Проблемы воспитания гармонично развитой личности в настоящее время, в информационную эпоху, обострились. Современный век характеризуется обширными возможностями для отдельных лиц свободно обладать практически любой информацией, передавать и принимать любые ее объемы. Информационная эпоха сделала возможными быстрые глобальные коммуникации и существование информационных сетей, что значительным образом изменило форму современного общества, основными характеристиками которого являются: переход к экономике услуг, развитие массовой культуры, возникновение целого ряда субкультур со своими языками, предпочтениями, ценностями, возникновение киберспорта, по которому регулярно проводятся соревнования мирового уровня, появление социальных сетей, экспоненциально набирающих популярность, и интернет-СМИ. Мы живем в обществе, основанном на манипуляции информацией [11]. Земной шар становится «глобальным городом», гигантские расстояния минимизируются нажатием клавиш компьютера. «Поиск своей личности становится проблемой, а насилие – одним из главных средств самовыражения» (М. Маклюэн «Пробуждение Маклюэна»). Социологи отмечают появление нового – электронного – человека, который, в отличие от грамотного человека, не стремится получать новые знания, а стремится к освоению новых двигательных навыков работы с современными электронными устройствами, с помощью которых он получает ответы на практически все возникающие перед ним вопросы. У современных молодых людей формируется новая, информационная, культура. Большие объемы информации оперативно поступают от источника к потребителю с использованием современных средств: планшетных компьютеров, смартфонов. Возрастание роли информации как ресурса привело к возникновению и официальному признанию ведущими государствами информационных войн, целью которых является не физическое уничтожение противника, а закрепление конкурентных преимуществ над ним, то есть навязывание ему таких информационных ресурсов, которые служили бы интересам противоположной стороны (другого государства, транснациональной корпорации).
Следует отметить, что интенсивность информатизации прямо пропорциональна росту числа заболеваний, связанных с гиподинамией и стрессами, присущими городским жителям – электронным людям. Еще одной важной проблемой является получение действительно нужной, достоверной информации из интернета и СМИ.
Поиск и совершенствование новых педагогических разработок, их обоснование, введение инноваций в образовательные технологии и методики, построенные на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, приводят к максимально широкому применению новых средств в физической культуре и спорте, влияющих на процессы физического и духовного развития ребенка, его адаптации к социальной среде. Поэтому использование нетрадиционных средств физической и психологической подготовки, в частности, взятых из восточных боевых искусств, в целях укрепления здоровья, развития физических качеств и социализации учащихся является актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания.
Необходимость использования новых средств в процессе физического воспитания учащихся школ, недостаточная физическая и психологическая подготовленность школьников, сложности их социализации обусловили разработку оригинального многоборья «Бусидо» [12].
Цель многоборья «Бусидо» – гармоничное развитие личности и привлечение молодежи к занятиям боевыми искусствами. Команда инструкторов региональной общественной организации (РОО) «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской области» и РОО «Федерация Кендо Свердловской области» разработала программу многолетней подготовки многоборья «Бусидо» для трех возрастных групп: 6–9 лет, 10–13 лет и 14–17 лет. В программу были включены средства и методы из следующих видов боевых искусств: айкидо, дзёдо (владение шестом), дзюдо, верховая езда, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, плавание. (рис. 1).
Рисунок 1 – Виды, входящие в многоборье «Бусидо»
Нами были выделены ключевые ценности, объединяющие виды боевых искусств, входящие в Программу многоборья «Бусидо». Это «Традиции», «Дисциплина», «Сила духа». Также были сформулированы задачи, решаемые при реализации комплексной подготовки занимающихся айкидо школьников с помощью многоборья «Бусидо»:
1) расширить информационное поле айкидоистов в рамках их технико-тактической и теоретической подготовки, в том числе:
– освоить элементы техники и тактики адаптированных к современной действительности видов боевых искусств, которые входили в подготовку самураев,
– познакомиться с историей возникновения и развития как своего профильного вида – айкидо, так и смежных видов боевых искусств;
2) получить возможность практического применения айкидоистами элементов техники и тактики других видов боевых искусств в формате тренировочных занятий, мастер-классов, зачетных мероприятий и турниров;
3) разнообразить психологическую подготовку айкидоистов, включив в нее занятия по воспитанию духовности, нравственности, патриотизма, гуманизма, помогающие успешной социализации школьников.
Выбор видов боевых искусств был обусловлен неслучайно. Каждый из видов наиболее успешно развивает определенные физические и психологические качества (см. таблицу 2).
Помимо приведенных в таблице физических и психологических качеств, каждый из видов многоборья «Бусидо» определенным образом влияет на формирование и развитие следующих элементов гармоничной личности. Кюдо – гармоничное сочетание духовных и физических сил, сбалансированность сознания в момент выстрела. Кендо – точность, практика контактного боя с оружием, совершенствование духа, нравственность.
Таблица 2 – Физические и психологические качества, наиболее развиваемые видами, составляющими многоборье «Бусидо»
Сумо – использование силы в полном контакте, особый тип энергии, вырабатываемый при брюшной централизации, которая позволяет одному атлету выталкивать другого за пределы арены; нравственность, мораль, этика. Дзюдо – контроль энергии, дисциплина, умственное развитие, психическая закалка. Айкидо – круговые движения, являющиеся основой техники айкидо, обеспечивают возможность избегать физическое противодействие партнёра и применять защитные приемы наиболее эффективно; распространение скоординированной энергии, самосовершенствование, духовное и нравственное воспитание личности. Верховая езда – навыки правильной осанки, единение всадника и коня, человека и природы. Плавание – закалка тела, рациональность дыхания, дисциплина, контроль энергии. Дзёдо – быстрота реакции, закалка тела, сложно-координационные приёмы с шестом, нравственное воспитание, этика, дисциплина. Иайдо – сохранение мышц и суставов в работоспособном состоянии, мгновенная концентрация внимания при переходе из пассивного состояния к стремительной атаке.
Мы выделили три ключевых аспекта психологической подготовки школьников в многоборье «Бусидо». Во-первых, занятия боевыми искусствами являются естественными условиями формирования физического, духовного и нравственного здоровья молодёжи. Во-вторых, помимо этого, занятия боевыми искусствами помогают успешной социализации молодёжи, формируют особый стиль поведения в обществе, необходимый для достижения успеха. И, наконец, в-третьих, занятия боевыми искусствами становятся стимулом формирования общечеловеческих ценностей, нравственности, духовного воспитания, гуманизма, патриотизма.
Так как в основу многоборья «Бусидо» заложены средства и методы боевых искусств, то на теоретических и практических занятиях активно используется «Кодекс чести самурая» в духовно-нравственном воспитании айкидоистов. При этом основные постулаты поведения адаптируются к социальной среде, в которой находятся школьники, и разъясняются с приведением примеров и моделированием ситуаций (таблица 3).
Таблица 3 – Основные постулаты поведения, формируемые боевыми искусствами, входящими в многоборье «Бусидо»
Нами прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повышает успешную социализацию школьников.
Разработанное положение о многоборье «Бусидо» (Приложение 1 пособия) включают в себя следующие основные аспекты. Соревнования по многоборью «Бусидо» проводятся в целях развития и популяризации боевых искусств в Уральском Федеральном Округе и Российской Федерации. Соревнования (зачёты) многоборья проводятся по следующим видам боевых искусств и единоборств: айкидо, верховая езда, дзёдо, дзюдо, иайдо, каратэ, кендо, кюдо, плавание, сумо – в соответствии с Правилами видов спорта, утверждёнными Министерством спорта Российской Федерации. Основными задачами многоборья «Бусидо» являются: пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; формирование позитивных жизненных установок у подрастающего поколения; гражданское и патриотическое воспитание молодёжи; совершенствование подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации; определение лучших субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку спортивного резерва; развитие материально-технической базы и предоставления больших возможностей для занятий спортом; ознакомление с возникновением и историческим развитием боевых искусств.
Места и сроки проведения этапов многоборья размещаются в календарных планах мероприятий. Так как в виде традиционного боевого искусства айкидо нет соревнований, то по айкидо проводится зачет – выполнение демонстрационной показательной программы или выполнение квалификационных зачётов ЕВСК на юношеский разряд. Зачетом по верховой езде является участие в мастер-классе, проведённом в любом конно-спортивном клубе. Зачётом по кюдо является мастер-класс в любой Федерации (клубе) Кюдо или Федерации (клубе) стрельбы из лука.
Состав судейских коллегий по видам боевых искусств (единоборств) формируются на основании списков спортивных судей, представленных федерациями и клубами участвующих в мероприятии.
К участию в многоборье допускаются зарегистрировавшиеся федерации и клубы. Возрастные группы участников распределяются следующим образом: детский возраст – 6–9 лет; юноши – 10–13 лет; юниоры – 14–17 лет. В комиссию по допуску представляется именная заявка, а также следующие документы на каждого участника: а) паспорт или свидетельство о рождении; б) будо-паспорт или квалификационная книжка спортсмена; в) полис обязательного медицинского страхования; г) страховой полис о страховании жизни и здоровья от спортивной травмы.
Финальный этап многоборья будет заключаться в демонстрационной программе по айкидо (или квалификационный зачёт на юношеский разряд), турниров по дзёдо и иайдо. Если в проекте участвуют федерации и клубы из других видов боевых искусств, входящих в многоборье «Бусидо», то финальным этапом является соревнование по профильному виду этой федерации. Обеспечение безопасности участников и зрителей осуществляется согласно требованиям Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», а также требованиям Правил соответствующих видов спорта.
Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Было выявлено, что средств и методов, присущих каждому в отдельности виду боевых искусств, недостаточно для воспитания гармонически развитой личности, способной к успешной социализации в современных условиях.
Предложена концепция многоборья «Бусидо», основанная на исторически сложившейся, адаптированной к современным реалиям комплексной подготовке воинов-самураев Бу-дзюцу. Значительная роль в отборе видов боевых искусств и спорта отводится используемым в них средствам и методам психологической подготовки и духовно-нравственного воспитания. В состав многоборья «Бусидо» включены айкидо, дзёдо (владение палкой), дзюдо, верховая езда, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, плавание.
Прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повысит возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи.
1. Какие Вы знаете виды боевых искусств, которые не вошли в состав Многоборья «Бусидо»?
2. Чем отличаются боевые искусства (дзюцу) от единоборств (до)?
3. Какие труды и источники Вы знаете, где авторы описывают подготовку самураев?
1. Написать эссе на тему «Какие современные единоборства могут заменить виды боевых искусств, которые входили в подготовку самураев».
2. Написать эссе «Различия психологической подготовки между контактными и бесконтактными видами боевых искусств».