Если человек не привык думать, то ему философию не осилить. А мне философия понравилась, когда я еще был студентом. Очень хотел стать философом. Но родители отговорили, и я пошел в мединститут. А потом – работать в клинику, потому что психология и психиатрия очень близки философии. Ведь она изучает общие законы развития общества, природы и человеческого мышления. Недаром ее называют «царицей всех наук».
К философии я все равно пришел, но чуть позже. Даже преподавал ее. И знание ее законов мне очень помогло в жизни – и в семье, и в работе с пациентами, и при общении со студентами и участниками моих семинаров.
«Философия, ты управляешь жизнью, благодаря тебе возводятся города, а разрозненные личности объединяются в жизненное сообщество», – говорил Цицерон. «Философия – это изучение жизненного опыта», – утверждал Франческо Патрици. «Каждый врач – по определению философ. Ведь медицина обязана подкрепляться мудростью», – писал Гиппократ. В итоге я получил два диплома – и врача, и философа. Кстати, кто-то из моих учеников признался, что, изучив философию, он стал видеть мир по-другому – в истинном свете. Меньше стал совершать ошибок. И это правда. Знания философии приводят мысли в порядок. Видимо, поэтому сейчас интерес к философии повысился. Это стало заметно на фоне растущего научно-технического прогресса. Открытия в естествознании и основанные на них технологические новшества требуют осмысления с точки зрения законов философии. Прикладные области научного знания нуждаются в философских концепциях, которые могли бы не только объяснить новые факты и явления, но и подвести под них мировоззренческую платформу.
И я своей новой книгой тоже хочу разогреть ваш интерес к этой науке, потому что интересно познавать мир и самого себя, тем самым развивая мышление и память.
Какова цель воспитания? Научить человека жить так, чтобы он мог обходиться без чьей-либо помощи. Не вечно же своих детей оберегать и ухаживать за ними. Чем раньше начинается воспитание, тем лучше. А еще лучше – когда человечек еще не родился. Когда я только стал говорить о воспитании во внутриутробном периоде, то меня, конечно, подняли сначала на смех. Но сейчас уже три года подряд на разных конференциях я слышу, что, оказывается, моя теория верна.
Человек растет во внутриутробном периоде все время. Интенсивное развитие начинается уже в 3–4 месяца, когда на УЗИ уже видны ручки, ножки, определяются половые признаки. Вот с этого времени надо с ним разговаривать. Потом человечек начинает шевелиться. Первородящие чувствуют шевеление на пятом месяце, а повторнородящие – на четвертом. С этого времени и нужно начинать воспитывать: разговаривать с ним, читать умные книжки, петь песни и даже советоваться. Он вас слышит, реагирует – и у него мозг начнет развиваться быстрее. И ни минуты не сомневайтесь в том, что он вас не понимает.
Вот ребенок в утробе шевелится. И правильно делает – физкультурой же надо заниматься. А маме беспокойно: он проявляет активность, когда ему придется, ведь у него еще нет суточного ритма. В эти моменты надо не сердиться, а хвалить: «Ты молодец, что двигаешься, физкультурой надо заниматься!» И вежливо попросить: «Пожалуйста, только не надо ночью заниматься эквилибристикой, а то я плохо сплю». И обязательно показать выгоды его ночного спокойствия: «А если я плохо сплю, то мало вырабатываю те вещества, которые тебе крайне важны для роста и развития». Увидите – плод поймет и выполнит вашу просьбу.
СОВЕТ:
разговаривайте с младенцем в утробе – развивайте его мозг
Беременная женщина должна пребывать в самом хорошем настроении, потому что при положительных эмоциях вырабатываются полезные для плода вещества – эндорфины и серотонины. Вообще, гормональный уровень человека всегда можно регулировать при помощи настроения. Это крайне важно. Кстати, кесарево сечение не нужно, потому что ребенку нужно пройти все трудности родового пути. При кесаревом сечении ребенок рождается здоровым, но недотренированным и со слабым иммунитетом. И обязательно разговаривайте с младенцем в утробе: это развивает его мозг.
Можно даже уговорить ребенка сделать так, как вам нужно. Например, у одной моей посетительницы, беременной Г. было косое расположение плода, что предвещало большие осложнения при родах. А у меня на курсах она узнала, что с ребенком можно договориться и попросить его, чтобы он развернулся, как положено. Все ждали тяжелых родов. А она с ним побеседовала – и он поменял свое положение. Гинекологи и акушеры были просто в шоке.
Далее – когда ребенок родится, то с ним не надо сюсюкать. Дело в том, что у младенца сначала развивается мышление, а речь появляется позже. И если 6-месячному ребенку все время сюсюкать, то он с возрастом толком говорить-то не научится. Да и уважение к маме сразу падает. С детьми нужно научить общаться так же, как со взрослыми. И естественно, чем более грамотная и образная у вас речь, тем смышленей будет ваш отпрыск. Дети все повторяют за родителями – помните это.
Ребенок долгое время ничего не умеет, родители его кормят, одевают, воспитывают. На этом этапе на судьбу как раз может повлиять воспитание и родителей, и учителей. Ученые уверяют, что от него в конечном итоге все и зависит. Воспитание можно сравнить с резцом, которым обрабатывают материал, то есть генный набор. В результате воспитания формируется характер – его целостность, устойчивость, активность и пластичность. Поэтому уже с 10 лет детей надо воспитывать так, чтобы они становились самостоятельными. И, например, знали: когда они повзрослеют, им придется заводить своих детей и их воспитывать. И должны знать: они ничего не смогут своим детям внушить или дать, чем сами не владеют. Поэтому родителям надо всегда показать своим чадам, как вы работаете и что вы делаете. И чтобы дети понимали: только благодаря вашей работе ваша семья получает призы – модные вещи, вкусную еду, новые путешествия. Тогда дети уже автоматически будут настроены на тот факт, что если ты работаешь, значит, получаешь какие-то награды. В общем, воспитывайте своим примером.
Кроме того, с 10–12 лет подросток не должен жить в атмосфере конфликтов. Иначе он их воспримет и запомнит как нечто отрицательное, всегда будет находиться в напряжении, а его мозг будет выделять вредные вещества, такие, например, как адреналин. Естественно, все это отразится на поведении и характере ребенка. Да, и, кстати, никогда не верьте, что человек что-то сделает ради учителя, школы, партии, родины или соседа – он всегда все делает ради себя.
СОВЕТ:
не тормозите своими приказами способность детей самостоятельно мыслить
То, что родина или учитель могут получить какую-то выгоду от его деяний, – это побочный продукт. Поэтому не заставляйте своих детей делать что-то ради кого-то. Так вы тормозите их способность самостоятельно мыслить. Да и они все равно будут прислушиваться к своему внутреннему голосу.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ЛИЧНОСТИ И МИРЕ
Как биологический организм человек, скорее всего, существует уже с момента зачатия, но как личность начинает формироваться с момента рождения. Под личностью в психологии понимается человек как носитель общественных отношений. Но вы помните, когда у вас появилась личность? Вообще, с какого возраста вы себя помните? Обычно, отрывочные воспоминания остаются в памяти с трех-четырех лет. А более четко мы начинаем вспоминать свое детство с пяти-семи лет. В это время дети впервые отделяют себя от остального мира, и у них складывается к нему свое отношение. Таким образом, сформировавшаяся личность является сложным переплетением биологического, психологического и социального компонентов. А вот чтобы жить в соответствии с законами природы, в первую очередь надо развивать психологические свойства личности – задатки, способности, темперамент, характер.
Кстати, наука давно интересуется вопросами судьбы. Можно ли ее изменить? Переписать заново? Начать жизнь с нового листа? Исследователи уверяют: если живешь в соответствии со своей природой, то тогда при необходимости можно что-то изменить. Но не все, потому что, прежде всего, наша судьба зависит от генетического кода, который нам передали родители. Из этого «кода» рождаются задатки – основа формирующихся со временем способностей. Но поскольку в генетическом коде заложены только возможности, то их реализация зависит только от самого человека. Недаром говорят, что ты – сам кузнец своего счастья. Так, здоровые люди, развивая свои духовные или физические возможности, пытаются достичь вершин: стать богатым, счастливым, успешным. А невротичные натуры, как правило, жалуются на судьбу, на какие-то мифические обстоятельства, и в итоге остаются внизу непокоренных вершин, да еще и критикуют тех, кто упрямо стремиться вверх.
Давайте вспомним, что наука была очень развита в Древней Греции и Древнем Риме. Хотя тогда не было подразделения на науки – была одна философия. Например, Пифагор нам известен как математик, но на самом деле он был философом. А философ, как мы знаем, изучает общие законы природы и общества, что помогает ему легко разбираться и в других науках.
Философия имеет свои категории – это предельно общие понятия. Давайте с ними познакомимся.
Материя
Самое общее понятие – материя. А самое единичное понятие, например, моя знакомая Ольга Львовна Столяр – известный кандидат педагогических наук, преподаватель. Другой такой, как она, в мире не существует. Может быть, есть похожие люди, но они другие. А Столяр – в единственном числе. Теперь мы можем обобщать, пропуская стадии. Имейте в виду, что чем более общее понятие, тем больше их по количеству, и тем меньше по содержания.
Итак, она женщина. Дальше – преподаватель английского языка. Сейчас в писатели выбивается. Однако преподавателей очень много, но обратите внимание – Ольга Львовна одна. С кем ее можно объединить? С профессионалами. Тем самым мы объединяем Ольгу Львовну с инженерами и врачами. А потом обобщаем с животным миром: по своей природе она – животное. А если обобщить вообще со всем живым, то Ольга Львовна – это то, что относится ко всему живому. Обобщаем с неживым – получается материя. Конечно, если мы скажем, что Ольга Львовна – это материя, то многим будет не очень понятно. Поэтому этот процесс и называется обобщением. Нужно провести ограничение, которое имеет обратный порядок: материя – живое – животное – млекопитающее – обезьяна – человек – женщина – Ольга Львовна. Если вы владеете обобщающими способностями, то вам по зубам и логика. А логика нам подсказывает, что когда вместе собираются люди даже разных верования или вообще разных интересов, то надо найти то общее, что их всех объединяет и не дает компании распасться. Когда вы глубоко копнете этот вопрос, то выясните, что всеми людьми владеют три главных инстинкта: пищевой, сексуальный и лидерский (чувство собственной значительности). Именно эти инстинкты нас всех объединяют, а совсем не разный возраст и разные профессии. Например, неужели вы думаете, что старушек секс не интересует? Еще как интересует! Двигаться в позе «наездницы» они, конечно, вряд ли смогут, но хотя бы поговорить.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ВРЕДЕ ЧУЖОГО МНЕНИЯ
Как и в любом провинциальном городе, в моем родном Ростове-на-Дону есть женщины и старушки, которые, собираясь вместе на скамейке во дворе, любят посудачить о жизни, и о сексе, в частности. Что уж греха таить: они попросту судят людей, и обязательно перемывают кости соседям, гадая, кто с кем спит. «Этот мальчик хороший, потому что он пришел, поздоровался, вежливый». «Этот плохой – никогда не поздоровается». А если увидят девочку в коротком платье, то она сразу «развратная». А если в длинном – «скромницу из себя строит, а на самом деле…». А если платье средней длины – «скромницей вырядилась!». Так что, ради бога, не слушайте мнение других, одевайте, что хотите. Вам нравится – и, слава богу, кому-то еще тоже понравится ваш наряд. Сексуальные оценки людей часто рождаются только в сплетнях.
Вернемся к философии: когда предел обобщения – это материя, то ее нельзя никак определить, потому что нет ближайшего родового понятия. Противоположность материи – это категория сознания. Особенность человека в том, что он осознает. Причем сознание человека вторично, потому что мышление появляется раньше. Кстати, преимущество человека в том, что он осознает, что он делает. А определение сознания у Владимира Ленина, например, звучит так: это объективная реальность, данная нам в ощущении, то есть вторична.
Однако в этом вопросе философы разделились на два лагеря.
1. Материалисты, которые считают, что природа вечна, существует, на определенных этапах развивается, и после развития при помощи сознания познает саму себя.
2. Идеалисты, которые считают, что есть Бог, который создает мир, развивающийся по материалистическим законам. На высоте развития появляется сознание, при помощи которого материя познает саму себя. Это идеология любой религии, которая, с точки зрения философии, является объективным идеализмом.
В философии почти двадцать веков шли споры между материализмом и идеализмом, которые сегодня, наконец, прекратились: поскольку познать это нельзя. Например, объективный идеалист считает, что мир все-таки существует, хотя и создан Богом. А субъективный идеалист считает, что мир – это «мои ощущения», «что я вижу – значит, оно так и есть».
Например, философ Вольтер считал, что красивые молодые люди априори считаются самыми толковыми, умными и нравственными. Таким образом, он показывал, что философия «лезет» во внутреннее содержание по внешнему виду. И большинство людей – это именно субъективные идеалисты, которые людей судят по себе.
Но моя задача – превратить людей в диалектических материалистов, которые знают, как развивается мир.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О СТРАННЫХ МЕТОДАХ ЭКСТРАСЕСНСОВ
У нас был спор с одной женщиной, которая спрашивала у меня, что такое астрология? Я честно признался, что эта область знания – вне моего понимания. Я, конечно, астрологов, экстрасенсов, психоэнергетиков уважаю, потому что они как-то могут решать даже самые сложные проблемы за один раз, посмотрев на знаки Зодиака или в карты. Правда, как это делается – моему уму непостижимо. Наверное, у них есть своя клиентура, такие же, как они сами – субъективные идеалисты. Но я сам привык решать проблемы доступными и проверенными для меня способами. Так, например, однажды один экстрасенс просил меня определить только по внешнему виду – болен человек или нет? Я сказал, что могу, но только чтобы понять, как я могу поставить диагноз, надо сначала закончить мединститут. «Пройдите ординатуру по психиатрии, интернатуру, аспиратору, – говорил я экстрасенсу. – И через 6 лет я смогу вам объяснить…» Точнее я могу и сейчас объяснить, но сможет ли он меня понять, не владея моими знаниями?
ПРИМЕР
Как живет субъективный идеалист, идя на поводу своих ощущений? Покажу на примере одной моей клиентки. У нее был разрыв с сексуальным партнером. Она мне говорит: «Он хочет со мной помириться, но боится». Я спрашиваю: «Откуда ты знаешь?» Она: «Он в социальной сети размещает такие тексты (у себя на странице, не ей лично – М.Л.), по которым я понимаю, что он хочет вернуться ко мне, но опасается». При этом женщина совершенно не понимает, что он уже забыл о ней. А она уже долгое время пудрит сама себе мозги. Вот это и есть чисто субъективный идеализм. Я ей посоветовал учиться, развиваться, расти над собой – тогда она станет интересной не только для бывшего ухажера, но и для будущих. «Когда твой партнер узнает, какая ты есть, он тебя тогда и разыщет», – обещал я ей. Она прислушалась. За три года сделала несколько своих выставок, защитила кандидатскую диссертацию. Вроде, как забыла про ухажера, но, оказалось, что просто затаилась, и снова приходит ко мне за советом: «Что мне делать? Смотрю на его посты в соцсетях, и по намекам чувствую, что я его все же интересую». Но я думаю, что, скорее всего, это она себе внушает, чем выдает за действительность. Так что идеи субъективного идеализма довольно стойкие. В общем, субъективного идеалиста не переделать, а объективного – тем более.
Жизнь показывает, что ошибка субъективных идеалистов заключается в том, что они в своих суждениях и своем поведении не опираются на реальные факты. Это хорошо иллюстрируют сексуальные вопросы. Как правило, у каждого человека в жизни было как минимум 2–3 половых партнера. И каждый вспомнит, что когда знакомился с объектом любовных вожделений, то точно был уверен, что перед ним прекрасный человек. Но потом приходят разочарование и желание переделать спутника жизни. А перестроить нельзя. Это просто ужас. К примеру, жена алкоголика так его оправдывает: «Он пьет из-за мамы» или «Его спаивают друзья». Нет! Он пьет из-за самого себя. А когда он ищет внешнюю причину, то таким образом проявляет свой субъективный идеализм. И когда меня спрашивают, реально ли переделать таких людей, я отвечаю – нельзя. Субъективный идеализм сходен с болезненной наркоманической любовью, которую можно вылечить только с помощью специалистов. С материалистами, признаюсь, работать проще.
Развитие
Следующая категория философии, а, значит, мышления – развитие, когда организм растет и совершенствуется. Но развитие – это не только количественное накопление, но и появление новых качественных черт. Иначе любой организм представлял бы из себя просто кучу примитивных навыков. Поэтому все мы развиваемся. А наиболее интенсивно, как я уже говорил, – в утробе у мамы: сначала две клетки, потом четыре, затем шестнадцать, тридцать две и так далее. После чего начинает дифференцировка – ручки, ножки, хвостик, который «отлетает» буквально перед родами. Когда ребенок рождается, он тоже развивается: вначале кричит уа – уа, потом его кормят с соски или с сиськи, затем он начинает есть твердую пищу, в конце концов, подрастает, учится в школе. Если школа хорошая, она способствует развитию. Если плохая – то тормозит. У нас хорошие школы или плохие? Плохие. Потому что учителя сами не развиваются. Причина в том, что у нас легче всего поступить в педагогический институт. Те выпускники, у которых запас знаний большой, остаются в университете на кафедре. А число несостоятельных учителей становится все больше и больше. Кстати, причина – это тоже философская категория. И она в этом случае одна – у учителей маленькая зарплата. А они больше ничего не умеют делать. Их педагогические усилия очень стереотипны. Поэтому и их развитие останавливается. Есть, конечно, хорошие учителя, которые накапливают новые навыки и знания, сами развиваются. Но их мало.
В общем, в школе у многих детей развитие замедляется, но не останавливается, потому что идет рост организма. В мозге детей появляются новые клеточки. Но на школу надеяться нельзя. Воспитание ваших собственных детей – в ваших собственных руках. Но бывает, везет, если вы найдете толкового преподавателя. А так вообще был бы мрак. Если же организм не развивается, то наступает деградация – это когда идет обратное развитие. Есть одна интересная болезнь – болезнь Альцгеймера, которая показывает, как отмирает роль тех или иных отделов мозга в жизни человека. Представьте, что вы вытащили из холодильника глыбу льда, которая у вас на глазах начинает таять. Так и при этой болезни человек постепенно утрачивает привычные навыки: сначала разучивается считать, потом – читать, и в итоге – вообще что – то делать руками.
СОВЕТ:
узнавайте больше новой информации – это укрепляет память
Если хотите развиваться, нужно постоянно узнавать что-то новенькое. Новое мы узнаем во время учебы. И если есть деньги, то лучше, чтобы дети учились индивидуально, а не в школе по стандартам. Чем больше вы узнаете нового, тем лучше укрепляется память.
А знаете, как я подогревал у своего ребенка интерес к учебе? При помощи самолюбия. Из школьных предметов я был силен в биологии и математике. Знания учителей в этих областях элементарны, а те сведения, которые знаю я – фундаментальные, которые в конечном итоге лучше усваиваются. В итоге мой сын знал очень много вне учебной программы, чем очень удивлял своих учителей, а некоторые из них даже его и побаивались. А вдруг во время урока задаст такой вопрос, что преподаватель может сесть в лужу? Так самолюбие сына было удовлетворено, и чтобы всегда быть на коне, он желал получать все больше и больше знаний. Хотя специально возбуждать самолюбие у детей, может, и не надо: они и так всегда хотят быть первыми. Но мои труды не пропали даром: сын как понял, что может быть первым по некоторым предметам, то стал лидировать и по другим дисциплинам, где я ему помочь уже не мог. Но для такого быстрого развития мышления надо быть диалектическим материалистом.
А еще есть материализм метафизический. Метафизика объясняет развитие различными катаклизмами, скачками, в отличие от диалектики, которая показывает, что развитие идет постепенно. А деградация – это утеря навыков. Развитие всегда идет по лестнице вверх, а деградация – по лестнице вниз. Но наступает такой момент, когда силы развития и силы деградации становятся одинаковы. И в это время человек идет по кругу – это и есть один из распространенных жизненных сценариев. Кстати, и деградация, и развитие используют одну и ту же энергию. И если деградация развивается, значит, она потихонечку становится все сильнее и сильнее, оттягивает всю энергию на себя. Поэтому жизнь устроена очень просто – либо вы развиваетесь, либо деградируете.
Можно выйти из деградации, если все силы направлять на развитие. Однако в этом случае важно не превратить свою жизнь в День сурка, когда вы каждый день бегаете по одному заколдованному кругу. Должен же быть толчок, рычаг, который я и хочу вам дать. Главное – надо понять, что ты, действительно, деградируешь, катишься вниз. Потому что довольно часто человек опускается, а думает, что развивается, потому что нами управляют… и бесы, и разум. За показатели берите сумму вашей зарплаты на сегодняшний день, ваши главные жизненные принципы, и самое главное – результат. Если все в «минусе», значит, вы на дне. Правда, конец у успешных и неуспешных – один. Мы же – смертные, а, значит, рано или поздно все помрем. Поэтому, чтобы ваш род не исчез с лица Земли, надо детей побольше оставить. И современная наука даже говорит – сколько: троих, как минимум, и пятерых, как максимум. СемьЯ – от двух слов «семь» и «я». Эти примеры иллюстрируют философские законы, которые действуют всегда и везде.
Теперь перейдем к развитию человеческого общества. Кстати, какие виды движения вы знаете? Механическое – перемещение тела в пространстве. Химическое. Тепловое. Биологическое. И социальное. Каждый более сложный вид движения включат в себя предыдущие элементы. Механическое движение у нас есть? Конечно, мы же руками-ногами двигаем. Эритроциты тоже двигаются по закону механики. Тепловое движение тоже у нас работает. Химическое тоже идет при превращении веществ одних в другие. Биологическое – размножаемся мы по тем же самым законам, что и животные. Ну и социальное – это появление разных общественных формаций, которые сменяют одна другую.
Первое человеческое общество – первобытная община, где отношения между гомо сапиенс были очень простые, близкие природе. Дальше – рабовладельческий строй. Потом – феодальный. Капиталистический строй. Социалистический. За ним – коммунизм. И по законам природы, он тоже должен смениться на другую формацию. Но в советские времена велась пропаганда, что это конечный путь развития общества, потому что он якобы самый гуманный и универсальный. Но если настаивать на незыблемости какого-то строя, то тем самым мы допускаем ошибку. В советские времена этот вопрос в институтах не обсуждали, преподаватели объясняли, что мы еще не достигли коммунизма. А вот когда достигнем, тогда станет ясно, что будет после него. Но, конечно, – не возвращение первобытнообщинного строя. Возврат к старому возможен, но на более высоком уровне.
А теперь я немного объясню главные философские законы и категории.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Что такое количество? Это когда качество не меняется. Например, количественный критерий воды – это от 0 до 100 градусов. Пока идет 0 и 100, вода остается водой. А если мы будем продолжать ее нагревать или охлаждать, то вода переходит, соответственно, в пар или лед.
Здесь нужно ввести еще одну категорию – мера. Один из семи крупнейших философов древности – «семи мудрецов» – Клеобул говорил: «Мера важнее всего». Если вы в своей жизни что-то делаете неправильно, значит, меру не знаете. Это афоризм прошел сквозь тысячелетия, не потеряв своей актуальности.
СОВЕТ
меняй себя, а не других
Это, кстати, то, чем мы сейчас занимаемся: прежде всего, нам нужно познать самих себя. И если нам не нравятся чьи-то поступки, надо себя изменить, а не других людей.
«Семь мудрецов» – особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII–VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни. Древние источники приводят различные комбинации имён, и не обязательно их было семь. Так, например, у греков считалось, что это были Фалес, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр и Хилон. А согласно списку Диогена Лаэртского, ими были Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Писистрат, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм.
Но, скорее всего, это собирательный образ мудрого человека, владеющего народным фольклором, притчами, пословицами, поговорками, как у нас – Козьма Прутков. Но как появилась легенда об их существовании? Вот история, которая дошла до наших дней.
Около города Милета рыбаки ловили рыбу. Подошел богатый человек, купил их улов, но попросил наловить еще. Рыбаки взяли деньги, и обещали отдать все, что попадется в этот закинутый невод. Но вместо рыбы они вытащили из моря золотой треножник. Богатый человек хотел взять треножник, но рыбаки отказались. Они говорили, что продают рыбу, а не золото. Стали спорить и послали спросить у оракула, кому надо отдать треножник. Пифия сказал: надо отдать треножник мудрейшему из греков. Тогда все жители Милета сказали, что надо отдать Фалесу. Послали треножник Фалесу. Но тот сказал: «Я не мудрее всех. Много есть людей мудрее меня». И не взял треножника. Тогда послали к Солону, и тот отказался, и третий отказался. И таких нашлось 7 человек. Все они не считали себя мудрыми, за то их и прозвали мудрецами. Кстати, Фалесу принадлежит известный афоризм – «Познай самого себя». А другому мудрецу – Солону: «Жизни конец наблюдай». Для того чтобы понять смысл афоризма Солона, я расскажу историю про него.
Солон (640–559 г.г. до н. э.) был родоначальником современной демократии. Он отказался единолично править Афинами, объяснив своё решение тем, что «это место трудно оставить, да и для государства тирания может стать злом». Видеть Солона правителем соглашались и бедные и богатые. Бедняки считали его справедливым человеком и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земли. Богатые знали, что он человек осторожный, состоятельный и порядочный. Он писал про себя: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю. Этим богатствам позже час для расплаты придет».
Солона избрали архонтом (одним из девяти влиятельных должностных лиц, управлявших делами государства) и поручили быть посредником между разными партиями, наделив правом создавать новые законы и отменять или сохранять старые. Солон решительно провёл реформы, сочетая по его словам «силу со справедливостью» и сохраняя по возможности старые учреждения: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил поставить всё на место». Когда его позже спросили, действительно ли сочинил лучшие законы для афинян, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
Прежде всего, Солон отменил все долговые обязательства и этим предотвратил восстание бедняков, на землях которых стояли столбы с указанием суммы долга и срока уплаты. Солон распорядился убрать эти столбы, чтобы крестьяне могли сами распоряжаться своим урожаем. Он не только запретил в будущем обращать афинских граждан в рабство за долги, но и приказал разыскать проданных за долги за границу, а потом выкупить их за счёт государства. Солон зачастую обращался к гражданам Афин в стихах: «Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная…».
Не все бедняки радовались новому закону – были и такие, кто считал его недостаточным, ждал раздела земли поровну, но Солону верили. Вскоре он оправдал доверие народа, отменив старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью. Затем Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях. Солон вменил в обязанность наблюдательному совету (Ареопагу) определять, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать бездельников.
Высшей законодательной властью в Афинах Солон сделал народное собрание. Одному из старых государственных учреждений он поручил наблюдать за выполнением законов. Чтобы в государстве не было нищих, он придумал закон, по которому сын не мог кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Его законы должны были действовать сто лет. Они были написаны на деревянных таблицах, заключенных в четырехугольники и могли для удобства поворачиваться. Солон решил уехать из Афин на десять лет, чтобы граждане привыкли к новым законам. Он заставил их поклясться, что они ничего не будут менять в законодательстве до его возвращения.
Солон отправился путешествовать, м однажды попал к богатому царю Крезу. Тот его угостил, а после трапезы повел в свою сокровищницу. Открывал сундуки, наполненные золотом. И спросил Солона: «Скажи, ты много видел людей, кого мог бы назвать самыми счастливыми?» Солон недолго думая, ответил: «Афинянин Телл. Он воспитал двух сыновей, сражался за родину и погиб, защищая ее, а для грека это большая честь».
Крез был очень недоволен. И он спросил Солона: «Кто же самый счастливейший после Телла?», совершенно уверенный, что уж по крайней мере, на втором месте Солон укажет его. Но Солон сказал: «После Телла самые счастливые – Клеобис и Битон. Родом из Аргоса, они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают ещё вот что. У аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать (жрицу богини) нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить нельзя было, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. После этого подвига, совершённого на глазах у всего собравшегося на праздник народа, им суждена была прекрасная кончина. И божество дало ясно этим понять, что смерть для людей лучше, чем жизнь. Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и взмолилась: «Ты видела, какой подвиг совершили мои сыновья? В результате твой праздник не был сорван! Сделай их самыми счастливыми людьми!» После этой молитвы, жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище, и во сне умерли. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть».
Крез, естественно, в гневе сказав Солону: «Гость из Афин! А моё счастье ты так ни во что не ставишь, что даже не считаешь меня наравне с этими простыми людьми?» Солон же объяснил Крезу, что человек – «лишь игрище случая». Владение великими богатствами и возможность повелевать множеством людей – еще не составляющие счастья. О нем можно говорить лишь тогда, когда будет всем точно известно, что жизнь Креза окончилась благополучно. По словам Солона, богач не счастливее бедняка, имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему, и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже обладатели сокровищ, несмотря на своё богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы. «Лишь тот, что постоянно обладает необходимым количеством благ, а затем счастливо окончит жизнь, тот, царь, в моих глазах, вправе называться счастливым» – подытожил Солон.
Крез остался равнодушным к нравоучения Солона, он назвал его глупцом, который пренебрегает счастьем настоящего момента. Однако в скором времени слова Солона подтвердились: на Креза стали сыпаться беды одно за другим. Сначала умер его любимый сын. А некоторое время спустя персы овладели Сардами – столицей Лидии. Пленного Креза персы отвели к своему царю Киру. Тот велел разжечь костер, чтобы сжечь противника. И Крез, уже стоя на костре, вспомнил ни мать, ни жену, а Солона, убеждавшего, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Крича от боли, он трижды произнёс имя Солона: «Солон, ты был прав!» А ведь обычно в такие моменты зовут мать или Бога. А он – Солона! Кир очень заинтересовался: чье имя выкрикивает посланный на страшную казнь? И приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает. Несчастный Крез рассказал о мудреце, словам которого он не внял: «Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю». Заинтригованный Кир решил отменить казнь. И даже усадил рядом с собой, оказывая пленнику величайшую честь. Крез, наконец, понял, что счастье призрачно.
Так возник афоризм: «Жизни конец наблюдай». Поскольку он наиболее сложный, то без подробного рассказа о Солоне, Кире и Крезе его было бы трудно понять: почему надо жизни конец наблюдать? Но какое он имеет значение для вас? Возможно, вы в данную минуту чувствуете себя несчастными, но вы должны знать: может быть, это несчастье является предвестником большого счастья. Так работает этот афоризм.
СОВЕТ:
обвиняешь других – ругаешь себя
Афоризм «Познай самого себя» довольно понятный. Ведь люди, которые самих себя не знают, все свои недостатки переносят на партнера. Проекция своих худших качеств на другого человека называется «переносом». Как правило, когда человек ругает других, то тем самым он сам себе дает характеристику. Поэтому внимательно слушайте бранящегося крикуна – вы о нем много нового узнаете, потому что он говорит все время о себе.
СОВЕТ:
соблюдайте меру во всем
Мера в жизни очень важна. Если превышаешь меру, получаешь противоположность совершаемого действия. Например, образец скупца – это Плюшкин. Значит, когда человек превышает меру бережливости – она превращается в скупость. Щедрость – это полезное качество, но если превышает меру, то превращается в расточительность. Мера превыше всего – это очень полезный девиз.
Итак, закон перехода в количественных изменений в качественные показывает путь, по которому идет развитие. Перешел на новое качество – начинаешь заниматься новым интересным делом.
Закон противоречия
Этот закон показывает нам, откуда берется сила для развития. Противоречие может быть между формой и содержанием. Например, основное противоречие у больных неврозом – это нестыковка между потреблением, желанием и возможностью удовлетворить свои потребности. Нам же все время говорят в рекламе: покупайте-покупайте. Хочется купить, а не на что. Но некоторые находят выход: начинают больше зарабатывать и, соответственно, покупать. Или, может быть, умеряют свои потребности, если они в принципе неосуществимы. Если, к примеру, не хочет женщина жить со мной – что я могу сделать? Можно, конечно, что-то попробовать предпринять, но, в крайнем случае, надо смириться. А иначе тебя всего раздирать будет от возникающих парадоксов. Например, всегда найдутся противоречия между братской любовью и эгоизмом. С одной стороны – ближнего своего надо любить, как самого себя, и в то же время надо добиться своего, а чтобы добиться своего, надо потеснить всех конкурентов, в первую очередь – ближних. Когда разрешается это противоречие, человек развивается.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ПРОТИВОРЕЧИЯХ МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Иногда, человек, раздираемый противоречием между своими желаниями и возможностями, может сделать подлость. У меня был такой случай. У нас освобождалось место заведующего клиникой. На него претендовали два человека. Один из них был я, второй – мой друг Б. Мы были на одной должности – ординаторов, и у нас до сих пор, кстати, считают, что больше прав имел на эту должность я. У меня были лучшие показатели, я же был отличник здравоохранения, имел правительственные награды, и обладал организационным опытом – все-таки был старшим врачом. А мой конкурент был простым ординатором. Но в один момент его поддерживал наш профессор, заведующий кафедрой. А меня поддерживали заместители главврача. Мои союзники мне говорили: «Ну, ты же знаешь, он ведет 5 больных, ты – 15. Он больше занимается снабжением клиники, он гипнотарий организовал, лечебные работы… Напиши телегу на него! Нам тогда легче тебя будет защищать».
Возникает противоречие. Конечно, хочется быть заведующим клиникой, но не хочется писать «телегу». Но выход можно найти из любого положения. Коллеги нас фактически стравливали, а мы с ним договорились. У него была мечта – стать главным психиатром области, а у меня – перейти на научную работу. Ни мне, ни ему эта клиника не была нужна. Для нас обоих это было как бы пройденным этапом. Я предлагаю: «Я не буду выступать против тебя, становись заведующим клиникой, но когда появится должность преподавателя кафедры, ты тогда не будешь идти против меня». Мы договорились. Он стал заведующим клиникой. Через какое-то время появилось нужное мне место. Я на него претендовал, но и мой конкурент вновь выразил желание сесть в освободившееся кресло. И руководитель хотел его, потому что преподаватель чуточку повыше заведующего клиникой: он консультирует другие больницы, но как врач подчиняется заведующему. Однако мой коллега выполнил свое слово, отказался от этого места. Так, ему удалось преодолеть возникшее противоречие. А если бы не сдержал слово – то мне хоть увольняйся. И это тоже противоречие между высокой квалификацией и преследованием заведующим кафедрой. Уволиться – это значит пойти в какую-то другую нишу, организацию, что не очень хорошо. Разве нужен заместитель такой квалификации главврачу? Нет, не нужен. Так нам удалось ликвидировать эти противоречия, и в итоге не затормозить мое развитие. Но надо всегда быстро принимать решения, конечно, потому что верное решение довольно часто поздно приходит. Можно же было и иначе сделать. Вот суть закона противоречия – волей не волей, а приходится развиваться.
Закон двойного отрицания
У любого явления или события есть начало и конец. Окончание чего-либо – это отрицание того, что было. Но не просто отрицание – а следующий этап развития. Например, зерно, посаженное в землю, прорастает, и появляется растение, само же зернышко исчезает. Растение растет-растет, и, наконец, выбрасывает колосс. Затем растение отмирает, а в колоссе остается зерно, но уже не одно, а 30–60 зерен. Благодаря такому закону можно всегда предвидеть, чем дело кончится.
Вы знаете, если что-то вошло в моду, то все начинают поддерживать новые тенденции. Но надо же понимать, что любое модное поветрие когда-нибудь закончится. Надо уметь хоть немного смотреть вперед. Вот взять, к примеру, историю дамских сапожек, которые якобы пришли к нам из модной Франции. На самом деле, еще в глубокой древности их «изобрели» в России, но отнеслись к ним скептически. У нас же большинство изобретателей часто отправляют куда подальше. Они уезжают за границу, но не за деньгами, как считают многие завистники, а за условиями для работы. Я тоже уезжал, меня интеллигенция к себе приглашала.
Я знал одно талантливого врача из Сибири, который долгое время был ассистентом. Хотя его уже давно пора было перевести в профессора, но конкуренты ему докторскую зажали. Он поехал в США. Там ему порекомендовали прочесть лекцию – и его сразу произвели в профессора. Так американцы отлавливают таланты. Раньше они переманивали наших специалистов. А сейчас гоняются за нашими студентами.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ
Однажды мне задали вопрос из зала: «Вы говорили, что национальность не имеет значения, что, мол, обычно гордятся национальностью те люди, которым больше нечем гордиться». Да, правильно. Еще известный немецкий философ А. Шопенгауэр в книге «Афоризмы житейской мудрости» писал: «Самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов кулаком и пятой защищать все присущие этой нации недостатки и глупости». Действительно, чем гордиться, если этим качеством обладает несколько миллионов людей? Гордость спортивная или гордость самим собой – уже получше.
Гордость же за родину должна быть за что-то: если люди у нас живут лучше всех, нет разбоя, преступности, коррупции – тогда, конечно, можно даже зазнаться.
СОВЕТ
не стесняйтесь лениться – иногда полезно бездельничать
Лень – это хорошее качество. Лень – это когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравится. Организм не приемлет – и ты начинаешь бездельничать. Но как только тебе что-то действительно понравилось, то заканчивается твое бездействие, и ты моментально начинаешь все делать быстро. Если чувствуете, что вам хочется сачковать, то переключайтесь на другую деятельность, найдите то, что вас интересует.
А вот апатия – это довольно тяжелый синдром психического заболевания. Крутишься-крутишься, ничего не получается – и возникает апатия, все валится из рук, вообще ничего не хочется делать. Вот с ней надо бороться.
Между прочим, если знать действие закона философии двойного отрицания, то станет ясно, почему у многих в жизни не получается все время гладко. Развитие – это когда периодически у тебя количественные отношения таковы, что переходят в другое качество. Например, ты попадаешь в новое место, а там другие и люди, и условия, к которым ты еще не привык. Действует закон противоречия, который со временем преодолевается. Потом переходишь на более высокий уровень, но снова появляется что-то такое, что может раздражать и вызывать неприятие. Еще известный американский психолог Маслоу говорил, что жалобам конца не будет, но по их уровню можно судить об уровне потребностей. К примеру, человек жалуется на отсутствие авто – это одно, а если он желает гараж, то это совсем другой уровень.
Кстати, сейчас очень многие цитируют его «Лестницу потребностей». И чтобы понять суть потребностей, нам вновь помогают знания философии. Так, когда растение растет, то друг за другом появляются сначала корни, потом – ветки, а на последнем этапе – цветы. А если растение или человек начинают «цвести» раньше времени, то весь организм гибнет. Поэтому всегда вначале идут низшие потребности. Когда-то я их тоже изучал. Их семь.
1. Потребности физиологические – это первоочередная нужда человека в пище: голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.
2. Потребность безопасности – желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома и на работе. Он боится перемен и хочет постоянства, боится мира и людей.
3. Сексуальная потребность: удовлетворение этой потребности – одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей – и тут может возникать ряд проблем.
4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви – каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают тебя таким, каков ты есть. Человек без семьи страдает от одиночества и тревожности.
5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня – потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, что очень плохо отражается на здоровье. Он становится зависим от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.
6. Потребность в понимании и познании – это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.
7. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник – картины и т. д. Самоактуализацию можно удовлетворять, когда утолены все остальные потребности. Ведь когда кушать хочется, тебе не до самоактуализации.
И если вы часто не удовлетворены собой и своей жизнью, то подумайте, где вы нарушаете эти законы.
Причина и следствие
Эта философская категория отражает одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Причина – явление/действие, которое определяет, изменяет и производит, или влечет за собой другое явление/действие. Последнее называется следствием.
ПРИМЕР
Камень весит на веревке. Я подхожу и обрезаю веревку – камень падает. Что является причиной падения камня? Есть такая точка зрения, что удельный вес камня больше удельного веса воздуха, поэтому камень падает. Но причиной, конечно, является то, что я перерезал веревку.
Ситуация другая. Камень висит на веревке, та немножко подгнила, потом подул ветер, и камень упал. Что является причиной в этом случае? Гниение веревки. То, что подул ветер, – это всего лишь повод. А многие довольно часто путают повод с причиной. Помните: причина всегда находится где-то внутри.
Следующая ситуация: камень упадет при условии, если будет действовать закон всемирного тяготения.
«Post hoc, ergo propter hoc» – это латинское выражение означающее «после этого, значит вследствие этого». Этот термин относится к риторической ошибке, заявляющей, что два события произошли в последовательности, предшествующее событие вызвало последующее событие. Довольно часто и здесь возникает путаница. Думаю, часто мы не знаем причину, а боремся со следствием. В медицине это особенно важно, потому что доктору надо найти причину болезни, чтобы вылечить больного. И когда ты найдешь причину – ты применяешь то лечение, которое помогает. А если лечение не помогает, значит, тебе либо неправильно поставили диагноз, либо назначили не то лекарство. Хотя, что касается медицины, то тут есть ряд сложностей. Я, может быть, выписал правильное лекарство, а пациенту в аптеке впарили другое, лучше разрекламированное – попробуй разберись, что ему поможет. Хорошо, я в последние годы не назначал лекарства. Психотерапия – это не та дисциплина, где нужны медикаменты. Более того, в психотерапии лекарства обычно вообще вредны. Кстати, тяжело работать с больными, которые умоляют выписать им какие-нибудь таблеточки. А они не очень-то и нужны в некоторых случаях.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ПРИЧИНАХ НЕПРАВИЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
Была у меня пара случаев. Две женщины попали ко мне на лечение. Причина была, конечно, психологическая. И мы договорились, что как разберемся, как снимем психологические причины, так все и пройдет. А я работал в отделении, где были не только мои пациенты. У меня была репутация «болтуна». Утром я прихожу и вижу: у моих пациенток морда лица напряженная. О чем это говорит? Что им больные уж рассказали: «У Литвака будешь мучиться неделю, а я вот всего-то три дня лекарства принимаю – мне уже лучше». Я, правда, уже приспособился к таким нападкам и говорю: «Я вас не держу, если вам не подходят мои методы, скажите – я вас передам другому врачу». Передаю другому врачу. Две недели проходят – в их лечении не происходит никакого сдвига. На причину же таблетки не подействовали! И эти женщины снова попросились ко мне обратно. Я отказался по этическим соображениям. Но чтобы вылечить своих пациенток, мне пришлось дождаться ухода коллеги в отпуск. Тогда мои больные снова попали ко мне, и я их вылечил, потому что устранил причину заболевания.
Или однажды пришел к нам человек с болью в большом пальце. Кроме того, у него были слабость, вялость, высокая температура, тошнота, отсутствие аппетита. Врач назначил медикаменты от головной боли, от слабости, от температуры. А боль в пальце – ерунда. Больной принимает лекарства – а толку нет. Когда диагноз поставлен правильно – достаточно одного лекарства. И сразу дела пойдут на лад. А когда назначают много лекарств – это называется полипрагмазия: авось какое-нибудь попадет в цель. Но обычно не помогает. Всегда нужно искать причину явления. Я пример из своей специальности привел. Но у вас на работе может происходить тоже самое. Поэтому, когда что-то не получается, всегда ищите причину.
А повод – это случайные обстоятельства, которые можно использовать с какой-либо целью, выдавая этот случай как причину. Когда я был садоводом, у меня было 24 дерева-шестилетки. Однажды был сильный ветер. И одно дерево было скошено под корень, а остальные стояли. Причиной является ветер? Почему тогда большинство деревьев остались целы? И когда я внимательно осмотрел поваленное дерево, то увидел, что у основания ствола короед поел кору. Значит, причина – короед. А ветер – повод.
Так и в бытовых вопросах мы довольно часто повод принимаем за причину. И начинаем бороться с поводом. Например, рассмотрим трагический случай, когда люди кончают жизнь самоубийством. Специалисты, как правило, ищут причину. Она, как правило, находится в нем самом. Но кончают жизнь после повода, скажем, крупного скандала. У меня одна моя клиентка спрашивала: «Скажите, а сколько людей покончило жизнь самоубийством, прочтя ваши книги?» Я ответил: «Ни одного. Если они решили расстаться с жизнью, прочитав мои книги, то я явно не мог быть причиной. Я мог быть только поводом: их просто достало все».
В нашей системе был такой случай. Одна больная после того, как побывала на группе у одного из моих лучших учеников М. М., покончила жизнь самоубийством. Наши СМИ подняли кипишь, кричали о привлечении врача к ответственности. Но так как все приемы записывались на видео, то вскоре выяснили причину. Вообще, конечно, была на М.М. доля вины. Пациентка предупреждала, что муж ее тиранит, и она может не выдержать и расстаться с жизнью. Что надо было делать? Не допускать ее в группу, потому что она страдала психическим заболеванием. Но мы потом подали встречный иск за клевету. Когда разобрались, НТВ заплатило 50 000 рублей. Врач, правда, требовал 500 000. Но и так хорошо. Себя нужно уметь защитить.
Еще одно письмо. «Ненавижу Литвака: он разрушил мои отношения с мужем. Тот прочитал все его книги, и воспринял их как программу своей жизни. А Литвак пропагандирует эгоизм в высшей степени. Как можно написать о том, что в присутствии детей можно высказывать раздражение? Более того, в его книгах все объясняется только материальными проблемами. Но жизненные проблемы решаются не только деньгами, есть еще чувства, эмоции, страсть». Автор письма не поняла одной простой вещи: органом любви является головной мозг. А сердце – это просто индикатор, к любви не имеющий никакого отношения.
Никто никого до смерти не доводит. Человек сам себя доводит. Конечно, это плохо, когда кто-то кончает жизнь самоубийством, только лично я не могу быть причиной этой трагедии. Может, конечно, действительно после моих занятий какой-то участник моего тренинга думает, как просто было исправить все ошибки в своей жизни, а он этого не сделал, и в тяжелом эмоциональном состоянии накладывает на себя руки. Не видит выхода. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы вы как можно быстрее приступили к действиям. Так, я даю рекомендацию – напишите биографию. «А что мне биография даст? Я все равно волнуюсь!» – отвечают мне. Я настаиваю: «А ты напиши, посмотрим. Когда пишешь биографию, записывай все свои страхи. Когда один раз описал свои тревоги, второй раз уже писать о них не будешь». То, что я говорю, надо выполнять безоговорочно!
СОВЕТ
отпускайте детей от себя, не висите на их шее грузом
У одной моей знакомой дети собрались уезжать в Израиль – она плакала. То есть она связывала отъезд с большой бедой, мол, они пропадут без нее. А на самом деле, это глубокое заблуждение родителей по поводу своей роли в жизни детей. Конечно, некоторые повозмущаются моим объяснением, но это так. Все дети никогда не хотят слушаться родителей, и это нормально!
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ АЛКОГОЛИЗМА
Алкоголизм – это внутреннее состояние. Во всех своих бедах виноват сам алкоголик. Хотя таким его сделали обстоятельства, родители, когда они внушали, что алкоголь – это вредно. На самом деле, алкоголь – это полезно, но в меру. А когда много, перебор – тогда вредно. Было такое время, когда в хулиганстве и пьянстве ребят все обвиняли молодежные организации в том, что они плохо проводят воспитательную работу. Но причем тут они? Парни сами – без руля, без ветрил, и пьют поэтому. Фильмы показывали на комсомольском собрании, как с человеком беседуют о трезвом образе жизни, а он все равно продолжает пить. Продолжают беседу – с секретарем партийной ячейки, потом – с секретарем парткома завода, потом – с секретарем райкома, потом – горкома. И после того, как секретарь горкома провел беседу – алкаш якобы моментально исправляется. Ну, ерунда. Пьяница просто не может структурировать свое время, поэтому ему скучно.