Начнем с Ингерманландии. Так раньше называлась область, примерно соответствующая территории, ныне занятой Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (уточним на всякий случай, что в 1991 году городу Ленинграду было возвращено его историческое имя – Санкт-Петербург, область же осталась Ленинградской). «Природные» приблизительные границы Ингерманландии – Финский залив, Чудское озеро, Ладожское озеро, реки Нарва, Луга. Также она граничит с Карелией (о ней чуть позже).
У этой земли много названий. Помимо Ингерманландии, она известна как «Ингрия», «Ижора», «Ижорская земля». Как они сложились?
Площадь Ингерманландии – примерно 15 тысяч квадратных километров.
Вариант «Ингрия», «Ингер» может происходить от имени шведской принцессы Ингигерды, супруги Ярослава Мудрого. Согласно свадебному договору, выходя замуж за великого князя Киевского, она получила в качестве приданого земли по берегам Невы и город, известный ныне как Старая Ладога. Все прочие варианты – «Ижора» и так далее – производят от различных финских, карельских и прочих обозначений, придуманных проживавшими здесь народами: «извилистая река», «прекрасная земля» и так далее. Что появилось раньше – названия «Ижорская земля», «река Ижора» или название проживавшего здесь племени Ижора, достоверно неизвестно.
Староладожская крепость
Считается, что вариант «Ингерманландия» стал официальным и общеупотребительным благодаря Петру I, который отвоевал эти земли у шведов с намерением возводить на болотистых невских берегах новую столицу, хотя в документах это название мелькало задолго до того. Дословно это можно перевести как «Земля Ингер» или «земля Ингрии», то есть Петр I по большому счету ничего нового не придумал.
История этих земель сложна и затейлива, они много раз переходили из рук в руки, принадлежали то россиянам, то шведам (Финляндия тогда не играла особой роли в политике, так как сама являлась частью шведского королевства).
Область Ингрия упоминается, например, в документации папы Римского Александра III в XII столетии. Какое дело понтифику до каких-то там земель по берегам реки Невы? На самом деле Святой престол очень интересовался этими территориями. Многие проживавшие на месте нынешней Ленинградской области племена в то время были еще язычниками, поэтому и католическая, и православная церкви желали укрепить свое влияние на этой территории, обратив «аборигенов» в католичество либо православие.
В тринадцатом веке земли входили в сферу влияния Новгородского княжества. Благодаря проживавшему здесь древнему народу водь сложилось название «Водская пятина», оно означало буквально «пятая часть Новгородской республики, в которой живет водь». Вспомните известную битву на Неве в 1240 году, когда навстречу шведской флотилии, прибывшей с разведывательным «визитом», вышел со своей дружиной молодой новгородский князь Александр. Считается, что о несогласованном визите воинственных соседей его предупредили проживавшие здесь же, на территории Ингрии, ижорские «дозоры» – представители еще одного местного племени. Ну а сражение, в котором шведы были разбиты наголову, произошло у места впадения в Неву реки Ижоры.
Новгород тогда был фактически государством в государстве, представляя собой боярскую республику. А население Ингрии, даже по масштабам того времени немногочисленное, было рассеяно на больших территориях.
В XV столетии окрепшая Москва подмяла под себя Новгородскую республику; соответственно, контроль над Ингрией, ставшей частью Московского государства, усилился.
А потом разворот на сто восемьдесят градусов: Иван IV (Грозный), желавший еще более укрепить влияние Руси на прибалтийских берегах, ввязался в долгую Ливонскую войну. Она оказалась неудачна для России; шведы захватили города-крепости Нарву, Ивангород, Копорье и Ям. О влиянии России на Балтийском море пришлось забыть надолго. Положение закрепилось после подписания Столбовского мира с Швецией по итогам Смутного времени.
Нарва сейчас принадлежит Эстонии и находится на границе с Россией. Основана она была, скорее всего, датчанами в тринадцатом веке; при Иване III прямо напротив Нарвы была построена русская Ивангородская крепость. Во время Ливонской войны Нарва на некоторое время была захвачена российскими войсками, но в конце XVI века по договору со шведами перешла им.
Ивангородская крепость
В начале XVIII столетия, когда началась Северная война между Россией и Швецией, территория Ингерманландии стала русской. Именно здесь в мае 1703 года был основан город Санкт-Петербург. Что интересно, до признания Швецией своего поражения оставалось еще восемнадцать лет, так что город, по сути, возводили на вражеской территории!
Существует стереотип: мол, Петр I пришел на практически пустынные земли, где кроме лягушек и уток не было никого, и посреди безлюдного болота начал строительство новой столицы. Это не так – местное население здесь было, причем довольно пестрое – разговор о нем у нас впереди. Но, конечно, многочисленным его назвать трудно. Да и земли были, мягко говоря, неприветливые.
Уже через несколько лет Ингерманландию начали называть Ингерманландской губернией, которая потом стала Санкт-Петербургской, а из нее впоследствии выделились Новгородская, Тверская, Псковская, Олонецкая, Эстляндская и Ярославская губернии. Население становилось все более разнообразным: Санкт-Петербург разрастался, по приглашению Петра в Северную столицу и ее окрестности приезжали многочисленные «иностранные специалисты».
Во время Гражданской войны часть бывшей Ингерманландии предприняла попытку стать самостоятельной антибольшевистской республикой под именем Северной Ингрии. Попытка оказалась неудачной, многие проживавшие на этой территории представители коренных народов стали неблагонадежными, а названия «Ингерманландия» или «Ингрия» были практически полностью исключены из повседневного обихода, с газетных полос и со страниц литературы, хотя и до того использовались не слишком активно. Лишь после эпохи перестройки о них снова начали вспоминать.
Карта Санкт-Петербурга. 1776 г.
Также небольшая часть Ингерманландии вдоль берега реки Нарвы по договору 1920 года между РСФСР и Эстонией была включена в состав эстонских территорий.
Ну а теперь давайте познакомимся с народами, проживавшими на территории Ингерманландии и Карелии за последние… ну, скажем, тысячу – полторы тысячи лет. Необходимая оговорка: конечно, перечислить всех мы не сможем, да и смысла особого в этом нет. Согласно социологическим опросам, на этой территории представлены едва ли не все народы, которые проживают и во всей остальной России. И в этом нет ничего удивительного, ведь центром бывшей Ингерманландии является Санкт-Петербург, второй по величине и значимости город России! Поэтому мы остановимся лишь на тех народах, которые жили здесь за много веков до основания Северной столицы и создали интересную самобытную культуру. Уточним, что предложенное здесь деление на народы Ингерманландии и народы Карелии достаточно условно. Например, вепсы или ингерманландские финны вполне могут проживать и там, и там. Но наличие хоть какой-то системы облегчает задачу рассказчика!
До сих пор идет спор о том, кто является древнейшим населением Ингерманландии – водь или саамы (впрочем, есть и другие версии). Саамов в Ингерманландии и соседней Карелии сейчас проживает очень мало – в России область их расселения сосредоточена в основном в окрестностях Мурманска и остального Кольского полуострова. Тем не менее давайте начнем именно с них.
Саамы – финно-угорский народ, который много лет назад вел частично кочевой образ жизни… Наверное, здесь уже требуются пояснения. Что означает «финно-угорский»?
Семья норвежских саамов. Фото кон. XIX в.
Этнографы обычно делят народы на особые группы по принципам схожести языка, внешности, генетического типа, обычаев, материальной культуры. Очень важный показатель – язык, на котором говорят представители того или иного народа. Например, в первом тысячелетии нашей эры на берегах реки Волги и в ближайших окрестностях расселились предки народов, которых сейчас принято относить к финно-угорской группе (или, как еще говорят, к финно-уграм): марийцев, удмуртов, мокшан, эрзя. Их объединяли схожие наречия, верования (те же мифы), обычаи… Значительное культурное влияние на них оказали тюркские племена, например булгары, которых многие считают предками современных татар и башкир и которые тоже расселились в Поволжье. Но народы не сидели на месте – они переселялись по самым разным причинам: климат, войны, нехватка пахотной земли… Поэтому представители финно-угорских племен проживают не только в Поволжье, но и во многих других регионах. К ним, в частности, помимо уже упомянутых относятся финны, саамы, карелы, коми, ханты, манси. Несмотря на то, что разные финно-угорские народы сейчас проживают очень далеко друг от друга, в их мифах, сказках и культуре в целом есть много общего. Это справедливо и для других родственных друг другу народов.
Устаревшее название саамов – «лопари», или «лапландцы». Лапландия – область в Северной Европе, где они достаточно широко расселялись.
Бывает так, что народы, живущие близко друг к другу и ведущие схожий образ жизни, все же не являются родственниками. Например, проживающие в непосредственной близости друг от друга в Сибири якуты и эвенки, схожие как внешне, так и в плане культуры и образа жизни, на самом деле относятся к разным группам. Якуты относятся к тюркским народам, то есть они ближе к татарам и башкирам, в то время как у эвенков генетически гораздо больше общего с монголами.
Но вернемся к саамам!
Если верить статистике, в России их сейчас менее двух тысяч – и практически все проживают на территории Кольского полуострова, в Мурманской области, значительно меньше – в Карелии и на территории бывшей Ингерманландии. На протяжении многих лет саамы, помимо традиционных охоты и рыбалки, занимались оленеводством. В плане религии многое зависит от того, где конкретно проживают представители саамского народа. Те из них, что живут на территории Швеции или Норвегии, в основном исповедуют лютеранство или, реже, католичество; те, что проживают на территории России, – в основном православные. Но нужно сказать, что у саамов – как и у многих малых народов – очень живучими оказались народные верования, густо замешанные на древней мифологии, на вере в духов природы и животных, предков-покровителей.
Куклы в традиционных саамских костюмах
Практически у любого народа есть название, которое дали ему соседи, и то, которое он дал себе сам. Последнее как раз и называют эндоэтнонимом. У большинства народов эндоэтнонимы означают что-то наподобие «тот, с кем я говорю на одном языке», «свой», «близкий», «член моего племени».
К числу коренных и древнейших на территории бывшей Ингерманландии народов относится водь – они же вожане, ваддя, вадьялайн. Предполагается, что название «водь» происходит от водского же слова «клин» – для народного костюма води характерно обилие клинообразных узоров.
Водь – народ финно-угорский (этнически очень близкий к эстонцам и финнам) и, к сожалению, практически исчезающий: сейчас на территории Ленинградской области и в Санкт-Петербурге их насчитывается немногим более полусотни человек…
Согласно данным археологии, водь проживали здесь еще в первые века нашей эры! В летописях сохранились сведения о том, что в течение некоторого времени этот народ враждовал с Новгородом; в документах папской администрации водь в XII веке упоминается еще как «народ языческий». Когда же водь вошли в состав водской пятины, началось распространение православного варианта христианства. Представителей этого народа в старинных грамотах (в том числе составленных иноземными купцами) описывают как людей высокого роста, стройных и атлетически сложенных. Особо подчеркивалось пристрастие води к красивой одежде светлых тонов и к украшениям, а также их миролюбивый и веселый характер. А еще – водь называют «самым светловолосым народом мира»: считается, что процент платиновых блондинов среди них всегда был даже больше, чем среди финнов.
Основным занятием води было земледелие и огородничество; они держали скот, пекли хлеб и изготавливали различные продукты из молока. Интересный факт: в XVII–XVIII веках Россия в больших количествах экспортировала за границу сушеный иван-чай – растение, хорошо знакомое практически любому россиянину. Большую часть «экспортного продукта» собирали именно на землях води.
В 1990-х годах был открыт этнографический музей народа водь в деревне Лужицы Кингисеппского района.
Водская крестьянка. Иллюстрация из книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». СПб., 1799 г.
Начиная с XIX столетия водь ассимилировались с соседями: ижорой, русскими, эстонцами… После революции многие водские крестьяне, обладавшие крепкими хозяйствами, были раскулачены и сосланы. Во время Великой Отечественной войны и незадолго до нее многие представители финно-угорских народов Ингерманландии и Карелии вызывали у советской власти подозрения, ведь Финляндия в то время выказывала явные симпатии к нацистской Германии, а разбираться в том, «кто финн, а кто просто родственник», никто не собирался. И в этом – тоже одна из причин утраты самобытности води и некоторых других малочисленных народов региона.
Но сейчас и водская культура, и водский язык понемногу возрождаются (несмотря на то, что водским языком, по официальной информации, владеет менее десятка человек!).
Еще один финно-угорский народ Ингерманландии – ижора. Сейчас их насчитывается около трехсот человек; говорят они на языке, близком к финскому и карельскому. Судя по всему, ижора относится к одному из древнейших народов данного региона, упоминания о них есть в Иоакимовской летописи, в той ее части, где идет речь о событиях VIII–IX столетий. А название, возможно, происходит от словосочетания «inkeri maa» – «прекрасная земля».
Основными занятиями народа были земледелие, скотоводство, огородничество, охота; среди ижор было много ремесленников – например, гончаров или резчиков. В древности, как и все прочие народы, ижора почитали множество богов и духов, связанных с силами природы; когда населенные ими земли перешли под управление Новгорода, а затем – Москвы, в их среде начало распространяться православие. Но при этом у ижоры очень сильны дохристианские традиции: «кормление» священных деревьев, обращение к духам-покровителям земли и скота и так далее. А еще ижора всегда славились своей музыкальностью и любовью к пению. Для нескольких финно-угорских народов – ижоры, финнов, карелов – была характерна традиция составления песен-рун, которые много столетий передавались устно от человека к человеку. Забегая вперед, скажем, что руны – один из самых ценных источников при изучении ингерманландской и карельской мифологии. Их содержание – предания о сотворении мира, о богах, о приключениях героев. Множество рун посвящено бытовым и обрядовым подробностям, красоте родной природы.
Кантеле – струнный музыкальный инструмент, распространенный у финно-угорских народов северо-запада
Так назывались люди, способные запомнить тысячи строф песен-рун и исполнять их. Исполнение часто сопровождалось игрой на народных инструментах – например, кантеле. К числу самых известных исполнителей относится ижорская рунопевица Ларин Параске (Параскева Никитична Никитина, 1832–1904), знавшая наизусть более 32 000 стихов!
Ингерманландцев, или ингерманландских финнов (они же ингро-финны, ленинградские финны или инкери), часто считают обособленной группой финского этноса. Но ряд этнографов никак не выделяет их из среды «просто финнов», считая, что ингерманландские финны отличаются от прочих только местом своего проживания. Ну а то, что они относятся к финно-уграм, вы, наверное, и сами уже смогли определить.
Ингерманландцев считают довольно молодым народом, образовавшимся около XVII столетия. В упрощенном виде историю их происхождения обычно рассказывают так: когда в начале XVII века часть прибалтийских земель – в частности, Ингерманландия – была закреплена за шведами, последние переселили на эти земли две финские народности: савакотов и эвремейсов (у них есть своя интересная история – например, эвремейсы довольно сильно отличались от прочих финнов в плане диалекта и обычаев, но мы с вами сейчас не будем залезать в дебри). Перемешавшись с местными водью и ижорой, эти самые эвремейсы и савакоты образовали новый народ – ингерманландцев, или ингерманландских финнов. А вот дальше началась путаница, потому как ингерманландцев называли и ингерманландцами, и финнами, но при этом обычно отличали их от «классических» финнов – суомалайсет.
Есть и другая точка зрения: никакого перемешивания переселенных финнов с ижорой и водью не было, и ингерманландцы – это все те же финны, просто живущие за пределами Финляндии (вернее, Швеции, частью которой Финляндия тогда являлась). Путаница усилилась еще более, когда Финляндия стала частью Российской империи. Отличить «коренных» финнов-суомалайсет от ингерманландских мог разве что специалист-этнограф.
Ну а говорить о разнице в мифах ингерманландских и «неингерманландских» финнов нет никакого смысла, потому как ингерманландские финны появились много лет спустя после того, как миф перестал быть для человека непреложной истиной… Сейчас в среде ингерманландских финнов распространены как православие, так и – большей частью – лютеранство.
Ингерманландцы издавна поставляли на рынки Санкт-Петербурга овощи (капусту, картофель, репу). Но основным их промыслом был молочный. Вспомните строки из пушкинского «Евгения Онегина»:
«Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит…»
Охтенка в данном случае – это, скорее всего, именно ингерманландская девушка, проживающая на правом берегу Невы. Каждое утро такие охтенки (жительницы района Охта), нагрузившись кувшинами с молоком, сливками, творогом и маслом, при помощи лодочников переправлялись на левый берег ближе к центру города и разносили свой товар по квартирам постоянных покупателей.
А. Лильелунд. Обмен карманными часами. 1880 г.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на перекрестке шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта был открыт памятник охтенке: девушка в платье старинного покроя и в скромном головном платке быстро шагает вперед, таща в руках тяжелый кувшин со свежим молоком.
Финка в праздничной одежде. Иллюстрация из книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». СПб., 1799 г.
К числу проживающих на территории Ингерманландии коренных народов относят и эстонцев; территория современной Эстонии (ранее больше в ходу было название Эстляндия) на протяжении многих лет принадлежала Дании, Швеции, Ливонскому ордену… После Северной войны Эстляндия, расположенная на южном берегу Финского залива, оказалась в составе России. Ее население – эстонцы – также относится к финно-угорской группе. Впоследствии, в XVIII–XIX столетиях, многие эстонцы переселялись восточнее, на ингерманландские территории, в основном в поисках лучших земель и большего простора для земледелия.
Эстонская лютеранская церковь святого Иоанна в Санкт-Петербурге. Фото нач. ХХ в. В настоящее время восстановлена и является действующей
Исторические перипетии ХХ века привели к тому, что большинство этнических эстонцев сейчас проживает на территории Эстонии, ставшей отдельным государством, но все же, согласно переписям, на территории бывшей Ингерманландии проживает около 400 представителей данного народа.
На протяжении многих лет в Ингерманландии существовало довольно много немецких общин. Было несколько основных волн переселения немцев на эти земли: первая – в начале XVII века, когда Ингерманландия была под шведским управлением и этнические немцы-земледельцы, согласно специальному указу шведского правителя Густава II Адольфа, получили право на обработку земли на данных территориях. Вторая волна – это конец XVIII – начало XIX столетия. По указаниям императрицы Екатерины II, желавшей «облагородить» земли Поволжья, немцам была дана возможность заселять свободные земли в этом регионе; результатом было появление на Волге довольно крупных поселений с компактным проживанием немецких крестьян-колонистов. Часть немцев осела на территории Ингерманландии; большинство из них были католиками-лютеранами.
Возможно, у вас возник вопрос: а как же немцы, которые прибывали в Санкт-Петербург по приглашению Петра или позднее, когда, например, Анна Иоанновна буквально наводнила Зимний дворец немецкими придворными? Это все же несколько иная история. Немцы, прибывавшие в Северную столицу в качестве инженеров, архитекторов, придворных или находившиеся на военной службе, на земле не работали и в большинстве своем по социальному статусу были выше, чем колонисты сельских местностей Ингерманландии или Поволжья. Хотя они тоже образовывали довольно тесные общины, создавали церковные приходы и старались бережно сохранять свою национальную культуру. Напомним, что и в жилах представителей династии Романовых начиная с XVIII столетия было изрядное количество «немецкой крови».
Также в Петербурге была очень заметная и многочисленная прослойка немецких торговцев, пекарей, портных, часовых дел мастеров и так далее. Потомки ингерманландских немцев на землях бывшей Ингерманландии проживают и сейчас.
Девушка из среды немецких колонистов. Фото ок. 1917–1920 гг.
Считается, что на Руси много веков подряд немцами называли практически всех иностранцев; логика была простая: «Я их не понимаю, значит, они все равно что немые. То есть немцы». Потом появилась более научная точка зрения, что слово «немцы» пришло в Россию из Европы, где для этого народа было в ходу обозначение nemet, которое, возможно, кельтского происхождения.
Самоназвание deutsche, скорее всего, происходит от слова «народ», «свой» – как уже говорилось выше, многие самоназвания-эндоэтнонимы переводятся именно так.
А что с этнической принадлежностью немцев? Как известно, сейчас государство, в котором компактно проживают представители этой нации, именуется Федеративной Республикой Германия или просто Германия. Но с точки зрения историка и филолога германцы – гораздо более широкое понятие. Это целая группа народов, которые в древности населяли значительные территории Европы – от Скандинавского полуострова до южных ее областей. То есть предки современных немцев, шведов, датчан, норвежцев, частично англичан – это германцы.
Применительно к раннему периоду развития мифологии обычно говорят о мифологии древнегерманской, которая чуть позднее разделилась на три направления: скандинавская, англосаксонская и немецкая.
Средневековые германцы. Иллюстрация из коллекции Публичной библиотеки Нью-Йорка. 1913 г.
Русское население на территориях Ингерманландии появилось достаточно поздно. Поэтому большая часть названий рек, озер, селений на этой территории – прибалтийско-финского происхождения: Вуокса, Нева, Ижора, Ладога и так далее. С вхождением Ингерманландии в сферу влияния Новгорода и тем более после возвышения Москвы доля славян на этой территории растет; ну а наиболее мощный приток русского населения обеспечил Петр I, отвоевавший Ингерманландию у шведов и начавший постройку Санкт-Петербурга. Сюда ехали мастеровые, строители, солдаты, торговцы… С возвышением Северной столицы сюда потянулась и российская аристократия. Ну а сейчас русские составляют бо́льшую часть населения и бывшей Ингерманландии, и Карелии.
У понятия «Карелия» два основных значения: первое – это историческая область, ограниченная Балтийским и Белым морями, а также Онежским озером и – в южной части – Ладожским озером. Область эта сейчас принадлежит России и Финляндии (России – бо́льшая часть). Второе значение – Карелией иногда сокращенно называют современную Республику Карелию, которая является субъектом Российской Федерации, то есть занимает российскую часть исторической Карелии. Для нашего повествования не имеет особого значения, от какого именно понятия отталкиваться; дело в том, что народы, о мифологии которых мы будем говорить, проживают и в российской Карелии, и в финской: это карелы, вепсы, ингерманландцы, финны… Но некоторая специфика все же присутствует. Например, карелы, проживающие в России, большей частью исповедуют православие, тогда как многие карелы Финляндии являются лютеранами.
Происхождение названия «Карелия» окончательно не выяснено. Самая популярная версия такова: происходит оно от древне-финского karja – «скот». Но что это означает – то ли благоприятные условия для скотоводства, то ли торговлю скотом на рынках (напомним, что по Балтике пролегала часть пути «из варяг в греки») – достоверно неизвестно.
Карьер Рускеала в Карелии
Одна из особенностей региона – очень живописная природа; ее особенности отражены даже на флаге и гербе Республики Карелии. Полотнище флага состоит из трех горизонтальных полос – красной, голубой и зеленой. Истолковывают их обычно так: красный – это мужество народа, голубой – многочисленные озера и реки, зеленый – леса. Гербовый щит окрашен в эти же цвета, а в его центре изображен стоящий на задних лапах черный медведь. Слева и справа щит окаймляют стилизованные изображения сосны и ели, а вверху – восьмиконечная звезда. Кстати, последний символ встречается у многих финно-угорских (и не только) народов в качестве олицетворения солнца, тепла и света. Он же часто присутствует в мотивах народной вышивки.
В конце XIX века на горе Паасонвуори недалеко от города Сортавала было обнаружено городище древних карел, где по сей день ведутся раскопки.
Карелы, которых в Республике Карелии проживает около 45 000, относятся к финно-угорским народам. Карело-финнами иногда называют западных карел, которые оказались на территории Финляндии и практически ассимилировались финнами. Вообще две эти культуры очень близки, отчасти поэтому эпос «Калевала», о котором у нас речь пойдет позже, именуют карело-финским.
У карел много общего с еще одним малочисленным финно-угорским народом, представители которого проживают и в Карелии, и на территории бывшей Ингерманландии, и в других регионах России. Это вепсы, которые до начала ХХ века назывались чудью. Современные этнографы предполагают, что и вепсы, и карелы когда-то являлись частью племени весь, проживавшего между Ладожским и Онежским озерами.
Разобраться в древней истории народов, населяющих земли Карелии (какой бы «географический» смысл мы сейчас ни вкладывали в это название), пытаются, в частности, сотрудники Национального музея Республики Карелии в Петрозаводске. У него есть несколько филиалов, один из которых – Шелтозерский вепсский этнографический музей – посвящен истории вепсов.
Довольно рано в среде вепсов начало распространяться православие, но для этой культуры характерно сочетание христианских и языческих черт; как и во многих богатых лесами краях, у вепсов по сей день в ходу, например, принесение символической жертвы «хозяину леса» во время похода за ягодами, грибами или дровами.
Смешивание христианства с древними языческими обычаями характерно для большинства регионов России, где христианство рано или поздно становилось доминирующей религией. Классический пример – Масленица, праздник, гораздо более древний, чем христианство, представлявший собой встречу весны и переживший тысячелетия.
Кижи
Именно на территории Республики Карелии находятся такие памятники христианской культуры, как Валаамский монастырь на Ладожском озере и архитектурный ансамбль Кижи на озере Онежском, состоящий из двух деревянных храмов и колокольни. Кстати, есть предположение, что название «Кижи» происходит из вепсского языка и означает «мох» (по другой версии – от словосочетания «место для празднества»).
В Беломорском районе Карелии, на островах реки Выг, обнаружены так называемые беломорские петроглифы – наскальные рисунки, созданные примерно в IV–III тысячелетиях до нашей эры древнейшим местным населением. Часть петроглифов находится прямо на скалах под открытым небом, часть – в Петрозаводском музее. Рисунки представляют собой типичные для первобытных художников сцены – охоту на лося, медведя, ловлю рыбы. В некоторых рисунках можно опознать шаманов, совершающих какой-то обряд.
Схожий памятник творчества первобытных людей находится на восточном берегу Онежского озера – это так называемые Онежские петроглифы.
Вот такой получается более или менее целостная картина при изучении населения Ингерманландии и Карелии. Теперь можно подробнее познакомиться с мифами, рождавшимися на этих землях до начала распространения христианства, и с тем, как все это отразилось в сказках более позднего времени!