Глава 2, в которой Миланика узнает секреты времени

Дни сменялись ночами, и постепенно радость Миланики, с которой она приносила Хранителю свои новости, стала уменьшаться – как любимое малиновое варенье в бабушкиных запасах.

Все чаще в дневничке эмоций, который вела девочка, мелькали записи о грусти и плохом настроении. Несмотря на ежедневные звонки и разговоры с родителями, Миланика чувствовала себя так, словно ей все время чего-то не хватает. И даже «Маленький принц» и поспевающая на грядках клубника радовали уже куда меньше, чем раньше.

Утром девочка просыпалась и задумчиво смотрела на кружева из голубых теней и света, которые плели на полу солнечные лучи. За окном бодро перекликались горластые петухи, а с кухни доносился аромат травяного чая со смородиновым или малиновым листом. Раньше это вызывало у Милаши счастливую улыбку и предвкушение наступающего дня. Но сейчас мир словно слегка поблек, как на выцветшей картинке в старой книжке.

Все эти дни Миланика не появлялась на чердаке. Ей почему-то было неловко признаваться Хранителю в своем настроении. Может, потому что она сама не могла понять, что случилось с настроением. Словно девочка столкнулась с какой-то эмоциональной задачкой, которая оказалась ей не по зубам.

Наконец Милаша все-таки решилась – ей очень захотелось обсудить свою грусть хоть с кем-то. И однажды утром, когда еще роса блестела на зеленой нестриженой лужайке, Миланика тихонько, стараясь не наступать на особо скрипучие половицы, пробралась на веранду и поднялась на чердак.

Хранитель уже не спал и прохаживался по теплому чердачному полу из стороны в сторону, словно ожидал ее. Он как раз огибал резной комод, когда в окне показалось лицо девочки.

– Доброе утро, Миланика! – Часовщик улыбнулся и прервал свой моцион.

Минуло несколько дней с их последней встречи, а чудесный старичок остался точно таким же, каким был. Высокий блестящий лоб, белоснежная бородка, шляпа и костюм песочного цвета. Несмотря на ранний час, Хранитель выглядел на удивлением бодрым.

– Доброе утро! – кивнула девочка старому другу. – Я тебе помешала? Кажется, ты кого-то ждешь?

– О, всего лишь светлые мысли! Они чаще всего заглядывают ко мне на ходу, – улыбнулся Хранитель.

– Ух ты! – Миланика подумала, что ей тоже надо проверить этот способ.

– Что-то давно ты в гости не заглядывала, – светлые глаза Хранителя прищурились и пытливо глянули на Миланику. – Надеюсь, у тебя все в порядке?

– Ну… да, наверное, – вздохнула Миланика, потому что и сама не знала, как ответить на этот вопрос.

– Наверное? – брови Хранителя удивленно изогнулись. Но он не стал ее расспрашивать подробнее, угадав, что девочка и сама сейчас все расскажет.

И Миланика рассказала. Про свою ноющую грусть. И про то, что прежние радости словно померкли. И даже ежедневные разговоры с родителями уже не так радуют.

Рассказывая об этом Хранителю, Миланика вдруг поняла, что ее так мучило все это время.

– Понимаешь, эти разговоры, они такие… короткие. Родители спрашивают, как дела. А мне нечего особо рассказать. И мы прощаемся. А мне бы хотелось, чтобы мы просто поболтали – не о делах, а о жизни. Как дома. Или вместе почитали книжку.

Миланика говорила взахлеб. И о том, как она ведет дневничок эмоций, а зачитать родителям не всегда успевает. И хотя они ее слушают, все равно остается ощущение, будто времени слишком мало. А почему так – Миланика и сама понять пока не могла.

Хранитель медлил с ответом или утешением. Он подождал, пока девочка выдохнет и сядет в свое любимое бархатное креслице с деревянными ручками. Только когда Миланика уютно устроилась в нем, старичок задал неожиданный вопрос:

– А скажи, дорогая Миланика, от кого зависит, что ваши разговоры так быстро заканчиваются?

– От родителей, конечно… – начала было девочка, но тут же оборвала себя.

Она уже привыкла, что вопросы Хранителя всегда подразумевали какой-то подвох. Вот и сейчас хитринки-морщинки собрались вокруг его глаз и рта.

– Ты хочешь сказать, что от меня это тоже зависит? – спросила девочка.

– А ты сама как думаешь?

– Ну, иногда я правда сама забываю, в какое время мы с мамой договорились созвониться, – призналась Миланика. – Я звоню ей позже. И тогда времени остается совсем мало. А еще бывает, что я сама тороплюсь, потому что хочу быстрее смотреть мультик…

Миланика задумалась. Хранитель, как всегда, терпеливо ждал. Чердак постепенно наполнялся солнечным светом, покрывающим теплой позолотой старинный комод, овальное зеркало в серебристой витой раме и остальные вещи.

– Вот объясни, что тут такое, – призналась Миланика. – Ты меня научил такой классной штуке – вести дневник эмоций. И про сами эмоции я теперь много всего знаю. Но все равно кажется, что я где-то совершаю ошибку…

Тогда Хранитель загадочно улыбнулся и задал новый вопрос:

– А знаешь ли ты, девочка, какой самый ценный и невосполнимый ресурс в этом мире?

Миланика, у которой в школе уже были уроки экологии, тут же радостно назвала воду, лес и солнечную энергию.

– Все так, это очень важные природные ресурсы, которыми нужно уметь распоряжаться, – согласился старичок. – И на бумаге лучше всегда с двух сторон писать. И кран с водой закрывать, пока чистишь зубы. Но я сейчас про другой ресурс. Про тот, что дается каждому человеку лишь в определенном количестве ежедневно, а к концу дня исчерпывается, хочешь этого или нет.

– Ты говоришь про время! – догадалась Миланика. – У нас в сутках всего двадцать четыре часа. Но неужели невозможно сделать так, чтобы часов стало больше? Никаким волшебством?

– Ну, у времени, конечно, есть свои секреты. В сутках часов-то больше не сделаешь, а вот как растягивать свое личное время – я тебя научу, – ободрил девочку старичок. – Но для начала здесь, как с эмоциями, нужно азбуку освоить.

И Хранитель рассказал Миланике, что есть особенности работы со временем, которые важны как для взрослых, так и для детей. Но даже взрослые люди о них часто забывают. Им кажется, что время как песок – утекает сквозь пальцы. Потом начинаются жалобы на то, что «ничего не успеваю», «времени никогда не хватает», «устаю так, что никак не могу отдохнуть и набраться сил».

? Скажи, дружок, а у тебя бывает такое ощущение, что время утекает сквозь пальцы? И что его постоянно не хватает?

Но есть простой инструмент, который научит решать эти задачки. Называется он «бюджет времени».

Хранитель взмахнул тросточкой, и тут же – прямо на чердачной стене – возник большой белый лист бумаги. А на конце тросточки появился карандаш. Этим пишущим наконечником старичок начал рисовать на листе столбики графика: один – графа расходов, другой – доходов.


– У мамы в телефоне есть программа, где она деньги считает, – заметила Миланика. – Там все похоже.

– А время мы считаем точно так же, как деньги, – подтвердил старичок. – Вот скажи, сколько времени у человека есть в сутках?

– Двадцать четыре часа, – тут же отозвалась девочка.

В графу «приход» Хранитель тут же написал цифру 24.


– Больше их не будет, – сказал он. – Никакое волшебство не поможет. Зато можно волшебным образом использовать эти часы. Например, делать несколько дел параллельно. Но об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас давай исходить из того, что у нас есть двадцать четыре часа и больше их не станет.

Хранитель пояснил, что в графу «расход» Миланика будет записывать все то, на что у нее расходуется время.

– Вот вспомни, на что ты тратишь времени больше всего?

? И ты, читатель, подумай – на что уходит больше всего твоего времени?

Миланике не пришлось долго думать.

– Знаешь, мне иногда кажется, что я слишком долго сплю. Так много времени теряю!

– Понимаю тебя, – кивнул Хранитель. – Человеку действительно нужно много сна. Особенно растущему, как ты. Когда младенец рождается, он может спать двадцать – двадцать два часа в сутки. Но постепенно, по мере его взросления, он уже больше бодрствует и меньше спит. Детям же в твоем возрасте нужно не меньше восьми – десяти часов сна. А если ребенок еще занимается спортом, то и того больше – одиннадцать – двенадцать часов. Взрослым же достаточно семи-восьми часов сна, чтобы быть здоровыми. Но в целом семь-восемь часов – это норма сна для большинства людей. И уменьшать ее не стоит.

Хранитель объяснил, что если «экономить» время на сне, то это отразится на нашем здоровье: у человека постепенно накапливается усталость, повышается раздражительность, а иногда – заметно снижается иммунитет, и человек чаще болеет.

Загрузка...