Уровень общественного здоровья определяется в первую очередь состоянием здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь в последние годы на фоне неблагоприятной экологической и демографической ситуации показатели здоровья детского населения неуклонно снижаются. В настоящее время (согласно данным Минздрава Республики Беларусь) к 5 классу (дети 10–11 лет) количество здоровых детей снижается на 53,6 %, и только менее половины старших школьников могут считаться абсолютно здоровыми.
Неудовлетворительное положение со здоровьем детей обуславливает постоянные усилия государства по разработке разнообразных медико-социальных мероприятий, направленных на охрану здоровья детского контингента населения страны. Так, на протяжении нескольких лет реализовывается Президентская программа «Дети Беларуси». В общеобразовательных школах появились специалисты психологи и валеологи, что дало определенный положительный результат. Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляются исследования по комплексной оценке воздействий учебных нагрузок и образовательной среды общеобразовательных учреждений на здоровье и функциональное состояние учащихся. Разработаны рекомендации по медико-педагогическому контролю за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе и двигательного режима школьников в целом. Существенно активизировались в последние годы созданные Министерством здравоохранения Республики Беларусь центры и отделения медицинской реабилитации и профилактики. Однако приходится констатировать, что в силу ряда причин, и прежде всего из-за недостаточной методологической проработки и несовершенного методического уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные возможности данных организаций существенно ограничены, а результаты усилий по охране здоровья детей нельзя признать удовлетворительными.
Особенно рельефно усилия государства по охране здоровья видны на примере детей, проживающих на территориях, подвергшихся негативному воздействию аварии на Чернобыльской АЭС. Одной из основных задач государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы спустя 20 лет является сохранение здоровья детей, проживающих на этих территориях. Устойчивое развитие медико-социального обеспечения пострадавших регионов является одним из приоритетов государственной политики. В послеаварийный период государством были выделены значительные финансовые средства на строительство новых медицинских учреждений на территориях, подвергшихся негативному воздействию аварии. Ежегодно 97–99 % проживающих здесь детей проходят профилактический осмотр. Более 90 организаций занимаются оздоровлением детей. В настоящее время в республике организовано бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление 258,5 тыс. детей и подростков. А всего ежегодно санаторно-курортным лечением и оздоровлением в Беларуси обеспечиваются около 850 тыс. детей. Примером детских санаторно-курортных организаций, созданных для приема организованными группами «чернобыльских» детей, являются детские реабилитационно-оздоровительные центры. Они имеют все условия для организации санаторно-курортного лечения и оздоровления, учебно-воспитательного процесса, социально-психологической реабилитации и организации досуга детей. В рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» в последнее время введены в эксплуатацию спальные лечебные корпуса детских реабилитационно-оздоровительных центров «Полоз», «Ветразь», «Лесная поляна», «Жемчужина», «Птичь», школы оздоровительных центров «Свитанок» и «Пралеска». Но, несмотря на определенную результативность медико-социальных усилий государства по охране здоровья детей, в последние годы ощущается настоятельная необходимость адаптировать накопленный теоретический и практический реабилитационно-оздоровительный потенциал страны к условиям и задачам сегодняшнего дня. Формирующаяся в последние годы в Республике Беларусь негативная тенденция в динамике эпидемиологической ситуации в целом, недостаточная эффективность медико-социальных мероприятий по снижению заболеваемости делают крайне актуальным поиск научно обоснованных путей сохранения и развития общественного здоровья. Как показала многолетняя практика, используемые сегодня организационно-методические принципы построения процесса оздоровления не позволяют добиться радикального перелома ситуации с общественным здоровьем. Это неизбежно предопределяет концептуальный пересмотр как методологических, так и методических подходов в организации работы по охране здоровья населения. Именно поэтому главой государства поставлены задачи по оптимизации, развитию и совершенствованию системы оздоровления в Республике Беларусь.
Решение проблемы охраны здоровья детей невозможно без последовательного формирования общегосударственной системы оздоровления детского контингента населения страны с выделением этой задачи в качестве самостоятельного, приоритетного направления государственной политики. Государственная отрасль оздоровления детского населения страны как перманентно действующая система должна опираться на научно обоснованные принципы структурно-организационного формирования и медико-социального технологического наполнения. Решение стоящих перед ней задач невозможно без концептуальной разработки новой методологии оздоровления, в рамках которой необходимо дать новую интерпретацию таким фундаментальным медико-биологическим понятиям, как здоровье и болезнь, лечение, реабилитация, профилактика и оздоровление. На основе положений теории адаптации следует разработать классификацию определения уровней здоровья и функциональных состояний в зависимости от степени напряжения регуляторных систем организма. Главная задача – разработка на основе фундаментальных клинико-физиологических подходов теоретических методологических основ направлений, принципов, механизмов организации и функционирования системы оздоровления детского населения страны в современных условиях. Именно это должно стать условием эффективной реализации комплекса мероприятий республиканскими и региональными органами власти, специализированными реабилитационно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями, научными организациями различной ведомственной подчиненности, а также лечебно-диагностическими учреждениями Минздрава Республики Беларусь, направленных на повышение уровня здоровья детей. Предлагаемая методология оздоровления сформирована в большей части на существующей нормативно-правовой базе в рамках Концепции государственной политики развития санаторно-курортного дела в Республике Беларусь, главным стратегическим направлением которой является охрана материнства и детства, защита прав и охрана здоровья детей.
Предназначена для специалистов, работающих над проблемами минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для руководителей органов всех уровней управления, учреждений здравоохранения, санаторно-курортных организаций реабилитационно-профилактического и лечебно-диагностического профиля различной ведомственной принадлежности, работающих в области детского оздоровления; монография может быть полезна практическим врачам-педиатрам, врачам санаторно-курортных, лечебно-оздоровительных организаций, а также научным сотрудникам при решении научно-практических задач, направленных на сохранение и приумножение здоровья детей. Автор выражает благодарность за оказанную помощь сотрудникам Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, сотрудникам ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», а также сотрудникам Департамента по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.