Глава 1. Теоретические и законодательные основы аудита в российской федерации

1.1. История развития и становления аудита, понятия и виды аудита

История аудита берет свое начало в XIV веке, когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательства в суде. С XVI века термин «аудитор» обозначал людей, которые занимались проверкой учетных записей. В XIII – начале XIV веков в Великобритании прослеживаются первые упоминания об аудите как виде профессиональной деятельности. В XVII–XIX веках аудит получил наибольшее развитие. Причиной этому послужило возникновение в экономике разделения интересов: одни занимались управлением, другие вкладывали деньги в развитие компании (инвесторы, акционеры, вкладчики).

В конце XIX века аудиторская деятельность была законодательно регламентирована в Великобритании и отдельных штатах США. В Германии аудит появился в 1870 году с принятием дополнения к закону об акционерных обществах, которое обязало наблюдательные советы акционерных обществ проверять балансы и отчеты о распределении прибыли и докладывать результаты проверок на собрании акционеров. Но в законе отсутствовало указание органа, который должен осуществлять аудит. Череда банкротств привела к необходимости предусмотреть проведение внешнего аудита. В 1931 году он стал обязательным для всех крупных германских компаний [21].

Во Франции закон об аудиторской деятельности принят в 1867 году. Независимый финансовый контроль осуществлялся двумя организациями: объединением бухгалтеров-экспертов, которые создали Палату бухгалтеров-экспертов, и объединением проверенных бухгалтеров и комиссаров (уполномоченных) по счетам, организовавших Общество комиссаров по счетам. Основное различие между ними состояло в том, что первые приглашались для проведения аудита, а вторые назначались. Деятельность комиссаров по счетам строго регламентировалась правительственными органами. Для проведения аудита государством назначался один комиссар, однако в случае, если акционерное общество обязано было публиковать свою отчетность, то для проверки назначалось не менее двух комиссаров. Бухгалтеры-эксперты могли выполнять функции комиссара по счетам, если в данной организации они не осуществляли консультационные услуги, а также услуги по постановке и ведению учета.

Мировой экономический кризис 1929–1933 годов, массовое банкротство в США и европейских странах способствовали ужесточению требований к проверке отчетности и развитию специализации независимых аудиторов.

В России элементы внутреннего контроля существовали всегда, так как это требовало государство. Действующие нормы права в России ориентировались на романо-германскую правовую систему (основу). В конце XIX—начале ХХ веков аудит возник как профессиональная деятельность. Этому способствовал ряд причин: создание акционерных обществ, проведение банковских реформ и активизация фондового рынка. Основными партнерами в создании акционерных обществ являлись германские и французские индивиды и их капиталы. В результате усиливалось влияние методологии учета тех стран, из которых привлекались независимые аудиторы [37].

После революции 1917 года в период военного коммунизма и полной национализации предприятий необходимость в аудиторских услугах отпала. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики не было потребностей в независимом финансовом контроле. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля. С развитием рыночных отношений в России вновь возникла необходимость в аудиторах.

Существенное влияние на активизацию аудиторской деятельности оказали бурный рост финансово-кредитных организаций, в частности, коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, а также приватизация и разукрупнение организаций, проведение акционирования крупных предприятий и т. д. Первые аудиторские организации появились в 1989–1990 годах, когда законодательно статус аудита еще не был закреплен. В марте 1991 года Ассоциация бухгалтеров и аудиторов начала подготовку профессиональных аудиторов. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ 22 декабря 1993 года. Тогда же были созданы структуры, регулирующие аудит в России. С 1994 года введен порядок обязательного аудита для акционерных обществ. С 1996 года начали разрабатывать правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Период с декабря 1993 года по август 2001 года, во время которого был принят первый закон «Об аудиторской деятельности», можно считать становлением аудита в новой России.

Надо отметить, что это время совпал с кризисом аудиторской деятельности в ведущих странах – США, Великобритании, причиной которого стало выявление нарушений объективности оценки финансового состояния аудируемых организаций.

Особо следует подчеркнуть, что российский аудит развивался в тесном контакте с международными аудиторскими организациями и практически адаптировался в международное аудиторское сообщество. Вместе с тем, на наш взгляд, сам механизм управления профессиональным сообществом, разработанные стандарты, подходы к технике проведения аудита существенно различаются в России и ведущих странах мира.

С 2016 года в Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, ведущим направлением становится риск-ориентированный аудит. С этого времени отменены все действующие федеральные (национальные) стандарты аудита.

Ориентация России на устойчивое экономическое развитие, более полный контроль над затратами должны обеспечить полное восстановление ресурсов и высокий жизненный стандарт, финансовое состояние и финансовую устойчивость организаций и эффективность их деятельности. В этих условиях перед аудиторами ставится задача изучения не только достоверности отчетности, но и финансовой устойчивости организации с элементами прогноза деятельности, что предполагает развитие аудита в риск-ориентированный аудит.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности.

Целью аудита является «…выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации» [3]. Вместе с тем эксперты подчеркивают, что выражение мнения о чем-либо – это не цель, а результат деятельности.

Согласно МСА (200) целью аудита финансовой отчетности является:

– получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность в целом свободна от существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки;

– подготовить заключение о финансовой отчетности и представить его с учетом требований международных стандартов аудита (МСА).

Разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности. Она получается путем сбора аудитором достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств для снижения аудиторского риска. Однако разумная уверенность не является абсолютной уверенностью, так как при проведении аудита присутствуют неотъемлемые ограничения, вследствие чего большинство аудиторских доказательств, на основании которых аудитор делает выводы и формулирует соответствующее аудиторское мнение, носят скорее убедительный, чем неопровержимый характер.

На стадии планирования и проведения аудита на финансовую отчетность влияют различные выявленные отклонения. Искажения считаются существенными, если можно обоснованно ожидать, что они в отдельности или в совокупности повлияют на соответствующие экономические решения пользователей, принимаемые по бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При планировании и проведении аудита от аудитора требуются профессиональные суждения и профессиональный скептицизм, позволяющий ему:

– выявлять и оценивать риски существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, основываясь на понимании аудируемой организации и её окружения, а также системы внутреннего контроля;

– получать достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии существенных искажений, при помощи разработки и внедрения соответствующих аудиторских процедур в ответ на оцененные риски;

– формировать мнение об аудируемой финансовой отчетности, основываясь на выводах, полученных в результате собранных аудиторских доказательств.

Аудит представляет собой деятельность коммерческих организаций по проверке финансовой отчетности аудируемого субъекта с целью выражения независимого и объективного мнения о ее достоверности, т. е. о соответствии ее стандартам и нормативным правилам.

Понятие аудита, предложенное Советом (комитетом) по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFAC), определяется как независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

На наш взгляд, данное определение указывает на то, что, помимо аудиторов, в работе принимают участие: специалисты, помощники, эксперты и другие категории лиц, которым делегируются полномочия как аудиторской организацией, так и аудитором в частности.

Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА) так определяет процесс и цели аудита: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным лицам».

Данное понятие, на наш взгляд, отражает полноту деятельности аудита. Сам факт систематического процесса объективного сбора может дать искомый результат, поскольку это связано с временным фактором аудиторской деятельности.

По мнению В. П. Суйц, А. Н. Ахметбекова, Т. А. Дубровина, аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования [42].

Данные авторы в другой трактовке определяют аудит как предпринимательскую деятельность аттестованных лиц – законных участников экономической деятельности, – направленную на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня, информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

В предложенных понятиях аудита авторы выделяют единые подходы: к цели, требованиям, обязательным условиям.

Аудит – это, прежде всего, деятельность, направленная на предоставление заинтересованным лицам независимой и объективной информации об определенных явлениях. Такая деятельность осуществляется в форме проверки документов и хозяйственного состояния объекта с помощью использования определенных методов.

Приведенные выше подходы к аудиту относятся к коммерческой деятельности, но, на наш взгляд, их можно применить и к государственному сектору.

В Лимской декларации 1977 года выделена особая цель государственного аудита: «Аудит – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем» [51].

Синтез взаимоотношения, взаимосвязи, взаимообусловленности деятельности экономических субъектов, институтов, внутренних и внешних связей, позволяет сказать, что аудит как независимая проверка актуальна на современном этапе развития этих взаимоотношений.

По результатам синтеза деятельности разных областей аудит можно подразделить на следующие виды: коммерческий, специальный и государственный (рис. 1.1).

Все виды аудита имеют право на существование в рамках синтеза отношений сторон, однако многие специалисты и эксперты могут не согласиться с представленной автором классификацией, поскольку считают, что аудит финансовой отчетности включает в себя и управленческий, и производственный аудит.

Так, с учетом регламентного подхода специальный аудит делится на обязательный и инициативный. Специальные виды аудита могут проводиться отдельно, а также в аудите финансовой отчетности, если при использовании метода риск-ориентированного аудита данные виды попадут в выборку и будут существенными.


Рис. 1.1. Виды аудита в Российской Федерации


Представленные виды государственного аудита, на наш взгляд, могут быть эффективны при определении цели и получении результатов.

В дополнение к финансовому аудиту, важность которого неоспорима, существует и другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются средства. Аудит эффективности как контроль охватывает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы [51]. Возникновение аудита эффективности следует рассматривать как закономерный процесс, связанный с совершенствованием управления финансами и развитием финансового контроля.

В то же время аудиторы и аудиторские организации должны проводить аудит и сопутствующие аудиту услуги, оказывать прочие услуги в соответствии с государственным законодательством и международными стандартами аудита. Согласно, приказу Минфина России от 09.03.2017 № 33н «Об определении видов аудиторских услуг и перечня сопутствующих аудиту услуг» аудит и сопутствующие услуги так дифференцируются по видам и направлениям:

Аудит:

1. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.

2. Аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.

3. Аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

4. Аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

5. Аудит иной финансовой информации прошедших периодов.

Сопутствующие аудиту услуги:

1. Услуги, обеспечивающие разумную уверенность.

– выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.

– выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации.

– выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.

2. Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность, обзорная проверка:

– бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.

– части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.

– отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

– части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

– иной финансовой информации прошедших периодов.

– Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.

– Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в нефинансовой информации.

– Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в предмете, отличном от информации.

3. Услуги, не обеспечивающие уверенность.

1. Исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур.

2. Компиляция информации.

К прочим услугам, согласно статье 1 Закона «Об аудиторской деятельности» относятся:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

4) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) оценочная деятельность;

7) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

При оказании прочих услуг все пункты соответствуют принципу независимости, кроме первого. Особенность принципа независимости заключается в том, что аудиторы не могут осуществлять аудит в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Для проведения аудита аудиторам необходимо четко определять цель, формировать разумную уверенность, использовать принцип существенности, а также применять законы РФ, учитывать требования международных стандартов аудита. Виды аудита позволяют аудиторам определять необходимые источники на стадии планирования и проведения аудита.

1.2. Законодательные и нормативные источники регулирования аудита

В Российской Федерации существует большое количество законов, указов, постановлений, которые регулируют контрольную деятельность. Однако эти нормы нередко не только не разъясняют и не облегчают взаимоотношения между контрольными органами различных ветвей власти, органами и объектами контроля, а зачастую вносят элементы дезорганизации, либо не охватывают целые области экономической деятельности, оставляя их вообще вне всякого контроля со стороны власти.

Это проявляется в несогласованности нормативно-правовых актов, нечеткости формулировок, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия. На наш взгляд, требуется упорядочить и систематизировать существующие нормативные документы в области финансового контроля.

Объективность контроля достигается неукоснительным соблюдением правовых норм при анализе фактического материала. Компетентность обеспечивается подбором в контрольные органы хорошо подготовленных профессионалов, использованием передовых методик контрольной деятельности. Гласность в работе достигается публикацией результатов контроля, постоянным информированием общественности о проводимых проверках.

Рассмотрим, как международная модель аудита нашла отражение в российском законодательстве.

Мировая практика государственного аудита XX века строилась на базе двух классических концепций (моделей) регулирования аудиторской деятельности: государственной и общественно-государственной.

Развитие аудита в странах Европейского Союза (Германии, Австрии, Франции, Испании), где он ориентирован главным образом на интересы банков и государственных организаций, проходило по первой (европейской) модели, согласно которой аудиторская деятельность жестко регламентируется государством, а функции государственного аудита (контроля) возложены на централизованные органы.

Для данной модели характерно регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и подзаконных актов, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и их взаимоотношения.

На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществление контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности.

Государственное регулирование аудиторской деятельности не означает, что профессиональное аудиторское сообщество не принимает участие в регулировании собственной деятельности, однако саморегулирование аудиторской деятельности при данной модели незначительно. Оно, как правило, выражено в совместной работе с уполномоченными государственными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональных объединений.

Вторая (американская) модель получила развитие в англоязычных странах, где регулирование аудиторской деятельности осуществляется главным образом профессиональными общественными аудиторскими объединениями, т. е. имеет форму саморегулирования.

Так, в систему регулирования аудиторской деятельности в США входят:

– Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) и комиссии штатов по бухгалтерской отчетности, наделенные полномочиями по разработке и установлению стандартов бухгалтерского учета и надзора за деятельностью аудиторов;

– Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) – некоммерческая самоуправляемая организация, созданная в 1947 году и занимающаяся разработкой и интерпретацией основных правил ведения и раскрытия информации в финансовых отчетах коммерческих организаций;

– Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) – независимая самоуправляемая организация, созданная в 1973 году и занимающаяся разработкой и интерпретацией основных правил ведения и раскрытия информации в финансовых отчетах неправительственных организаций.

Модель саморегулирования аудиторской деятельности США применяется также в ряде стран (Канада, Великобритания, Австралия), которые традиционно отличаются от других стран с развитой рыночной экономикой концепцией бухгалтерского учета и права.

Ведущую роль в системе органов регулирования аудита в таких странах занимают профессиональные аудиторские объединения. Им переданы все основные функции, такие как аттестация аудиторов, осуществление контроля за качеством аудита, а также разработка стандартов и норм аудита. Результаты аудита, прежде всего, рассчитаны на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других заинтересованных лиц.

Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также стандарты аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности.

Проведенные исследования показали, что различие концепций (моделей) регулирования аудиторской деятельности обусловлено задачами, которые решает аудит, и неодинаковой степенью вмешательства государства в регламентацию и организацию аудиторской деятельности.

Тенденцией последних лет стало объединение принципов государственного и общественного регулирования в смешанной модели, в которой принцип саморегулирования уступает место паритетному участию в регулировании аудиторской деятельности профессионального сообщества и государства.

После ряда допущенных аудиторами нарушений, выявленных с делом компании Enron аудиторской компанией Arthur-Andersen, серьезным изменениям подверглась американская модель регулирования. Непрофессиональное поведение сотрудников аудиторской компании нанесло ущерб общественному имиджу аудиторской профессии. В результате в США и Великобритании принято решение о создании надзорных органов, которые призваны жестко контролировать работу аудиторов.

В странах Западной Европы аудит всегда находился под жестким государственным надзором, например, в Германии аудит и бухгалтерский учет находятся под контролем Министерства юстиции, а во Франции – Министерства экономики и финансов.

Отрицательная деятельность аудиторов в США стала следствием утраты веры им в качестве надежных стражей спокойствия на финансовых рынках. За последние годы во многих странах произошло ужесточение государственного регулирования и контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм. В 2002 году в США принят закон Сарбейнса-Оксли (Act Sarbanes-Oxley of 2002, SOX), известный также как Закон o реформе отчетности публичных компаний и защите инвесторов.

Многие страны (Австралия, Великобритания, Евросоюз, Япония и др.) для ужесточения контроля за прозрачностью и качеством финансовой отчетности общественно значимых компаний разработали правовые акты, аналогичные Закону Сарбейнса-Оксли. При этом законодатели постарались учесть при их подготовке специфические национальные особенности корпоративной культуры, чем полностью пренебрегли разработчики американского закона, распространившие на всех участников рынка ценных бумаг США (независимо от страны происхождения) обязательность подчинения требованиям, присущим национальной деловой культуре США.

В России действует Закон «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 30.12.08, который закрепил создание смешанной модели регулирования.

Мировая практика аудита доказала неэффективность модели «чистого» саморегулирования.

Характерными признаками смешанной модели являются:

– четкое разделение полномочий государства и делового сообщества по регулированию аудиторской деятельности (государство регламентирует общие правила национального аудита, а также контролирует деятельность профессиональных объединений);

– создание смешанных органов регулирования аудиторской деятельности;

– создание смешанной системы нормативных актов регулирования аудиторской деятельности.

Рассмотрим регулирование аудита в коммерческом секторе. Аудит осуществляют следующие субъекты аудиторской деятельности:

– Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфин России;

– Совет по аудиторской деятельности;

– аккредитованные аудиторские объединения (СРО);

– аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить два уровня (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Правовое регулирование аудита в Российской Федерации


С 1 января 2017 года аудиторская деятельность в России осуществляется на основе международных стандартов аудита. Минфином России завершено признание действующих международных стандартах аудита (МСА). Приказами Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 года № 220н) и от 9 ноября 2016 года № 207н названные в таблице 1.2 стандарты введены в действие на территории Российской Федерации, с изменениями по состоянию на 9 января 2019 года. Так с 12 февраля 2019 года вступил в силу Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие новые международные стандарты на территории Российской Федерации.


Таблица 1.2.

Международные стандарты аудита применяемые в России


Для правильной организации работы с МСА аудиторы и аудиторские организации должны использовать дополнительные документы (табл. 1.3).


Таблица 1.3

Дополнительные документы Международной федерации бухгалтеров (МФБ), признанные для применения в России


Кроме того, к дополнительным источникам информации для проведения аудита относятся действующие в РФ законодательные акты (кодексы, федеральные законы, региональные законы и др.), нормативно-правовые акты (постановления Правительства РФ, субъектов РФ), положения, стандарты, методические указания, инструкции и т. д.

К внутренним источникам можно добавить в зависимости от объекта аудита: учетную политику, бухгалтерскую отчетность, регистры бухгалтерского учета, первичные документы, анализ счетов, договоры, протоколы собраний, решения учредителей и др.

Для достижения цели при проведении независимого аудита в целом источники информации по видам представлены в достаточном объеме.

Проведем краткое сравнение международных и российский стандартов аудита на соответствие для лучшего понимания и применения их в практической деятельности, (табл. 1.4).


Таблица 1.4

Соответствие международных и российских стандартов аудита [31]

Примечание. Все ФПСАД утратили силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 1289 и Приказа Минфина России от 26.09.2017 № 147н.


В результате сравнения можно заключить, что ряд международных стандартов аудита не имел аналогов в российской системе. Некоторые стандарты содержат узкое направление применения в аудите. В то же время, отметим, что по МСА отдельные стандарты имеют отношение к финансовым инструментам, например, такие, как учет хеджирования, прибыли или убытков при первоначальном признании финансового инструмента (часто называемые прибыли или убытки «первого дня»), взаимозачет, переход рисков или обесценение, включая создание резерва под убытки по займам.

Вышеуказанные международные стандарты разработаны в понимании контекста концепций достоверного представления финансовой отчетности, так как существуют отличия в понимании использования концепций и подготовки финансовой отчетности специального назначения.

В Российской Федерации имеются иные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. К ним относятся: методические указания, порядок, правила, сборники, программы, требования и др. (табл. 1.5).


Таблица 1.5

Нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации [52]


Анализа использования действующих международных стандартов аудита в Российской Федерации показал, что ряд стандартов для наших аудиторов являются новыми, что может привести к трудности их применения на практике в связи с отсутствием полноценного рынка этих направлений. Для эффективного применения международных стандартов аудита необходимо использовать методы риск-оринтированного аудита к объектам аудита.

Риск-ориентированный аудит – это аудит, основанный на экспертных экономико-математических, статистических методах направленных на выявление существенных рисков, событий, фактов хозяйственной жизни в деятельности предприятий и организации, сформированный на информационных материалах специалистов или специальной структуры организации.

На наш взгляд, риск-ориентированный аудит позволит определить риски, вывить из них существенные для аудируемого лица и на базе выявленных существенных рисков провести детальный аудит с учетом аудиторских процедур, таких как: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, подсчет, аналитические процедуры, письменные заявления, уместность и надежность, компетентность, выборка и др.

Загрузка...