1. Основные характеристики языка современных СМИ

Публицистика является сегодня одной из ведущих общественных сил в стране и в мире, не случайно она получила перифрастическое именование-характеристику "вторая власть". Язык является основным инструментом публицистики, орудием ее воздействия на общественное сознание. Это информационно-прагматическое орудие постоянно совершенствуется, шлифуется журналистами в поисках все новых средств уплотнения информации, выразительности и разнообразия речи. Описание главных свойств языка средств массовой информации считаем необходимым предварить краткой историей становления публицистики.

1.1. Из истории публицистики

Потребность в обмене информацией возникла у людей ещё в глубокой древности, и важнейшим средством её удовлетворения стала письменность, решившая проблему преодоления пространства и времени в процессе коммуникации. Принято считать, что первые письменные тексты появились в различных странах за 8–6 тысячелетий до н. э. В. В. Ворошилов замечает: "Обращение к новому типу общения – знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учётные и обменные операции" [Ворошилов 2002: 14]. В связи с этим шёл постоянный поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев. Финикийские купцы передали и опыт пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил "два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих он вёл с собою, а вёл он всех, над коими властвовал" [Геродот 1888: 130]. С образованием государства тексты, предназначенные широкой публике, начали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, кроме того, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных – пергамент, названный так в честь города Пергама в Малой Азии.

В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты – таблицы – складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения, оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику [Учёнова 1994: 18].

По мнению В. Ворошилова, "античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент – это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения "изданий")" [Ворошилов 2002: 15–16].

Тем временем начинает активно использоваться бумага (от итальянского – хлопок). Она была впервые получена в Китае еще в I–II веках н. э, а затем оказалась сначала в Японии (VI век), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси – бересту.

В 1320 году в Германии была основана первая бумажная фабрика. Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме.

На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV–XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». Печатный станок становится мощным оружием идеологической и политической борьбы. В XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др.

Вскоре появились и журналы. Первый из них "Journal des Swavants" ("Журнал ученого") вышел в 1655 г. в Париже.

А в России на рубеже XVII–XVIII веков Петр I проводит европеизацию страны, в частности: появляется ряд учебных заведений; развивается книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги "Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению", "Приклады, како пишутся комплименты разные") [Там же: 18]. При этом вместо церковно-славянского начертания букв в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты.

15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании "Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах", днем позже он предписывает печатать газеты "для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях" [Полное собрание… 1830: 201]. Подшивки петровских «Ведомостей», хранящиеся сегодня в государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке, начинаются с номера от 2 января 1703 г. (13 января по новому стилю). Выход этого номера стал поводом к установлению с 1991 г. Дня российской печати.

Вполне естественно, что история развития СМИ не ограничивается приведёнными выше датами, но, по нашему мнению, данные вехи истории наиболее важны для этой главы.

1.2. Типы и структура СМИ

Авторы учебного пособия "Система средств массовой информации России", говоря о типологии современных СМИ, замечают: "Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества…, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы" [Система средств 2003: 3].

Переход от вертикальной и партийной к горизонтальной и коммерческой структуре, по мнению учёных, был обусловлен несколькими факторами. "Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)" [Там же]. Авторы подчёркивают, что возникли новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. "Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной" [Там же: 4].

По мнению учёных, эти изменения "не во всем соответствуют тем переменам, которые произошли и в мировой печати. В большинстве стран уменьшается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае, бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и, прежде всего, с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых "белых воротничков", которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение элитарных газет. Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии" [Там же].

В мире российской прессы наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается противоположный процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как "Комсомольская правда" и «Известия». Бульварной в прямом смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество «бульварных» еженедельников весьма примитивного уровня типа "Мегаполис Экспресс".

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, – газеты, включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет, по мнению В. В. Ворошилова, можно отнести "Московский комсомолец", который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.

Существенные изменения происходят и в типологии передач телевидения, хотя эти изменения в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента: районные или квартальные местные новости, к которым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти – префектуры и управы.

Загрузка...