Это собрание до сих пор хранится в Стрелицкой библиотеке, где я имел случай собственными глазами удостовериться в его апокрифичности. (Примеч. авт.)
Закон трансиндентальности (от лат. transcendo – переходить) – автор имеет в виду логический процесс дробления родовых понятий на виды и более частные понятия. (Здесь и далее постраничные примечания редактора, кроме оговоренных.)
Южные славяне – общее название для болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев и черногорцев.
Полабы – большая группа западнославянских племен, населявшая в конце 1 – начале 2-го тысячелетия н. э. территории от реки Лаба (Эльба) и ее притока реки Сала (Заале) на западе до реки Одра (Одер) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Полабские славяне объединялись в три племенных союза: лужицкие сербы, лютичи (велеты), бодричи (ободриты).
Померанцы – то же, что и поморяне, помераны; западнославянские племена: кашубы, лужичане (сорбы), поляки, словаки, чехи, – жившие до XVI – XVII вв. в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье).
Прокопий Кессарийский (между 490 и 507 – после 562) – византийский писатель, советник полководца Велисария. Сочинения Прокопия – важнейший источник по истории Византии и соседних государств конца V – VI вв., в том числе по истории славянских вторжений на Балканы.
Константин Порфирородный – византийский император с 780 по 797 г., под влиянием своей матери Ирины созвал VII Вселенский собор (Никейский), осудивший иконоборчество и утвердивший догмат чинопочитания.
Сефрид – путешественник, посетивший славян в 1121 г.
Гельмольд (около 1125 – после 1177) – немецкий священник и миссионер. Его произведение «Славянская хроника» – один (а для некоторых моментов единственный) из главных источников по истории полабских славян.
Дитмар (975 – 1019) – епископ Мерзебургский, немецкий летописец. Его «Chronicon» – главный источник для истории славян за Эльбой в период 908 – 1018 гг.
Саксон Грамматик (1140 – около 1208) – датский историк-хронист, автор «Деяний данов». Первые 9 книг содержат древние скандинавские сказания (в т. ч. сказание о Гамлете, которое было использовано У. Шекспиром). В остальных 7 книгах «Деяний» – материалы по истории Дании до 1185 г.
Остров Рюген (Германия) – современное название известного по русским сказкам и заговорам «острова Буяна». На острове Рюген находился известный славянский культовый центр – городище Аркона.
Редаряне (редарии, ратари, ретряне) – западнославянское племя, входившее в племенной союз лютичей.
Вельзевул – главная фигура в раннехристианской демонологии. В Новом Завете синоним «нечистого духа», или «сатаны».
Моне – неустановленное лицо.
Гизебрехт Вильгельм (1814 – 1889) – немецкий историк; главное его сочинение: «Geschichte der deutschen Kaiserzeit».
Гануш (1812 – 1869) – чешский ученый, исследователь славянской мифологии.
Касторский Михаил Иванович (1809 – 1866) – русский ученый, историк, автор исследований «Начертание славянской мифологии» (1841), «Сербские народные песни» (1838) и др.
Краинцы – украинцы.
Иллирийцы – древние индоевропейские племена на северо-западе Балканского полуострова (далматы, ардиеи, паннонцы и др.) и на юго-востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). В III – I вв. до н. э. иллирийцы были покорены римлянами и романизованы.
Шафарик Павел Иозеф (1795 – 1861) – словацкий и чешский славист, первым применивший сравнительно-исторический метод к изучению славянских народов.
Юнгман (Юнгманн) Иосиф-Иаков (1773 – 1847) – знаменитый чешский славист, деятель чешского Возрождения; автор монументального этимологического и исторического словаря чешского языка (1835 – 1839); пропагандировал необходимость единого литературного языка для всех славян.
Маш – неустановленное лицо.
Венелин (1802 – 1839) – филолог и историк-славист. Его книга «Древние и нынешние болгары» сыграла важную роль не только в развитии русской, но и болгарской славистики.
Сорабы – сербы.
Стредовский – польский историк, на которого ссылаются и современные исследователи славянской культуры.
Змок – в словацкой и чешской мифологии дух, который заботится о домашнем скоте и приносит деньги.