В основе практической работы студентов-дизайнеров на музейной практике лежат приемы и методы сбора, систематизации, обработки и репрезентации информации в сфере музейной коммуникации. Разработка отчетных комплектов полиграфической продукции нацелена на формирование профессиональных компетенций в области графического дизайна, рекламной коммуникации и маркетинга, изучение содержательных и формальных аспектов рекламного дела. Эта задача решается в процессе проектирования полиграфической и сувенирной продукции, представляющей издательскую и рекламную деятельность музеев и галерей.
В связи с тем, что отчетные комплекты имеют рекламное назначение, важно помнить три направления, которыми будет обусловлена работа с информацией на всех этапах прохождения музейной практики. Эти направления связаны с характером рекламной коммуникации, в ее вербальном (словесном) и невербальном воплощении. Рекламная коммуникация с помощью различных знаковых средств выполняет в обществе следующие функции: информационную, экспрессивную и суггестивную. Информационная (сигнальная) – основана на способах оперативного привлечения внимания личности или сообщества к предметам или явлениям с целью побуждения к определенным действиям. Это древнейшая функция знаковых средств, сохранившая свою роль до нашего времени. Экспрессивная – основана на эмоциональной выразительности и насыщенности знаковых средств и является важнейшим условием полноценной рекламной коммуникации. Суггестивная (внушение) – основана на способности некоторых знаковых средств к внушению, воздействию на подсознание реципиента (объекта, получающего информацию). Эта функция ведет свою историю с раннего этапа развития рекламной коммуникации.
Перечисленные направления (информация, экспрессия, суггестия) должны помочь структурировать дизайнерскую деятельность на всех этапах: исследовательском, аналитическом, проектном и репрезентативном (представление отчетных работ).
Этап I. На этапе посещения выставочных мероприятий и музейных экспозиций важно собрать и систематизировать информацию, необходимую для проектирования отчетной продукции. Характер деятельности на этом этапе – исследовательский и аналитический. В процессе посещения музеев и выставок рекомендуется четко фиксировать информацию по предлагаемому плану:
1. Название, профиль, тематика музейной или выставочной экспозиции.
2. Сроки и место проведения выставки, адресные данные.
3. Содержание экспозиции (систематические, тематические, ансамблевые экспозиции).
4. Информация о произведениях, памятниках или предметах экспозиции (наименования, авторство, хронология и пр.).
5. Принципы построения содержания экспозиции (историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный).
6. Принципы проектирования экспозиции (образ, пространственное решение, цветовое и световое решения, вербальная и визуальная коммуникация, использование технических средств).
7. Целевая аудитория экспозиции.
8. Образцы имеющейся рекламной продукции музеев и выставок. Данные каждого из пунктов плана нацелены на воплощение информационной (пункты 1–5 и 8), экспрессивной (пункт 6) и суггестивной (пункт 7) функций отчетной продукции. Информация по пунктам 1–5 может быть уточнена с помощью дополнительных источников (литература, периодика, сеть Интернет). Например, для рекламного буклета могут понадобиться данные биографического, научного или научно-популярного характера, иллюстративные материалы соответствующего качества. Собрать эти данные поможет фиксация информации по пунктам 3–5 непосредственно во время посещения мероприятия, а также материалы из пункта 8. В пункте 6 рекомендуется зафиксировать как объективный анализ дизайнерского решения посещенной экспозиции, так и субъективные эмоциональные впечатления от увиденного, что может помочь в работе на следующем этапе. Визуальный анализ (возрастной, социальный и др.) целевой аудитории посещенного мероприятия позволит подобрать знаковые средства или их сочетания, несущие суггестивную нагрузку.
Этап II. На этапе проектирования отчетной полиграфической продукции самостоятельная работа студентов ведется последовательно:
1. Разработка ассортимента отчетных комплектов.
2. Отбор текстового и иллюстративного материала для разработки содержания комплекта.
3. Поиск стилевого и композиционного решения, цветовой гаммы, модульной сетки и шрифтовых гарнитур.
4. Эскизирование макетов рекламной продукции.
5. Подготовка эскизов к текущим консультациям, которые проводятся руководителями музейной практики согласно графику.
6. Предпечатная подготовка макетов рекламной продукции.
7. Формирование отчетного комплекта полиграфической рекламной продукции по трем выставочным мероприятиям или музейным экспозициям.
8. Подготовка и оформление комплектов к отчетной выставке практических работ по музейной практике (проводится в рамках семестровых просмотров учебных работ).
Характер деятельности на данном этапе – проектный и репрезентативный. Поскольку основой деятельности остается работа с информацией, важно помнить ее обусловленность тремя базовыми функциями рекламной коммуникации – информативной, экспрессивной и суггестивной.
Информативная функция реализуется в соответствии с каждой из вышеперечисленных стадий проектной деятельности. Снова рассмотрим эти этапы в контексте передачи информации.
1. Ассортимент отчетного комплекта должен быть нацелен на использование различных способов представления информации о выставке или музейной экспозиции. При этом информация может носить как сигнальный (оповещение), так и познавательный или памятный характер.