В условиях глобализации происходит стремительное перемещение не только капиталов, но и людей. Невиданные ранее потоки мигрантов из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизни устремляются в благополучные государства «золотого миллиарда». Неудивительно, что миграция стала актуальной проблемой. Миграционные потоки достигли такой интенсивности, что связанные с ними перемены можно характеризовать как самую настоящую проблему.
Особую актуальность и резонансное звучание она приобрела после событий, происшедших во Франции в последнее время.
Анализ событий во Франции и в других странах Европейского Союза показывает, что совершенствование правовой базы миграционной политики стало первостепенной задачей обеспечения европейской безопасности.
На современном этапе в Европейском Союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов.
В последние годы вопрос гармонизации миграционной политики все чаще поднимается на форумах ЕС. Так, на саммитах в Тампере (Финляндия) в 1999 г. и в Брюсселе (Бельгия) в 2004 г. отмечалось, что вопросы о предоставлении убежища и регулировании миграции требуют развития единой политики ЕС.
Миграционная политика ЕС в настоящее время остается в компетенции национальных правительств, которые в большинстве случаев начинают усиленно разрабатывать программы привлечения иммигрантов, а также всеобъемлющие программы сотрудничества со странами – традиционными экспортерами трудовых ресурсов в Европу. Примером этого может послужить программа «Green Card» в Германии, процедура ускоренного приема на работу определенных категорий трудовых ресурсов из третьих стран в Великобритании или соглашение о приеме рабочей силы, подписанное в апреле 2001 г. между Испанией и Марокко.
Каждая страна устанавливает свои собственные критерии приема, зачастую государства с обширным колониальным опытом выдвигают более мягкие условия для граждан своих бывших колоний (Франция, Испания, Великобритания), чем для граждан других развивающихся государств.
В результате страны, в наибольшей степени подвергающиеся наплыву иммигрантов, принимают новые, более жесткие иммиграционные законы, учитывающие в основном их национальные, а не коммунитарные интересы. Так, в 1993 г. во Франции был принят закон, резко ужесточивший условия для иммиграции и предусмотревший депортацию сотен тысяч иммигрантов (на начало 1993 г. в стране находилось более 4 млн иммигрантов). В 1993 г. депутаты парламента Нидерландов поддержали подготовленный правительством закон «Об иностранцах», ужесточивший иммиграционное законодательство, что было обусловлено большим наплывом иммигрантов в страну.
На наднациональном уровне проблемы миграции регулируются в основном двусторонними договоренностями, Шенгенскими соглашениями, а также отдельными главами Маастрихтского и Амстердамского договоров.
Несмотря на предпринимаемые попытки унификации миграционной политики, европейским государствам все еще приходится в одиночку противостоять массовому притоку иммигрантов (особенно южным странам ЕС и Германии), что нередко приводит к недовольству и конфликтам в отношениях между странами. Например, иммиграционные «скандалы» в последнее время превратились в весьма весомый фактор в двухсторонних отношениях Франции и Великобритании. Недовольство отсутствием гармонизированного подхода к проблеме неконтролируемой иммиграции высказывают Италия и Испания, наиболее пострадавшие от притока иммигрантов и беженцев из Турции, Магриба, а также Германия и Австрия, испытывающие массовую иммиграцию из Турции и бывшей Югославии.
Изучение научной литературы, посвященной миграционному законодательству и политике ЕС, показывает, что данная тема недостаточно освещена как в России, так и зарубежом.
В России нет комплексного исследования по миграционному законодательству и политики ЕС. Освещение данной темы происходило фрагментарно, в рамках двух направлений: