые из лучших побуждений пытались отговорить меня. Они знали, чего я добился в музыке, и не могли понять, почему я отдал предпочтение своему нынешнему занятию. Кто-то предлагал задуматься над другой, менее сложной карьерой. Они посеяли в моем сознании зерно сомнения, которое в самые трудные моменты буквально отравляло мое существование. Пришлось напомнить самому себе, зачем я выбрал новое направление, и освежить в памяти то, что повлияло на мой выбор. В то же время я скрыл свое новое занятие от друзей-музыкантов. Я не хотел ничего рассказывать, так как было важно поддерживать связи с джазовым сообществом, чтобы меня продолжали приглашать на выступления. По сути, я пытался усидеть на двух стульях.
Поначалу я ограничил свои выступления, думая, что нужно сосредоточиться на одном и взяться за работу. Однако во втором семестре я стал играть чаще. Я набрал такой же средний балл, как и в предыдущем семестре, но получил гораздо больше удовольствия от жизни в целом, поскольку у меня появилась отдушина. Выступления были для меня и социальной потребностью, и доходом в одном флаконе.
Профильные занятия давались тяжело. Поначалу меня буквально тошнило от них. Но стоило вникнуть в суть, как просыпался интерес. Мне действительно нравилось рисовать химические соединения и решать задачи по математике. Я улыбался, когда замечал какое-нибудь особо толковое решение в учебнике.
И все же я долго не мог привыкнуть к тому, что в точных науках важна каждая мелочь. Я часто убеждал себя, что тесты были составлены неправильно или что понял все как следует, но не смог показать это во время контрольной. Но до меня быстро дошло, что в классе были люди, которые без проблем решали те же самые тесты. Очевидно, что они разбирались в предмете лучше меня. И это была исключительно моя вина, а не преподавателя.
Недостаточно просто один раз что-либо понять. Надо упражняться, как с игрой на гитаре. Я задавал профессору вопросы, как во время занятий, так и лично. В старших классах я никогда не занимался с репетиторами, поскольку в принципе отрицал сам факт того, что я чего-то не понимаю. Считал, что к репетиторам ходят только «тормоза». Впоследствии мне пришлось переступить через гордость. Хотелось по-настоящему щелкать тесты как орешки, а не строить из себя гения.
Мне посчастливилось прочесть книгу «Эйнштейн гуляет по Луне»[2] прямо перед тем, как я записался на курсы. Я использовал несколько мнемонических техник, например метод локусов («дворец памяти») для запоминания информации. Знаю, что некоторые люди от природы обладают хорошей памятью на числа и абстрактные понятия, но я не из их числа. Важно было осознать свои ограниченные способности с самого начала. Как только я понял свои слабые стороны, то смог направить все усилия на их устранение.
Грэм решил сдать все необходимые экзамены за год в летнюю сессию. Первым предметом оказался его давний заклятый враг – химия. «Верите или нет, – рассказывал он, – но я сдал на пять. На выпускном экзамене в школе я получил тройку с плюсом, но теперь полностью изучил материал и стал другим студентом».
Грэм не остановился на достигнутом и получил пятерки по органической химии, биохимии и остальным трудным предметам, на которые десять лет назад он даже не замахивался. Грэм прошел вступительные испытания в медицинский колледж спустя неделю после последнего выпускного экзамена. Сейчас он учится на третьем курсе медицинской школы при Джорджтаунском университете. Я познакомилась с ним на онлайн-курсе «Учимся учиться», на который он записался, чтобы и дальше совершенствовать свои навыки обучения.
Музыкальное образование Грэма оказалось ценным преимуществом для его медицинской карьеры, причем во многих направлениях. Например, при аускультации – выслушивании сердцебиения – он обнаружил, что его натренированный слух, восприимчивый к малейшим различиям в тембре и ритме, позволяет ему быстрее остальных выявлять отклонения.
Конечно, преимущества музыкального образования имеют значение только в общем смысле. Врачи обязаны иметь полноценное представление о медицине как о научной дисциплине. Однако Грэм вскоре понял, что умение слышать пациентов и вникать в их проблемы не менее важно. Играя в музыкальных группах, Грэм научился слышать группу в целом и подстраивать свою партию под остальных участников. Точно так же он понял, что если дать больному возможность выговориться, не перебивая его, то это только поможет поставить правильный диагноз и установить партнерские отношения с пациентом.
Более того, Грэм обнаружил, что качества, необходимые музыкантам, очень схожи с теми, которые должны быть у врача, проводящего осмотр пациентов или процедуры. Он начал ценить годы упорных музыкальных репетиций и импровизаций, которые шагнули вместе с ним в его новую медицинскую жизнь. Грэм заметил, что умеет неплохо справляться с непредвиденными или критическими ситуациями, требующими по-новому применять накопленный опыт. Сложный переход от музыки к медицине, который вытолкнул его из зоны комфорта, парадоксальным образом позволил почувствовать себя комфортнее.
Врачи нередко рассказывают студентам о том, что в вузах дают слишком много информации для запоминания, что заставляет многих относиться к медицине как к шаблонной науке. Но на практике медицина гораздо гибче и требует интуитивного подхода и владения «искусством исцеления». В отличие от других студентов-медиков, благодаря музыке Грэм уже чувствует себя в медицине как рыба в воде.
Но это еще не все. Грэм написал мне:
На первом курсе я еще сталкивался с трудностями в учебе. Мне казалось, что я учусь неэффективно, и поэтому я записался на ваш курс. Я занимался гораздо дольше, чем остальные, но пользы это не приносило. Ваш курс помог мне понять, что обучение должно быть активным. Я мог часами напролет перечитывать слайды, но на деле я через раз отвлекался, теряя фокус. При помощи метода помидора и постоянных самопроверок я смог добиться значительных успехов.
Вот так. Место грандиозным переменам в жизни есть всегда – «заранее запрограммированные» увлечения или занятия, в которых вы, по вашему же мнению, преуспеваете, не должны загонять в рамки или диктовать свои правила. Люди, желающие измениться, не всегда идут в медицину. Врачи тоже уходят в кардинально другие сферы. Например, невзирая на медицинское образование, полученное в Гарварде, Майкл Крайтон, автор бестселлера «Парк Юрского периода» и сценарист телесериала «Скорая помощь», так и не получил лицензию на медицинскую практику А Сунь Ятсен, один из основателей Китайской национальной народной партии, бросил медицинскую школу на Гавайях, чтобы стать революционером.
Метод помидора
Метод помидора – это чрезвычайно действенная и, на первый взгляд, обманчиво простая техника концентрации внимания, разработанная Франческо Чирилло в 1980-х годах. Метод получил свое название благодаря таймерам, предложенным Чирилло, которые имели форму помидора. Все, что вам нужно сделать – это выключить все отвлекающие звуки и уведомления на смартфоне или компьютере, установить таймер на двадцать пять минут, а затем максимально сконцентрироваться на задаче в течение этого времени. Когда время выйдет (следующий этап не менее важен), расслабьте мозг на несколько минут – посерфите в интернете, послушайте любимую песню, прогуляйтесь по дому, перекиньтесь парой слов с друзьями. Сделайте все, чтобы комфортно отвлечься.
Эта техника отлично помогает в борьбе с прокрастинацией и держит в тонусе, даже несмотря на «встроенные» расслабляющие перерывы, которые не менее важны в обучении.
Вы наверняка скажете: «Эй, постойте! Выходит, Грэм умный и талантливый парень, который просто никогда раньше не занимался математикой и точными науками как следует!»
А как вы думаете, сколько нас в мире таких, со скрытыми талантами, навыками или особенностями, кто никогда не пытался их реализовать?
Сколько среди нас тех, кто по какой-то причине выбрал не тот путь? А сколько среди нас тех, кто смог обернуть обстоятельства в свою пользу благодаря изучению новых навыков и подходов? Сколько тех, кто со стороны делает идеальную карьеру, а на деле мечтает попробовать себя в совершенно ином деле?
♦ Ценность сознания новичка
Изучение нового иногда подразумевает возврат на исходный уровень. Но это может быть увлекательным приключением!
В мире есть много как обычных, так и выдающихся людей, которые кардинально изменили свою жизнь, посвятив себя изучению нового. Вы поймете, что предыдущий опыт в различных предметных областях не обязательно станет якорем, тянущим в прошлое, от которого надо бежать. Напротив, он может послужить трамплином на творческом пути в настоящем и будущем. В следующих главах мы узнаем, что наука способна объяснить выбор сферы деятельности, научимся выпутываться из оков биологии и поймем, как можно продолжать эффективно учиться, даже когда возраст берет свое.
Добро пожаловать на борт корабля «Перезапуск»!
* Расширяйте круг увлечений
Только не говорите, что ограничили себя, прислушавшись к избитому совету следовать за своей мечтой. Вы когда-нибудь пробовали заняться тем, что у вас действительно хорошо получается? Ставили перед собой трудновыполнимые задачи? Спросите себя: что бы я делал и кем бы стал, если бы мне пришлось расширить круг увлечений и сделать то, где нужно было бы выложиться на максимум? Какие навыки и знания из прошлого пригодились бы мне в трудной ситуации?
Как ни удивительно, но запоминание и записывание мыслей может помочь перейти к действиям, определив истинные намерения. Возьмите лист бумаги, а еще лучше – записную книжку, которая пригодится во время чтения, набросайте заголовок «Расширение круга увлечений» и запишите ответы, краткие или развернутые, на вопросы, поставленные выше.
В книге встретится множество подобных упражнений. Они нужны для того, чтобы вам было проще синтезировать мысли и начать учиться на самом глубоком уровне. Просмотрите свои записи, когда дочитаете книгу до конца, – вы получите бесценное представление о собственных перспективах, роли образования в вашей жизни и жизненных целях.