Со славянскими богами, как уже говорилось, всё достаточно сложно. Часть богов упоминается в летописях, часть – в обращениях православных священнослужителей к пастве, которая продолжала поклоняться старым богам. Кто-то из богов известен из летописей и археологических изысканий, кто-то изображался на вышивках, кто-то – в виде знаков, которые были использованы в декоре избы.
Учёные не пришли к единому мнению и единого пантеона богов в славянской мифологии нет. Но в X веке князь Владимир велел поставить на холме в Киеве языческих идолов. И тем самым выделил особо почитаемых им небожителей. На холме стояли шесть изваяний. Но на самом деле богов было намного больше.
РОД
ПЕРУН
СВАРОГ
ДАЖДЬБОГ
ХОРС
СТРИБОГ
СЕМАРГЛ
СВЯТОВИТ
ВЕЛЕС
МАКОШЬ
Один из древнейших славянских богов – Род. Одно время он был главным богом, пока его не сместили сначала Сварог, затем – Перун. Цвет Рода – красный. По верованиям древних славян вся жизнь на земле происходит от него. Род орошает землю небесными каплями. От этого рождаются и дети.
Помимо этого, славяне считали Рода творцом Вселенной. Род – бог неба и дождя, ещё он связан с земной водой родниками. Ему посвящался седьмой день недели. Он символизировал белый свет (Вселенную в средневековом понимании). Его знак – шестилепестковая розетка – колесо с шестью спицами. Его помещали на высоких местах избы: на щипце кровли, на стенах, внутри избы – на потолочной балке.
Рода вспоминали на второй день праздника Рождества, 26-го декабря (по старому стилю).
Род неразрывно связан с Рожаницами. Когда-то они предшествовали Роду и считались верховными богинями древних славян. Но матриархат уступил место патриархату, и Род вышел на первую роль, а Рожаницы сделались его спутницами.
Рожаницы – из древнейших богинь славянского пантеона: у них имеются человеческие и звериные черты. Их две: мать и дочь.
Изображались Рожаницы в виде беременных полуженщин-полулосих (или олених): с рогами на голове, с лосиными ногами. Считалось, что они рожают «олениц малых», чтобы прокормить людей и волков. От их благосклонности зависела жизнь племени, когда люди ещё не знали земледелия, а добывали еду охотой и собирательством.
Постепенно культ Рожаниц снизился до уровня богинь, отвечающих за деторождение. В честь Рожаниц славяне приносили бескровные жертвы: хлеб, сыр, мёд, для них варили каши.
С Рожаницами связаны южнославянские суженицы – мифические существа женского пола, которые определяют судьбу ребёнка. Верили, что, если они не придут, ребёнка заберёт нечистая сила. Сужениц старались задобрить, чтобы дитятку выпала счастливая участь.
Доля и Недоля – две сестры. Доля – олицетворение счастливой судьбы и удачи. Недоля – персонификация неудачи. Установление доли происходило в момент рождения человека. Её определяли Род и Рожаницы.
В сказках Доля – работящая женщина, а Недоля – белоручка. Это логично: кто работает, тот процветает. У сербов этих сестёр зовут Среча и Несреча. Среча – красивая девушка, которая прядёт золотую нить судьбы человека. Несреча – седая старуха с потухшим взглядом. Нить, которая у неё получается, – тонкая и часто обрывается.
Нельзя проходить под поваленным деревом – долю себе убавишь.
Поговорки: «Не в воле счастье, а в доле», «Недоля сталась – напасть досталась», «Жалеть о своей доле – что ветра искать в чистом поле».
К десятому веку в руках русских князей сосредоточилась не только верховная, но и религиозная власть. В связи с этим князь Владимир решает реформировать язычество, чтобы утвердить единовластие, и устанавливает пантеон богов. В него входили: Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Макошь и Семаргл.
Перун – верховный бог славян. Ещё он бог-громовержец и бог войны. Его описывали как высокого плечистого мужчину с большой головой. Он черноволос, борода у Перуна золотая. В правой руке бог держит лук, в левой – колчан со стрелами. Ездит по небу и пускает стрелы. Этими стрелами Перун поражает нечистую силу; куда падут они – в том месте возникает огонь.
Он изображался в виде обнажённого бородатого мужчины со щитом и стрелой или копьём. Иногда Перуна рисовали с большим жёлудем в руке. Это неслучайно: дуб считался священным деревом Перуна. Птица, которая ему посвящалась, – петух, его приносили в жертву под дубами. А день недели Перуна – четверг. Кстати, в английском и немецком языках название четверга так и переводится – день грома.
Оружием Перуна являлись палица, камни, топор и, конечно, громовые стрелы – Перуновы камни. Славяне считали ископаемые моллюски-белемниты и древние каменные орудия, которые находили при вспашке полей, громовыми стрелами. Этим предметам приписывались магические свойства.
Известно, что Перуну посвящались и цветы. У южных славян цветок ирис германский носит название перуника. Перуну приносились животные (быки) и человеческие жертвы (по жребию). Перун путешествует по небу в колеснице, преследуя нечистую силу, которая обращается в зайцев, лисиц и волков, чтобы спастись от стрел.
Сварог – верховный бог восточных славян, ещё он бог неба и огня. А так же кузнечного дела и брака. Он запретил многомужество и установил, что каждая жена имеет право всего лишь на одного мужа. Существует выражение «сковать свадьбу», что отражает сущность Сварога – бога кузнецов и покровителя супружества.
Говорят, что в дар Сварогу с небес упали клещи, которыми стали ковать оружие. А до этого воины сражались палицами и камнями, как дикари.
Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Этот день известен, как Сварожки.
По легенде, Сварог высекал из Алатыря искры. Из них появились остальные боги славянского пантеона – сыновья. Потому они и именуются Сварожичами.
Даждьбог (Дажьбог) Сварожич – сын Сварога: бог неба породил бога летнего солнца. Имя Даждьбог означает дающий благо. Конечно, это был один из самых любимых и почитаемых богов у древних славян. Даждьбог не бог солнечного света, он бог белого света, света вообще. В греческой мифологии ему соответствует Аполлон.
Отмыкатель лета, Даждьбог выступает здесь как олицетворение Солнца. Именно он ввёл летоисчисление по солнечному календарю. По мифологическим представлениям Даждьбог хранит земные ключи. Ими он закрывает землю на зиму и отдаёт птицам, они уносят ключи в Ирий – страну вечного лета.
Древние славяне представляли Даждьбога красивым и сильным юношей, покровителем пахарей и сеятелей. В «Слове о полку Игореве» русские дружинники названы Даждьбожьими внуками.
Хорс – ещё одно древнерусское божество из пантеона князя Владимира. Это божество соотносят с солнцем. Подобные ему – Феб и Гелиос. В переводе с иранского, Хорс – сияющее солнце, связан с понятием «круга», «хоро», «хоровод», «коло». Идол, установленный Владимиром Хорсу, был деревянный.
Известно, что Хорс ездил по небу в колеснице, запряжённой лебедями.
Стрибог – бог неба и ветра. Ветры считаются Стрибожьими внуками. Согласно славянским верованиям главных ветров четыре: по четырём сторонам света. Главный среди них – «вихревой атаман», которому подчиняются остальные. Он посылает ветры и вихри дуть туда, куда вздумает.
Стрибог – мрачное божество, злое начало, противоположное светлому Даждьбогу. Но это и неудивительно: ветры добрым характером не отличаются. Их стараются задобрить и приносят дары. В основном еду. Ветры кормили хлебом, мукой, остатками праздничных блюд.
Семаргл (Симаргл) – вестник между миром богов и человеческим, божество растительности. Семаргл также входил в пантеон князя Владимира.
Это был один из значимых богов для славян, потому что от него зависел будущий урожай. Семаргл изображался в окружении растений. В честь бога устраивались «плясания», в жертву его идолу девушки подносили вино и мёд в кубках. Древние славяне представляли бога в виде крылатого пса. Сам пёс был вырезан из сильно изогнутого дерева с корнями.
Святовит (Свентовит) – четырёхликий бог победы и войны у западных славян. И один из самых ярких персонажей славянской мифологии.
Возвращаемся к острову Руяну – вероятному прообразу острова Буяна. Раньше на Руяне находился храм Святовита. Жители острова треть всей добычи отдавали на храм. Деревянный храм воинтсвенного бога располагался в городе Аркона. В святилище, кроме идола, были священные вещи: уздечка, украшенное самоцветами седло, огромный боевой щит и меч с серебряной гравированной рукоятью, а ещё станица – священное знамя бога. Знамя несли перед войском в сражении или походе.
Птица Святовита – орёл. Символический цвет этого бога – красный. Храм Святовита был увенчан красной кровлей. В капище находился пурпурный занавес, за которым укрывались священные предметы. На стенах храма висели рога лосей, оленей и туров.
Идол Святовита – огромный, выше человеческого роста. Он имел четыре головы с короткими бородами. Две головы смотрели вперёд, две – назад. Глаза одной из голов (спереди и сзади) смотрели направо, двух других – налево. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с хмельным мёдом и вином. Левая рука упиралась в бок. Одежда достигала колен, а ступнями идол стоял вровень с людьми – на земле.
Только служители бога могли посещать храм. При этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им бога. Они же содержали белых коней, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян.
Аркона была центром прорицания, считали, что оракул Святовита даёт самые точные прогнозы. Триста всадников в красных одеждах сторожили обитель Святовита.
В специальной конюшне содержался священный конь бога белой масти. Если поутру этот конь оказывался забрызган грязью, то жители верили, что Святовит выезжал ночью, чтобы сразиться с врагами. Во время гаданий этого коня жрецы подводили к трём рядам скрещённых копий, воткнутых в землю. Если конь начинал движение с левой ноги, это считалось дурным предзнаменованием. Если же конь ступал с правой ноги, то это означало победу.
Святилище располагалось на вершине горного утёса. Оно было защищено со стороны моря отвесной скалой, а со стороны берега его окружали полукольцом две высокие стены со рвами. В самом городище имелся священный источник. Оттуда брали воду во время проведения языческих ритуалов.