– Гордей, давай-ка оглядимся вокруг. Я много рассказала о первых страницах истории Санкт-Петербурга и о Петропавловской крепости… А ведь мы с тобой находимся в Эрмитаже. Это, на мой взгляд, самый загадочный музей города! – произнесла Матисса.
– Тогда задам тебе вопрос, который мучает меня уже некоторое время. Откуда в самом знаменитом музее страны взялись эрмитажные кошки? – улыбнулся Гордей.
– Мяу! Это особые животные! Они появились в Зимнем дворце (Эрмитаже) еще в XVIII веке по приказу императрицы Елизаветы Петровны.
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА – императрица, правившая Россией 20 лет, с 1741 по 1761 год. Будучи дочерью Петра I, она продолжила политику отца, в том числе и в военном деле. Во время ее правления русская армия одержала победу в Русско-шведской и Семилетней войнах. В елизаветинскую эпоху расцвело искусство, был учрежден первый русский театр, открыт Московский университет, возведены Зимний и Аничков дворцы, а также другие сооружения.
– Нашими предками стали коты, привезенные из Казани в Санкт-Петербург для важной работы – ловить крыс и других грызунов. И сегодня пушистые и хвостатые сотрудники Эрмитажа защищают крупнейшую в стране музейную коллекцию, оберегая великое наследие России. Они (что тут скромничать) стали настоящим символом города, – похвасталась Матисса.
– Полностью согласен, – произнес Гордей.
Ему очень хотелось почесать за ушком кошечку, но он не осмеливался. Слишком уж важной она казалась.
– Эрмитаж – достойное место для обитания нас, котов-аристократов.
– Кстати, а что значит это слово? – полюбопытствовал Гордей.
– В переводе с французского оно означает «место уединения», «одинокий сельский домик», «парковый павильон». То есть изначально планировалось создать здание, где государи могли бы отдыхать со своим близким кругом от тяжелого бремени управления страной. Преобразованием всего Зимнего дворца – грандиозного проекта, включавшего в себя около полутора тысяч комнат, занялся архитектор Бартоломео Франческо Растрелли.
БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО РАСТРЕЛЛИ – русский архитектор итальянского происхождения. Сначала трудился зодчим во Франции. В 1715 году Петр I пригласил Растрелли-отца и 16-летнего Бартоломео для строительства Санкт-Петербурга. Среди знаменитых зданий авторства Бартоломео Растрелли: «парные» дворцы в Митаве и Рундальский в нынешней Латвии, великолепный Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе в Пушкине и такие жемчужины, как Смольный собор, Воронцовский и, конечно, Зимний дворцы.
Целых восемь лет шла огромная стройка! Ее завершение пришлось на правление Екатерины II Великой. А самым легендарным сооружением архитектора Растрелли стала Янтарная комната, над которой он потрудился в числе прочих. Ее история хранит немало тайн.
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА была подарком Петру Великому от короля Пруссии Фридриха I. Она прибыла в Россию в виде набора панелей для интерьера в 1716 году. Была существенно дополнена уже при императрице Елизавете Петровне для Зимнего дворца. К 1770 году Янтарная комната перевезена в Царское Село (нынешний Пушкин) в Большой Екатерининский дворец. Во время Великой Отечественной войны это сокровище было похищено фашистами, его следы затерялись в Кенигсберге (ныне Калининград). До сих пор неизвестно, где находится оригинальная Янтарная комната, а в Царском Селе можно полюбоваться на ее копию, возрожденную реставраторами.
– Уже как музей Эрмитаж возник в 1764 году в качестве личной коллекции императрицы Екатерины II. С веками он настолько разросся, что теперь занимает целых шесть зданий! Причем в самом центре Санкт-Петербурга, включая Зимний дворец. Его собрание предметов искусства невероятно – около трех миллионов экспонатов! Хватило бы на 50 музеев в Европе! И в десять раз больше, чем во французском Лувре.
Матисса специально делала интригующие паузы после каждой цифры, а Гордей только и успевал издавать восхищенные возгласы после услышанного.
– Мяу! Это поистине самая богатая в мире коллекция картин, драгоценностей, скульптур и археологических предметов – в том числе первобытной культуры, изделий из поделочных камней, фарфора, фаянса и много чего другого.
– И как только сотрудники управляются с таким количеством бесценных сокровищ? – почесал макушку Гордей, представляя, сколько хранится предметов.
– В Эрмитаже царят порядок и отличная организация. Первый этаж – это древности разных народов. Его жемчужиной является античная скульптура «Венера Таврическая». Говорят, что она обладает гипнотическим притяжением – возле нее можно застыть на долгие часы. Это произведение даже называют «Белая дьяволица». – Матисса обмахнулась хвостиком, а потом продолжила: – Второй этаж Эрмитажа посвящен искусству таких эпох, как барокко, Ренессанс и классицизм. Это работы Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка, а также самого Леонардо да Винчи. Этажом выше представлены европейская живопись XIX–XX веков и выставка предметов Востока из Индии, Китая и Ирана. Мы – эрмитажные коты и сотрудники музея – привыкли к такому порядку. А вот к чему привыкнуть никак нельзя, так это к коронованным… привидениям, – вздохнула Матисса. – Эрмитаж ведь не просто музей. Тут на протяжении столетий жил императорский двор. Очень часто в наши дни здесь по ночам слышны вздохи и перешептывания государей и их свиты, переживающих за свою державу даже после смерти. Например, шуршит платьями Екатерина II или появляется Николай I, которого сразу же можно узнать по военной выправке и мундиру с эполетами.
Самым частым гостем стал основатель города Петр I. Его призрак осматривает свои владения. Ходят легенды о «восковой персоне», которую сделали после смерти императора c использованием натуральных волос и его повседневной одежды. Якобы у этой фигуры своя жизнь: одним она кивает приветственно головой, другим указывает на выход.
– Надеюсь, к нам Петр I будет добр, – тихо произнес Гордей.
– Безусловно, ты же с эрмитажной кошечкой, то есть со мной! Нам бояться духа основателя Санкт-Петербурга не стоит. А вот кто действительно страшен, так это статуя богини войны Сехмет (Мут-Сехмет) из зала египетских древностей.
Эту диковинку привезли в Санкт-Петербург из храма в Карнаке в 1837 году. И с тех пор некоторыми очевидцами наблюдался такой феномен. Раз в году в полнолуние базальтовые колени львиноподобной богини окрашиваются кровавым цветом, а потом снова принимают свой нормальный вид.
– И что же все это значит? – разволновался Гордей.
– Есть мнение, что Сехмет злится, томясь в заключении в северном городе. Она жаждет расплаты. Богиня вообще обожает кровь и убийства, при этом обладает непредсказуемым характером. Существует миф, что бог Ра решил истребить человечество и призвал на помощь кровожадную Сехмет. Другие боги не хотели терять своих почитателей и жрецов, поэтому думали, как же остановить апокалипсис. В итоге приготовили для Сехмет пиво, которое походило на кровь. Богиня набросилась на него, захмелела и уснула, так и не закончив резню. С тех пор она только и мечтает завершить свое черное дело, уничтожив людей.
– Жуткий экспонат! – ужаснулся Гордей.
Держат портик Эрмитажа Десять каменных и сильных стражей. Город стерегут гиганты, Называют их _______.
– О да! В Эрмитаже вообще иногда оживают персонажи разных картин и, оказавшись в реальности, хотят поскорее вернуться в свой мир. Бывает, что они спрашивают дорогу у работников музея. Настоящую же силу искусства проявляет одна из четырех версий картины «Черный квадрат», которую Казимир Малевич создал в 1932 году. Говорят, что именно это полотно, выполненное уже после революции, несет в себе негативный заряд. Сам художник называл картину иконой нового, безбожного, времени. А многие посетители музея порой падают в обморок, погружаясь в темноту изображения.
– Ну и страшилки тут у вас в Эрмитаже.
– Не только они! Есть и приятности. Например, скульптуры, созданные Александром Ивановичем Теребеневым в 1848 году и подпирающие портик Нового Эрмитажа. Они исполняют желания и приносят удачу молодоженам. Загадаю о них тебе загадку.