Конечно, у живших тысячи лет назад шумерских народов не было таких знаний о Земле и мироустройстве, какими обладаем сейчас мы, люди XXI века.
Однако у них имелись свои представления не только о божествах и Вселенной, но и о роли человека в общем устройстве всего сущего, и представления эти весьма занимательны и требуют серьезного изучения. Ситуация осложняется тем, что до сих пор не было найдено ни одного документа, в котором бы полно излагалась вся концепция верований шумеров относительно теологии и космогонии. Все, чем располагают исследователи, – это фрагменты, но и на основании этих фрагментов вырисовывается очень любопытная картина.
Первые тексты на мифологическую тематику относятся к III тысячелетию до н. э., хотя основной их массив все же приходится уже на II тысячелетие – старовавилонский (или позднешумерский) период развития письменности. Также это время падения III династии Ура и появления в Двуречье семитских народов, впоследствии оказавших влияние на шумерский язык.
Наверное, ни для кого не станет открытием, что в языке отражается все, что происходит в жизни того или иного народа. Шумеры не были исключением. Когда правители III династии Ура объединили под эгидой собственной власти Месопотамию и утвердили новую идеологию, это неизбежно должно было найти отражение в языке – и в мифологических текстах, на этом языке написанных. Сегодня эти тексты известны нам как «Школьный канон Ниппура». Напомним, что Ниппур – это один из древнейших шумерских городов, считавшийся священным, поскольку именно в нем находился храм великого бога Энлиля – Экур. Ниппур являлся, помимо прочего, центром культурной жизни не только Шумерского государства, но и всей Месопотамии. Несмотря на то, что он не играл никогда значимой роли на политической арене, оставался важным для каждого нового правителя: для того чтобы установить гегемонию в регионе и объявить себя царем Шумера и Аккада, новый правитель неизбежно должен был установить контроль над Ниппуром.