При изучении межэтнических отношений оценке, как правило, подлежат установочные явления. Согласно классической социально-психологической теории в структуре социальной установки выделяются эмоционально-оценочный, когнитивный и поведенческий компоненты. Поведенческий компонент социальной установки оценить эмпирически практически невозможно. Скорее он задается теоретически, при определении социальной установки, как готовность вести себя определенным образом в определенной социальной ситуации.
Если мы говорим о психологическом отношении, то это явление, в котором доминирует эмоционально-оценочный компонент. Соответственно при изучении межэтнических отношений прежде всего рассмотрению подлежат взаимные оценки представителей этнических групп. Иными словами, это эмоционально-оценочный компонент межэтнических установок. В качестве методик, направленных на изучение взаимных оценок, в кросскультурной психологии чаще всего выступают так называемая «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса и различные модификации методики семантического дифференциала.
При изучении межэтнических отношений также зачастую рассматриваются этнические стереотипы и предрассудки. Данные социально-психологические феномены относятся больше к числу тех явлений, в которых больший акцент ставится на рассмотрении когнитивного компонента. При этом важно отметить, что в стереотипе когнитивный компонент редуцирования не полон, а в предубеждении он скорее искажен. То есть разница между стереотипом и предубеждением состоит в степени искажения когнитивного компонента установочного образования, который дает новое качество отношения к представителю определенной этнической группы. Причем речь идет об искажении именно в негативную сторону. Однако эта искаженность когнитивного компонента чаще всего связана с негативной аффективной коннотацией. Ниже приводятся методики, используемые при изучении межэтнических отношений. Большинство из них позволяют оценить ту или иную степень предубежденности по отношению к представителям инокультурных и иноэтнических групп. Исследователь должен отделить грань, за которой заканчивается стереотип и начинается предубеждение.
Первым инструментом, позволяющим измерить генерализованную установку индивида по отношению к определенной этнической группе, была «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, созданная им в 1925 г. [Бороноев, Павленко, 1994]. Первоначально она использовалась для изучения установок белых американцев по отношению к афроамериканцам. Дальнейшие исследования межэтнических отношений в поликультурных обществах преимущественно были представлены изучением установок этнического большинства по отношению к меньшинствам.
В настоящее время это понятие является одним из центральных, характеризующих степень близости или отчуждения социальных и этнических групп. В поликультурном обществе социальная дистанция является одним из показателей этнического статуса группы. «Жесткость социальной дистанции служит показателем состояния общества, степени равенства групп, социальной и этнической толерантности» [Дробижева, 1997, с. 46]. Сам Э. Богардус определял социальную дистанцию как степень симпатии между личностями, личностью и социальными группами и между социальными группами [Bogardus, 1959]. Автор данной методики исходил из понимания социальной дистанции как степени принятия людьми друг друга, точнее, как установки на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа. Максимальная социальная дистанция означает отчужденность, отстраненность, обособленность членов одной группы от другой, нежелание людей контактировать с представителями аутгруппы, установление жестких границ между группами. Минимальная социальная дистанция способствует установлению близкого контакта с аутгруппой, лучшему знакомству с ее представителями. Шкала социальной дистанции является кумулятивной, т. е. выбор определенного варианта ответа на шкале предполагает, что и все предыдущие варианты должны быть выбраны. Например, если респондент отмечает, что он готов видеть представителя этнической группы X в качестве члена своей семьи, то, разумеется, он готов будет выбрать его и в качестве друга, и в качестве соседа, и в качестве гражданина своей страны. Ниже представлен бланк данной методики и инструкция к нему.