Удивительно, какими странными путями развивается человечество. Почему какие-то государства вдруг «выстреливают», создавая удивительные по красоте и величию цивилизации, а их соседи продолжают оставаться в невежестве и дикости? Почему греки создали прекрасную сказку для своих потомков, римляне захватили почти весь мир, а их соседям-испанцам (вроде бы стартовые позиции равные) понадобилось еще несколько столетий, чтобы создать великую империю? Почему майя, тольтеки, ацтеки и инки смогли подняться на высокий уровень развития, а их соседи – нет? Давайте проследим за их судьбами если не с сотворения мира, то хотя бы со времен палеолита…
Итак, ученые уверены, что люди пришли в Америку из Азии по существовавшему тогда на месте Берингова пролива перешейку, соединявшему два континента. Зачем им это понадобилось – неизвестно, но, судя по тому, что никто из них не вернулся, новая родина пращурам понравилась. Здраво прикинув, что чем дальше на юг, тем теплее, они продолжили осваивать новые земли, двигаясь в направлении экватора вдоль тихоокеанского побережья.
Самые упорные добрались до относительно узкого перешейка между двумя американскими континентами и, сочтя его вполне подходящим для жизни, решили там обосноваться. Кто-то побрел дальше, но многих устроили горы и тропические леса Гватемалы или мексиканские плоскогорья, над которыми возвышались величественные горы.
Приход ватаг охотников на новые земли, конечно же, не имел ничего общего с нашествием орды. Было их мало, земли кругом предостаточно, и доисторические первопроходцы разбредались кто куда, создавая со временем собственные языки, понятные им самим да отчасти соседям.
Культурный уровень племен, проживавших на землях обеих Америк в доколумбовую эпоху, был достаточно примитивным, как вдруг произошло чудо – на относительно однородном фоне в тех краях возникло два очага цивилизаций, отличавшихся невероятно высоким уровнем развития. Северный, названный немецким антропологом Паулем Кирхгоффом Мезоамерикой, охватывал значительную часть современной Центральной Америки, южный – Перу и Боливию.
Так что мы знаем о Мезоамерике (или Месоамерике)?
К ней относится территория южной Мексики, Белиз, Гватемала, Сальвадор, части Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики, земли которых обладают невероятным природным разнообразием: тут и вечные снега на вершинах гор, и влажная душная сельва, и действующие вулканы, и иссушенные зноем пустыни.
Древние жители Мезоамерики выращивали кукурузу, изготавливали удивительную по красоте керамику, возделывали плавучие огороды, следили за движением звезд и создали очень точный календарь. Жившие в тех местах племена строили огромные церемониальные центры, вокруг которых возникали многолюдные города, создали пиктографическую и иероглифическую письменность, научились делать бумагу и резину. Даже мифы у них имели много общего, как та же легенда про майяского Кукулькана, чтимого ацтеками под именем Кецалькоатля, который на самом деле имел реального прототипа – одноименного тольтекского вождя, приведшего в Х веке свое племя на Юкатан.
Кукулькан в самом расцвете сил во время мартовского равноденствия,
полуостров Юкатан, Мексика
При всей кажущейся примитивности индейцы придумали ноль в математике, до которого еще не додумалась Европа. Они знали про дуализм и верили, что у всего на свете есть своя противоположность. Да и сами мезоамериканские индейцы были примером такой двойственности, поскольку при высоком уровне развития и развитом чувстве прекрасного были невероятно жестоки и отправили на тот свет столько людей, что европейская инквизиция нервно курит в сторонке. Для любителей хоррора в той части света было полное раздолье: человеческие жертвоприношения, в том числе детские, сдирание с жертв кожи и ее ношение, сжигание людей живьем и извлечение сердец, ритуальное кровопускание, самобичевание и даже каннибализм! Не жизнь, а мечта Ганнибала Лектора.
Изображение Кецалькоатля в двух его формах:
пернатый змей слева и бог ветра Эхекатль справа Кодекс Лауда, XVI в.
На этом фоне строительство пирамид, висячие мосты, мощеные дороги, ирригация, календарь и прочие действительно великие изобретения как-то бледно смотрятся. Печально, конечно, это признавать, но, как говорил Аристотель (хотя в этом есть сомнения): «Платон мне друг, но истина дороже».
Есть основанное на многих общностях предположение, что все культуры Мезоамерики вышли из одного общего центра, некой «культуры-родоначальницы», но ее существование уходит в такую древность, что никаких материальных доказательств ее реальности пока обнаружить не удалось.
Поскольку жители Мезоамерики не знали тяглового скота, то и колесо им было тоже ни к чему. А жаль, потому что оно вместе с лопатой могло бы заметно облегчить жизнь индейцам, орудующим на поле мотыгой и палкой-копалкой. Эти два древних «гаджета» плюс каменные топоры, ножи из обсидиана и плетеные сумки составляли весь инструментарий местных земледельцев.
Чтобы не путаться в племенах и цивилизациях, давайте сначала определимся: что, где, когда? Ведь со школьных лет в нашей памяти остались только куцые воспоминания, связанные со словами «майя», «ацтеки», «инки», причем создавалось впечатление, что все они жили по соседству в одно и то же время, резали друг друга почем зря и… Да, собственно говоря, и все! Ну еще какую-то информацию мы почерпнули из кинофильма Мела Гибсона «Апокалипсис», который вряд ли может служить учебным пособием.
Изображение коренных жителей Мексики, город Санта-Мария-Тетельпан
Не будем трогать охотников на мамонтов и сразу перейдем к более «цивилизованным» временам, которые ученые условно делят на три неравных по времени периода: доклассический, классический и постклассический. Причем касаться будем только цивилизаций, оставивших самый яркий след в истории Америки, чтобы книга не превратилась в толстый фолиант.
Первый из периодов, доклассический, продолжался со II тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры, когда появились первые поселения и города, такие как Куикуилько с самыми древними на континенте пирамидами, Тетельпан и легендарный Теотиуакан. Зародились первые профессии, началась торговля, представлявшая собой натуральный обмен, поскольку денег еще не существовало. Позднее в качестве «валюты» стали ходить какао-бобы. Огромную роль в религии пращуров играли: ягуароподобное божество – небесный дракон, водяной змей – дух воды и горбун с чашей – бог огня.
Ягуароподобное божество Кодекс Мальябечиано, середина XVI в.
Не сильно рассчитывая на долгую жизнь, древние индейцы уделяли большое внимание похоронным обрядам. Знать отправлялась в мир иной «в сопровождении» нескольких человек и собаки. Кроме спутников в загробном мире в могилу клали вещи, которые, по мнению членов племени, могли помочь покойнику на том свете чувствовать себя более комфортно. В раскопанных захоронениях археологи часто находили расчлененные останки детей, которых, возможно, приносили в жертву. Затем, ближе к концу доклассического периода, «мода» изменилась, и племенную элиту начали хоронить в каменных гробницах либо внутри храмов, либо у их подножия.
В 1400–400 годах до нашей эры на побережье Мексиканского залива расцвела культура ольмеков, влияние которых на последующие цивилизации Мезоамерики трудно переоценить. Именно они ввели в обиход ритуальную игру в мяч и ритуальное кровопролитие, календарь и человеческие жертвоприношения, а некоторые из их богов «перекочевали» впоследствии к майя. Жрецы, танцовщицы, актеры, музыканты, скульпторы совершенствовали свои профессии, участвуя в исполнении ритуалов. Быстро развивалось гончарное искусство, обеспечивая не только бытовые нужды, но и духовные потребности.
Ольмекская текомате (маленькая чаша), регион Лас-Бокас, 1200–900 гг. до н. э., Мексика
Название «ольмеки» придумали жившим в тех краях индейцам пришедшие туда спустя несколько столетий ацтеки. В переводе на русский язык оно означает «каучуковые люди». Видимо, потомки великих скульпторов древности продавали ацтекам каучук.
Вызывает удивление, насколько (судя по гигантским головам) ольмеки внешне отличались от соседей. Этот факт дает большой простор для домыслов и фантазий, например о том, что предками ольмеков были… представители негроидной расы. Загуляли, скажем, финикийцы на своих корабликах и сами не заметили, как приплыли в Америку. То ли их туда Гольфстрим занес, то ли еще что…
Цивилизация ольмеков оставила нам находки в виде топоров с изображением ягуаров, очень реалистичные скульптуры, нефритовые маски и огромные каменные мужские головы, навевающие ассоциации с идолами острова Пасхи, но совершенно другие по форме. Материал для их изготовления доставлялся издалека, головы за время своего существования переставлялись с места на место, и из-за этого возраст обнаруженных мегалитов трудно датировать. Поскольку головы не похожи одна на другую, существует теория, что это портреты правителей, военачальников или, возможно, игроков в мяч. На сегодняшний день их обнаружено семнадцать штук. Наука пока не знает, с помощью каких ухищрений ольмекам удавалось передвигать огромные базальтовые глыбы, не имея тяглового скота и не зная колеса. Как им удавалось справляться с гравитацией и трением?
Есть несколько теорий о том, откуда пришли предки китайцев. Это может быть Туркестан или район гор Куньлунь. Но есть и более безумные версии. Например, о том, что китайцы – потомки шумеров или пришли из Индокитая.
Мы вообще очень мало знаем о цивилизации ольмеков. По скудным найденным артефактам трудно восстановить быт народа, жившего за тысячи лет до нас. Многое могли бы рассказать их мифы, но мы практически не знаем, кому поклонялись ольмеки. Судя по найденным статуэткам, антропологи предположили, что главным богом у них был «отвечавший» за воду ягуар-оборотень, оказавший огромное влияние на пантеоны других народов. Ольмеки были фанатами ягуара и изображали его на чем только можно. Компанию ему составили бог кукурузы, бог дождя и грозы, бог с акульей головой (возможно, покровитель рыбаков?) и некоторые другие. Но самое интересное божество в пантеоне ольмеков – это Пернатый Змей, перебравшийся в более поздние религии майя, тольтеков и ацтеков под именем Кукулькана или Кецалькоатля.
Большая доиспанская ольмекская голова, вырезанная из базальта, археологический парк Ла-Вента в Вильяэрмосе, Мексика
Центром цивилизации ольмеков был город Ла-Вента, находящийся ныне в мексиканском штате Табаско. Уже здесь просматривается четкое ориентирование построек по сторонам света, которое будет присутствовать и в других городах Мезоамерики. До нас «дожила» больше похожая на холм глиняная пирамида (сделаем скидку на то, что «старушке» уже две тысячи пятьсот лет!), головы из базальта, гробницы, три лежащие на земле прямоугольные мозаики из серпантина, известные как тротуары, платформы, алтари и т. д.
Прямоугольные мозаики из серпантина, известные как тротуары, Мексика
Существует предположение, что ольмеки могли быть предками майя, но это только гипотеза, основанная на том, что их языки принадлежат к одной группе майя-соке, в отличие от науатля, языка юто-ацтекской группы, на котором говорили ацтеки и тольтеки.
За триста лет до конца доклассического периода неподалеку от современного Мехико появилось еще одно чудо – на месте двух небольших деревушек возник город Теотиуакан, оказавший впоследствии колоссальное влияние на всю северную часть Мезоамерики. Возможно, начало ему положили ольмеки и жители города Куикуилько, бежавшие туда из-за извержения вулкана. Разбогатев на торговле, Теотиуакан уже в классический период со II века нашей эры стал крупнейшим городом региона с полиэтническим населением. Во время его расцвета там проживало по некоторым данным до 85 тысяч человек – Шанхай по тогдашним меркам. Это было оживленное место, славившееся своими мастерами – гончарами, ткачами, ювелирами, крупный религиозный центр и, как бы сейчас сказали, торговый хаб, куда стекалось множество народа и товаров.
Город был застроен домами с внутренними двориками, стоящими вдоль пересекающихся под прямым углом улиц, главной из которых была широкая Дорога Мертвых, протяженностью около 2 км. По ней в праздники шли торжественные процессии и брели толпы паломников.
Дорога начиналась от храма Кецалькоатля – архитектурного комплекса, состоявшего из 16 зданий. Стоящий на вершине пирамиды храм практически не сохранился, но мы можем судить о нем по уцелевшему фасаду «шестиэтажной» пирамиды, украшенному скульптурами 365 оперенных змеиных голов и бабочек. Во время проведенных в храме раскопок археологам удалось обнаружить секретное хранилище даров, пожертвованных жителями города при его закладке, где вперемешку лежали большие морские раковины, человеческие зубы, украшения из нефрита, обсидиановые кинжалы и другие артефакты тех времен.
Фасад «шестиэтажной» пирамиды, украшенный скульптурами 365 оперенных змеиных голов и бабочек, Мексика
От храма Кецалькоатля Дорога Мертвых тянется до пирамиды Луны (высота 42 м), минуя 65-метровую пирамиду Солнца, «рост» которой лишь немного уступает египетской пирамиде Хеопса. Свое название она получила благодаря ацтекам («родное» название неизвестно), поскольку два раза в году Солнце в зените находится точно над ее вершиной. Оба этих величественных сооружения построены из кирпича-сырца и облицованы камнем. Ученые подсчитали, что для того, чтобы построить хотя бы одну из них, двадцать тысяч человек должны были работать минимум двадцать лет.
Есть версия, что образ небесного Пернатого Змея – это северное сияние. Не зря же Кецалькоатль носит именно зеленые перья! Но вряд ли жители Мезоамерики могли увидеть это явление, которое случается гораздо севернее. А если город построили неведомые пришельцы, видевшие воочию северное сияние, то отпадает официальная версия о местных строителях Теотиуакана. Еще одна загадка таинственного города…
Перед пирамидой Луны располагается площадь с десятью храмами по окружности. Работавшие в ней археологи обнаружили в одной из камер несколько человеческих скелетов, а также останки пум (ягуаров), орлов и койотов.
Все городские постройки, так же как и Дорога Мертвых, были ориентированы по сторонам света с отклонением от севера на 17 градусов. Вместо привычного нам асфальта улицы были залиты очень плотным известковым раствором, в котором предусматривались желоба для стока дождевой воды в специальные хранилища. Мусор вывозился на городские свалки, что свидетельствует о том, что теотиуаканцы прекрасно понимали важность санитарии в условиях скученности населения.
В каждом квартале возвышались покрытые барельефами и горельефами общественные и культовые сооружения, поражали своим изобилием рынки и покрытые росписью великолепные дворцы. Это был город-праздник, город сытых людей, город ремесленников, жрецов и воинов.
Пирамида Луны, Теотиуакан,
Мексика
Кстати, о жрецах. Второй статьей городского дохода после торговли выступала религия. Тысячи паломников ежегодно брели туда, чтобы поклониться богам. И даже в самом захудалом домишке обязательно стоял домашний алтарь. Главными божествами Теотиуакана был хозяин воды Пернатый Змей Кецалькоатль, которого ацтеки прозвали Тлалок, олицетворявший природу, и бог огня Уэуэтеотль. Кроме того, по легенде именно в этом городе появились боги Луны и Солнца.
История вкратце такова. Два бога вызвались сотворить свет: богатый и здоровый Текуксистекатль и убогий Нанауацин. Чтобы сдвинуть неподвижно висящие светила с места, они должны были броситься в костер и стать их богами. Нанауацин без раздумий принес себя в жертву и стал сияющим богом Солнца. А трусоватый Текуксистекатль схитрил и, дождавшись пока костер прогорит, плюхнулся в уже остывающую золу. За свое малодушие он был наказан и стал богом Луны, светящей слабым светом.
Жили теотиуаканцы не тужили, пока их город спустя несколько веков не постигла катастрофа. Изначально предполагалось, что его уничтожили враги, но, судя по тому, что разрушению подвергся только центр города, где жили богачи, есть предположение, что виной был гражданский конфликт, хотя в те времена никто не знал этого термина. После этого город примерно с 650 года начал хиреть, пока за сто лет окончательно не умер.
Мезоамериканцы верили в магию, особенно в числа 4, 9, 13, и строили свою жизнь по указанию жрецов, колдунов и предсказателей, без одобрения которых и шагу ступить не могли. Вся их жизнь состояла из тщательно выполняемых ритуалов. Чтобы вымолить дождь, майя, например, жгли каучук, веря, что валящий клубами черный дым притянет настоящие тучи. Вера в богов у древних индейцев была так сильна и безыскусна, что в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств их жрецы инструктировали своих жертв перед отправкой в мир иной, о чем надо попросить при встрече с жестоким богом, и бедняги, гордые доверием соплеменников, безропотно ложились под нож.
В следующих главах мы поговорим о майя, тольтеках и ацтеках, узнаем, что они поделывали в классическое и постклассическое время (900–1519 гг.), пока на горизонте не появились паруса испанских каравелл. Историки полагают, что малое число захватчиков умудрилось поработить огромную территорию, населенную сотнями тысяч людей, умеющих управляться с копьями и стрелами, не только потому, что они походили на обожаемого Кецалькоатля и приплыли в то время, когда индейцы ждали возвращения Пернатого Змея. Индейцы сами помогали испанцам порабощать соседей, надеясь с их помощью разделаться с исконными врагами. Счеты-то они сводили, но и сами оказывались под пятой белых бородатых людей. Точь-в-точь как наши князья, бегавшие к монголо-татарам за помощью во время княжеских распрей, вместо того чтобы объединиться и прогнать их со своей земли. «Квартирный вопрос» портил людей со времен сотворения мира.
Время великих цивилизаций Мезоамерики давно в прошлом. Но потомки древних индейцев помнят о своих корнях и чтут традиции. С некоторыми из них не смогли справиться даже испанцы, которые приложили все силы, чтобы огнем и мечом вытравить у покоренных народов память об их великом прошлом. А ведь, надо признать, некоторые индейские праздники выглядят для европейцев, мягко говоря, очень экзотическими. Вот, например, День мертвых, пришедший в наше время из глубокой древности. Его отмечают не только в Мексике, но и в Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Сальвадоре.
В нашей культуре память об умерших – это грусть об ушедших от нас людях, а для индейцев – праздник, который достался им от майя и ацтеков, жизнь которых очень тесно переплеталась со смертью. Древние индейцы верили в загробную жизнь, и посредниками с тем миром считали души умерших предков. Почему бы не порадоваться встрече с ними?
Изначально День мертвых отмечался в августе, но стараниями испанцев «переехал» на осень, чтобы совпасть с католическим Днем памяти усопших. Как такое пережили инквизиторы? Сие есть страшная тайна. Правда, праздник несколько столетий почти не отмечался, но в начале XX века его «реанимировали», и с тех пор мексиканцы и их соседи ежегодно веселятся, вспоминая усопших.
День мертвых начинают отмечать 31 октября с поминовения детей, а заканчивают 2 ноября воспоминаниями о предках.
В эти дни проходят всевозможные шествия, то стилизованные под похороны, то откровенно праздничные с песнями и танцами. В Мехико даже устраивается «Парад Катрины». В эти дни люди обряжаются в платья с изображением «Катрины» – женского скелета, разрисовывают себе лица, чтобы походить на ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль, и делают сладости в виде скелетов и черепов. Вот радость-то для его участников, зрителей и съехавшихся со всего мира туристов, не говоря уже о детях!
Миктлансиуатль – одно из божеств, описанных в Кодексе Борджиа, примерно XIII–XV вв.
Праздник не прекращается и ночью, поскольку вечером все идут на кладбища, ухаживают за могилами, а затем устраивают пикники, танцуют и поют. А чего не порадоваться, если в эту ночь к ним придут духи почивших родных! К приходу усопших уже все готово: алтари украшены оранжевыми бархатцами, там же стоят еда и питье, чтобы духи могли отдохнуть и подкрепиться с дороги. А если они будут довольны, то поспособствуют еще не почившей родне благополучно пережить грядущий год.
В 2003 году ЮНЕСКО включило День мертвых в список Всемирного нематериального наследия.