Развитие розничного направления в банке, как правило, приводит к увеличению штатной численности подразделений, что привносит свою долю проблем в условиях дефицита профессиональных кадров на рынке труда. Хотя кризис 2008 года внес свои коррективы в кадровую ситуацию на рынке, но значительно увеличить количество профессионалов он пока не смог. Поэтому, действительно профессиональные кадры даже в такой ситуации остаются в дефиците, что и заставляет принимать в розничные подразделения сотрудников имеющих малый опыт банковской деятельности и производить их обучение на месте. В свою очередь понятно желание любого работодателя получать максимальную отдачу от каждого сотрудника с первых дней работы, что возможно только в случае наличия четко прописанных должностных обязанностей и операционного расписания, а также при условии структурированного подразделения розничного бизнеса. В этом разделе будут приведены практические наработки по созданию Управления розничного бизнеса, а также определены краткие должностные обязанности каждого сотрудника и набор параметров, опираясь на которые возможно производить набор недостаточно профессионального персонала. Кроме того, приведен пример операционного расписания подразделения по обслуживанию платежных карт, чеков и переводов, позволяющего регламентировать по часам деятельности каждого сотрудника.
Для начала приведем пример структуры Управления розничного бизнеса, основное направление деятельности которого развитие в основном комиссионных продуктов в сети дополнительных офисов и карточного бизнеса целиком в банке. Естественно, что если стратегия банка нацелена на другие задачи, то данная структура изменяется в зависимости от решаемых задач.
Основные функции, задачи и обязанности должностных лиц и подразделений, структура подчинения:
Начальник УРБ
✓ бизнес-администрирование;
✓ подбор и администрирование персонала;
✓ участие в разработке стратегии развития розничного бизнеса;
✓ разработка и продвижение розничных продуктов/услуг;
✓ взаимодействие с банками спонсорами, платежными системами, Центральным банком;
✓ планирование экономических показателей розничного бизнеса.
Начальник УРБ
Заместитель начальника УРБ – риск-менеджер.
✓ организация системы контроля за операционными процессами (движение пластика и персонализированных карт, изменение расходных лимитов, кредитование);
✓ предотвращение противоправных действий персонала;
✓ риск-мониторинг карточных транзакций;
✓ работа с заемщиками по вопросам погашения неразрешенных овердрафтов и просроченной задолженности;
✓ мониторинг, профилактика и противодействие мошенническим действиям с розничными продуктами;
✓ проверка заявлений клиентов (карты и кредиты физическим лицам).
Отдел текущих операций (начальник отдела)
✓ администрирование деятельности отдела;
✓ обучение и администрирование персонала отдела;
✓ участие в разработке новых розничных продуктов;
✓ взаимодействие с банками спонсорами, платежными системами, центральным банком по вопросам отчетности;
✓ методология деятельности отдела
Операционная группа
✓ бухгалтерское оформление всех операций по пластиковым картам (включая операции с кредитными картами), чекам и денежным переводам;
✓ выпуск карт, установка и оформление кредитных лимитов;
✓ ведение корреспондентских счетов;
✓ увеличение и уменьшение расходных лимитов по картам;
✓ обучение сотрудников работе с пластиковыми картами, чеками и денежными переводами;
✓ организация установки банкоматов, электронных терминалов, заключение договоров с торгово-сервисными предприятиями;
✓ мониторинг банкоматов, организация инкассации;
✓ претензионная работа по заявлениям клиентов;
✓ составление отчетности в ЦБ РФ.
Call-центр
✓ блокировка/разблокировка карт;
✓ клиентская поддержка держателей банковских карт.
✓ консультации действующих клиентов по всему спектру розничных операций;
✓ консультации потенциальных частных клиентов;
✓ телефонные продажи розничных продуктов;
Отдел развития бизнеса (заместитель начальника УРБ).
✓ замещение Начальника УРБ по всем вопросам деятельности управления
✓ администрирование отделов УРБ по вопросам развития бизнеса
Группа развития и прямых продаж
✓ прямые продажи розничных продуктов частным и корпоративным клиентам;
✓ развитие сети учреждений;
✓ разработка, внедрение и продвижение новых розничных продуктов и услуг;
✓ мониторинг рынка банковских розничных продуктов;
✓ анализ потребностей действующих и потенциальных клиентов;
✓ анализ существующей клиентской базы, выявление их потребностей и предпочтений;
✓ актуализация информации о розничных продуктах и услугах на сайте Банка;
✓ организация рекламных и маркетинговых мероприятий.
Группа клиентского сервиса (Головной офис)
Операционный зал
✓ консультации потенциальных частных клиентов (вклады, карты, переводы, платежи, чеки);
✓ прием/выдача переводов и прием платежей физических лиц;
✓ открытие/закрытие/пополнение/частичное снятие со вкладов и счетов, выдача наличных по картам;
✓ оплата/прием на инкассо дорожных и коммерческих чеков;
✓ прием заявлений на оформление новых карт, выдача карт клиентам;
✓ переоформление утерянных/похищенных и потерявших работоспособность карт;
✓ консультации и оформление всех необходимых документов для оформления кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом;
Отдел розничной инфраструктуры (начальник отдела)
✓ текущее администрирование функционирования офисов;
• административный контроль за работой учреждений и начальников секторов;
• в заимодействие с подразделениями Головного офиса;
• в заимодействие со сторонними организациями по вопросу функционирования офисов Банка;
• обеспечение деятельности всех офисов;
• подбор и ротация персонала.
✓ организация процесса продаж;
✓ методология деятельности отдела;
✓ текущее сопровождение открытия новых офисов
• сопровождение заключения правоустанавливающих договоров;
• обеспечение офисов мебелью, канцелярией, рекламной продукцией;
• контроль за обеспечением компьютерной, кассовой и специальной техникой;
• подготовка и контроль за оформлением внутренних документов, связанными с открытием офиса;
• организация охраны, уборки помещения и решение прочих хозяйственных вопросов;
• контроль за подготовкой сотрудников для работы в офисе.
Начальник сектора отдела розничной инфраструктуры
✓ ежедневный административный контроль за работой сотрудников сектора;
✓ последующий контроль документов дня;
✓ решение текущих проблем с функционированием офиса;
✓ контроль за достаточностью расходных, рекламных и прочих материалов в офисах сектора;
✓ оперативное взаимодействие с подразделениями головного офиса, компаний арендодателей и клиентов для решения возникающих проблем;
✓ стажировка и обучение сотрудников;
Операционист-кассир
✓ консультации потенциальных частных клиентов (вклады, карты, переводы, платежи, чеки);
✓ прием/выдача переводов и прием платежей физических лиц;
✓ открытие/закрытие/пополнение/частичное снятие со вкладов и счетов, выдача наличных по картам;
✓ прием заявлений на оформление новых карт, выдача карт клиентам;
✓ переоформление утерянных/похищенных и потерявших работоспособность карт;
✓ консультации и оформление всех необходимых документов для оформления кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом;
Штатное расписание УРБ
Подбор рядовых сотрудников, не имеющих или имеющих минимальный опыт работы в банке невозможен, опираясь на их профессионализм, так как этого профессионализма пока просто нет. Поэтому часто выбор того или иного кандидата производится по таким достаточно размытым критериям, как «вменяемость» и желание строить свою карьеру в банке. При этом эти так называемые личностные качества важны и при подборе или назначении сотрудников имеющих профессиональный опыт для того, чтобы использовать сильные стороны сотрудника и использовать их наиболее эффективно. Но это не единственные категории, ниже приведены структурированные параметры по некоторым из направлений деятельности Управления розничного бизнеса, примерная структура которого указана выше.
Управление Розничного Бизнеса – сложноорганизованная структура. Специфика состоит в том, что в подразделении необходимо совмещать текущую операционную деятельность и функции развития. Это означает, что подразделение должно располагать всеми тремя типами функциональных возможностей, такими как:
• исполнение;
• координирование;
• администрирование.
Вызов текущего момента требует, чтобы в отношении указанных функций был сделан очередной шаг по их разделению и распределению между увеличивающимся штатом. То есть функции локализуются в трех типах сотрудников:
• исполнитель (специалист, экономист, операционист);
• координатор (менеджер проекта в должности специалиста, ведущего, главного и т. д.)
• администратор (руководитель, зам. руководителя группы, отдела, управления).
В этой связи требуется более четкое, формальное определение личностных качеств, относящихся или определяющих способность сотрудника (кандидата) к выполнению тех или иных функций. Учитываем также следующие обстоятельства:
✓ возможно, текущая деятельность потребует постоянного или временного совмещения функций одним сотрудником.
✓ лица, способные осуществлять функции координатора и, тем более, администратора, имеют более высокий уровень личностной самоорганизации по сравнению с исполнителями. Это, в частности, означает, что сотрудник – координатор способен к выполнению функции исполнителя.
Администратор может при определенных условиях быть и координатором, и исполнителем.
✓ есть набор требований, обязательных для любого сотрудника вне зависимости от функционального типа, предмета деятельности и занимаемой должности.
Таким образом, возникает 3-х ступенчатая иерархия типов сотрудников с набором необходимых и достаточных качеств для того, чтобы считать сотрудника соответствующим занимаемой должности.
Иначе говоря, формализуется критерий соответствия и отбора.
Указанные ниже качества обязательны для всех сотрудников управления. Они определяют их пригодность к работе в коллективе, вне зависимости от должности.
Базовые требования
♦ Ответственность
♦ Дисциплинированность
♦ Моральная и психологическая устойчивость
♦ Позитивный настрой на сотрудничество с клиентами и коллегами
♦ Грамотность
♦ Восприимчивость к новому
Специфические не профессиональные требования к конкретным типам сотрудников.
Исполнитель (специалист, экономист, операционист, ведущий специалист);
♦ Для исполнителя достаточно наличия базовых требований, предъявляемых к сотрудникам.
Координатор (менеджер проекта в должности специалиста, ведущего, главного и т. д.)
♦ Целеустремленность
♦ Способность координировать действия множества участников проекта
♦ Коммуникабельность
♦ Самоорганизация
♦ Самоконтроль
♦ Самообучение
♦ Широкий профессиональный кругозор
♦ Высокий интеллектуальный уровень
♦ Гибкость
Администратор (руководитель, зам. руководителя группы, отдела).
♦ Умение поставить задачу
♦ Умение контролировать персонал
♦ Умение распределить обязанности и текущие задачи
♦ Определенность в профессиональных приоритетах
♦ Умение держать дистанцию с подчиненными
Как уже упоминалось в начале раздела, использование кадров, не имеющих большого профессионального опыта, возможно только при четкой регламентации их деятельности. Таким образом требуется создать четкое операционное расписание их действий в течении рабочего дня. Но при этом деятельность подразделения становится более оптимальной при наличии четкого временного алгоритма деятельности каждого сотрудника. В качестве примера приводится операционное расписание подразделения по обслуживанию платежных карт, а также денежных переводов, дорожных и коммерческих чеков (в рамках приведенной выше структуры, данное подразделение называется «отдел текущих операций»).
Таблица